рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование социальной занятости населения

занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический

спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к

2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по

пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики

России из кризиса безработица понимается как результат и следствие

экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не

отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.

Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени

предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то,

что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение

нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические

диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике

занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост

безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой

активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост

безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов.

По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая

"гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы.

Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад,

вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет

дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

3.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и

предложением на рынке труда

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и

предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие

свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой

рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение

осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за

занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой

стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по

своему количественному так и качественному составу. Справедливое решение

этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде

всего мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных

сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной

национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда,

что может негативно сказываться на соотношении между спросом и предложением

в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения между

различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности

трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на

местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме

того государство предусматривает меры финансово- кредитной, инвестиционной

и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение

гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию

системы рабочих мест.

Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции

занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под

классической теорией в немарксистской экономической литературе

подразумевается преимущественно теория английских и американских

экономистов , базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу,

Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего

экономического равновесия.

Неоклассическая теория занятости предполагает построение функции

совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к

условиям совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем

агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции

предложения отдельных работников. Субъектами на рынке труда выступать

бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства.

Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более

низкой заработной плате соответствует больший спрос и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда.

Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за

производительные услуги. Как правило (но есть и исключения) продавцы на

рынке труда. в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить

предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения

труда (рис 2) принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая предложения на труд показывает, что при повышении реальной

заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении

предложение труда уменьшается.

Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самэльсона,

определяется как минимум четырьмя показателями:

1. общей численностью населения;

2. той долей, которую составляет самодеятельное население в общей

численности жителей;

3. средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и

на протяжении года;

4. качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут

затрачивать рабочие.

Прежде чем объединить оба графика- спроса и предложения труда-

рассмотрим еще одно важное экономическое явление, характеризующее

предложение труда. Вернее два явления получивших название эффект замещения

и эффект дохода

Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как

отразятся на предложении труда определенной группы трудящихся или

индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд,

предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода и

эффект замещения.

На рисунке 3. изображена кривая, показывающая общее количество

рабочего времени, отработать которое при данной величине заработной платы

согласна какая-либо категория трудящихся. От обычной кривой предложения

труда эта кривая отличается своей конфигурацией.

До точки I кривая показывает увеличение предложения труда при росте

заработной платы - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I,

кривая LS меняет направление. Она сгибается и снова приближается к оси

ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию- уменьшение

предложения труда при дальнейшем росте заработной платы до определенных

размеров (W\P умножить на I) ведет к росту предложения труда, которое после

достижения максимального уровня (LI) начинает сокращаться вследствие

дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение

заработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда. Это

происходит поскольку при увеличении заработной платы каждый час

отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени

воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода.

Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в

рабочее- отсюда стремление заместить свободное время дополнительной

работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг,

которые работник может приобрести на возросшую зарплату. Вышеописанный

процесс получил название эффекта замещения. На рисунке 3. эффект замещения

проявляется до точки I, т.е. до начала движения кривой предложения труда

влево, к оси ординат.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при

достижении работником определенного, достаточно высокого уровня

материального благополучия. Когда работник достигает материального

благополучия меняется его отношение к свободному времени. Возникает желание

купить не только больше товаров, но и иметь большее кол-во свободного

времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда , купив

свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы

быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После

прохождения кривой LS точки I эффект дохода становится преобладающим, что

выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а

практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день

или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков.

А теперь объединим оба графика- кривую спроса и кривую предложения

труда и проанализируем более детально положение на рынке труда (рисунок 4.)

Точка Е является точкой пересечения кривой спроса на труд и кривой

предложения труда. Этой точке на графике соответствуют определенный уровень

реальной заработной платы (W\P x E) и заданное этим уровнем предложение

труда (LE). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, то есть рынок

труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все

предприниматели, согласные платить заработную плату W\Px E, находят на

рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен

полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все

работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате W\PxE.

Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличных от W\PxE,

равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата- это цена равновесия

на рынке труда.

В случае повышения реальной заработной платы уровня равновесной

(случай W*\P) предложение на рынке труда (О-LS*) превышает спрос (О-LD*) на

величину LD*-LS*. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной

занятости, раб. мест не хватает для всех желающих продать свой труд при

заработной плате W*\P. Возникает избыток предложения труда, измеряемый

отрезком LD *- LS * на оси абсцисс.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной

(например, до уровня W”\Р) спрос на рынке труда (О-LD”) превышает

предложение (О-LS”) на величину LS”-LD”. В результате образуются

незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на

более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в

условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они

подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении

восстановления полной занятости.

Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления

заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые

предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться

и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места.

Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условии

снижения заработной платы складывается как в сфере предложения труда, так и

в сфере спроса на труд.

Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения

заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная

картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы

повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг

работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой

труд.

Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда

восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем виде дать

ответ на вопрос о том почему высока или низка заработная плата.

Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура,

основные направления развития на современном этапе

4.1. Государственная политика занятости и её эффективность в РФ

Анализ экономического состояния России за последние несколько

лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику

рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства

ухудшаются.

Ускорение спада экономики не могло не сказаться на динамике

занятости и безработицы в 1996 году. Общее число занятых в экономике,

составляющее в 1993 году 70.9 млн. человек, уменьшилось к концу 1996

года на 5 млн. человек.

Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики,

как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля

и общественное питание, наука и научное обслуживание. Устойчивый рост

наблюдался лишь в органах управления всех видов - более полумиллиона

человек за этот же период.

Кроме того , 1996 год принес и сокращение занятости в кредитно-

финансовой и страховой сфере, где до этого наблюдался быстрый рост. В

промышленности в целом и сельском хозяйстве численность занятых

сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения за этот период

впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991

годом, последним годом ее уменьшения. Таким образом, база для роста

эффективной занятости в сельской местности впервые возросла, а рынок

труда, наоборот, сузился.

Из 16 крупных отраслей промышленности рост численности занятых

наблюдался в 5,при этом самый значительный в 4 сырьевых отраслях :

добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно

значительный в 1996 году ),электроэнергетике ,нефтедобыче и газовой

промышленности. Одновременно в перечисленных отраслях объем производства

за последние три года в сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в

газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация. Рост

занятости, несмотря на продолжающееся падение производства, сохраняется в

отраслях - естественных монополистах.

Ответ на вопрос о причине спада эффективной занятости в одних

отраслях и росте других кроется в следующих цифрах:

если средний уровень оплаты труда в промышленности - 653 тысячи

рублей - принять за базу (100%),то в легкой промышленности оплата труда

составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике -

155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%.

Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года

снижала объемы производства, наращивала занятость при падении

производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей

налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

В этих же трех отраслях - цветной металлургии, топливной

промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете

на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди

всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение занятых было в

легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%)

промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В

результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года

удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в

1996 году ,а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не

соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.

Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу

пенсионеров и студентов превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически

активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение

неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что в

прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный

в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали

превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы

вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее

время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995

года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в

декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности

находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность

находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996

году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе

администрации (более точный показатель измеряемый числом дней на одного

работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и

крайне низкий уровень по cравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3

раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -

начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении

общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном

тяготении к стабилизации , которая отчетлива видна в последние 6 месяцев.

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда масштабы

высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает

среднеросийский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и

Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,

Архангельская область.

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии

на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в

Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда

является тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году

безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В

Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных

изменений . Вместе с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер

деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой

экономической политики по отношению к естественным монополиям.

При этом не учитывались в макроэкономической политике и прежде всего в

ценообразовании факторы эффективной занятости и занятости как условие

эффективности экономического роста.

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы,

фонды занятости

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке

труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего

института рынка труда - специализированной общенациональной службы

занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности

функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке

труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий

безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей

найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и

позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем

заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе

консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям;

квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных

военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной

защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих

мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены

обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.);

содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание

доходов безработных граждан и членов их семей; осуществление

компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.