рефераты скачать

МЕНЮ


Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы

денежных потоков.

В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного воспроизводства

от первоначального финансирования производственного цикла до получения

прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками

группы определяется, прежде всего, финансовыми институтами группы,

деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на

происходящие изменения внутри группы и во внешней среде.

Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом

развития. С макроэкономической точки зрения, создание, организация и

функционирование ФПГ дает возможности для решения ряда задач:

- концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных

направлениях развития экономики и получения относительно

дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых

организациях группы;

- обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных,

исследовательских и опытно-конструкторских разработок

(НИОКР), ускорения НТП;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности

продукции отечественного производства;

- осуществления прогрессивных структурных изменений в

промышленности;

- формирования долгосрочных хозяйственных связей;

- улучшения инвестиционного климата и стабилизации

производства;

- снижения рисков;

- долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гарантией их

сохранения и целевого использования.

Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали

формироваться в 1991 – 1994 гг. и создавались различными путями:

- организации на базе бывших государственных структур с

последующим развитием и диверсификацией производства (РАО

«Газпром»);

- формирования крупным предприятием собственных банков, НИИ,

торговых представительств (ВАЗ);

- целенаправленной скупки коммерческим банком контрольных

пакета акций интересующих его предприятий (МЕНАТЕП,

«Роспром»).

Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих

банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом

учредители преследовали ряд целей:

- инвестирование средств с высокой отдачей, поскольку в тот

период банковская деятельность при процентной марже в 30 –

40 % между привлечением и размещением средств обеспечивала

высокую доходность;

- уменьшение риска потери собственных оборотных средств,

размещенных в подконтрольном банке, их эффективное

использование, защита от зависания денег за счет создания

прозрачной структуры денежных потоков;

- получение возможности финансирования деятельности

учредителей за счет доступа через банк к финансовым рынкам

и инструментам: МВК, средствам предприятий и населения.

В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки,

они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В

результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела

контрольные или «блокирующие» пакеты акций приватизированных предприятий

нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры,

обрабатывающей промышленности. Тем самым банки решили ряд важнейших задач:

привлекли оборотные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу;

снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров;

снизили валютные риски, поскольку продукция предприятий в основном была

ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически

основные фонды выступили в качестве залога; снизили инфляционные риски,

поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ,

(продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги,

услуги по перевозкам и т.п.) являлась ценообразующей.

Особенности ФПГ создают исключительно привлекательные условия для

инвестирования. Во-первых, внутри группы накапливаются собственные

инвестиционные ресурсы, которые формируются из денежных резервов,

возникающих в результате рационализации финансовых потоков и минимизации

налоговых отчислений. Во-вторых, ФПГ становится высококонкурентным объектом

для стороннего инвестора, ибо любые программы по составлению бизнес-планов,

в том числе и закупленные на Западе, предполагают существование устойчивой

среды обитания с прогнозируемым рынком сбыта.

6.4. Финансирование инвестиционной программы города в условиях

формирования рыночных отношений: опыт Москвы.*

Наиболее важной задачей, во многом определяющей функционирование и

развитие экономики города, является задача

--------------------------------------------------------------------

* Статья министра правительства г. Москвы, руководителя департамента

финансов Ю.В.Коростелёва. «Российская газета» октябрь 2000г.

привлечения инвестиций. Инвестиции – ключевой элемент экономического

процесса и их роль на современном этапе экономического развития нельзя

недооценивать. Важным преимуществом Москвы остается ее значительный

инвестиционный потенциал, который позволяет поддерживать высокую

предпринимательскую активность.

Непоследовательные рыночные преобразования последних лет в России

привели к разрушению ранее действовавшей системы финансирования инвестиций,

но новых механизмов создано не было. По сути дела нет государственной,

действующей на уровне Федерации, системы поощрения инвестиций. Поэтому в

Москве, имеющей большой потенциал для инвестиций, что и было сделано.

Основными составляющими этой системы являются: бюджетное

финансирование, внебюджетный фонд, частные инвестиции и заемные средства.

Бюджетное финансирование используется при строительстве

муниципального жилья, развитии социальной инфраструктуры в новых

микрорайонах и реконструкции объектов социальной инфраструктуры в «старых»

районах города. За счет средств бюджета финансируется также инженерная

подготовка строительства и реконструкция инженерных сетей. Следует сказать,

что доля инвестиций в расходах бюджета города постоянно снижается: с 28 % в

1996 г. до 3 % в 1999 г.

Внебюджетный жилищно-инвестиционный фонд по составу и размеру

доходов и расходов утверждается Московской городской думой. Особенностью

фонда является то, что он формируется за счет доходов от продажи вновь

построенного жилья и нежилых помещений в жилых домах. Средства фонда

используются исключительно на строительство жилья.

Привлечение частных инвестиций осуществляется благодаря созданию в

городе благоприятного инвестиционного климата, налоговых и иных льгот для

инвесторов.

Правительство Москвы исходит из того, что ни одно полезное для

города дело не может быть невыгодным. Обеспечение удовлетворительной

доходности тех видов бизнеса, которые нужны городу, осуществляется

бюджетными дотациями, льготными кредитами, в том числе налоговыми,

безвозмездным участием города в развитии инженерной инфраструктуры.

Правительство Москвы готово даже оказывать некоторым видам деятельности

финансовую поддержку.

Когда московское правительство использует бюджетные средства города

для стимулирования инвестиций, то старается тратить эти деньги не столько

для наращивания собственных имущественных фондов, сколько для того, чтобы

сделать выгодными для инвесторов вложения в нужную для города сферу. Это

стимулирует приток частного капитала, создает партнерские отношения

частного и общественного секторов.

Инвесторам при реализации городских программ правительство Москвы

предлагает следующие формы сотрудничества: создание совместных предприятий

в форме акционерных обществ и других форм; создание предприятий со 100 %-

ным частным капиталом; участие инвесторов в приватизации городских

предприятий; заключение инвестиционных договоров в области недвижимости,

предусматривающих долевое распределение площадей реконструированных зданий

между городом и инвесторами; кредитование инвестиционных проектов;

реализация проектов на концессионной основе; участие инвесторов в проектах

на конкурсной основе; приобретение акций, облигаций муниципального займа и

других ценных бумаг, недвижимости, прав долгосрочной аренды земельных

участков.

Потребности Москвы в инвестициях весьма внушительны. То наследство,

которое мы получили от прежних времен, совершенно не соответствует уровню

современного делового центра мирового значения. Поэтому город активно

участвует в проектах по развитию и совершенствованию городской

производственной инфраструктуры, включая строительство торгово-промышленных

центров, гостиниц, объектов культуры и спорта. Все эти проекты не дают

быстрой отдачи. В то же время в сегодняшней ситуации и город не может

обеспечить их финансирование за счет собственных финансовых ресурсов.

Для наиболее быстрого и продуктивного решения этих проблем в

условиях ограниченности бюджетных средств существенную роль играют

дополнительные вливания в городскую экономику частного, в том числе

зарубежного капитала. С этой целью в Москве создана заемная инвестиционная

система, которая отличается от систем других регионов тем, что не

используется для финансирования текущих расходов и обеспечивается

бездефицитным бюджетом.

Заемные средства образуют составную часть совокупных финансовых

ресурсов города. Только зная их общую величину, можно верно оценить

потенциал его развития и верно поставить задачи. Надо сказать, что заемные

средства труднее всего поддаются прогнозированию, так как их приток зависит

от множества конъюнктурных и даже психологических факторов. А значит, от

умения управлять городскими заимствованиями во многом зависит судьба

финансовой политики города.

Заемную систему города отличает инвестиционная направленность и

четкая организационная структура. По существу, это успешный опыт

крупномасштабной организации предпринимательских функций города.

Основной формой заимствования финансовых ресурсов является выпуск

субфедеральных облигационных займов. Они позволяют привлечь в регион

финансовые ресурсы на более выгодных условиях, чем обычные кредиты. Ставка

доходов по облигационным займам ниже, а срок обращения облигаций дольше.

Администрация сохраняет контроль над эффективностью и целевым

использованием различных по своим характеристикам ценных бумаг, исходя из

интересов города и состояния финансового и фондового рынков.

Руководство процессом заимствования осуществляет инвестиционный

совет правительства Москвы, возглавляемый мэром. Совет проводит конкурсный

отбор проектов для включения в инвестиционную программу города. При этом

учитывается окупаемость каждого проекта и степень его важности для решения

городских проблем. Оперативную работу по подготовке эмиссии обязательств

города и определению направлений использования земельных средств

осуществляет Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка

(Москомзайм). Учет поступления и расходования заемных средств осуществляют

три внебюджетных фонда (финансовые фонды займов) по каждому из займов (а

внутри займа – по каждому из выпусков и серий) и по каждому финансируемому

проекту.

На 1999 г. планируемый объем заимствований сокращен на 6,5 млрд.

руб. по сравнению с 1998 г. и предельный размер государственного долга

(заимствований) города Москвы установлен в сумме 9 млрд. руб. в качестве

инструментов заимствований будут использованы прямые кредиты, размещение

облигационных займов, выдача поручительств, в зависимости от конъюнктуры

рынка и с учетом минимизации расходов бюджета на их обслуживание и

увеличения сроков предоставления средств.

Городские власти активно привлекают средства отечественных и

зарубежных инвесторов через залоговое кредитование, использование

финансового и фондового рынков, займы, финансовый лизинг, вексельные

кредиты с выходом, в том числе и на зарубежные финансовые рынки, другие

инструменты.

Так, например, за счет средств зарубежных банков в Москве построен

мусоросжигательный завод, осуществляется программа реконструкции мостов в

городе, финансируется поставка комплектующих изделий для сборочного

производства автобусов «Икарус» и другие проекты.

Правительство Москвы очень серьезно относится к займам в форме

еврооблигаций. К сотрудничеству были приглашены крупные международные

банки, юридические и консалтинговые фирмы мирового уровня. Москва стала

первым регионом России, получившим международный кредитный рейтинг ведущих

рейтинговых агентств («Муудис» и «Стандарт энд Пурс»). Всего за истекший

период был осуществлен выпуск трех внешних займов на сумму 500 млн. дол.

США, 500 млн. немецких марок, 400 млрд. итальянских лир; двух выпусков

сберегательного займа в объеме 600 млн. руб.; семи выпусков внутреннего

займа в объеме 6,5 млрд. руб.

Кроме того, в 1998 г. осуществлялось привлечение кредитных ресурсов

всего в объеме 2,6 млрд. руб. и 681 млн. дол. США.

Сотрудничество правительства Москвы с зарубежными инвесторами и

иными партнерами расценивается не только как путь привлечения

дополнительных финансовых и материальных ресурсов, но и как способ

получения новых знаний, культуры труда и технологий, организационного

опыта.

Конкретные примеры привлечения инвесторов для осуществления

проектов, имеющих большое историческое и деловое значение для нашего города

– Московский международный деловой центр «Москва-СИТИ», Торгово-

рекреационный комплекс на Манежной площади, культурно-деловой Центр по

Вознесенскому переулку, реконструкция гостиницы «Москва», реконструкция

Большого театра, Гостинично-деловой Центр на Новинском бульваре,

реконструкция Старого Гостиного Двора, реконструкция «Китай-города» и др.

Неизменно выполняя свои обязательства, Правительство Москвы

заработало доверие и репутацию добросовестного делового партнера, что дает

возможность в значительных объемах заемные ресурсы.

Новым направлением экономической политики Правительством Москвы

стало повышение качества инвестиций. Это не следует понимать прямолинейно –

как снижение доходов инвесторов в пользу города. Инвесторы никогда не

согласятся с подобной перспективой. Поэтому было бы правильным, если бы

город по-прежнему обеспечивал инвесторам не меньший доход, но при условии

создания в городе высокооплачиваемых рабочих мест, стимулирования внедрения

высоких (наукоемких) технологий, развития городской инфраструктуры. Переход

к такой системе привлечения инвестиций обеспечит получение доходов, в

значительной степени обусловленных тем, что инвестиционные проекты

реализуются в городе, являющемся не только центром деловой активности, но и

финансовым, научным и культурным центром страны.

Мы должны всячески стимулировать инициативу инвесторов, но при этом

ставить их в такие правовые условия, когда они, преследуя свои личные

материальные интересы, автоматически работают на город.

Отсюда понятно, почему правительство города уделяет первостепенное

внимание совершенствованию нормативной базы в данной сфере. В настоящее

время разрабатывается проект закона Москвы «Об иностранных инвестициях»,

который призван обеспечить стабильность условий работы иностранных

инвесторов на определенный стартовый период.

Начиная с 1998 г. через заемно-инвестиционную систему осуществляется

финансирование строительства объектов так называемой «инвестиционной

программы по городскому заказу». И это – составная часть программы

социально-экономического развития на год, которая включает совокупность

инвестиционных заказов правительства Москвы в сфере создания и

воспроизводства основных фондов, сбалансированных с источниками

финансирования. Имеется в виду строительство жилья и объектов городской

инфраструктуры, необходимых для развития и функционирования города.

Использование возможностей привлечения заемных средств на реализацию

городской инвестиционной программы в прошлом году позволило в целом по

сравнению с 1997 г. почти на треть увеличить объемы капитальных вложений и

довести их до 14 млрд. руб. при уменьшении абсолютных размеров бюджетного

финансирования в 3 раза.

Соотношение удельных весов заемных и бюджетных средств в источниках

финансирования программы 1998 г. составляет соответственно 74,3 и 25,7 %.

Такая политика позволяет сохранить уникальный производственный потенциал

строительного комплекса города для дальнейшего решения социальных задач

развития города, стоящих перед правительством Москвы.

Поскольку бюджетные ассигнования являются гарантированными

источниками финансирования, они, в первую очередь, направляются на

строительство бесплатного муниципального жилья, а также – инженерных и

социальных объектов городской инфраструктуры, обеспечивающих комплексность

застройки новых жилых микрорайонов.

Однако 1998 г. имел свои отличительные особенности – это

разразившийся в августе финансовый кризис, вследствие которого резко упала

инвестиционная активность и сократились возможности для привлечения заемных

средств.

Из планируемых 10,4 млрд. руб. заемных средств на инвестиционную

программу привлечено только 6,3 млрд. руб., или 60 %. Несмотря на это,

задание по вводу объектов было выполнено в полном объеме, вопрос оплаты

фактически выполненных работ остался открытым и будет решаться в текущем

году по мере изыскания дополнительных средств в процессе исполнения

бюджета.

В 1999 г. структура источников финансирования городского

строительного заказа претерпела некоторые изменения. Основным источником

финансового обеспечения становятся заемные средства. Правда, общий объем

инвестиций несколько сократился и составляет пока 11 млрд. руб., но это

вызвано тем, что объем заимствования города имеет предельную величину,

которая устанавливается законом города о бюджете. В текущем году этот

показатель установлен в размере 9 млрд. руб. и привлекаемые средства будут

полностью направляться на финансовое обеспечение городской строительной

программы.

Что касается бюджета, то в бюджете предусмотрены средства на

строительство муниципального жилья в сумме 2 млрд. руб. но это – не просто

бюджетные ассигнования, которые определяются в процессе распределения общей

суммы прогнозируемых доходов. Это – дополнительные инвестиции, поступающие

в доход бюджета от продажи жилья, построенного для коммерческой реализации.

В данном случае построенное за счет средств города жилье – само

выступает как товар, и средства, вырученные от его продажи будут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.