рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование в области ценообразования

предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный

экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного

долга привели в итоге к серьезным финансовым проблемам и проявились в

резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала

свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование

налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики,

вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого

регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы

предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности

снижала стимулы к трудовой деятельности. Экономический рост прекратился.

Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в

кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и

не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с

появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли

перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований

экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к

постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть

растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-

экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных

ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене

моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми

подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так

или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в

рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели

государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой

экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских

тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках

кейнсианства подходов.

Основные цели новой модели неизбежно оказались другими. Актуальнейшей

проблемой стала борьба с инфляцией. Необходимо было провести глубокие

структурные преобразования в экономике, осуществить реиндустриализацию на

базе НТР и тем самым создать новые условия для экономического роста.

Теоретической основой решения этих задач стало неоконсервативное

направление в экономической мысли - монетаризм, теория рациональных

ожиданий и теория экономики предложения, доказывающие решающую роль

рыночной саморегуляции в экономическом прогрессе общества. Наиболее видные

представители этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д.

Гилдер (теория экономики предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория

рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций рынка

и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет

ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления

индивидуалистических начал. В основе столь глубоких перемен - возврат на

позиции неоклассической теории, рассматривающей рыночную экономику как

надежную саморегулирующуюся систему, которая способна обеспечить

сбалансированный рост при полном использовании ресурсов, отсутствии

вынужденной безработицы за счет гибкости цен, заработной платы, процентных

ставок и др. механизмов устойчивости. Неоклассическая модель широко

использует уравнение Фишера, увязывающее денежную массу, скорость обращения

денег, индекс цен и реальный ВНП. Из него следует, что поддержание

равновесия в системе предполагает контроль над предложением денег как

основы стабильности цен и совокупного спроса. Эти взгляды монетаристской

школы экономической мысли дополняются идеей о необходимости не только

контроля над совокупным спросом для борьбы с инфляцией, но в основном

стимулирования предложения (теория экономики предложения). Теория

рациональных ожиданий усиливает и без того скептическое отношение

неоконсерваторов к целесообразности вмешательства государства в экономику.

Любая макроэкономическая политика, по мнению основных теоретиков этой

школы, вряд ли может улучшить положение - экономические агенты весьма

хорошо приспосабливаются к изменениям среды, сводя на нет все меры

правительства по ее изменению, эффект может быть только в случае наличия

исчерпывающей информации у правительства и центрального банка.

Такие теоретические позиции предопределили и соответствующую систему мер

воздействия государства на экономику. В русле неоконсервативных моделей,

реализованных на практике правительствами Р. Рейгана в США, М. Тетчер в

Великобритании, К. Танакой в Японии и др. в 80-х гг. осуществлялся целый

комплекс мер по выводу государства из активной "игры" на экономическом поле

и усилению конкурентных начал. Проводилась масштабная приватизация

государственной собственности, радикальная реформа управления

государственными предприятиями, происходило дорегулирование экономики -

пересмотр и отмена многих законодательных ограничений и регламентаций

(особенно в сфере труда и социальных отношений, антимонопольных мер).

Сокращались масштабы перераспределения национального дохода через

государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части

бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана

несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом

резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой

системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности

налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет

эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный

кейнсианской модели, упростить решение проблем структурной перестройки

экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета

и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде

всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на

субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и

действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Происшедшее в

результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения

при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению

стагфляции. Но главную роль в борьбе с инфляцией сыграла денежно-кредитная

политика - последовательное ограничение денежной массы (в том числе

посредством тагетирования - законодательного определения темпов роста

денежной массы), эффективная процентная политика и др. Монетарная политика

стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая

политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей

либерализации торговых и иных отношений.

Итак, неоконсервативные подходы к государственному регулированию

ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение

не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-

кредитной. Однозначно признается роль государства в содействии структурной

и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные

бюджетные средства.

Оценивая результаты функционирования данной модели на практике, следует

отметить, что в большинстве случаев она оказалась адекватной ситуации и

эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная

перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е.

поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно

привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты

населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это

рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону

кейнсианских традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в

политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения

Итак, рассмотрение двух базовых моделей смешанной экономики

свидетельствует о том, что характер модели, ее смена другой вызваны

потребностями социально-экономического развития и опираются на положения

основных школ теоретической мысли. Как уже отмечалось, можно вести речь и о

других моделях - командной (плановой, социалистической), причем в различных

ее модификациях, например, рыночного социализма; фашистской; модели

социального рыночного хозяйства Германии (Л. Эрхард); шведской модели

(шведский социализм); о моделях экономик "новых индустриальных государств"

и др.).

Отдельной проблемой является модель государственного регулирования в

странах с переходной экономикой (постсоциалистических). Следует признать,

что она осмыслена в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории

переходной экономики обрекает правительства стран опираться в основном на

метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение

неоконсервативных рецептов для этих стран в современных условиях бывает

столь же неоправданным, как и кейнсианских подходов.

2. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования

экономики.

2.1. Понятие цены, ее функции

Для понимания необходимости регулирования экономики в области

ценообразования необходима рассмотреть понятие цены, как экономической

категории и многообразие ее функций.

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в

решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и

государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества

цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне

проявляется через функции.

Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и

тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно

самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-

покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К. Макконнел и С.

Брю , как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и

получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить,

определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец

получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и

количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину

денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно

определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и

дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно

судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты

позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью

которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и

многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в

денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение

общественно признанных затрат труда и его полезности.

На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все

стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт,

национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и

реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена

выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как

производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоот-

дача и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является

носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на

поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине,

например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в

американских учебниках такая картинка: здание свободного

предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность,

система ценообразования, конкуренция.

Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный

инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в

денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного

механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики

в целом.

Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования

экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с

денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на

рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой

происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для

изменения объема предложения, объема спроса и величины цены)

устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и

спроса.

На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так

и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать

непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так,

производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену

(как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение

предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он

может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое

качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее

уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами

регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо

монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою

цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и

предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные

ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых

определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так,

общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение

более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая

плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких

процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов,

ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на

дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более

эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то

есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных

ресурсов.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для

альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует

повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания

различных факторов производства для создания той или иной продукции

(например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат,

но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более

трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей

величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой

продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее

уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов

производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия

на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную)

рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен

(свободные, регулируемые, расчетные и т. д.'). Учитывая стимулирующее

воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметь

различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы

пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех,

где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший

сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например,

при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу

полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера

потребления соответствующей продукции.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется

распределение и перераспределение доходов. Другими словами,

распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен

означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь

созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики,

районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование

доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их

структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и

обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.

Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или

низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов

(налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы

разных уровней цен для различных потребителей (при государственном

вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же

продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в

энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и

частного).

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных отраслей

экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между

изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий и

интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным

интересам.

Выполнение ценой перераспределительной функции не является ее

привилегией. В перераспределительных процессах участвует также и финансовая

система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования,

и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных

направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных

процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и

государственного воздействия в перераспределительных процессах.

2. Государственное регулирование в области ценообразования

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и

структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной

конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной

напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие

объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования

цен.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного

самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление

регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их

соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.