рефераты скачать

МЕНЮ


История Российского предпринимательства

cвою

очередь оказывало дополнительную помощь Обществу в виде ссуды в 500.000 кре-

дитных рублей после того, как Новороссийское общество употребит на

указанные

цели не менее половины своего основного капитала, т.е. свыше одного

миллиона

рублей.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит

в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года

ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута

печь.

Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой,

через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что

невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требо-

валась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он

опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу

работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается

оп-

тимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты,

регулирует

дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в

железном

производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была

задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все

возрастаю-

щих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухо-

ва, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигну-

та только в 1887 году.

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия

в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и

энергичного

предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный

процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел извест-

ность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил

выплавку

в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и

переработку его в железо и сталь.

Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и

рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими, куз-

нями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г.,

с

этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства

огнеупор-

ного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового железа, в

1876 г. — задувается вторая домна, в 1879 г. — начинает производить

марганце-

вый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали, а

с

1880 г. Дж.Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не уступа-

ли по качеству рельсам английских заводов.

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло

четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый

городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие

знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремлен-

ного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в

глубине

души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь

успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун

пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил

далеко

идущие, но вполне реальные планы, если посмотреть на динамику роста произ-

водства (см. табл. № 1)8. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45

млн.

пуд в год, а выплавку чугуна —до 15 млн. Для осуществления своих планов он

в

июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня

1889

г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Итогом и своеобразным памятником его

двад-

цатилетней деятельности стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос

многотысячный город.

Таблица № 1 (в пудах)

|Виды продукции | 1873 | 1883 | 1893 | 1895 |

|Уголь |2,959,198 |10,513,069 |28,222,681|34,122,913 |

|Руда железная |690,587 |2,798,290 |12,759,355|15,361,694 |

|Чугун |388,647 |1,590,453 |7,322,435 |10,154,145 |

|Чугун марганц | - |35,453 |150,741 |266,648 |

|Сталь мартен | - |1,119,163 |4,817,157 |5,349,533 |

|Рельсы |816,447 |3,522,648 |3,994,453 |145,328 |

|Железо пудлинг |212,722 |583,645 |615,787 |759,690 |

К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь, выжжен-

ная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был

построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник оживлен-

ный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители

окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на

колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10

угольных

шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и

водоотливные машины мощностью соответственно 1.056 л.с. и 1.306 л. с.

Возглав-

лял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные цеха

насчитывали 6 печей объемом от 3.288 до 13.440 куб. футов. При них было

установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались колош-

никовыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производитель-

ность доменных печей достигала 70 тыс. пудов в сутки. Чугун освобождался от

серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8.000 пудов каждый. Местная желез-

ная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки чугуна,

не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более

богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней. Такая

примесь только улучшила качество чугуна.

Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах,

сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при каждом

было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском

заводе и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного

отдела в это время достигала 10 млн. пудов в год, а листопрокатного и

кровельно-

го — до 2.750 тыс. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной

выработкой до 25 млн. пудов в год.

Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был осна-

щен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он мог

перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов рельс. Юзовский завод владел

собственно

выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были со-

единены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы. Его

подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем,

что

завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались

электричеством.

Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали извест-

ковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича

составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов.

По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механичес-

ких заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного

предприятия

Новороссийского Общества.

В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве,

Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в При-

волжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства.

Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом Обще-

ства, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ улице,

являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но не

обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для руководст-

ва делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление.

В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689 че-

ловек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты на

уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160 че-

ловек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в

основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в

начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек.

Общие

ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили 7.075.684

руб-

лей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в месяц

в

зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная зара-

ботная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500. Вдовам

рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25

рублей в

месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу единовременных

пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше 5.000

руб-

лей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и инва-

лидности в I Российском Страховом Обществе. При этом необходимо подчерк-

нуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного малооплачива-

емого труда, что приносило им дополнительную прибыль.

Заводоуправление предоставляло рабочим бесплатные квартиры с даровым

отоплением и водою. Для желающих имелись платные квартиры, но также с

даровым отоплением от 1 до 4 рублей в месяц. Все отбросы и нечистоты от

квартир и с улиц поселка ежедневно увозились к деструктору, в котором сжига-

лись. Летом же заводские улицы и территория, прилегающая к домам,

поливалась

водою с добавлением обеззараживающей дикости. Комиссия по исследованию

положения горнорабочих юга России, работавшая на заводах и рудниках Ново-

российского Общества весной 1905 г., оставила подробные описания жилищ

рабочих. Помимо частных домов имелись отдельные благоустроенные 2-х и 4-х

квартирные домики, квартиры в 1,5—2 комнаты с кухней (с цементным или

земляным полом) и казармы. По мнению комиссии, все типы жилищ были в той

или иной степени благоустроенны, но казармы, как подчеркивалось, отличались

теснотой. Более того, бесплатные квартиры и казармы предоставлялись далеко

не

всем рабочим.

Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам

внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни

рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону

деятельности

Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж

повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо

подчеркива-

лось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских

городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо

отстроен-

ную «английскую колонию» и, по сравнению с ней, менее благоустроенные

русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название «Со-

бачевка». Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город очень

быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25 тыс.

человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке

обосновалось

несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась

почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены

гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество

русских

лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров. А

наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой. Заметим,

что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры, которых

нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г. Мертир-

Тидвил,

откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода,

[pic]

ЮЗОВКА.

прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские

истори-

ки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в городе.

Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары,

за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач. Новороссийское

Общество располагало собственным Александровским имением, которое удовле-

творяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок.

Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно было

приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» —

Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный заводы,

паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном

для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в де-

структоре. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее

двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах Общества

продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью

заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические

усло-

вия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который

готовил-

ся круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в осо-

бых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением.

Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам представляется,

была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех зданиях

и

была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из

лучших

в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание боль-

ницы уходило от 60.000 до 75.000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2 про-

визора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16.000

руб.

в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек,

амбулатор-

ных — 26.250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице,

прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов,

проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные

платные (вход — 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями.

На их постройку было истрачено 20.000 рублей.

Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала орга-

низация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная и

3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной школы,

как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими, про-

сторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя

параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса каж-

дая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75.000 рублей., а

расход

на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание

зданий, требовал суммы примерно в 13.000 рублей. В 1897 г. 18 учителей

обучали

в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение равнялась

5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке

имелись также одна английская и несколько частных школ.

Благоустройство территории завода и города также находилось в центре вни-

мания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный парк

общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный

пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители города

могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и

кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о

досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков.

Летом в

парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода. В

конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся

для

чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные посту-

пили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по

исследованию

положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению, посеща-

лись мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совмест-

ных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено

100.000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть

поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее имелось

еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского Общества

существовал книжный склад и библиотека.

Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное

Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено

тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в

развитии

собственного металлургического и рельсового производства на юге России,

посто-

янно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк

И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых

ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы

прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую

изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так,

например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под

залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из

первых

случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практи-

ки». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам,

когда

Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на

2.700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае речь

шла

уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались

залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой

промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского

Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно

равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует

заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882

годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной мощности,

Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою

продукцию.

Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными зака-

зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми

явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к

открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим

что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых

уральских

заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в

отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в

состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявле-

ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых

относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на

400

тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало

67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В 80-е

годы

Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в

правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в

1885-1887 годы.

Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в состав

Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот

факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным

производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра

зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в

целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казен-

ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали

перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как

писал

И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический

завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в

январе

1895 года.

В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продук-

цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.