рефераты скачать

МЕНЮ


Инфляция и кризис в России

неэффективных, убыточных производств. Это неизбежно и в определенной

степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эффективных,

прибыльных предприятий, которые и станут базой последующего подъема

экономики.

Позиция оппонентов. При резких диспропорциях в технологическом развитии

отраслей, в условиях нестабильности и непредсказуемости, блокирующих

инвестиции в производство, неразвитости систем экономической информации и

т.д. относительное сжатие денежной массы и образующийся в результате разрыв

между платежеспособным спросом и инфляционным нарастанием затрат ведет к

падению производства и огромным разрывам в финансовом положении отраслей.

Это недопустимо в социальном плане, подрывает возможности структурной

перестройки экономики, ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет. 1

Альтернативная по отношению к проводимой правительством стратегиям может

быть основана на "гетерогенной" политике, предусматривающей сочетание

монетарных рычагов и непосредственного государственного регулирования.

Последнее может быть направлено в первую очередь на исправление и

стабилизацию межотраслевых соотношений цен, стимулирование и гарантирование

инвестиций в приоритетные сектора производства, повышение предсказуемости

экономической ситуации. Задача преодоления инфляции не рассматривается в

этом случае как самоцель, а решается совместно со стабилизацией

производства.

Различие между указанными подходами можно сравнить с выбором между

хирургическим и терапевтическим лечением тяжелого больного - ответ зависит

от того, выдержит ли "пациент" радикальное лечение и есть ли время для

менее болезненной, но длительной терапии. Практика покажет, на каком из

этих путей удастся добиться устойчивой стабилизации, а затем и подъема

российской экономики. В любом случае изучение этого процесса обогатит

представления о принципах и методах преодоления кризисов современных

экономических систем.

7.2 Инфляция - денежное явление

B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией.

Ежегодные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100

процентов.

Социально-экономические последствия инфляции очевидны. Обесцениваются

результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц.

Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых

ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала,

способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении

иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования

государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения

национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее

богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-

политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные,

диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инфляция оставалась

для России экономической проблемой номер один.

Вслед за Милтоном Фридманом мы можем повторить: «Инфляция всегда и везде

является денежным явлением». Уровень цен в той или иной экономике

предопределяется количеством и скоростью обращающихся в ней денег.

Соответственно важнейшая причина ускорения инфляции состоит в более быстром

росте номинальной денежной массы по сравнению с реальным ростом

производства. Темпы инфляции, как правило, прямо пропорциональны темпам

прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и

обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. Зная эти

переменные, можно не только объяснить движение инфляции в прошлом, но и

спрогнозировать ее развитие на будущее. Обладая таким знанием, можно и

управлять ею.

Некоторые «немонетарные» факторы инфляции при внимательном рассмотрении

оказываются самыми что ни на есть монетарными. Например, снижение реального

продукта при стабильном уровне денежной массы, как правило, приводит к

повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему реального продукта

противостоит прежнее количество денег. В то же время возрастание объемов

производства при прежнем объеме денежной массы и при всех прочих равных

условиях способствует дефляции - снижению уровня цен.

Как создается, ускоряется и укрощается инфляция? Основным ее источником

выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центральным банком. На

первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов

правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам и отдельным

предприятиям ( если такое предусмотрено национальным законодательством), а

также в результате увеличения золото-валютных резервов. Рост активов

Центрального банка одновременно приводит к соответствующему возрастанию его

пасcивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из наличности

в обращении, а также обязательных и необязательных («излишних») резервов

коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег наступает тогда, когда коммерческие банки,

опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают

кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков

в совокупности с наличными деньгами в обращении составляют денежную массу.

Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое

количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы,

называется денежным мультипликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кредитной

эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы направлению оно ни

происходило - неизбежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря

эффекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, которая и

воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это

единственное учреждение в стране, которому позволено «создавать деньги».

Поэтому любое его увеличение активов носит инфляционный характер.

В отличие от этого кредиты коммерческих банков новых денег не создают, и

потому их природа не инфляционна. Тем не менее увеличение денежного

мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков

способствует ускорению инфляции. Если же кредитная экспансия коммерческих

банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень

приемлемых рисков, то ее следствием может стать крах банков, проводящих

наиболее рискованную политику. В результате банковских банкротств клиенты

теряют свои средства на банковских счетах, размеры денежной массы

сокращаются, объем совокупного денежного спроса уменьшается, цены падают.

Система возвращается в свое первоначальное состояние.

7.3 КРЕДИТНАЯ ЭМИССИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФЛЯЦИИ

По структуре активов Центрального банка можно судить о структуре источников

инфляции, в нашем случае - российской. Весь прирост активов за последние

годы шел по пяти основным направлениям.

1. Прирост чистых международных резервов в виде драгоценных металлов и

увеличения чистой валютной позиции ЦБ.

2. Прирост кредитов правительству (Минфину) в виде прямого кредитования

дефицита федерального бюджета, централизованных кредитов отдельным секторам

экономики, а также в виде косвенного кредитования дефицита путем

приобретения государственных ценных бумаг.

3. Прирост кредитов коммерческим банкам как в виде прямого кредитования

путем предоставления централизованных кредитов, через «открытое окошко»,

кредитные аукционы, в виде овердрафта, при проведении операций типа «репа»

- выкупа у банков государственных ценных бумаг.

4. Прирост кредитов «прочим заемщикам» - незначительное кредитование

отдельных предприятий непосредственно ЦБ, минуя коммерческие банки, что

имело место в 1992-1993 годах.

5. Прирост кредитов, предоставленных государствам рублевой зоны.

Темпы прироста активов Центрального банка России были наиболее высокими в

1992 году. Высокое соотношение приростов его активов к валовому внутреннему

продукту - 41,1 процента - было обусловлено прежде всего масштабным

кредитованием как государственного бюджета, так и коммерческих банков и

государств рублевой зоны.

В 1993 году российскому правительству удалось существенно сократить

величину бюджетного дефицита, что уменьшило потребность в кредитах ЦБ.

Кроме того, к концу года было полностью прекращено кредитование государств

рублевой зоны. В то же время существенно увеличился удельный вес кредитов

коммерческим банкам. В целом прирост активов ЦБ снизился до 17,7 процента

ВВП.

В 1994 году ЦБ прекратил выдачу кредитов коммерческим банкам по

субсидированным ставкам. В то же время он был вынужден увеличить

кредитование дефицита бюджета, существенно возросшего по сравнению с 1993

годом. На эти цели был направлен практически весь прирост кредитов

Центробанка, составивший 12,6 процента ВВП.

Переход к не эмиссионному финансированию дефицита бюджета в 1995 году

закрыл и этот источник кредитной эмиссии. Практически весь прирост активов

ЦБ в 1995 году, составивший 3,9 процента ВВП, был обусловлен увеличением

валютных резервов денежных властей.

В начале 1996 года основной прирост активов ЦБ был направлен на косвенное

кредитование государственного бюджета. Общий прирост активов Центробанка в

первом квартале 1996 года составил 5,0 процента ВВП.

7.4 ДЕНЕЖНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ИНФЛЯЦИЯ

Наращивание кредитной эмиссии Центрального банка приводит к возрастанию

объемов денежной базы и денежной массы. Наиболее высокие темпы прироста

денежной массы (агрегат М2) наблюдались в 1992 году - в среднем 19,9

процента в месяц. Затем в результате перехода к умеренно ограничительной,

ограничительной, а затем и достаточно сдержанной денежно-кредитной политике

ее темпы последовательно снижались - до 13 процентов в 1993-м, 9,5 - в 1994-

м, 4,7 - в 1995-м и 3- в первом квартале 1996 года.

Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала

скорость денежного обращения. За последние годы динамика этого показателя

несколько раз менялась, что свидетельствовало о серьезных изменениях в

российском денежном механизме.

В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же

года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость обращения

денег в российской экономике вновь стабильно возрастала, увеличившись за

полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода

уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года

она устойчиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1

1,8 раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года

способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь

1995 года - март 1996 года она упала на 25 процентов.

В результате взаимодействия обоих важнейших факторов инфляции - динамики

денежной массы и скорости ее обращения - среднемесячные темпы инфляции

последовательно снижались. Если в 1992 году они достигали 31,2 процента, то

в 1993 году

- 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996 года они

упали до 2,5 процента., а в таблице указаны еженедельные темпы инфляции за

период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года.

Таблица: Еженедельные темпы инфляции (%) .

| | | МАРТ | | |АПРЕЛЬ |

|27.02-5.03|6.-12.03 |13.-19.03 |20.-26.03 |27.03-2.04|3.-9.04 |

|0,3% |0,4% |0,3% |0,3% |0,2% |0,2% |

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход

российского правительства и Центрального банка от весьма мягкой денежно-

кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточно сдержанной.

Закономерным результатом этого стало последовательное замедление темпов

инфляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИТАК ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ УСТОЙЧИВЫМ, А ПОБЕДА НАД НЕЙ -

ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ?

В апреле 1996 года темпы инфляции в России снизились до 2,2, в мае - до

1,6, в июне - 1,2 процента. Майская и июньская инфляция оказалась, таким

образом, ниже показателя любого месяца за последние пять с половиной лет

начиная с декабря 1990 года. Такое снижение означает практическое

приближение к такой ценовой стабильности, какая признается нормальной в

цивилизованных рыночных государствах.

Начало финансовой стабилизации в России означает:

- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предварительного условия

прекращения хозяйственного спада и восстановления экономического роста,

хотя, конечно же, нет гарантии, что рост начнется именно завтра;

- совершенно иной уровень ответственности при принятии любых экономических

решений как на макро-, так и на микроуровне;

- радикальное снижение инфляционного налога, значительную часть которого

вынуждена платить наименее защищенная часть населения - пенсионеры,

студенты, люди, занятые в бюджетной сфере,

- замедление социального расслоения, ограничение перераспределения

национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее

богатым.

Вне всякого сомнения, начало реальной финансовой стабилизации весной 1996

года - это крупная победа властей - и правительства, и Центрального банка.

Безусловно, это и победа настоящих реформаторов как при портфелях, так и

без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить

проинфляционную политику на антиинфляционную. Это действительно одно из

важнейших достижений экономической политики, осуществленное как раз тогда,

когда это казалось менее всего вероятным - после парламентских и накануне

президентских выборов.

Успех достигнут благодаря применению совершенно стандартных инструментов

макроэкономической политики, классических монетаристских методов. И

произошло это, несмотря на все псевдонаучные рассуждения о так называемом

«затратном» характере российской инфляции, о ее «институциональных»,

«структурных», «монополистических» корнях. Несмотря на бесконечные

заявления об особенностях российской экономики, «инфляции издержек»,

«инерционности процессов в огромной стране», «разрыве хозяйственных

связей», о существовании «естественного» фона инфляции в 20 или 10

процентов в месяц и т.п.

Эта исключительно серьезная победа далась огромной ценой. Ценой длительных

отступлений, ненужных компромиссов, неоправданных потерь.

ВО-ПЕРВЫХ, последняя попытка достижения финансовой стабилизации оказалась

уже четвертой за последние пять лет. У граждан страны накопилась

психологическая усталость от регулярно произносившихся и долгое время

невыполнявшихся обещаний. Доверие к властям, провозглашавшим благородные

цели, доверие к политическим силам, поддерживавшим в этом власти, вера в

способность достижения провозглашавшихся целей, оказались серьезно

подорванными.

ВО-ВТОРЫХ, несмотря на, казалось бы, немалый опыт, накопленный в предыдущие

годы, количество ошибок, совершенных во время даже и самой последней и

самой успешной попытки финансовой стабилизации, все равно оказалось таким

значительным, что для получения первых результатов она потребовала минимум

полутора лет вместо 6-8 месяцев, как это было в большинстве переходных

экономик Центральной и Восточной Европы.

В-ТРЕТЬИХ, ошибки в проводившейся экономической политике, равно как и

сохраняющиеся имперские амбиции значительно повысили социальную цену

снижения инфляции. В дополнение к потерям в уровне жизни, нанесенным

предыдущими популистскими экспериментами, попытка достижения финансовой

стабилизации 1995-1996 годов обернулась для жителей России значительным

снижением их реальных доходов, расходов, потребления.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, нынешняя победа над инфляцией была достигнута в результате не

только проведения экономических реформ, нацеленных на стабилизацию

налоговых поступлений и сокращение государственных расходов, но и в

результате наращивания внутренних и внешних займов. Власти пошли по пути

наименьшего сопротивления. Так, в январе-апреле 1996 года более 40

процентов всей деятельности федерального правительства осуществлялось за

счет кредитов. Краткосрочная и относительно легко излечиваемая (при

последовательных реформах) «простуда» высокой инфляции

была конвертирована в тяжелую и хроническую болезнь высокой задолженности.

В-ПЯТЫХ, платой за замедление инфляции стало частичное восстановление

прежней административной, государственно регулируемой экономики. Власти

начали применять замораживание цен на продукцию топливно-энергетического

комплекса, централизованно регулировать цены естественных монополий,

запрещать поставщикам электроэнергии и газа отключение злостных

неплательщиков, изобретать «товарные кредиты», регулярно проводить

подрывающие деловую этику налоговые амнистии, внедрять в оборот денежные

суррогаты в виде налоговых освобождений, вексельных кредитов,

компенсировать недостаток бюджетных средств финансированием коммерческих

банков по федеральным гарантиям и т.п.

Тем самым правительство своими собственными действиями хотя и

способствовало замедлению темпов инфляции, но одновременно спровоцировало

бюджетный кризис, рост неплатежей, усиление натурализации экономики и

бартеризации хозяйственных операций, возникновение параллельных рублю

квазивалют. В итоге «рыночная прозрачность», а с нею и эффективность

российской экономики существенно уменьшилась по сравнению с тем, что было

достигнуто даже в 1992- 1993 годах. «Благодаря» таким действиям

экономический рост, если и придет в Россию, то гораздо позже, и темпы его

будут существенно ниже,' чем это могло бы быть.

Одержанная таким образом победа над инфляцией означает в то же время и в

известной степени победу над самой рыночной экономикой, над рыночными

реформами. И потому она не является ни вполне устойчивой, ни окончательной.

И это значит, что полная цена за нее еще не уплачена. Будущее погашение

долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне

жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация

российской экономики не могут не привести к новой, хотя, хочется надеяться,

не столь высокой, как ранее, инфляционной волне.

Литература :

I . Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений.

Под редакцией Медведева В.А.

М.: Политиздат, 1988.

2. Макконнелл, Брю.

Экономикс. Том 1.

М.: Республика, 1992.

3. С . И . Лушин .

Откуда взялась инфляция?

Финансы N9 , 1 9 9 2 .

5. «Экономика». С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи Москва 1995 год.

6. Российско-германский журнал по экономической теории и практике «

Политэконом »

№ 2 тема номера: «Инфляция и денежный порядок» 1996 год.

7. В . Б . Маневич , В . Л . Перламутров .

Об инфляционной политике .

Финансы N8 , 1 9 9 3 .

ДОКЛАД "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ В 1997-2000 ГОДАХ"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ.

-----------------------

[1] «Экономика» С. Фишер, Р.Дорбнуш, Р. Шмалензи стр.602

[2] Гурвич Е.Т. и др. Приватизация: Первые обнадеживающие итоги. Российский

мониторинг, 2, 1993г.

[3] Sunley. E.M. et al. Russian Federation: taxation of the oil and gas

sector. IMF, 1995

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.