рефераты скачать

МЕНЮ


Инфляция

P

E1

S1

E

S

0

Q

рис. 5

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек)

приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через

определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в

точке, соответствующей более высокой цене.

2.3 Стагфляция.

Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит

с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск

изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка

зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо

отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен

на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при

отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в

направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над

рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на

товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано,

растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее

производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть

инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают

завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

3. Измерение инфляции.

3.1 Индексы цен.

В макроэкономике широко используются индексы, и в частности, индексы

цен. Среди них наиболее распространенными являются индекс стоимости жизни

(индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен

товаров производственного назначения) и дефлятор ВНП.

Все они выражают относительное изменение среднего уровня цен за

определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за

100%, а цены других лет оцениваются к этим 100%.

3.2 Индекс стоимости жизни.

С помощью индекса стоимости жизни изменяются цены фиксированной

«рыночной корзины» потребительских товаров. В США такой индекс

рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине

учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской

семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).

| | |

| |Цена «рыночной корзины» в данном |

|Индекс цен в данном |периоде |

|периоде = | |

| | |

| |Цена аналогичной корзины в базовом |

| |периоде |

Если раньше за базовый период в США принимался 1967 г., то сейчас –

1982 г. Это связано с тем, что с развитием общества изменяются человеческие

потребности и, следовательно, меняется содержимое «потребительской

корзины».

В 1996 г. индекс стоимости жизни в США составил 129%. Это означает,

что за тот же набор товаров и услуг потребители сейчас платят в 1,29 раза

больше, чем в 1982 г., т.е. цены за 14 лет выросли на 29%.

Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной

заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых

странах раз в полгода происходит корректировка зароботной платы: на 1%

роста инфляции рост зароботной платы составляет 0,5%.

3.3 Индекс оптовых цен.

При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров

производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного

количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение

оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы,

конечные виды продукции на оптовом рынке.

Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных

товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

3.4 Дефлятор ВНП.

Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП –

дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги,

произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает

изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и

услуг.

| | | |

|Дефлятор ВНП =|номинальный ВНП |x 100% |

| |реальный ВНП | |

где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный

ВНП - расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП

показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за

счет роста цен.

4. Виды инфляции.

С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную»

инфляцию.

4.1 Открытая инфляция.

Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и

предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая

инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль

сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного

приложения капиталов.

4.2 Подавленная инфляция.

Это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным

контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет

открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция

принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как

масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная

инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных

сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в

приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%.

Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%.

Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой

стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество

товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике

диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных

знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих

денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» -

нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-

то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен

создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение

продавцов и покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане

выделяют три вида инфляции:

1) Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год,

стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в

номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального

развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний

уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за

последние годы около 3-3,5%.

2) Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более

цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно

материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и

требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах

наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых

странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России,

индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%;

еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены

опережали рост денежных доходов населения.

3) Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен

и заработной платы становится катастрофическим, разрушается

благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества,

бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она

парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект

бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются

экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее

условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен

свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами.

Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически

неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги

управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный

станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется.

Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать

к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как

именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко

весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое

всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно

быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный

спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить

средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы

искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением

«инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция

начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции –

обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой

мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся

десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату

следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты

повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло

с 27 миллиардов в январе 1918 г. до 219 триллионов 845 миллиардов к

декабрю 1921 г.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь

может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков:

автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение

внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного

хозяйствования.

Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый

феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и

эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается.

Денежная эмиссия в нашей стране выросла с 28 млрд. рублей в 1990 г. до 89

млрд. в 1991 г. и 1513 млрд. в 1992 г. При этом денежная масса отставала от

реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливало

инфляционные процессы, вело к развалу денежно-кредитной системы.

Приведенное нами определение инфляции как процесса обесценивания

денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает

полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко

существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях

применяется даже специальный термин – инфляционная экономика, чтобы

подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и

сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер

инфляционных процессов.

4.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп

относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной –

цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу,

причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь

периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только

тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен.

Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на

интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает

всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать

сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция.

Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость

комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже

когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные

группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем.

Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и

сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в

таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным.

Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

4.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция.

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую

инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая

предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого

вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата

большими издержками адаптационного плана.

5. Последствия инфляции.

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, мы уже

затронули вопрос о последствиях инфляции, ее влиянии на экономику. В

западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной

системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но

о некоторых специфических функциях инфляции.

Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная

инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая

соответственным ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

В соответствии с уравнением обмена MV=PQ некоторый рост денежной массы M

создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется

неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег

ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной

деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению

равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные

прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой – рост цен ведет к

обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего

наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее

совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются

социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные

доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стараются

обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на

импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать

потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики,

посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не

оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Взяв в качестве ссуды, к примеру, один миллион рублей, дебитор должен через

оговоренный срок вернуть взятую сумму (с процентами). Но если за это время

покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет

возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется на

половину меньше – по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

5.1 Почему нужно бояться инфляции.

Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под

контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция

оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо

отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция – и это общепризнанно – сужает мотивы к трудовой

деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых

заработков (правда, слабая, ползучая инфляция влияет на процесс «съедания»

доходов в небольшой степени). Инфляция, особенно в условиях существенного

роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между

«крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает

возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частью

принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между

потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону

потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо

оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабевает позиции властных структур. Стремление

государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные

средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост

недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях

увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается

доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым

правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском

рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

. снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте

номинальных доходов);

. обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как

правило, не компенсируют падения реальных размеров сбережений);

. потеря у производителей заинтересованности в создании качественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается

производство относительно дешевых товаров);

. ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе

деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в

ожидании повышения цен на продовольствие;

. ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных

групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы

которых формируются за счет госбюджета).

6. Антиинфляционные меры.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.