рефераты скачать

МЕНЮ


Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы

долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет

финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же

предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов, прежде всего

молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной финансовой поддержки является

помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных

западных правительств. Эта помощь принимает по меньшей мере две формы. Во-

первых, правительства Запада предоставляют правительствам других стран

(например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им

справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического

характера. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те

могли приобрести у страны-донора промышленное оборудование и другие товары.

Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.

Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных

источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее

реальным потребностям. Однако сейчас ситуация в стране начала изменяться.

Вот о чем говорят официальные данные Госкомстата о привлечении иностранных

инвестиций во втором квартале 2000 года: за этот квартал объем инвестиций,

привлеченный коммерческими организациями, составил 2,24 млрд. долларов,

общий объем накоплений валютных инвестиций составляет 15,8 млрд. долларов,

из них прямых инвестиций – 7,5 млрд. долларов. Оправдались прогнозы

специалистов, предсказывающих рост инвестиций при благоприятном исходе

президентских выборов. Подъем инвестиций во втором квартале 2000 года

говорит лишь о том, что инвесторам было необходимо время для принятия

решения и его реализации. Огромный рост инвестиций говорит в первую очередь

о стабилизации курса рубля и спаде инфляции, которая так долго сдерживала

поток инвестиций. Стабилизация курса рубля является также и результатом

политики занижения курса рубля. Иными словами случилось то, о чем так долго

говорили политики, предсказывая стабилизацию экономики и улучшение

инвестиционного климата и это наконец-то находит подтверждение в цифрах.

Инвестиции составили: 0,63 млрд. долларов – прямые инвестиции, 0,05 млрд. –

портфельные инвестиции и 1,56 млрд. – на прочие, в числе которых кредиты

международных организаций, евробонды, муниципальные еврозаймы и пр. Отсюда

можно сделать вывод о том, что цент тяжести в привлечении инвестиций

переносится на международные финансовые рынки, где правительство действует

довольно успешно.

5. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в

России

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат

страны, мы можем приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного

климата нашей страны.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-

экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и

географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и

отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет

особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года

размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым годом. Такая

тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Она говорит о том, что

инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для

капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный

(хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный

аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы,

высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего

мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что

теперешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое

оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства

по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не

предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как

внутри страны, так и за ее пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно

заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени

доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит

в основном от индекса инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного

климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим

показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для

иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от

индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти

линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила

о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой

совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для

международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный

«вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам

специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в

2001 году к росту инвестиций на 15 млрд. долларов. Как показывает анализ

законодательства стран-республик бывшего СССР, при сходстве многих

формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений

принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по

сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном

освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации

предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и

снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина,

Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина,

Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все

названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный

климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов

от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует такая система оценки

инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы

ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих

инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России.

Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными

экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации

и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В

связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте

экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного

климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это

обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций,

послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Одним из путей выхода из кризиса для российских инвестиционных

банков могло бы стать предложение своим клиентам новых платных услуг. Одной

из таких услуг инвестиционного банка является андеррайтинг, под которым

понимается реализация всего выпуска ценных бумаг. К сожалению, на

российском рынке эта услуга пока слабо развита, несмотря на достаточно

высокую потребность развивающихся компаний в привлечении капитала.

Выделяют две основные формы проведения андеррайтинга инвестиционным

банком: принятие андеррайтером на себя конкретных гарантий размещения

ценных бумаг эмитента; проведение андеррайтинга по принципу «максимальных

усилий». Конкретные гарантии андеррайтера могут заключатся либо в

обязательстве выкупить на себя весь выпуск ценных бумаг эмитента сразу,

либо в обязательстве выкупить на себя не размещенную в течение

определенного периода часть выпуска. Ясно, что в обоих случаях, когда

инвестиционный банк дает конкретные гарантии размещения эмиссии, весь риск

неразмещения бумаг лежит на банке – различается лишь момент получения

финансовых ресурсов эмитентом: в первом случае он получает все средства

немедленно, а во втором – часть ресурсов предается эмитенту позднее. При

второй форме андеррайтинга весь риск неполного размещения лежит на

эмитенте.

В большинстве случаев обе стороны более устраивает второй вариант

принятия андеррайтером на себя конкретных гарантий, то есть обязательство

выкупить на себя не размещенную в течение определенного срока часть

выпуска.

Понятно, что выкуп на себя новой эмиссии или ее части требует

существенного объема собственных средств (или долгосрочных привлеченных

ресурсов). Именно низкий объем собственных средств является одной из

важнейших причин, сдерживающих предложение андеррайтинговых услуг со

стороны российских банков. На этом рынке, возможно ожидать участия

российских инвестиционных банков только в составе андеррайтинговых

синдикатов.

Второй сферой деятельности инвестиционных банков может стать их

участие на рынке слияний и поглощений предприятий путем аккумулирования и

продажи крупных пакетов акций.

Например, услуги по продаже крупных (контрольных) пакетов могут

понадобиться российским финансово-промышленным группам (ФПГ). в период

своего бурного роста российский ФПГ (оформление таковыми или являющиеся ими

по сути) при покупке новых компаний часто обходились без консультаций

инвестиционных банков. Множество приобретений осуществлялось без четкого

стратегического плана, компании нередко покупались только потому, что они

очень дешевы и для того, «чтобы они были». В итоге многие ФПГ оказались

сильно диверсифицированными. Приобретать компании без четкого плана было

несложно, а вот продать их, пытаясь оптимизировать структуру ФПГ, гораздо

сложнее. Тут необходимо знание особенностей многих отраслей промышленности,

способность правильно оценить компанию, найти покупателя. Вот тут и могут

понадобиться российские инвестиционные банки, которые сумели создать

достаточно сильные аналитические службы, наладить мониторинг рынков, и

которые по роду деятельности имеют представление об эмитентах из многих

секторов промышленности.

Возвращаясь к обычным операциям на рынке слияний и поглощений, мы

должны заметить, что тут российские инвестиционные банки, в случае

проявления реального спроса на инвестбанковские услуги, вряд ли смогут

составить заметную конкуренцию западным банкам. В таких сферах, как

привлечение финансовых ресурсов (в основном на западных рынках), консалтинг

по оптимизации структуры бизнеса, защита от недружественных поглощений,

западные банки обладают несоизмеримо большим опытом, а главное, они

обладают именем на рынке. А на рынке инвестбанковских услуг имя значит

крайне много.

В данной заметке мы попытались оценить возможности работы российских

инвестиционных банков в двух важных сферах инвестиционно-банковской

деятельности: андеррайтинге и рынке слияний и поглощений. Но эти услуги не

единственные. Они могут предложить своим клиентам новые услуги, которые, в

свою очередь, окажут существенное влияние на развитие российских

предприятий.

6. Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России

6.1. Препятствия на пути притока инвестиций

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного

капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство

законодательства, неразвитость производственной и социальной

инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих

проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый

приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется

разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и

субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и

войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки,

недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и

бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством,

инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его

неконвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении

зарубежных компаний скоре двойственность, чем радушие. Официальная политика

предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на

практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить

капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет

устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество

бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие

российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций. Некоторые

в России убеждены, что иностранные инвестиции – это не более чем

«надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую

экономику.

В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение

притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах

иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не

удовлетворяющим потребности российской экономики. Вывоз капитала по-

прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным

инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным

инвестициям в особенности.

Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые

российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств,

поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные

сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд

российских нефтяных компаний.

По оценкам, за последние годы в Россию вложено всего $15,7 млрд.

иностранных средств, в то время, как только в 1993 году Китай привлек $25

млрд. В 1995 году Россия привлекла меньше иностранных инвестиций, чем

маленькая Венгрия.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных

инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в

основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие

прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают

необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и

другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется

госбюджет.

Важными причинами такого положения являются неопределенность прав

собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение

неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства

предприятия.

Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую

конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли

российского рынка, занятой товарами российского производства.

Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не

соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии

рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока

иностранных средств.

6.2. О некоторых проблемах инвестиционных процессов в России *

В конце 80-х – начале 90-х годов разумно было ожидать, что Россия

успешно завершит переход к рыночной экономике. У России были следующие

предпосылки для благоприятного проведения преобразований:

- успешное использование метода централизованного

планирования для формирования второй по масштабам экономики

в мире (более крупной, чем в Японии и Германии), наивысшие

в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства

пшеницы, обуви и ряда других товаров;

- огромный внутренний рынок;

- целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации,

университеты, научно-исследовательские институты и т.д.;

- урбанизированное, грамотное и обученное население;

- подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления

производством;

- колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в

мире отряд ученых и инженеров;

- огромные природные ресурсы.

-----------------------------------------------------------------------

*В данном разделе содержаться выдержки из статьи зам.директора ОАО

«Ростсельмаш» доктора экономических наук Т.В. Овчаренко. Журнал «Финансы и

кредит»

Однако вопреки ожиданиям экономические преобразования в России

катастрофически провалились. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что

Россия создала модель того, как не следует осуществлять переход к рыночной

экономике. В результате такой политики в России ежегодный спад составляет

10-20 % - один из самых значительных показателей уменьшения национального

продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-

го места в мире по масштабам экономики на 11-12-е, сравнявшись с Бразилией

или Мексикой. Между тем длительная инфляция «съела» сбережения населения и

разрушила средний класс – основу любого общества, вызвала политическую

нестабильность, создала потенциал социально-экономической нестабильности и,

вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного

режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и

продовольствия.

Что касается капиталовложений в народное хозяйство, то здесь следует

сказать, что инвестиционный процесс в России находится в глубоком кризисе,

который характеризуется всеобъемлющим сокращением инвестиций. А это

граничит уже с настоящей хозяйственной катастрофой в отраслях

промышленности вообще, и в сельскохозяйственном машиностроении, в

частности. Ситуация здесь в настоящий момент такова, что без серьезной

поддержки государства не обойтись, ибо большинство предприятий убыточны или

малорентабельны.

Не секрет, что сегодня Россия не располагает экономикой,

ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа,

нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Страна также

экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в

Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать

свободные экономические зоны, но безуспешно. Вряд ли ошибемся, если скажем,

что наша экономика все больше работает на накопление богатства за границей,

а внутри страны не находится инвестиций даже для поддержания простого

воспроизводства.

Причины неудач нам видятся в том, что при переходе к рыночной

экономике (Гайдар и его команда) был сделан упор на таких трех китах, как

стабилизация, либерализация и приватизация. Первая составляющая этой триады

– стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.