История Российского предпринимательства
История Российского предпринимательства
Введение.
За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не
могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы
собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех,
что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в
крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной
апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой,
конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства.
Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен,
какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет
сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в
капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта,
накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской
истории.
Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас-
современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие
важные и сегодня проблемы как, например, национальная ментальность и ее
проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и
специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с
западноевропейской и американской.
Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров
российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния
и признания, имея за спиной необременительный, легковесный багаж рыцарей
удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того
же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию. Путеводной нитью
одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти
люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям.
Акционерные компании.
Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв.
во
многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства.
Акцио-
нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий
аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал.
Само
понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на
котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью
при-
надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого
в
стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта
норма
получила юридическое закрепление в одном из указов Александра I в 1805
году.
В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа
в
России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но
действи-
тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской
актив-
ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых
выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и
усиле-
нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов
«купеческих
товариществ», которые действовали на основе специальных договоров
между их
участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой
объ-
единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом.
Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом.
В
«товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать
ограниченное
число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и
имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при
этом
не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и
собствен-
но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В
отличие
от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям
купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е.
сословий).
Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал
существо-
вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и
акционер-
ных компаний. Относительно последних общему законодательству были
известны
термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное
(т.е.
частноправовое) законодательство использовало также следующие формы:
«акци-
онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все
они
были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства
стали
постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества».
От-
личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно
узком и
устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило,
возникали в
результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи
(акции)
выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их
ограничивалась.
До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть
до
1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла
действия.
Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных
чиновников и
представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных
тенден-
ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных
категорий лиц
в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска-
зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих
промыслов, в
глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол.
Несом-
ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее
деятель-
ности влиятельных сановников с целью получения государственных
привилегий.
Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию
акционерного
предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода
привилегии
могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в
опре-
деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов
и сбор-
ов, прямые государственные субсидии и прочее.
Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у
публики,
причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию
торговли
ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу.
Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства
peгла-
монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился
подписанный
Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или
компани-
ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный)
прин-
цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот
пери-
од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно
имен-
ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались
импера-
тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г.
продолжали
существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных
пред-
приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года.
Это и
разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип
акций
(что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства),
ограничение
прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и
вероиспо-
ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г.
даже
было введено положение об обязательном выяснении через Министерство
внутрен-
них дел “благонадежности и имущественного положения учредителей”.
Для характеристики положения акционерных компаний приведем небольшую
выдержку из записки Совета съездов представителей промышленности и
торгов-
ли, направленной в июне 1912 г. одновременно в Совет министров и
Министерст-
во торговли и промышленности. В ней констатировалось, что в России “по
общему правилу всякое акционерное общество вследствие того
обстоятельства, что
акция его может оказаться в руках лица, ограниченного в своей
правоспособнос-
ти, рассматривается в отношении принадлежащих ему гражданских прав,
одно-
временно как еврей, иностранец и лицо польского происхождения, и к
нему
применяются в совокупности все ограничения, существующие для этих
категорий
населения».
В 1914 г. была предпринята даже попытка кодифицировать многочислен
ограничительные правила для акционерных компаний.
Джон Юз и Новороссийское Акционерное Общество.
[pic]
Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, же-
лезного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель
заво-
да — родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и
богатых
промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До
нас
дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской
деятельности
на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте,
когда
ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был
богатый
жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера,
стоявшего
во главе одного из мегалиту ргических заводов г. Мертира. Он получил
домашнее
образование и в юношеские годы работал под началом своего отца,
который в то
время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с
метал-лургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби
Вейл.
Спустя некоторое время он основывает собственное механическое
производство в
Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот
период
раскрывается его талант изобретателя и организатора производства.
Дж.Юз впе-
рвые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-
х
годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский
железопро-
катный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты
для
дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского
изобретателя, по-
являются именно в эти годы. Он также посвящает много времени
приготовлению
рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное
проблемой
бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей
материал и
заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство
провело
ряд испытаний бронированной стали французского и английского
производства.
Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж.Юз, успешно их
выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее
проч-
ной и надежной.
В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский
историк
Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном
случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором
описывает-
ся, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони.
Приведем
это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых
деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и
обстре-
ливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных
орудий.
Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не
чугуна,
устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний:
часто снаряд просто застревал в броне на полпути.
Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных
обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И
в
результате русское правительство разместило на этом заводе военный
заказ с
целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так,
впервые
судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза
пере-
секлась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с
русскими
военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний
и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который
заклю-
чило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно
договору
кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки
железных
рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления
переуступил
концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это
предложе-
ние весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей
ему
неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за
осуществление идеи.
Настольной книгой английского инженера становится исследование
французского
геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной
малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа
одарила
этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами
железной
руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не
решался
оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы,
подтверж-
дала и неудача с постройкой казенного металлургического завода,
работавшего на
местном сырье, в Лисичанске.
Дж.Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом
непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность,
осматривает
залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей
ок-
рестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять
концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был
высо-
чайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей
сооб-
щения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-
секретарь
М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору вели-
кобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство
образовать
акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3
млн.
руб.)** для разработки каменного угля и основания рельсового
производства на
юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение
трех
месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в
один из
заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000
должны
были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз
обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна
была
достигать 2.000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный
ход
доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна
была
быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить
постройку
рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить
механичес-
кие мастерские для нужд завода.
Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли
и ее
недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение
десяти
лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии
на
количество не более 3000.000 пуд. в год. Причем эта премия должна была
выплачиваться Обществу за каждые 100.000 пуд. действительно выделанных и
принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу
право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой
для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось
_______________________________________________________________________
____
* События, имевшие место в России, датируются по юлианскому календарю,
а в Англии — по грегорианскому и соответственно помечаются как
«ст.ст.» и «н.ст.»
** Курс рубля по отношению к фунту стерлингов: 96 руб.= 10 ф.ст.
*** Одна английская тонна равнялась 62 пудам.
образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до
85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к
устраи-
ваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду
в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать
63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как
подчер-
кивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти.
Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем
выпуска негарантированных акций.
И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону дея-
тельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно
английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с
учрежде-
ниями и организациями на территории России регулировались законами Россий-
ской Империи.
Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз воз-
вращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солид-
ной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие
временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят
29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-
акци-
онеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас
Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви,
гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламен-
та (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40
ак-
ций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал
Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом
выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегирован-
ные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров
устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общест-
ва от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущест-
венные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 %
годовых.
Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо
избира-
лись акционерами разряда А и двое — акционерами разряда В (два последних
являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по
разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл., Оттомар
Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были
избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн.
Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в
заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес
ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869
г.
(н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В,
которые
считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники,
входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в
руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей —
40.000 акций. На выплату жалованья Дж.Юзу и Дж.Гучу выделялась сумма в
1.000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения
за
заводом и управление делами Общества.
Дж.Юз внес на счет Общества сумму в 50.000 ф. ст. в банкирский дом
«Martin
& Co.» В Лондоне, владельцы которого впоследствии также стали крупнейшими
держателями акций Новороссийского Общества. В 1914 г. в руках Джеймса
Мартина было сосредоточено 83.400 акций. Согласно дополнительным условиям,
подписанным вскоре после договора, из указанной выше суммы 20.000 ф. ст.
были переданы в Государственный банк Российской Империи на имя министра
финансов. Правительство, придавая огромное значение развитию каменноуголь-
ных разработок и строительству чугунноплавильного и рельсового завода на
юге
России, а также учитывая важность строительства соединительных путей, в
Страницы: 1, 2, 3
|