рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование в области ценообразования

Государственное регулирование в области ценообразования

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН

СОДЕРЖАНИЕ

| |стр. |

|Введение………………………………………………………………………...……… |3 |

|Глава 1. Государственное регулирование |5 |

|экономики……………………………………………………………………………… | |

|1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его |5 |

|объекты, цели и средства………………………………………………………………………… | |

| 1.2.Модели государственного вмешательства в экономику……………………….. |11 |

|Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного |15 |

|регулирования экономики……………………………………………………………………………… | |

|2.1. Понятие цены, ее функции……………………………………………………….. |15 |

|2.2. Государственное регулирование в области ценообразования………………… |17 |

|2.3. Формы и методы воздействия государства на цены…………………………… |18 |

|Глава 3. Опыт развитых стран………………………………………………………... |23 |

|3.1.Ценовая политика развитых стран……………………………………………….. |23 |

|3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и |29 |

|интеграции экономик развитых стран……………………………………………….. | |

|Заключение…………………………………………………………………………….. |32 |

|Список литературы…………………………………………………………………… |35 |

| | |

| | |

| | |

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными

изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и

экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится

частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более

ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее

превращения в единую геоэкономику.

Возникла необходимость переосмысления пройденного Российской Федерацией-

недолгого, но весьма болезненного и извилистого пути, должного понимания

новых тенденций, процессов и объективных закономерностей как в мировой, так

и в отечественной экономике.

В результате перехода от административно-командной, государственно-

плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала

быть простым инструментом обоснования экономической политики государства

или одной правящей партии. Она все настойчивее занимает подобающее ей

достойное место в системе социальных и гуманитарных наук и взялась за

решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка,

понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов

исследования, методологических принципов, идейного и теоретического

арсенала, понимания собственной сущности и значимости.

Переход на рельсы рыночной экономики существенным образом увеличивает

приоритеты, относительную актуальность и значимость одних областей

экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план или вовсе

девальвируя значение других областей. Поэтому естественно, что одними из

важнейших проблем, стоящих в центре внимания отечественной экономической

науки, стали система и механизмы взаимодействия государства и экономики,

политики и предпринимательства. И это вполне объяснимо, если учесть, что

современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее

взаимодействия с государством, органами его законодательной и

исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных

признаков высокоразвитого демократического общества.

Рыночные принципы предполагают прежде всего приоритет частной

собственности перед всеми остальными формами собственности, господство

строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников

рыночных отношений. Что касается государственного вмешательства в

экономику, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному

планированию всей экономической деятельности, как это было при советской

экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.

Характеризуя такое положение вещей, видный немецкий экономист В. Репке

нашел весьма удачное сравнение: «Государство — это как футбольный судья. Он

не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры». Мы привыкли жить в

системе, когда наше государство является и тренером, и главным игроком,

нередко самому себе устанавливающим основные правила игры на экономическом

поле.

Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой,

действующая система отношений между экономической системой и государством

прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной

стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою

задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от

жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и

свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к

постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в

социальной и экономической сферах.

Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых

проблем, которые способны подорвать основы существующего социального

порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и

экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать

сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом

плане во всех индустриально развитых странах государство играло и

продолжает играть существенную роль.

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики

приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных

социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом

свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран,

гдепереход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие

произошли при самом активном участии и поддержке государства.

Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни

российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос

о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как

федерального, так регионального и муниципального уровней в системе

жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер.

В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в

экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных

развитых стран.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в

условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует

развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует

замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных

последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному

перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической

деятельности.

Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики

ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы

производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и

союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают

интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и

парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на

международных совещаниях.

1. Государственное регулирование экономики

1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты,

цели и средства.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно

также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной

системе. Тем не менее и здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной

стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы,

неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы

рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных

систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов

интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной

НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления

интернационализации экономической жизни.

Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику:

. Поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством

правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение

"правил игры" основных экономических агентов, законодательно

определяет и защищает права собственников, содействует сохранению

конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной

конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности

и т.д.

. Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную

систему саморегуляции, является неизбежная для рынка тенденция к

монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и

централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных

антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в

США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо,

во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их

закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия

является разрушительной для хозяйственной системы, она становится

объектом государственного воздействия - через законодательное

ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен,

раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых

предприятий, осуществление политики открытой экономики.

. Причиной участия государства в экономической жизни общества является

также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами

в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или

выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся

непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами

таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением

окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые

обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей

(положительные внешние эффекты).

. Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику

является необходимость производства так называемых общественных благ.

К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону,

услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага

характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и

конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного

порядка, общественные парки, дороги и проч.

. Требует участия государства также проблема распределения доходов.

Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не

должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать

определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями

современного демократического общества. Государство корректирует

данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов,

трансфертов и др.

. Существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие

государственного регулирования. Во-первых, это касается инфляционных

процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием

на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и

развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают

денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная

политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная

политика, антимонопольная политика и др. Требует государственного

вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень,

превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе

как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-

политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая

заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это

нарушение определенных демократических прав и свобод.

. Усиление интернационализации экономики порождает еще одну

макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса

страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность

внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса)

может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние

национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира,

требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок.

Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и

долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев

к экстренным мерам внешнеэкономической политики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики..

В современных условиях невмешательство государства в социально-

экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости

ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Объективная возможность ГРЭ

появляется с достижением определенного уровня экономического развития,

концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту

возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,

трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса

воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование

экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных

сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и

остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в

конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых

странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских

странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии

и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в

отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных

последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем

его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем

не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды

ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую

экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от

планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному

хозяйству на базе частной собственности.

Термин «государственная экономическая политика», встречающийся в

дальнейшем в настоящее время идентичен термину «государственное

регулирование экономики».

В экономической литературе выделяют субъекты, объекты, цели и средства

государственного экономического регулирования. Для понимания механизма ГРЭ

кратко рассмотрим эти понятия:

Субъекты экономического регулирования:

. Носители хозяйственных интересов – социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий,

фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели,

управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные

служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса и

т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их

социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому

или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп

выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах,

обращаются с просьбами, протестами и пожеланиями в государственные

учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с

государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

. Выразители хозяйственных процессов – объединения носителей

экономических интересов, в развитых странах рыночного хозяйства, в

многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы

предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. Рекомендации,

советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих

выразителей государственных интересов на органы государственной

власти – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГРЭ.

. Исполнители хозяйственных интересов – органы трех ветвей власти,

построенные по иерархическому принципу, а также центральный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.