рефераты скачать

МЕНЮ


Формы и направления инвестиционной деятельности: опыт развитых стран и России

свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые

технологии, новые способы организации производства и прямой выход на

мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции

зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в

облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных

валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю,

недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные

инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не

одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль

за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении

портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить

компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,

крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.

Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для

выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском

потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом

рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую

авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все

усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует

будущему увеличению производственных мощностей.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за

исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба

для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться

только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в

отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных

ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в

производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),

телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в

законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных

отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям

формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты

и займы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления

использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме

предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать

в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство

строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска

товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры,

стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли

экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля

российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно

использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в

первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Отток капитала. Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за

рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за

рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и

предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости

экономического положения в стране большие средства переводятся в

конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать,

что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным

кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна

перестраивается под действием рыночных сил. Отток денежных ресурсов

(потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток.

Как не парадоксально, но в течение 1997 года Россия выдала больше кредитов

зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо России (когда страна

является неттоэкспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем

занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Мотивация оттока капиталов -

ощущение российскими бизнесменами политической и экономической

нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими

бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом

в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы

переправляется ими в западные банки или используется для покупки

недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком

нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и

предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как отток капитала, очень часто носит противозаконный характер. И

все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное

экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский

банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают

предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не

своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и

нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные

инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных

предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются

точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,

учитывает только их легальную часть.

Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил

власть принять организационно-правовые меры по ужесточением контроля за

возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы

российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей

страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.

Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия

четкого экономического законодательства, основанного на рыночных принципах.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений прямых

инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись

в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1999 годах

из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е.

заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд.

долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем.

Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть

“уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации размещенных

за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической амнистии”.

В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в Россию и

при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут считаться

нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для возвращения в

Россию “уплывших” денег. Однако по мнению экспертов этот проект не имеет

будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия государству и не

вернутся обратно, пока доверие к государству не восстановиться, а значит

возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

3. Состояние инвестиционной сферы российской экономики.

Глубинные основы кризиса в народном хозяйстве следует искать в

тенденциях структурных изменений. В периоды эволюционного развития

последние отличаются инерционностью, однако, в условиях кризиса их темпы

многократно ускоряются, приобретают черты хаотичности, вызывая цепочку

экономических и социальных противоречий.

За годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой

структуре народного хозяйства, вызванные неравномерными темпами снижения

производства и инвестиций в отдельных секторах.

Прежде всего, намного сократилась доля производственной сферы при

соответствующем увеличении удельного веса сферы услуг.

В структуре производства промышленной продукции произошло изменение

соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями в пользу первых.

Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса.

Разбухание топливно-сырьевого комплекса происходило в ущерб

потребительского и инновационно-инвестиционного секторам. Экономика

оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии,

промышленных товарах и услугах и обеспечит на только расширенное, но и

простое воспроизводство, обновление основного капитала.

В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли

машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские

товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая

и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики.

Сократилась доля передовых технологий.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще

более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже, чем в

промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ основных

производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2

раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы

НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию

фондов всех остальных отраслей народного хозяйства.

Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное

качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса

(АПК) России свидетельствует, что технический уровень производства не

удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню соответствует не

более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях.

Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены,

превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для пищевой и

перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.

Возможности проведения инновационных процессов в пищевой и перерабатывающей

промышленности серьезно ограничены существующей возрастной структурой

основных производственных фондов (ОПФ). Во всех отраслях АПК фактический

срок их службы значительно превышает нормативный. Более одной трети машин и

оборудования отработало уже два и более амортизационных срока. Наиболее

тяжелое положение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, где

физически изношенных ОПФ достигает 85%. В целом же по стране эта величина

составляет 50%. Доля импортного оборудования в активной части ОПФ - 27%. На

отдельных производствах отечественного оборудования практически нет.

Решение данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас,

когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить

темпы обновления производства за счет внедрения перспективных технологий,

техники, инноваций.

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат

главной движущей силой развития общественного производства и тесно

взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.

Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит

повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции,

способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким

уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов

предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит

увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу

(жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение

активизации деятельности социально-ориентированной политики государства

способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более

гармоничного развития общества.

Итак, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без

инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и

реализацию производственных, инновационных и социальных программ и

проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность

функционирования общественного производства.

В условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством

структурного преобразования социального и производственного потенциала,

подчинения его требованиям рынка.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму

некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы

рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов,

то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы

излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде

всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской

деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Наибольшая глубина инвестиционного спада отличалась в 25 регионах России,

среди которых можно назвать такие, как республики Карелия и Коми,

Хабаровский край, Мурманская, Брянская, Рязанская, Тульская и

Калининградская области. Более всего сократились инвестиции в

непроизводственную сферу. Что же касается отраслевой картины

производственного инвестирования в основной капитал, то она оказалась

весьма дифференцированной. Если в отдельных отраслях – электроэнергетике,

промышленности строительных материалов, связи – наблюдался рост инвестиций,

а в химической и нефтехимической промышленности их объем сократился, то в

большинстве обрабатывающих отраслей промышленности и в сельском хозяйстве

спад продолжался: в аграрном секторе, в металлургии, машиностроении,

легкой, лесной, и деревообрабатывающей промышленности, в топливной и

пищевой отраслях.

Государственные инвестиции составляют лишь незначительную часть от

запланированных в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Из-за

несвоевременного и неполного выделения финансовых ресурсов инвестиционная

программа в 1997 году в промышленности, на транспорте и в связи выполнена

лишь на 18%; из 206 пусковых производственных объектов сданы в эксплуатацию

38.

Основным источником инвестиций в основной капитал продолжают оставаться

собственные средства предприятий: их доля в общем объеме таких вложений в

первом полугодии 1997г. составила 68,3%. Однако инвестиционная активность

предприятий сдерживается их неблагополучным финансовым состоянием, падением

массы прибыли, высокими процентными ставками за кредит, трудностями с

получением долгосрочных кредитов. Практически не используются на

инвестиционные цели средства населения.

4. Роль и место Франции в мировом инвестиционном сотрудничестве.

Состояние инвестиционной сферы на западе можно рассмотреть на примере

Франции.

Прямые инвестиции стран ОЭСР - Французские прямые инвестиции за рубежом -

Прямые иностранные инвестиции в экономику Франции

Французские инвестиции за границей непрерывно росли за последние три года и

достигли в 1998 году рекордного уровня в 240 млрд. франков (2,8% ВВП).

Указанная тенденция свидетельствует о хорошем финансовом здоровье

французских предприятий и в целом о благополучной внутренней экономической

ситуации. По сравнению с 1997 годом произошел рост финансовых потоков из

Франции, источниками которых явились:

. прямые инвестиции в основные фонды (увеличение на 15% - до 122 млрд.

франков);

. реинвестирование полученной прибыли;

. государственные краткосрочные кредиты (рост на 33% - до 107 млрд.

франков).

По поводу долгосрочных кредитов, выданных филиалам иностранных компаний,

следует отметить, что в 1998 году произошел их чистый возврат в объеме 1,6

млрд. франков.

В 1998 году отмечено проведение около 12000 операций по реструктуризации

акционерного капитала фирм, против 11000 в 1997 году. Общий объем операций

такого рода достиг 178,5 млрд., из которых 56,8 млрд. франков получено от

продажи избыточной части основных фондов. Увеличение числа слияний и

покупок предприятий, которые представляют преобладающую часть операций с

основным капиталом, часто сопровождается мероприятиями по оптимизации

указанных предприятий и отказом от некоторых видов деятельности, не

являющихся стратегическими.

Как показывает анализ динамики французских прямых инвестиций, их отраслевой

и географической структуры, а также изучение поведения руководства

предприятий, основными целями инвестиционной деятельности было

проникновение на иностранные рынки или создание компаний мирового масштаба.

В то же время это не происходило в ущерб инвестициям на национальной

территории. Наоборот, с середины 80-х годов наблюдался процесс определенной

циклической корреляции между французскими прямыми инвестициями за рубежом и

иностранными инвестициями в промышленность на национальной территории.

Географическая структура французских инвестиций за рубежом подтверждает,

что соображения снижения издержек производства не являются доминирующим

фактором для французских предприятий при определении их инвестиционной

стратегии. Основной поток их инвестиций направлен на индустриальные страны

(87% в 1997 году и 79% в 1998 году). Среди указанных стран США занимает

первое место, которые привлекли 18% инвестиций из Франции, затем идет

Швейцария (12%) и Великобритания (11%).

В США разместили свое производство и закрепились около 1200 французских

предприятий, из которых 240 - малые и средние. Общий годовой оборот этих

фирм составляет 130 млрд.долл. Французских инвесторов привлекает прежде

всего американская химическая и сопутствующая ей промышленность (45%

накопленных инвестиций).

Настоящую “битву за контроль над водобснабжением” развернули в июне

2004г. два французских гиганта Suez Lyonnaise des Eaux и Vivendi на

американском рынке.

Suez Lyonnaise des Eaux завоевала первое место в США по водоснабжению,

осуществив последовательную покупку компаний Calgon (третье место в США) и

Nalco Chemical (первое место в мире в своей отрасли). Со своей стороны

Vivendi стала обладателем фирм US Filter (первое место в мире по очистке

воды) и Superior Service (четвертое место в США по переработке твердых

отходов). Крупное совместное предприятие в США было создано в октябре 1998

года французской Porcher Industrie (стекольная промышленность) и

американской Owens-Corning.

Страны зоны евро, которые абсорбировали половину французских инвестиций

в 1994-95 г.г., приняли лишь 32% в 1997 году и 36% в 1998 году. Введение

евро пока не привело к активизации процессов реструктуризации предприятий

внутри зоны евро. Исключение составляет лишь Нидерланды (10% мирового

объема инвестиций) и Бельгия (9%), которые, как и Швейцария и

Великобритания, получили дополнительные вливания из-за учреждения

многочисленных финансовых холдингов, привлеченных льготным налогообложением

в этих странах.

В начале 90-х годов несколько увеличились французские инвестиции в

развивающиеся рынки, которые все же оставались второстепенными для

французов. В контексте успешных экономических реформ и продолжающегося

процесса приватизации в странах Латинской Америки отмечено увеличение

французских инвестиций с 1996 года в страны южноамериканской зоны свободной

торговли МЕРКОСУР. Так, Аргентина получила 4.3 млрд. франков в 1998 году

против 2 млрд. франков в 1997 году. А Бразилии удалось привлечь 7,1 млрд.

франков (3,5 % французских инвестиций за рубежом) в 1997 году и 9,2 млрд.

франков (4% инвестиций Франции за границей) в 1998 году.

Французские инвесторы использовали азиатский кризис как возможность принять

участие в реструктуризации предприятий, попавших в затруднительное

положение: если в 1997 году инвестиции в страны Азии составили 5,7 млрд.

франков (2,9% общего объема), то в 1998 году они достигли 9,3 млрд. франков

(4% общего объема).

Инвестиции Франции в Китай остаются все еще незначительными – около 0,5

млрд. франков. Объем прямых инвестиции французских компаний в страны с

переходной экономикой составил в 1998 году 7,3 млрд., уступая впрочем, в

данной сфере активности Германии в странах Восточной Европы и СНГ.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в

российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания

в России цивилизованного, социально ориентированного общества,

характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого

лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического

прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в

мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое

условие построения в стране современного гражданского общества.

Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо

выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые

по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают

государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и

национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода

из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада

производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь

в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных

инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована

в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении

потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в

развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,

проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной

управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,

достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической

беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных

стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение

общественных целей.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем

иностранные потому, что они служат показателем доверия населения

правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в

получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики

нашей страны, а также в неразбазаривании природных богатств России.

Список литературы

1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.

2. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.

3. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы

экономики”, №1,1997 г.

4. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов

контроля // Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.

5. Иностранные инвестиции в России современное состояние и

перспективы/Под ред. И.П. Фаминского - М.:Международные отношения,

1998.

6. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5.

7. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М.,

Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.

8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты

экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.-

1998.- № 4.

9. Мартынов А. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж.

“Экономист”, №9, 1997 г.

10. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

11. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и

жизнь 1998.- № 13.

12. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь

1998.- № 13.

13. Селезнёв А. “Банковская система - ядро инфраструктуры финансового

рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

14. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России”

М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.

15. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое

обозрение 1998.- № 2.

16. Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.