рефераты скачать

МЕНЮ


Инфляция

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является

управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по

своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может

быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания

инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства,

создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,

помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со

стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемых в

странах Запада, отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции,

особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В

целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве

стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после периода

послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.

6.1 Антиинфляционная политика.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа

экономической политики:

1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение

кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с

монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование

темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии

с темпом роста ВНП.

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост

заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,

определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной

потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для

сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы

повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача

кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует

специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока»,

ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены

учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов,

пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен

удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно

три года – 1982 г.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних

организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого

необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в

экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и

последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от

поставки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить

характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы,

подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не

следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер

невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает

применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине

«заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный

характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или

опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция

издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом

национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием

ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо,

сельскохозяйственное сырье). Практически же действует не одна, а комплекс

причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы

с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер,

своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать

конкретной ситуации.

6.2 Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в обстановке реформирования

централизованной экономики предполагает обращение к нестандартным мерам,

поскольку специфичны сама природа инфляции, ее причины, методы проявления.

По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции,

порожденной конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

При разработке различных вариантов развития российской экономики в

зависимости от глубины и последовательности преобразований предполагалось,

что переход к свободным ценам неизбежно приведет к их повышению. Это

вытекало из теоретических рассуждений и расчетов, об этом говорил опыт

других стран, например Венгрии, Польши, Югославии. Намечалось, что

освобождение цен явится предпосылкой перехода к ценам равновесия, к

последующей стабилизации общего уровня цен. О такого рода сценариях

упоминалось в программных документах, говорилось в прогнозах.

Обосновывая путь решительных преобразований и отметая методы

«косметического ремонта», Я. Корнаи, в частности, писал: «Одной из основных

задач «хирургической» операции является приостановка инфляционного

процесса». Необходимо перейти к свободной игре цен, и в этой ситуации «при

определенном уровне цен будет достигнуто равновесие». Даже если уровень цен

превысит среднюю норму инфляции, какой она была раньше, «это все же не

приведет к ускорению инфляции в будущем»1.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах,

вставших на путь экономических преобразований, расчеты на укрощение стихии

цен и пробуждение заинтересованности у производителей – поскольку будет

введен в действие новый хозяйствен-

Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М., 1990. С. 72, 73.

ный механизм – не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного

регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к

другой, от централизованно управляемой – к основанной на действии рыночных

сил, натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидены ни

в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной

экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который

не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы

воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается

ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или

непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния

инфляционного шока.

Применительно к России – на начальном этапе экономической реформы –

целесообразно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1) Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной

среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в

результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между

производителями. Зачем перестраивать конвейер для выпуска новой модели

автомобиля, если можно сбывать прежние, давно апробированные модели,

подняв цену менее чем за два года более чем в 500 раз.

2) Ценовые перекосы и диспропорция не устранены в ходе либерализации цен.

Свободные цены не стали ценами равновесия и не работают на улучшение

производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате

непредвиденного скачка цен оказались те отрасли, которые призваны

непосредственно обеспечивать потребительский рынок, - легкая и пищевая

промышленность, машиностроение. Новые цены не согласуются с

изменениями в структуре потребительского спроса и не способствуют

формированию эффективного спроса.

3) Давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.

Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.

Постепенно свертывается внешнеторговый оборот, слаба и не эффективна

внешняя поддержка.

Вместо консолидации внутренних факторов, восстановления разорванных

связей – углубление противоречий между республиками и регионами; усиление

сепаратистских и националистических настроений.

Результативность макроэкономической политики зависит от

последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Так,

например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается

бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем

должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для наших условий становится

сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу

социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые,

зачастую невыполнимые задачи. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные

ресурсно и организационно меры таят опасность возникновения «эффекта

стадиона» (если зрителям плохо видно происходящее на стадионе, встает один

ряд, затем другой, третий и далее – все остальные. Становится не видно

никому, но остановить процесс оказывается невозможным) – дальнейшего

раскручивания цен и повышения доходов по нарастающей.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности, во-первых,

напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о

неправомерности применения стандартных рецептов сдерживания инфляции. Во-

вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные,

тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной

валюты, по изменению цен на топливные ресурсы, по денежному регулированию

темпов инфляции.

Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только

перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. А решение

этой проблемы, разрешение парадокса предполагает достижения политической

стабильности и договоренности, согласие населения на проведение жестких мер

регулирования, завершение реформы, связанное с новыми трудностями,

ожиданиями и жертвами. Без этого самые разумные – с позиции экономической

теории – рецепты и рекомендации не дадут реального результата.

6.3 Инфляционные процессы в России с 1991 по 1996 г.

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов,

по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории.

Действительно, за пять лет с1990 по 1995 г. объем ВВП в стране сократился

на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном

этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции.

Эта проблема остается актуальной и сегодня.

На первых этапах реформирования российской экономики были предприняты

две попытки стабилизации – в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на

жестких монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них

реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой

денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего

инфляция опять резко возрастала.

В январе – июне 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная

политика, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижению

темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной

задолженности предприятий. За пол года задолженность возросла почти в 100

раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни

получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа

от денежной кредитной политики, после чего месячная инфляция превысила

уровень 20%. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными,

а накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной

эмиссии и выделения новых кредитов.

Начало второй попытки стабилизации относится к январю 1994 г. До

августа удавалось постепенно уменьшить темпы инфляции, а в августе инфляция

была меньше 5%. Правительством был сделан вывод, что окончательная

финансовая стабилизация скоро будет достигнута.

Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и

кредитной политики снова обострило проблему неплатежей. Ситуация

осложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя

задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для

убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на

массовые разорения и банкротства фирм.

Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и

увеличение кредитования промышленности. Поэтому было не удивительно, что

наступил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй

половине 1994 г. снова выросли.

Кризис принял затяжной характер. Главным препятствием его преодоления

выступило свертывание емкости внутреннего рынка в связи с сокращением

реальных доходов большинства населения, с одной стороны, и падением нормы и

массы накопления капитала, с другой. В это период на кризис сбыта вместе с

платежным кризисом и необеспеченностью материального снабжения предприятий

приходилось свыше 80% падения производства.

Что касается сдвигов в отношении распределения, то о них можно судить

по данным о структуре денежных доходов населения (табл. 1):

| |1991 г.|1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.|

|Всего денежных доходов |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|В том числе: | | | | | | |

|Оплата труда |74 |70 |61 |47 |39 |38 |

|Пенсии, пособия, стипендии |16 |14 |15 |15 |16 |15 |

|Доходы от собственности и | | | | | | |

|предпринимательской |10 |16 |24 |38 |45 |47 |

|деятельности и т.д. | | | | | | |

Реальная среднемесячная заработная плата в 1996 г. была ниже уровня

1991 г. более чем в 3 раза.

В условиях инфляции усилилась общая разбалансированность системы цен.

Они оторвались от своей основы – товарного производства. Действительно,

свободные цены в высокомонополизированных отраслях превысили издержки

производства и платежеспособный спрос в 2-3 раза, т.е. проявились как

монопольно спекулятивными. Это, в свою очередь, привело к инфляционному

росту денежной массы и обесценению рубля.

Инфляция подорвала стимулы для долговременных инвестиций в сферу

производства. Обесценивая оборотный капитал, она явилась одной из главных

причин кризиса платежей.

Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к опасному

обострению социальной напряженности, власть была вынуждена предпринять

антиинфляционные меры. Они включали изменение системы финансирования

бюджетных дефицитов, ограничение кредитов ЦБ отдельным отраслям и др.

В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения

макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее

первых двух. Сказалось прежде всего более последовательное осуществление

правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики.

В результате развития российской экономики в 1995 г. в сравнении с

1994 г. характеризовалась рядом позитивных тенденций. Спад производства,

который продолжался 6 лет, в 1995 г. заметно замедлился. Объем ВВП

сократился по сравнению с предыдущим годом на 4% против 13% в 1994 г.,

объем производства промышленной продукции – соответственно на 3 и 21%.

Изменение структуры денежной массы за счет более медленных темпов

роста денежной массы позволило существенно сжать количество денег в

обращении, что привело к снижению темпов инфляции. Но все же инфляция

снижалась значительно медленнее, чем ожидалось. Сказалось сохранение

высоких инфляционных ожиданий, рост цен на энергоносители и транспортные

услуги.

Подавление инфляции и развитие финансового сектора по существу

явились теми целями, на достижение которых бала направлена экономическая

политика в 1992-1996 гг. В результате системного воздействия денежно-

кредитной политики ЦБР в 1996 г. удалось снизить до минимальных значений

темпы инфляции, начать тем самым формирование необходимых предпосылок для

ввода экономики из фазы депрессивного развития и обеспечения последующего

экономического роста.

Темпы прироста потребительских цен снизились в 1996 г. до 1.9% в

среднем за месяц, индекс цен составил около 125% в целом за год. Сравним

эти цифры с предшествующими годами:

1992 г. – 31.2% и 2600%

1993 г. – 29.5% и 900%

1994 г. – 10% и 300%

1995 г. – 7.2% и 250%

1996 г. – 1.9% и 125%

Во многом это явилось следствием последовательно осуществляемого

контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках.

Способствуя развитию банковской системы, ЦБР использовал в 1996 г. весь

арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования предложения денег

в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику

рационального предоставления кредитов, меры административного воздействия в

сфере валютного контроля и валютного регулирования.

Заканчивая главу, отметим, что к настоящему времени большинству

постсоциалистических стран удалось взять под контроль инфляцию, снизить ее

масштабы до уровня, не превышающего 40% годовых, начать наращивать объемы

производства.

Выводы.

1) В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных

процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и

экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение

покупательной способности денег, она подрывает возможности

хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению

структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2) По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма

различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы

не могут рассматриваться как прямой результат только определенной

политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного

регулирования производства, ибо рост цен оказывается не только

следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных

чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике,

объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и

предложением, производства предметов потребления и средств

производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс

инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер,

а весьма устойчивый и практически неизбежный.

3) В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может

рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного

механизма. Однако не представляет серьезной угрозы, поскольку там

отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и

регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии,

странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов

инфляции.

4) В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих

преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс

развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма

необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и

регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения

народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета,

отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя

задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

5) Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной

и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом

многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не

только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения

государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии

требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Среди них – стабилизация и стимулирование производства,

совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,

повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной

деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных

мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует

выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в

жизнь.

Список используемой литературы.

1) В.Д. Камаев «Экономическая теория» Москва 1998 г.

2) А.С. Булатов «Экономика» Москва 1994 г.

3) Е.Ф. Борисов «Экономическая теория» Москва 1996 г.

4) Хейне П. Экономический образ мышления Москва 1992 С.487.

5) Корнаи Я. Путь к свободной экономике Москва 1990 С. 72, 73.

6) Новожилов В. Пределы инфляции //Экономическая газета. 1989. №3. С.17.

-----------------------

Предложение

Спрос

Прибыли

Денежные доходы

Спрос

Цены

Цены

Заработная

плата

Цены на сырье, топливо

Предложение товаров

Цены

Номинальная заработная плата

Реальные доходы

Издержки производства

Цены

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.