рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование цен

всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного

сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и

других стимулирующих экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого

стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется

распределение и перераспределение доходов. Другими словами,

распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен

означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь

созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики,

районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование

доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен,

их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и

обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.

Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или

низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов

(налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы

разных уровней цен для различных потребителей (при государственном

вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же

продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в

энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и

частного).

Особенно сильно было влияние цен на экономику союзных республик до

распада СССР. Россия финансировала другие республики примерно до $50 млрд в

год в виде льготных цен. Россия продавала нефть на мировых рынках по $140

за т, а союзным республикам по $2-3 за т. Это была колоссальная субсидия.

Для Казахстана это составляло примерно $ 11 млрд в год, Украины — примерно

6, Беларусии — 3, Грузии — примерно $3,5 млрд. '

Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное

только для планово-регулируемой экономики, или условие существования

регулируемых цен.

Существование монополистических структур также порождает

перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит

присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежи стратегия

максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности

для его реализации.

Перераспределительное ценообразование имеет место и в условиях

сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут

устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению

на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют

грабительским ценообразованием (англ, predatory pricing).

Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но здесь есть и

различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия

предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т.

д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то

перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием

на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии,

когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных

отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает

противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами

предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия

национальным интересам.

Перераспределение накоплений из одних отраслей в другие через систему

цен не всегда экономически обосновано и социально приемлемо при

государственном регулировании, так как делает таких производителей и

покупателей неконкурентоспособными. Например, чрезмерное перераспределение

чистого дохода из легкой промышленности (путем чрезмерно высокой доли

доходов в структуре цены) в другие отрасли народного хозяйства привели к ее

отставанию, сделали непрестижной сферой приложения труда для молодежи.

В перераспределительных процессах участвует также и финансовая

система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования,

и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных

направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных

процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и

государственного воздействия в перераспределительных процессах.

При государственном участии в выполнении перераспределительной функции

розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных

цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг,

связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать

повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего социально

незащищенных) групп населения.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же

экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов

хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный,

плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как

правило, административными методами, цена же воздействует всегда на

экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители,

потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку

за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать

товары, сырье с разным уровнем цен. Даже в период диктатуры плана

предприятия ухитрялись использовать систему надбавок-скидок, договорных,

временных цен, чтобы улучшить свои экономические показатели.

2.2. ЦЕНА И ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ

Значительное внимание в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам

ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая

особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего

эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене,

установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения

свободных рыночных цен в России.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем

самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1)

банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за

отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки,

ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются

цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными

органами.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия,

предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст.

424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1)

предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть

определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть

оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы

или услуги (п. Зет. 424).

Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить

товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его

полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей

по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены,

но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара

ненадлежащего качества, в том числе право требовать 1) соразмерного

уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков

товаров.

Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости.

В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать

цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме

условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.

При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса

(см. выше), не применяются.

Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости

неразрывно связаны с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую

судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно

покупателю одновременно с передачей права собственности на здание,

сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть

земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее

использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий,

сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с

этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или

права на него.

Достаточно подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей

выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается

методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты

цены за выполненную работу.

В отношении договора бытового подряда Кодекс предусматривает цену и

условия оплаты работы (ст. 735).

2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое,

или административное, вмешательство государства в действующие цены означает

участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен,

установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены,

устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное

воздействие на такие цены осуществляется путем методического и

организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в

разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям

народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок

исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав

затрат специальными нормативными документами, определяет расходы,

возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию

предприятий монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится

задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например

в 1998 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г. прогнозируется рост

цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без

государственного участия невозможно (в 1998 г. рост цен составил 184%).

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе

анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли

соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой

продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в

процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном

инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы

товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в

1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия

предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г,

стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие

факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения

между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с

твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих

органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении

фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли

(рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в

случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям

(независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в

качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты

ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать

свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при

заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена

устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной

степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта.

Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за

затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-

изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и

получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет

экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период

времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального

уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое

регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост

свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия,

отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла

значительную часть национального продукта.

В настоящее время правительство России предлагает установить верхний

лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от

«ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на

внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень

цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли

этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в

частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но

отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала,

поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не

только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует,

полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия

эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в

практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство

экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли

промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота

алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и

другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила

предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из

других стран.

4. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В ЭТОМ СЛУчАЕ В

ЦЕНЕ ПРИ ЕЕ РАСчЕТЕ УчИТЫВАЕТСя ПРИБЫЛЬ В РАЗМЕРЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В РОССИИ ЭТОТ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИя ЦЕН ПОЛУчИЛ НАИБОЛЬШЕЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. ОН ПРИМЕНяЕТСя ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ, НА МНОГИЕ ВИДЫ УСЛУГ, ЦЕНЫ НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ (НАПРИМЕР, НА ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, РИТУАЛЬНЫЕ

УСЛУГИ И Т. Д.). В 1992-1993 ГГ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА

ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.

РАЗМЕР ИХ БЫЛ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ПО ОТРАСЛяМ И ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает

установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону

снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по

сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом

этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не

заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике

уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения

повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых

надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено

устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок,

наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок

может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах

соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен

предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из

государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов

этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может

вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды

продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности,

производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы

ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной

регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации

декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об

обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением

предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании

декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие

продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен,

обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции,

оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии.

Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное

налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам,

превышающим рекомендованные.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением

совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного

предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов

как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного

налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из

бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом

договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или

услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений

между производителями и потребителями продукции при участии органов

государственного управления, а также принятия производителями продукции

односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные

мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

• Создание условий для развития здоровой конкуренции и

предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства

предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно

проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги

по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

• Разработка специальных правительственных программ по развитию

производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых

населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных

бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых

видов продукции.

• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных

инвестиций, создания совместных предприятий.

• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных

пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по

которой в стране дефицит или которая предназначена для социально

незащищенных групп населения.

2.4. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С вступлением в силу с 1 января 1999 г. первой части налогового

кодекса РФ изменился порядок определения цены реализации товаров, работ,

услуг для налогообложения. Ценой реализации, используемой при расчете

налогов, является цена сделки, указанная сторонами в договоре.

Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1, ст.

40 НК РФ). Обязанность доказывать правильность применения цены реализации и

определять рыночные цены возложена на налоговые службы. Однако с помощью

налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам

можно только в случаях, когда:

• сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

• сделка является товарообменной (бартерной);

• имеют место значительные колебания (более чем на 30% в ту или иную

сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

(однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В перечисленных выше случаях, когда по мнению налогового органа

примененные сторонами сделки цены товаров, работ, услуг отклоняются (в ту

или иную сторону) более чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных)

товаров, услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о

доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы

результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Рыночной ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся при

взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (или однородных)

товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товара учитывается информация о

заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными

(однородными) товарами в сопоставимых условиях. При определении

сопоставимости условий сделок учитываются, в частности, такие условия

сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем

товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежа и другие

разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении степени значительности колебания уровня цен,

применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в

пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при

заключении сделок надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и

предложения на рынке товаров, услуг.

Доначисление налога не применяется, если скидки вызваны сезонными и

иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами

качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты

истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой ценовой

политикой, в том числе при продвижении товаров на новые для них рынки, при

продвижении на рынки новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении

индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных

моделей и образцов в целях ознакомления потребителей с ними и в иных

аналогичных случаях.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным

(однородным) товарам или недоступности информационных источников для

определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:

• метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена

определяется как разность цены, по которой- такие товары реализованы

покупателем при последующей реализации (перепродаже), и разумных затрат,

понесенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им

приобретенных товаров, работ, услуг а также наценки покупателю. Наценка

определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы

деятельности прибыль;

• затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как

сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются обычные в

подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение)

и реализацию, обычные в подобных случаях затраты по транспортировке,

хранению, страхованию и иные подобные затраты. Наценка определяется с таким

расчетом, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности

прибыль.

Решение налогового органа может быть обжаловано в суде. При

рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение

для дела, не ограничиваясь вышеперечисленным.

глава 3. Фискальная политика

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их

распределению и использованию на основе финансового законодательства страны

называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от

экономического состояния страны. Кризисное положение экономики

предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на

прекращение спада производства и на стимулирование производства (например,

в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых

ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а

с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на

оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние

меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от

критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от

соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке

прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой,

какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более

важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли

правительства в регулировании национальной экономики через финансовую

систему, а именно - расходы государства на программы по социальному

обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение,

образование и т.д.

Частью финансовой политики является фискальная политика, то есть

налогообложение.

Фискальная политика предполагает использование возможностей

правительства взимать налоги и расходовать средства государственного

бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных

социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение

налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение

фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны,

поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих

средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной

фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной

политикой понимается сознательное регулирование государством

налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на

реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и

экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика

складывается из:

увеличения государственных расходов;

снижения налогов;

сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному

финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост),

сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

уменьшения государственных расходов;

увеличения налогов;

сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо

бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая

фискальная политика, или политика автоматических (встроенных)

стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором

понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на

изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо

шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение

налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в

период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот,

в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами,

прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к

потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления

экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной

способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице

и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев

населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в

период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы

выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает

совокупный спрос.

3.1. Налоги и их функции

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе

с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в

государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой

системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма

доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый

механизм используется для экономического воздействия государства на

общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-

технического прогресса.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества

на классы и появлением государства. “В налогах воплощено экономически

выраженное существование государства”, - подчеркивал К. Маркс. В эпоху

становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало

усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части

валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет

сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства

валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и

получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере

предпринимательства.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К

числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные

платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат

основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных

операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на

операции с ценными бумагами и др.).

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ

выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется

общественное назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает

главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как

особого централизованного (фискального) инструмента распределительных

отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное

назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства,

аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для

осуществления собственных функций государства. Формирование доходов

государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания

налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что

появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их

сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря

контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма,

обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется

необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях

действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в

органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых

отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя

условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя

систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших

социально-экономических проблем.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью

налоговой системы государство перераспределяет национальный доход

(аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это

достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных

льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.