рефераты скачать

МЕНЮ


Государственные и местные налоги

у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода,

уплачивается по месту его нахождения (жительства).

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные

подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога

налогоплательщика как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения

каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения

обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода,

подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих

обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении

которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога,

превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей

статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая

уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме

налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее

декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При

заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых

оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты

принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога

за физических лиц.

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога индивидуальными

предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой.

Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей

указанными лицами

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят

следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим

законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность

без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от

осуществления такой деятельности;

2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном

действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам

доходов, полученных от такой деятельности.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий

бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет,

исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми

агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых

платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

4. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают

налоговую базу.

5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны

представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую

налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,

в случае получения доходов от источников, расположенных за пределами

Российской Федерации, одновременно с налоговой декларацией обязаны

представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о

таких доходах с переводом на русский язык.

6. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет,

исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений

настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок

не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в

пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления

предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой,

налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием

суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом

периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня

появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется

налогоплательщиком.

8. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится

налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в

налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных

в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый

период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221

настоящего Кодекса.

9. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании

налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере

половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере

одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в

размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

10. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или

уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить

новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от

осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на

текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм

авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не

позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов

доходов. Порядок уплаты налога

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят

следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от

физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных

договоров гражданско - правового характера, включая доходы по договорам

найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества,

принадлежащего этим лицам на праве собственности;

2) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации,

получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской

Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

3) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не

был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий

бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет,

исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми

агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет,

понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

3. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны

представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую

налоговую декларацию.

Налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидентами Российской

Федерации, в случае получения доходов от источников, находящихся за

пределами Российской Федерации, одновременно с налоговой декларацией

обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего

доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.

4. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет,

исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей

статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не

позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми

агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в

два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом

налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после

первого срока уплаты.

Статья 229. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в

статьях 227 и 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года,

следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую

декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту

жительства.

3. В случае прекращения существования источников доходов, указанных в

статьях 227 и 228 настоящего Кодекса, до конца налогового периода

налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их

существования представить налоговую декларацию о фактически полученных

доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим

лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в

соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за

пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах,

фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде

на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее

чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок

представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее

чем через 15 дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими

в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы

налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в

течение налогового периода авансовых платежей.

Статья 231. Особенности удержания и возврата налога

1. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы

налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении

налогоплательщиком соответствующего заявления.

2. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные

налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до

полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке,

предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса.

3. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика

от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Статья 232. Устранение двойного налогообложения

1. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым

резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в

соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов,

полученных за пределами Российской Федерации, засчитываются при уплате

налога в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим

договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения. При этом

размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога, исчисленной

так, как если бы эти доходы были получены от источников в Российской

Федерации. Такой зачет производится при условии представления

налогоплательщиком документа о полученном доходе и об уплате им налога за

пределами Российской Федерации, подтвержденного налоговым органом

соответствующего иностранного государства.

2. Для освобождения от налогообложения, получения налоговых вычетов или

иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы

Министерства Российской Федерации по налогам и сборам официальное

подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым

Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего

налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании

двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть представлено как

до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного

года после окончания того налогового периода, по результатам которого

налогоплательщик претендует на получение освобождения от налогообложения,

налоговых вычетов или привилегий.

Статья 233. Заключительные положения

Налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными)

органами субъектов Российской Федерации в части сумм, зачисляемых в

соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня

вступления в силу настоящего Кодекса, действуют в течение того срока, на

который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении

налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти

налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы

прекращают свое действие решением законодательных (представительных)

органов Российской Федерации.

II Понятие и анализ налоговой системы России.

Общая характеристика и ее структура

Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже

1991—1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и

перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования

реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку

законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это

непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская

налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря

этому она по общей структуре и принципам построения в основном

соответствует общераспространенным в мировой экономике системам

налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не

копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом

национальной специфики.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый

Верховным Советом РСФСР 27 декабря 1991 года, определил структуру и общий

механизм функционирования налоговой системы, установил перечень налогов,

сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обозначил обязанности

и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Однако в процессе

становления новой налоговой системы законодателем не было сформулировано ни

одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-

терминологический инструментарий и т. д., что в дальнейшем негативно

сказалось на становлении всей финансовой системы России, а также на

развитии налоговой политики в стране.

Основу российской налоговой модели 1992 года составили две пары

налогов, удельный вес которых в доходах государственного бюджета стал

подавляющим. Первая пара налогов была привязана к доходу (прибыли),

получаемому юридическими и физическими лицами в процессе их трудовой и

предпринимательской деятельности, а вторая — к выручке от реализации

продукции и услуг, т. е. обороту. Несмотря на довольно большое количество

налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть, около 4/5

всех налоговых доходов консолидированного бюджета, составляют налог на

прибыль, подоходный налог с физических лиц, а также НДС и акцизы. В 1996

году по консолидированному бюджету в общих налоговых поступлениях доля

налога на прибыль составила около 26%, косвенных налогов на товары и услуги

—43% (в том числе НДС — 30%), подоходного налога с физических лиц — около

10%. Между тем доля имущественных налогов составила около 8%, а платежей за

пользование природными ресурсами —только 4%. На местные и региональные

налоги приходится не более 5% совокупных налоговых поступлений. Следует

отметить, что в вопросах распределения налогов между бюджетами различных

уровней и контроля за их установлением по-прежнему ведущее место занимают

интересы федерального бюджета.

Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог —

налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил

налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в

западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в

европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных

налогов над прямыми. Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и

акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового

оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых

поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач

повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога

была установлена в 28%. Однако в условиях либерализации цен новый

российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и

выполнял чисто фискальные функции.

Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной

структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой

системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах

ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и

высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР — примерно 7%

общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой

налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового

бремени с предприятий и организаций на граждан.

Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее

нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима

налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового

года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений

приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными

актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной

практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные,

документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и

контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена

данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. В

ближайшее время планируется создание глобальной системы персонального

налогового учета всех физических лиц, проживающих, получающих доходы и

имеющих иные объекты налогообложения на территории России.

Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении

к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед

государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и

отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения

убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему

их права.

Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и

жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и

административных санкций за нарушения налогового законодательства.

Привлечение к ответственности преследует исключительно фискальные цели и не

учитывает требований обоснованности, виновности и справедливости.

Ответственность государства перед налогоплательщиком в случае неправомерных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.