рефераты скачать

МЕНЮ


Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики

АО «Саранский приборостроительный завод», АО «МЗТА» и АО «МЗЭП» (г. Москва)

и др.

Вместе с тем стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее

жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке

новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие

более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров,

с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой

группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных

между собою производств. Прежде всего, сюда относится ФПГ «Интеррос»,

включающая в свой состав такие работающие в различных отраслях экономики

предприятия: РАО «Норильский Никель», АО «Кузнецкий металлургический

комбинат», АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» (металлургия), АО «ЛОМО»

(оптика), АО «Химволокно», АО «Фосфорит» (химическая промышленность),

государственное предприятие «Октябрьская железная дорога» (транспорт).

Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам

деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.

Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального

характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и

рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций

регионов в отношениях с центром, а с другой ( как средство решения

региональных экономических и социальных задач. Местные администрации

связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами,

обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных

предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и

решения экологических проблем. Наибольший положительный опыт становления

региональных групп накоплен в Туле и Рязани.

Межрегиональная кооперация характерна, например, для ФПГ «Единство». Своими

целями ФПГ ставит насыщение рынка Уральского и Сибирского регионов

высококачественными и дешевыми продуктами питания, обеспечение импортозаме-

щения в этой сфере, а также коренное техническое перевооружение предприятий

пищевой промышленности. В связи с этим в составе участников группы

представлены предприятия, обеспечивающие поставку сельскохозяйственного

сырья, его переработку, технологическое перевооружение пищевой индустрии.

Особенностью ФПГ является включение в ее состав высокотехнологичного

оборонного предприятия «Машиностроитель»

(г. Пермь), производящего технологическое оборудование для АПК.

К межрегиональным ФПГ также относятся «Объединенная горно-

металлургическая компания», «Сибирско-Уральский алюминий», «Восточно-

Сибирская группа» и др. Между предприятиями, обеспечивающими вертикальную

интеграцию в рамках ФПГ «Объединенная горн о-металлургическая компания»,

существуют взаимовыгодные кооперационные связи: от добычи и первичной

переработки углей и горнорудного сырья до производства стали, готовой

металлопродукции, ее транспортировки и реализации. Близкое расположение

предприятий сырьевого звена к металлургическим комбинатам, а также

географически выгодное расположение порта-участника группы ОАО

«Находкинский морской торговый порт» (поскольку страны Юго-Восточной и

Центральной Азии наиболее активные зарубежные партнеры на рынке черных

металлов) являются важными достоинствами группы.

Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы,

среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под

юрисдикцией государств-членов СНГ.

1.3. Нормативное регулирование деятельности ФПГ

Финансово-Промышленные Группы – активно растущая форма организации

взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей

стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ – это “ совокупность юридических

лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо

частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система

участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или

экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и

программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение

рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,

создание новых рабочих мест.”[1]

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица,

подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и

учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы,

либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную

группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и

некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением

общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в

одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников

финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций,

действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных

кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав

финансово-промышленной группы только вместе со своим основным

обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить

инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды,

страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении

инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются

юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников

Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на

территории указанных государств либо осуществляющие на их территории

капитальные вложения, регистрируются как транснациональные

финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на

основе межправительственного соглашения ей присваивается статус

межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы

национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на

основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет

управляющих финансово-промышленной группы, включающий

представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы

представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы

осуществляется решением компетентного органа управления участника

финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы

устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является

юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании

финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным

обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел

финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является

инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании

финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также

ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях,

установленных законом или учредительным договором группы:

. выступает от имени участников финансово-промышленной группы в

отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной

группы;

. ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс

финансово-промышленной группы;

. готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной

группы;

. выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы

отдельные банковские операции в соответствии с

Законодательством Российской Федерации о банках и банковской

деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-

промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы

устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной

группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации

о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники

финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров,

услуг, могут быть признаны консолидированной группой

налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет,

отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной

группы, возникшим в результате участия в деятельности

финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы

несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются

договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-

промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской

Федерации, являются:

. зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции

которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем

предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций

для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной

группы;

. предоставление участникам финансово-промышленной группы права

самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления

амортизационных отчислений с направлением полученных средств на

деятельность финансово-промышленной группы;

. передача в доверительное управление центральной компании

финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством

пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

. предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода

инвестиций;

. предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для

реализации проектов финансово-промышленной группы.

Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены

банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней

инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм

обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях

повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания

финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-

промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о

деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой

Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.

Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-

промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка

проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной

группы.

Глава II Роль финансово-промышленных групп и

транснациональных корпораций в формовании

рыночной экономки на примере стран СНГ

2.1. Целесообразность формирования

финансово-промышленных групп

Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше

овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые

рассматривают их как единственное средство восстановления единого

экономического пространства, рационального использования всего созданного

совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.

Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и

разные уровни экономик и несмотря на различия политических ориентиров,

интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания.

Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым

препятствием для их тесного взаимодействия.

Промышленный потенциал стран Содружества составляет примерно 10%

мирового, а запасы основных видов природных ресурсов – около 25%, что

объективно создает базу для обеспечения экономической независимости и

динамичного развития. Несмотря на это, и сегодня предпринимаются попытки

поставить под сомнение целесообразность создания ТФПГ, подискутировать по

поводу их места и роли в рыночной экономике. Однако мировой, а теперь и

российский опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения

банковского и промышленного капиталов стран СНГ в рамках

«межгосударственных» (транснациональных) ФПГ. Создание ФПГ явилось не

только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм

современного общественного производства, но и необходимым этапом

реорганизации промышленной структуры. Интеграция в рамках

межгосударственных ФПГ банковского, промышленного и торгового капиталов

позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки

за счет развития внутри ФПГ систем взаимозачетов и платежей,

рационализировать структуры совокупного капитала, увеличить доли ресурсов в

денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения

крупных сделок, многовалютных операций, эффективность размещения

интегрированных активов. Поэтому созданные и создаваемые межгосударственные

ФПГ и ТНК постепенно должны занимать центральное место в интеграционных

процессах государств Содружества в области производственной,

инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности.

Задача государств – участников СНГ – проводить согласованную

государственную политику в отношении транснациональных хозяйствующих

структур, участниками которых являются хозяйствующие субъекты стран

Содружества, всячески поддерживать взаимовыгодный характер

межгосударственной, межотраслевой интеграции, принимать активное участие в

совершенствовании организационно-правовой основы гармонизации интересов как

потенциальных участников корпорации, так и государств, их представляющих.

Общепризнанно, что распад Советского Союза стал одним из ключевых

кризисных факторов не только для российской экономики, но и дня экономик

стран СНГ. Отсюда логично и естественно вытекает задача сохранения,

реструктурирования и рационализации общей материальной основы микро-

уровневых связей рыночных субъектов – кооперации специализированных и

технологически увязанных производств и предприятий, в «одночасье»

оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. С распадом СССР

производственной инфраструктуре был нанесен удар, моментально «уложивший на

бок» целые отрасли. Была открыта «зеленая улица» челночному импорту и

импорту организованному, и который зарубежные и наши коммерсанты вложили

крупные средства.[2]

Сегодня, когда на всем пространстве бывшего СССР рынок уже заявил о

себе, произошла структуризация интересов и возможностей, воссоздать общее

экономическое пространство, например, в том виде, в каком это предлагает

левая оппозиция, уже невозможно – для этого потребовалось бы

национализировать отрасли, образующие единую технологическую цепочку, но

находящиеся в разных государствах.

Поэтому для поступательного развития экономики стран Содружества весьма

важно найти механизмы, которые, с одной стороны, могли бы поставить на

службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой –

позволили бы нейтрализовать влияние сложившихся негативных стереотипов

хозяйственного поведения. Если исходить из богатейшего мирового опыта, то

эта задача в условиях рыночной экономики наилучшим образом решается путем

создания различного рода транснациональных предпринимательских структур.

В этих условиях, если продолжать придерживаться общей концепции,

возможен один единственный путь: объединить производства и национальные

капиталы в рамках межгосударственных (транснациональных) финансово-

промышленных групп. Другого пути, если исключить специальные

межгосударственные соглашения, где главными действующими лицами будут

правительства, центральные банки и другие государственные структуры, нет.

Почему в сложившейся ситуации межгосударственные (транснациональные)

финансово-промышленные группы являются одним из важнейших компонентов

интеграционного взаимодействия стран Содружества?

Во-первых, в пользу создания межгосударственных ФПГ говорит

продолжающийся процесс деградации производственного и научного секторов.

Во-вторых, промышленность всех стран СНГ, унаследованная нами от

Советского Союза, переживает в настоящий момент жестокий кризис.

В-третьих, вынужденное сокращение экономических связей между странами

Содружества может негативно повлиять на их состояние экономической

безопасности. И наконец, в-четвертых, следует принимать во внимание и то,

что эффективное ведение экономики возможно только в рамках старых

сложившихся связей.

Межгосударственные ФПГ могли бы стать одним из основных инструментов, с

помощью которых государства СНГ могли бы обеспечить выход своей

промышленности из кризиса.

Существуют ли условия, необходимые для формирования межгосударственных

ФПГ. Если рассматривать этот процесс по отдельным странам Содружества, то

нетрудно увидеть, что большинство из них сохранили высокий уровень

интегрированности в экономику постсоюзного пространства. Так, в 1997 г.

доля товарооборота со странами СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота

Туркменистана составляла 73%, Кыргызстана – 67%, Молдовы – 65%, Беларуси

– 64%, Казахстана – 60%, Украины – 57%. Только в Таджикистане и Туркмении

наблюдается тенденция к усилению интегрированности. Во всех остальных

республиках преобладают дезинтеграционные тенденции. Наибольшую роль в их

усилении сыграла Россия и вот почему. Хотя Россия и обладает более 20%

мировых запасов природных ресурсов, она испытывает острый дефицит марганца,

хрома, глинозема, концентрата титана, молибдена, олова, редких металлов,

ртути и др. Все это осталось за рубежом, в основном в Казахстане и Украине.

На сегодняшний день Уральский, Поволжский и Центральный экономические

регионы России имеют тесные связи со странами СНГ. Башкортостан и Самарская

область являются основными поставщиками продукции ТЭК в Украину, Казахстан

и Беларусь, где их доля в поставках российских регионов колеблется от 80 до

90%. Из Тюменской области 93% нефти и газового конденсата поставляется в

страны СНГ и Балтии. Доля Кемеровской области в поставках угля из восточных

районов в страны Содружества и Балтию составляет 95,5% в структуре вывоза

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.