рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен

Необходимость государственного вмешательства

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В РЫНОчНУЮ ЭКОНОМИКУ БЫЛО

РАЗЛИчНЫМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕЕ СТАНОВЛЕНИя И РАЗВИТИя. В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИя

РЫНОчНЫХ ОТНОШЕНИЙ В XVII-XVIII ВЕКАХ ГОСПОДСТВОВАВШАя ТОГДА ЭКОНОМИчЕСКАя

ДОКТРИНА - МЕРКАНТИЛИЗМ - ОСНОВЫВАЛАСЬ НА ПРИЗНАНИИ БЕЗУСЛОВНОЙ

НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИя ДЛя РАЗВИТИя В СТРАНЕ ТОРГОВЛИ

И ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей

начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим

ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи

экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.

Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли

большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в

основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.

Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной

из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет

функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок,

следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного

конкурентного механизма. Это так называемые общественные товары т.е. товары

и услуги, которые потребляются коллективно (национальная оборона,

образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что

государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать

совместную оплату гражданами этой продукции. К тому же механизм рынка часто

не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.

Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой

контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие

проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы

справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки

зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной

незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное

распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными

социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной

экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.

Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали

невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость

государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный

спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,

способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса,

когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий

регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира

после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала

смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко

обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и

усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая

экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного

рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не

корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного

функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно,

регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

глава 1. государственное регулирование цен

1.1 ЦЕЛИ и средства ГОСУДАРСТВа в РЕГУЛИРОВАНИи ЦЕН

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации

находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент

совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и

законодательства РФ о ценообразовании.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного

самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление

регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их

соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и

их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен,

через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в

порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и

в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует

развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует

замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных

последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному

перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической

деятельности.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы,

формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это

правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной

власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав

Департамент цен.

Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти,

Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и

межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка

предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;

совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности

цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном

хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов

ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе

предложений по совершенствованию государственной политики цен;

совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных

цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных

отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;

осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и

государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое

руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта

ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования

занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих

субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных

органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по

проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике,

при правительстве г. Москвы — управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ,

краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга)

ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на

местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и

законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за

счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные

социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;

осуществляют контроль за ценами.

Основные направления государственной ценовой политики в России на

ближайшую перспективу определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г.

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и

постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному

вопросу. Самое главное в названных документах — это, во-первых,

последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем

либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных

рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной

экономики.

Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов

в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие

конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со

стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою

продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное

регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в

которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и

ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17

августа 1995 г. № 147-ФЗ).

На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение

регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения о

введении государственного регулирования, осуществляет координацию

деятельности органов исполнительной власти субъектов России по

регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на

внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере

необходимости,

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между

федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной

власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется

регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной

сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая

естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую

исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является

важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности

и создания условий для экономического роста — повышения

конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на

производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных

монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы

исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и

теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями

(тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ

природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа

всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении,

коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и

электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на

лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Имеется перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых

организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации

предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и

надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на

продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к

ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию,

реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных

школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки

пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по

согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при

условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов,

за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров

и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным

маршрутам, включая такси и др.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое

регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и

услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном

уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г.

составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в

значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и

тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов

воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти

(налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем чтобы не

допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный

спрос населения и возможности бюджета.

1.2. Контроль государства за соблюдением порядка применения

регулируемых цен

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую

подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и

определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство

экономики РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта

РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на

местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и

антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и

государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и

другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения

цен и тарифов.

Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение

субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий,

их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен

документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для

осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют

действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты

предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка

применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и

взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после

нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений

порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной

ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий,

виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов. В течение 1997 г.

органами ценообразования и контроля цен было проведено 109 553 проверки

правильности формирования и применения цен и тарифов на товары и услуги, в

том числе 2972 — на предприятиях промышленности, 5374 — топливно-

энергетического комплекса, 981 — связи, 1081 — транспорта, 2107 — в

агропромышленном комплексе, 6403 — коммунального хозяйства, 78 513 — на

предприятиях и в организациях торговли, 12 123 — в других отраслях

народного хозяйства.

На 18 554 предприятиях, или 17% от числа проверенных, выявлены

нарушения порядка применения цен и тарифов, в результате чего органами

ценообразования и контроля цен было изъято в доход бюджета 307 млрд руб.

Кроме того, согласно статье 147 Кодекса РСФСР об административных

правонарушениях, было рассмотрено свыше 5400 дел и на 4643 должностных лица

наложены штрафы на общую сумму более 6,3 млрд руб.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления

распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности,

находящиеся в муниципальной собственности.

Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию

органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные

органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен,

не подлежат разглашению.

При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер

финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной

ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим

законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной

продукции.

Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или

условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с

потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет

сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами,

сформированными в соответствии с действующим законодательством, в

перерасчете на объем реализованной продукции.

По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою

очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о

применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных

санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые

органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в

суде или арбитражном суде.

1.3. функции и Задачи государственого регулирования цен

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной

экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для

решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих

функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из

которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и

политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению

бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором

средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих

средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные

функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование,

здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение

экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя

государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую

активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная

фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным

последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию

перераспределения доходов государство выполняет через государственную

налоговую систему, а также через различные социальные программы по

государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере

занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также

является одним из важнейших инструментов государственного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.