Инфляция и кризис в России
неэффективных, убыточных производств. Это неизбежно и в определенной
степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эффективных,
прибыльных предприятий, которые и станут базой последующего подъема
экономики.
Позиция оппонентов. При резких диспропорциях в технологическом развитии
отраслей, в условиях нестабильности и непредсказуемости, блокирующих
инвестиции в производство, неразвитости систем экономической информации и
т.д. относительное сжатие денежной массы и образующийся в результате разрыв
между платежеспособным спросом и инфляционным нарастанием затрат ведет к
падению производства и огромным разрывам в финансовом положении отраслей.
Это недопустимо в социальном плане, подрывает возможности структурной
перестройки экономики, ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет. 1
Альтернативная по отношению к проводимой правительством стратегиям может
быть основана на "гетерогенной" политике, предусматривающей сочетание
монетарных рычагов и непосредственного государственного регулирования.
Последнее может быть направлено в первую очередь на исправление и
стабилизацию межотраслевых соотношений цен, стимулирование и гарантирование
инвестиций в приоритетные сектора производства, повышение предсказуемости
экономической ситуации. Задача преодоления инфляции не рассматривается в
этом случае как самоцель, а решается совместно со стабилизацией
производства.
Различие между указанными подходами можно сравнить с выбором между
хирургическим и терапевтическим лечением тяжелого больного - ответ зависит
от того, выдержит ли "пациент" радикальное лечение и есть ли время для
менее болезненной, но длительной терапии. Практика покажет, на каком из
этих путей удастся добиться устойчивой стабилизации, а затем и подъема
российской экономики. В любом случае изучение этого процесса обогатит
представления о принципах и методах преодоления кризисов современных
экономических систем.
7.2 Инфляция - денежное явление
B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией.
Ежегодные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100
процентов.
Социально-экономические последствия инфляции очевидны. Обесцениваются
результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц.
Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых
ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала,
способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении
иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования
государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения
национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее
богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-
политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные,
диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инфляция оставалась
для России экономической проблемой номер один.
Вслед за Милтоном Фридманом мы можем повторить: «Инфляция всегда и везде
является денежным явлением». Уровень цен в той или иной экономике
предопределяется количеством и скоростью обращающихся в ней денег.
Соответственно важнейшая причина ускорения инфляции состоит в более быстром
росте номинальной денежной массы по сравнению с реальным ростом
производства. Темпы инфляции, как правило, прямо пропорциональны темпам
прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и
обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. Зная эти
переменные, можно не только объяснить движение инфляции в прошлом, но и
спрогнозировать ее развитие на будущее. Обладая таким знанием, можно и
управлять ею.
Некоторые «немонетарные» факторы инфляции при внимательном рассмотрении
оказываются самыми что ни на есть монетарными. Например, снижение реального
продукта при стабильном уровне денежной массы, как правило, приводит к
повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему реального продукта
противостоит прежнее количество денег. В то же время возрастание объемов
производства при прежнем объеме денежной массы и при всех прочих равных
условиях способствует дефляции - снижению уровня цен.
Как создается, ускоряется и укрощается инфляция? Основным ее источником
выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центральным банком. На
первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов
правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам и отдельным
предприятиям ( если такое предусмотрено национальным законодательством), а
также в результате увеличения золото-валютных резервов. Рост активов
Центрального банка одновременно приводит к соответствующему возрастанию его
пасcивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из наличности
в обращении, а также обязательных и необязательных («излишних») резервов
коммерческих банков в ЦБ.
Вторая стадия создания денег наступает тогда, когда коммерческие банки,
опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают
кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков
в совокупности с наличными деньгами в обращении составляют денежную массу.
Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое
количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы,
называется денежным мультипликатором.
Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кредитной
эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы направлению оно ни
происходило - неизбежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря
эффекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, которая и
воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это
единственное учреждение в стране, которому позволено «создавать деньги».
Поэтому любое его увеличение активов носит инфляционный характер.
В отличие от этого кредиты коммерческих банков новых денег не создают, и
потому их природа не инфляционна. Тем не менее увеличение денежного
мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков
способствует ускорению инфляции. Если же кредитная экспансия коммерческих
банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень
приемлемых рисков, то ее следствием может стать крах банков, проводящих
наиболее рискованную политику. В результате банковских банкротств клиенты
теряют свои средства на банковских счетах, размеры денежной массы
сокращаются, объем совокупного денежного спроса уменьшается, цены падают.
Система возвращается в свое первоначальное состояние.
7.3 КРЕДИТНАЯ ЭМИССИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФЛЯЦИИ
По структуре активов Центрального банка можно судить о структуре источников
инфляции, в нашем случае - российской. Весь прирост активов за последние
годы шел по пяти основным направлениям.
1. Прирост чистых международных резервов в виде драгоценных металлов и
увеличения чистой валютной позиции ЦБ.
2. Прирост кредитов правительству (Минфину) в виде прямого кредитования
дефицита федерального бюджета, централизованных кредитов отдельным секторам
экономики, а также в виде косвенного кредитования дефицита путем
приобретения государственных ценных бумаг.
3. Прирост кредитов коммерческим банкам как в виде прямого кредитования
путем предоставления централизованных кредитов, через «открытое окошко»,
кредитные аукционы, в виде овердрафта, при проведении операций типа «репа»
- выкупа у банков государственных ценных бумаг.
4. Прирост кредитов «прочим заемщикам» - незначительное кредитование
отдельных предприятий непосредственно ЦБ, минуя коммерческие банки, что
имело место в 1992-1993 годах.
5. Прирост кредитов, предоставленных государствам рублевой зоны.
Темпы прироста активов Центрального банка России были наиболее высокими в
1992 году. Высокое соотношение приростов его активов к валовому внутреннему
продукту - 41,1 процента - было обусловлено прежде всего масштабным
кредитованием как государственного бюджета, так и коммерческих банков и
государств рублевой зоны.
В 1993 году российскому правительству удалось существенно сократить
величину бюджетного дефицита, что уменьшило потребность в кредитах ЦБ.
Кроме того, к концу года было полностью прекращено кредитование государств
рублевой зоны. В то же время существенно увеличился удельный вес кредитов
коммерческим банкам. В целом прирост активов ЦБ снизился до 17,7 процента
ВВП.
В 1994 году ЦБ прекратил выдачу кредитов коммерческим банкам по
субсидированным ставкам. В то же время он был вынужден увеличить
кредитование дефицита бюджета, существенно возросшего по сравнению с 1993
годом. На эти цели был направлен практически весь прирост кредитов
Центробанка, составивший 12,6 процента ВВП.
Переход к не эмиссионному финансированию дефицита бюджета в 1995 году
закрыл и этот источник кредитной эмиссии. Практически весь прирост активов
ЦБ в 1995 году, составивший 3,9 процента ВВП, был обусловлен увеличением
валютных резервов денежных властей.
В начале 1996 года основной прирост активов ЦБ был направлен на косвенное
кредитование государственного бюджета. Общий прирост активов Центробанка в
первом квартале 1996 года составил 5,0 процента ВВП.
7.4 ДЕНЕЖНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ИНФЛЯЦИЯ
Наращивание кредитной эмиссии Центрального банка приводит к возрастанию
объемов денежной базы и денежной массы. Наиболее высокие темпы прироста
денежной массы (агрегат М2) наблюдались в 1992 году - в среднем 19,9
процента в месяц. Затем в результате перехода к умеренно ограничительной,
ограничительной, а затем и достаточно сдержанной денежно-кредитной политике
ее темпы последовательно снижались - до 13 процентов в 1993-м, 9,5 - в 1994-
м, 4,7 - в 1995-м и 3- в первом квартале 1996 года.
Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала
скорость денежного обращения. За последние годы динамика этого показателя
несколько раз менялась, что свидетельствовало о серьезных изменениях в
российском денежном механизме.
В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же
года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость обращения
денег в российской экономике вновь стабильно возрастала, увеличившись за
полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода
уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года
она устойчиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1
1,8 раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года
способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь
1995 года - март 1996 года она упала на 25 процентов.
В результате взаимодействия обоих важнейших факторов инфляции - динамики
денежной массы и скорости ее обращения - среднемесячные темпы инфляции
последовательно снижались. Если в 1992 году они достигали 31,2 процента, то
в 1993 году
- 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996 года они
упали до 2,5 процента., а в таблице указаны еженедельные темпы инфляции за
период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года.
Таблица: Еженедельные темпы инфляции (%) .
| | | МАРТ | | |АПРЕЛЬ |
|27.02-5.03|6.-12.03 |13.-19.03 |20.-26.03 |27.03-2.04|3.-9.04 |
|0,3% |0,4% |0,3% |0,3% |0,2% |0,2% |
Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход
российского правительства и Центрального банка от весьма мягкой денежно-
кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточно сдержанной.
Закономерным результатом этого стало последовательное замедление темпов
инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИТАК ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ УСТОЙЧИВЫМ, А ПОБЕДА НАД НЕЙ -
ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ?
В апреле 1996 года темпы инфляции в России снизились до 2,2, в мае - до
1,6, в июне - 1,2 процента. Майская и июньская инфляция оказалась, таким
образом, ниже показателя любого месяца за последние пять с половиной лет
начиная с декабря 1990 года. Такое снижение означает практическое
приближение к такой ценовой стабильности, какая признается нормальной в
цивилизованных рыночных государствах.
Начало финансовой стабилизации в России означает:
- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предварительного условия
прекращения хозяйственного спада и восстановления экономического роста,
хотя, конечно же, нет гарантии, что рост начнется именно завтра;
- совершенно иной уровень ответственности при принятии любых экономических
решений как на макро-, так и на микроуровне;
- радикальное снижение инфляционного налога, значительную часть которого
вынуждена платить наименее защищенная часть населения - пенсионеры,
студенты, люди, занятые в бюджетной сфере,
- замедление социального расслоения, ограничение перераспределения
национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее
богатым.
Вне всякого сомнения, начало реальной финансовой стабилизации весной 1996
года - это крупная победа властей - и правительства, и Центрального банка.
Безусловно, это и победа настоящих реформаторов как при портфелях, так и
без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить
проинфляционную политику на антиинфляционную. Это действительно одно из
важнейших достижений экономической политики, осуществленное как раз тогда,
когда это казалось менее всего вероятным - после парламентских и накануне
президентских выборов.
Успех достигнут благодаря применению совершенно стандартных инструментов
макроэкономической политики, классических монетаристских методов. И
произошло это, несмотря на все псевдонаучные рассуждения о так называемом
«затратном» характере российской инфляции, о ее «институциональных»,
«структурных», «монополистических» корнях. Несмотря на бесконечные
заявления об особенностях российской экономики, «инфляции издержек»,
«инерционности процессов в огромной стране», «разрыве хозяйственных
связей», о существовании «естественного» фона инфляции в 20 или 10
процентов в месяц и т.п.
Эта исключительно серьезная победа далась огромной ценой. Ценой длительных
отступлений, ненужных компромиссов, неоправданных потерь.
ВО-ПЕРВЫХ, последняя попытка достижения финансовой стабилизации оказалась
уже четвертой за последние пять лет. У граждан страны накопилась
психологическая усталость от регулярно произносившихся и долгое время
невыполнявшихся обещаний. Доверие к властям, провозглашавшим благородные
цели, доверие к политическим силам, поддерживавшим в этом власти, вера в
способность достижения провозглашавшихся целей, оказались серьезно
подорванными.
ВО-ВТОРЫХ, несмотря на, казалось бы, немалый опыт, накопленный в предыдущие
годы, количество ошибок, совершенных во время даже и самой последней и
самой успешной попытки финансовой стабилизации, все равно оказалось таким
значительным, что для получения первых результатов она потребовала минимум
полутора лет вместо 6-8 месяцев, как это было в большинстве переходных
экономик Центральной и Восточной Европы.
В-ТРЕТЬИХ, ошибки в проводившейся экономической политике, равно как и
сохраняющиеся имперские амбиции значительно повысили социальную цену
снижения инфляции. В дополнение к потерям в уровне жизни, нанесенным
предыдущими популистскими экспериментами, попытка достижения финансовой
стабилизации 1995-1996 годов обернулась для жителей России значительным
снижением их реальных доходов, расходов, потребления.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, нынешняя победа над инфляцией была достигнута в результате не
только проведения экономических реформ, нацеленных на стабилизацию
налоговых поступлений и сокращение государственных расходов, но и в
результате наращивания внутренних и внешних займов. Власти пошли по пути
наименьшего сопротивления. Так, в январе-апреле 1996 года более 40
процентов всей деятельности федерального правительства осуществлялось за
счет кредитов. Краткосрочная и относительно легко излечиваемая (при
последовательных реформах) «простуда» высокой инфляции
была конвертирована в тяжелую и хроническую болезнь высокой задолженности.
В-ПЯТЫХ, платой за замедление инфляции стало частичное восстановление
прежней административной, государственно регулируемой экономики. Власти
начали применять замораживание цен на продукцию топливно-энергетического
комплекса, централизованно регулировать цены естественных монополий,
запрещать поставщикам электроэнергии и газа отключение злостных
неплательщиков, изобретать «товарные кредиты», регулярно проводить
подрывающие деловую этику налоговые амнистии, внедрять в оборот денежные
суррогаты в виде налоговых освобождений, вексельных кредитов,
компенсировать недостаток бюджетных средств финансированием коммерческих
банков по федеральным гарантиям и т.п.
Тем самым правительство своими собственными действиями хотя и
способствовало замедлению темпов инфляции, но одновременно спровоцировало
бюджетный кризис, рост неплатежей, усиление натурализации экономики и
бартеризации хозяйственных операций, возникновение параллельных рублю
квазивалют. В итоге «рыночная прозрачность», а с нею и эффективность
российской экономики существенно уменьшилась по сравнению с тем, что было
достигнуто даже в 1992- 1993 годах. «Благодаря» таким действиям
экономический рост, если и придет в Россию, то гораздо позже, и темпы его
будут существенно ниже,' чем это могло бы быть.
Одержанная таким образом победа над инфляцией означает в то же время и в
известной степени победу над самой рыночной экономикой, над рыночными
реформами. И потому она не является ни вполне устойчивой, ни окончательной.
И это значит, что полная цена за нее еще не уплачена. Будущее погашение
долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне
жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация
российской экономики не могут не привести к новой, хотя, хочется надеяться,
не столь высокой, как ранее, инфляционной волне.
Литература :
I . Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений.
Под редакцией Медведева В.А.
М.: Политиздат, 1988.
2. Макконнелл, Брю.
Экономикс. Том 1.
М.: Республика, 1992.
3. С . И . Лушин .
Откуда взялась инфляция?
Финансы N9 , 1 9 9 2 .
5. «Экономика». С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи Москва 1995 год.
6. Российско-германский журнал по экономической теории и практике «
Политэконом »
№ 2 тема номера: «Инфляция и денежный порядок» 1996 год.
7. В . Б . Маневич , В . Л . Перламутров .
Об инфляционной политике .
Финансы N8 , 1 9 9 3 .
ДОКЛАД "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ В 1997-2000 ГОДАХ"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ.
-----------------------
[1] «Экономика» С. Фишер, Р.Дорбнуш, Р. Шмалензи стр.602
[2] Гурвич Е.Т. и др. Приватизация: Первые обнадеживающие итоги. Российский
мониторинг, 2, 1993г.
[3] Sunley. E.M. et al. Russian Federation: taxation of the oil and gas
sector. IMF, 1995
Страницы: 1, 2, 3, 4
|