Инвестиции
результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и
банковской сферы услуг;
1. Новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к
стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;
1. Переход к рыночным формам хозяйствования повысил долю
самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства
предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995
г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из
госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около
15%.
4.Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде
различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.
Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их
комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики.
Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в
первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня
может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной
страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др.
опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути
сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного
потенциала страны».
Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует
по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в
управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых
такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку
прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных
последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики,
превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности
страны, импортная зависимость и т.д.
механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования
зарубежного капитала и инвестиций в республике.[13]
При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования
процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций
следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие
механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов,
определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по
поводу иностранного капитала и инвестиций.
Система законодательного регулирования привлечения иностранного
капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга
законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское
законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие
нормативные акты, регулирующие законы предпринимательской и хозяйственной
деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и
недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о
страховании, о ценных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и
др. нормативные акты.
Основным законом, регулирующим отношения государства и иностранных
инвесторов, является Закон «Об иностранных инвестициях».
Закон преследует цели
представления максимально приемлемых условий для деятельности иностранных
инвесторов, расширения понятия иностранных инвестиций, предоставления более
широкого круга гарантий и возможностей для деятельности в республике.
[14]30 июня 1998 г. вышел указ Президента Республики Казахстан об
образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.
Совет создался в целях:
1. внесения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан
предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего
вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам,
связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов
Республики Казахстан, имеющих международное значение;
2. разработки рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а
также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику
Республики Казахстан; выработки предложений по интеграции экономики
страны в мировые экономические процессы.
Импорт международного кредитного капитала.[15]
Мировой рынок заемного капитала в условиях инвестиционного кризиса
является сферой первоочередного интереса республики.
К середине 1996 г. Казахстану было открыто 18 кредитных линий. В
рамках открытых кредитных линий, гарантированных правительством Республики
Казахстан, подписано более 100 индивидуальных кредитных соглашений на сумму
$ 1.34 млрд. Готовятся к подписанию еще 22 кредитных соглашений. Получено
семь кредитных займов Всемирного банка, а также кредиты на погашение
дефицита бюджета.
Существуют три основных вида кредитования и помощи со стороны МФО и
стран-доноров.
I. Официальная помощь развитию международных финансовых организаций.
Казахстан является членом МВФ с 15 июля 1992 г. После открытия в
августе того же года постоянного представительства в Алматы МВФ, республике
было представлено 3 займа.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) также представляет
Казахстану займы. Кредитные займы МБРР предоставляются на стандартных
условиях: на срок 17 лет, в том числе 5-летний льготный период, процентная
ставка - 7,5 %. В настоящее время Республикой Казахстан подписано 4
соглашения о кредитах с МБРР.
6 декабря 1994 года Республика Казахстан подписала соглашения с
Азиатским банком развития о кредитном займе обычных операций и займе
специальных операций.
II. Официальная помощь развитию от стран-доноров.
Одними из доноров являются: Австрия, Бельгия, Германия, Швеция,
Япония и США.
III. Экспортные кредиты.
Несомненно, экспортные кредиты являются одними из важнейших и
наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в страну. За
период с 1992 по 1995 гг. в республике привлечены экспортные кредиты с 17
стран на общую сумму порядка $ 1,6 млрд. США.
Об инвестиционной деятельности в республике Казахстан[16]
В 1 полугодии 1998 года хозяйствующими субъектами республики вложено
средств в новое строительство, расширение, техническое перевооружение и
реконструкцию действующих предприятий 65.9 млрд. тенге, что в сопоставимых
ценах больше соответствующего периода 1997 года на 61%. Освоение этих
средств по регионам республики представлено в следующей таблице (табл. 1).
Таблица 1
|Область |Всего млн.|Доля региона в |В январе-июле 1998 |
|республики | |общем объеме |г. |
| |тенге |республики, % |к январю- июлю 1997 |
| | | |г., в % |
|Республика Казахстан | 65920 | | 161.0 |
| | |100 | |
|Акмолинская | | | 32.9|
| |35 |0.1 | |
|Актюбинская | 4689| | 228.9 |
| | |7.1 | |
|Алматинская | 2900| | 165.1 |
| | |4.4 | |
|Атырауская | 18061 | | 170.0 |
| | |27.4 | |
|Восточно-Казахстанская | 2427| | 158.2 |
| | |3.7 | |
|Жамбылская | | | 39.3|
| |247 |0.4 | |
|Западно-Казахстанская | | | 21.7|
| |376 |0.6 | |
|Карагандинская | 4026| | 135.0 |
| | |6.1 | |
|Кызылординская | 2659| | 245.9 |
| | |4.0 | |
|Костанайская | 1609| | 74.8 |
| | |2.4 | |
|Мангистауская | 4957| | 129.0 |
| | |7.5 | |
|Павлодарская | 2343| | 138.9 |
| | |3.6 | |
|Северо-Казахстанская | | | 127.3|
| |742 |1.1 | |
|Южно-Казахстанская | | | 110.6|
| |870 |1.3 | |
|г. Астана | 17035 | | 428.9 |
| | |25.8 | |
|г. Алматы | 2944| | 52.5|
| | |4.5 | |
Освоение средств, вложенных хозяйствующими субъектами, по регионам
республики.
За период с начала года наблюдается устойчивая тенденция роста
освоения инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлым годом.
Значительный рост наблюдается в Актюбинской (в 2.3 раза), Кызылординской (в
2.5 раза) областях республики и в г. Астане (в 4.3 раза).
Изменения в инвестиционных приоритетах приводят к оттоку средств из
ранее относительно благополучных регионов. Сокращение объемов инвестиций
произошло в Западно-Казахстанской (на 78%), Жамбылской (на 61%),
Костанайской (на 25%) областях.
Наиболее резко ухудшился инвестиционный климат г. Алматы (снижение на
47% объема инвестиций в основной капитал), на что повлиял спад активности и
перемена интересов крупных инвесторов в пользу новой столицы, а также
резкое ограничение инвестирования города со стороны государства.
Незначительным изменениям подверглась структура инвестиций в основной
капитал по формам собственности. Несколько стабилизировалась активность
государственных предприятий-застройщиков, их удельный вес в общем объеме
капиталовложений в январе - июне 1998 года увеличился по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года на 8% и составил 32%. Удельный вес
частных предприятий снизился и составил 59% (69% - в первом полугодии 1997
года), предприятий и организаций других государств, их юридических лиц и
граждан, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан -
около 10% (8%).
Как и в прошедшие годы, в финансировании затрат на создание и
воспроизводство основных фондов в январе - июне 1998 года преобладала доля
собственных средств предприятий, организаций и населения (56%), хотя она и
снизилась на 16 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года. За этот период вырос объем бюджетных средств с 4% в 1997 до
18% в 1998 году, объем средств за счет привлечения иностранного капитала
составил около 21% (20% за соответствующий период прошлого года).
Доля средств местного бюджета в объеме инвестиций региона высока в
Кызылординской (14%), Костанайской (15%), Южно-Казахстанской (14%)
областях.
Затраты на строительство, финансируемые государством из средств
республиканского бюджета, высоки в Северо-Казахстанской области (60% от
объема инвестиций региона) и в городе Астане (62%).
Существенная доля средств иностранных инвесторов вложена в основной
капитал Мангистауской (64%), Павлодарской (54%), Алматинской (39%)
областей.
В январе - июне 1998 года приоритетными для инвестирования остаются
горнодобывающая и обрабатывающая отрасли промышленности, на создание и
воспроизводство основных фондов которых использовано, соответственно 41% и
12%.
Инвестиции на строительство объектов по добыче сырой нефти и
природного газа осваиваются в Атырауской (95% объема вложений в основной
капитал региона), Актюбинской (65%) и Мангистауской (60%) областях. В
Восточно-Казахстанской области 39% областного объема инвестиций
вкладываются в объекты по добыче руд цветных металлов и 22% - по
производству цветных металлов.
Финансовая и инвестиционная нестабильность привела к ощутимому
уменьшению финансирования объектов сельского хозяйства (0.1% от общего
объема инвестированных средств), рыбоводства (0.2%), образования (0.45%).
В январе - июне 1998 года на территории Республики Казахстан
предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено
жилья общей площадью 480.2 тыс. кв. метров.
Государственными предприятиями за этот период сдано в эксплуатацию
71.2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (115% к январю - июню 1997
г.). Частными предприятиями, с учетом населения, введено 389.5 тыс. кв.
метров общей площади жилых домов (80% к январю - июню 1997 г.), из них 90%
построено индивидуальными застройщиками. Высокий удельный вес
индивидуального жилищного строительства (95 - 100%) сложился в Алматинской,
Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской
и Южно-Казахстанской областях.
Значительное снижение ввода жилых домов против соответствующего
периода 1997 года на 43 - 62% отмечается в Акмолинской, Актюбинской,
Кызылординской, Костанайской и Павлодарской областях.
ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ[17]
В 1 полугодии 1998 года в республике крупными и средними
предприятиями и организациями всех форм собственности на строительство
объектов сферы материального производства и жилищно-гражданского назначения
было использовано иностранных инвестиций на общую сумму 13,3 млрд. тенге,
что в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 21%. Удельный
вес средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной
капитал в текущем году уменьшился на 3% по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года. [18]В 1997 году в структуре инвестиций 42,2%
приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1 - портфельные, 28 -
кредитные средства, 22% - займы международных финансовых организаций.
Анализ показывает, что больше всего иностранных инвестиций приходится
на долю совместных предприятий - 48,4%, доля иностранных фирм и компаний
составляет 20%, частных предприятий республики - 13,2%. Активизировали
привлечение иностранных инвестиций предприятия государственного сектора
экономики. Их объем увеличился на 10% по сравнению с 1997 годом и составил
16% от общего объема.
Увеличение удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме
инвестиций региона в 1 полугодии 1998 года, по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года, наблюдается в Алматинской, Восточно-Казахстанской,
Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях.
Преобладают инвестиции в основной капитал в Кызылординской (69%),
Мангистауской (64%), Павлодарской (54%) областях.
Использование иностранных инвестиций в основной капитал по регионам
республики представлено в нижеследующей таблице (табл.2):
Таблица 2
|Область |Иностранные инвестиции, |Удельный вес к общему |
|Республики |млн. тенге |объему инвестиций |
| | |региона, в % |
|Республика Казахстан |13265 |20,5 |
|Акмолинская |- |- |
|Актюбинская |1183 |25,7 |
|Алматинская |1183 |39,2 |
|Атырауская |315 |1,7 |
|Восточно-Казахстанская |560 |23,4 |
|Жамбылская |- |- |
|Западно-Казахстанская |106 |28,1 |
|Карагандинская |368 |9,2 |
|Кызылординская |1826 |68,7 |
|Костанайская |- |- |
|Мангистауская |3162 |63,9 |
|Павлодарская |1204 |53,8 |
|Северо-Казахстанская |- |- |
|Южно-Казахстанская |228 |26,3 |
|г. Астана |2745 |16,1 |
|г. Алматы |4308 |20,6 |
Освоение иностранных инвестиций в основной капитал по регионам республики.
Наиболее активно иностранные инвесторы вкладывают средства в
горнодобывающую (38 % от общего объема) и обрабатывающую (20%)
промышленность, транспорт и связь (25%), в то время как в сельское
хозяйство крупными и средними предприятиями не инвестировано средств
(табл.3). В Мангистауской и Актюбинской областях иностранные инвестиции в
основном используются на строительстве объектов по добыче сырой нефти и
природного газа (82% и 94% соответственно). В западно-Казахстанской области
77% иностранных инвестиций привлекается в строительство по перегонке нефти,
в Повлодарской области 58% - в металлургическую промышленность. В других
регионах иностранные инвестиции вкладываются в пищевую промышленность,
производство табачных изделий, развитие гостиничного комплекса и объектов
общественного питания, транспорт и связь.
Таблица 3
| |Иностранные инвестиции| В % к |
|Виды деятельности |в основной капитал, |итого|общему объему |
| |млн. тенге | |инвестиции |
|Всего по видам |13265 |100 |20,5 |
|экономической деятельности | | | |
|в том числе: | | | |
|рыболоводство, рыбоводство |35 |0,3 |0.1 |
|горнодобывающая |5035 |38 |7,8 |
|промышленность | | | |
|производство и | | | |
|распределение |191 |1,4 |0,3 |
|электроэнергии, газа и воды| | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|