рефераты скачать

МЕНЮ


Концепции мировой торговли

чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые

шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь

к властям за разрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с

экспортером), но когда ему требуется получить эту иностранную валюту,

власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не

могут сделать этого.

5.Правительственные постановления.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут

быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие

постановления и ограничения:

1. постановления по валютному регулированию;

2. лицензирование экспорта;

3. лицензирование импорта;

4. торговое эмбарго;

5. импортные квоты;

6. правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов

безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые

внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и

гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок;

упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;

7. документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых

товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге

могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в

международной торговле;

8. пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановление по валютному регулированию.

Валютное регулирование представляет собой систему контроля за притоком

и оттоком иностранной валюты в стану и из страны. Термины "постановления по

валютному регулированию" и "ограничения по валютному регулированию"

относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны

для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся.

III. Международная торговая политика и регулирование международных

экономических отношений.

1.Торговые барьеры.

a) Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они

могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные

пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не

производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы).

Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является

обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей

от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило,

недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же

ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при

торговле на внутреннем рынке.

б) Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные

объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период

времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством

сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие

пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно

небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт

товара сверх определенного количества.

в) Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система

лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его

безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения

лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать

импорт.

г) Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой

формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы "добровольно"

ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают

согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны

импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так,

японские автомобилестроители под угрозой введения США более высоких тарифов

или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных

ограничений на свой экспорт в США.

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно,

что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают

экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от

свободной международной торговле, отдельные отрасли и группы поставщиков

ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы

предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо

улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы

или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то

речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их

сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых

рынках. Короче говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно

неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами,

и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей,

имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат

причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не

удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая

торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному

использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового

производства. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой

торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а

также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы

реального мирового производства.

2.Протекционизм.

a)Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-

политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для

сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и

материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается,

что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность)

должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых

ресурсов). Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и

ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются

перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению,

объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого

процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому

факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с

некоторыми экономическим издержками.

б) Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте национальные

рабочие места!" используемый в защиту пошлин, становится все более модным,

по мере того как экономика приближается к спаду. Он коренится в

макроанализе. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из

потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов и

чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом.

Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет

стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку

повлечет за собой резкий рост доходов и занятости.

в) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для

оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности.

Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных

экономик, например нефтяной экономики Кувейта или ориентированного на

производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависит от

международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в

структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные

процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что

защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования

промышленной диверсификации и , как следствие, уменьшения зависимости от

конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет

оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических

событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса на

один или два конкретных товара и их предложения, таким образом обеспечив

большую внутреннюю стабильность.

Имеются также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот

аргумент имеет слабое или вообще не имеет отношения к развитым странам. Во-

вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными;

например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может

оказаться крайне неэффективной.

г) Защита молодых отраслей. Защитные пошлины необходимы для того, чтобы

дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности.

Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более

зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм

позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными

производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на

сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в

том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не

было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер,

направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита

молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное

размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за

различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной

промышленности.

д) Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты

отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке

страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее

себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть

заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-

первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных

конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-

вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации -

назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей

иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по

высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной

продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства

могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при

крупномасштабном производстве.

е). Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ.

Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал

Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г. Будучи специально

направленным, на снижение пошлин, закон включал два основных приложения.

I. Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной

торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать

соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до

50% от существующего уровня. Снижение тарифов зависело от готовности

других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин

на американский экспорт.

II. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в

результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего

благоприятствования, оно относилось бы не только к определенной

стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер.

Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним

переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947

году, когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о

тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных

принципах:

1. равный, недискриминационный режим для всех стран участников;

2. снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров;

3. устранение импортных квот.

По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров

по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ

входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось

важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой

в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению

торговых барьеров.

В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ.

В повестку дня "уругвайского раунда" были включены следующие предложения:

. устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве;

. снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20%

международной торговли);

. уничтожение ограничений на иностранные инвестиции;

. внедрение на международной основе патентных, авторских прав , прав на

торговую марку.

3. Экономическая интеграция.

Другим решающим сдвигом в сторону либерализации торговли стала

экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону

свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и

Американско-канадское соглашение о свободной торговле.

4. Возрождение протекционизма.

Несмотря на заметный прогресс в снижении и устранении тарифов, многое

еще предстоит сделать. Подтверждением тому служит повестка дня ранее

упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом переговоры в рамках ГАТТ в

основном казались изделий обрабатывающей промышленности, в то время как

другие аспекты международной торговли и финансов были обойдены вниманием. К

областям, остававшимся вне поле зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство,

услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и

международные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблемы

интеграции в систему ГАТТ многих развивающихся стран, не являющимися

членами этой организации. Но еще более угрожающее явление — это мощное

возобновление протекционистского нажима. Нетарифные барьеры продолжают

оставаться серьезной проблемой: множатся случаи применения импортных квот и

произвольных ограничений экспорта.

5. Внешние займы и международный банк.

В 1944г. ведущие страны мира объединились и образовали Международный

банк реконструкции и развития и связанное с ним учреждение ( Международный

валютный фонд. Как и следует из его названия, Международный банк был

организован для предоставления надежных долгосрочных займа на цели

реконструкции и развития. Международный валютный фонд, в свою очередь,

имеет дело с краткосрочным кредитованием и стабилизацией валютных курсов на

началах сотрудничества.

Что представляет собой Международный банк, нетрудно понять. Ведущие

государства подписываются на акционерный капитал банка на общую сумму 21

млрд. дол., пропорционально их экономическому значению. Банк может

использовать свой капитал для предоставления надежных международных займов

лицам или странам, проекты промышленного строительства которых выглядят как

экономически вполне целесообразные, но которые не могут получить частных

займов по достаточно низким процентам.

Заключение.

Важным фактором развития национальной экономики являются

внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это

единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее

пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может

сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить

эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.

Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо

государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко

контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу.

Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны,

политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние

контакты своих граждан.

Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди

определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может

попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя,

исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться,

опираясь на свои средства но все же ни одна страна не может достичь сколь-

нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если

она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить

экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни

страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний

импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли

отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает

что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное

регулирование внешней торговли:

Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между

товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать

прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя

население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства

может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к

рынку носит необходимый характер.

В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут

экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в

том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую

деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без

сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно

оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.

Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и

международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия

можно прийти к следующим основным выводам:

Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию

мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до

этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то

результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции.

Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более

усилится.

Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х

годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать

безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.

Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы

Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее

важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли

в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.

Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между

странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не

признающей никаких искусственных преград и препонов торговле.

Список литературы.

1. П. Самуэльсон "Экономика" том 2

1. К. Р Макконнелл, Стэнли Брю "Экономикс" том 2

1. "Основы международной торговли" Киев BHV 1995 г.

1. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва

1. С. Мочерный "Основы экономической теории" Тернополь 1993 г.

1. Беляцкий С "Международная экономичская взаимосвязь и взаимозависимость:

проблемы, тенденции" Экономика Украины №9 1994 г.

1. Сокуренко С. "Как организовать торговлю со странами Европы" Экономика

Украины №6 1994 г.

1. Дергачев В. "Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе

свободных экономических зон" Экономика Украины №12 1994 г.

1. Петров А. "Валютные операции и риски, связанные с ними" Российский

Экономический Журнал №4 1994 г.

1. Омельянович О. "Состояние и проблемы торговли Украины" Экономика Украины

№7 1995 г.

1. Радченко Л. "Банки в международной торговле" Российский Экономический

Журнал №6 1995 г.

1. Удоденко П. "Что такое кредитные риски и как их избежать" Российский

Экономический Журнал №2 1995 г.

13.Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной

торговле" Российский Экономический Журнал №8 1994 г.

14. Пряхин Н. "Междунароные торговые объединения и организации"

Российский Экономический Журнал №2 1993 г.

15. Тортунов Д. "Страны СНГ: непростой путь к к экономичской

интеграции" Российский Экономический Журнал №4 1994 г.

16. Мороз А.Н. "Основы банковского дела" Киев, 1994 г.

17. Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл "Деньги, банковское

дело и денежно-кредитная политика", Москва 1991 г.

18. Банданов П.М. "Опыт США в регулировании импорта" Мировая экономика

и международные отношения №10 1991 г.

19. Интеловский А.М. "США и Япония: торговое противостояние"

Мировая экономика и международные отношения №6 1990 г.

20. Панфиленко О. Н. "МВФ и страны третьего мира: что дальше?"

Коммерсант , №5, 1994 г.

21. Онищенко В. ""Современные проблемы внешнеэкономической политики

Украины" Экономика Украины №2, 1996 г.

22. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России"

Мировая экономика и международные отношения №11, 1994

23. Портер М. "Международная конкуренция" Москва, "Международные

отношения", 1993

24. Филипенко А. "Добыть и сберечь" Политика и час №2, 1995

25. Конспект лекций по экономической теории.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.