рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер

деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны извне, а порождены

самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе

специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

организационное оформление рыночных отношений;

облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и

общественного регулирования деловой практики.

17.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной

экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические

функции. К ним относятся:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

антимонопольное регулирование

проведение политики макроэкономической стабилизации

воздействие на размещение ресурсов

деятельность в сфере распределения доходов

Для решения этих задач в распоряжении государства имеются важнейшие

инструменты:

фискальная и денежная политика

социальная политика и политика регулирования доходов

внешнеэкономическая политика.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению

бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором

средств через систему налогообложения, другая-с их расходованием. Именно за

счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности,

обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает

экологические, социальные проблемы и др.

Ф.п.важный инструмент для достижения макроэкономической

стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами,

можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и

инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента-чрезмерно

высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части гос.бюджета-

превращают фискальную пол-ку в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика. Регулируя денежную массу,, гос-во может влиять на

цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального

производства и темпы экономического роста.

Любое гос-во проводит определенную социальную политику. Функцию

перераспределения доходов гос-во выполняет через гос-ю налоговую систему, а

также через различные социальные программы по гос.помощи малоимущим,

проводя определенную политику в сфере занятости и т.д. К соц.пол-ке

относится и деятельность гос-ва в области образования, медицины, культуры и

т.п.

Внешнеэкономическая деятельность Гос-во осуществляет торговое и

валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные

инвестиции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины,субсидии,

налоги и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны.

И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на

другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в

фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы.

Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции,

занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры

чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно

подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не

действует изолированно от других.

Для истории становления и развития рыночной экономики характерны

постоянные колебания от периодов расширения роли гос-ва в экономике к

периодам его относительного сужения и обратно.

10. Макросистема и ее основные характеристикой

Экономические проблемы можно изучать на различных уровнях:

1. На уровне отдельных хозяйственных единиц - фирмы, домашние хозяйства,

отрасли

2. В масштабе всей экономики и ее составляющих с использованием

агрегированных единиц. Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах

экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного

механизма, о функциях государства и экономической политики называется

макроэкономикой. Организация экономического регулирования, управление

инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов

производства товаров и услуг.

Воспроизводство - это непрерывно возобновляющийся процесс производства

общественного продукта, который проходит взаимосвязанные стадии:

производство, распределение, обмен и потребление.

Макроэкономическое равновесие - количественное соответствие (равенство)

двух взаимосвязанных параметров или элементов экономики: доходы - расходы,

совокупный спрос - совокупное предложение, инвестиции и сбережение.

На макроуровне различают общее и частичное равновесие.

Частичное равновесие - равенство двух взаимосвязанных параметров

(равновесие производства и потребления, доходов и расходов госбюджета,

спроса и предложения). Условия частичного равновесия анализировал А.Маршалл

Общее равновесие - согласованное развитие всех сфер экономической

системы, сбалансированность экономики, система взаимосвязанных и

взаимосогласованных пропорций во всех сферах, отраслях, на всех рынках, у

всех участников экономической деятельности, обеспечивающая нормальное

развитие хозяйства.

Теоретиком общего равновесия является Л.Вальрас (В). В. считал, что общее

равновесие предполагает наличие ряда условий, в т.ч. свободную конкуренцию,

равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций,

замкнутость экономических систем. В. построил математическую модель общего

равновесия. В достаточной степени «идеальная» модель - условия Вальраса

чаще всего не воплощаются на практике.

В макроэкономическом анализе наиболее широко применяются такие

статистические показатели, как:

ВВП - валовой внутренний продукт - суммарная рыночная стоимость всех

конечных товаров и услуг, произведенных экономическими резидентами данной

страны на ее экономической территории за определенный период времени.

Конечная продукция - та, которая непосредственно поступает в потребление

и не не предназначена для переработки, це являетя исходным сырьем

(исключается повторный счет)

Экономические резиденты страны - экономические единицы, чье присутствие

на экономической территории страны носит долгосрочный (более года)

характер.

Экономическая территория страны - состоит из географической территории

плюс территориальные анклавы страны (посольства, научные, военные базы,

представительства) за вычетом экстерриториальных анклавов (зарубежные

представительства на нашей территории)

ВНП - валовой национальный продукт - суммарная рыночная стоимость

конечных товаров и услуг, произведенный национальными экономическими

единицами страны за определенный период (вне зависимости от территории

расположения).

Продукция ВВП

ВНП

Отечественные предприятия в России + +

Совместные предприятия (СП) в России + +

СП за рубежом - +

Зарубежный капитал в России + -

Отечественные предприятия за рубежом - +

Система национальных счетов (СНС) - международный стандарт статистики,

который разработан статистической комиссией ООН. Он обязателен для

исполнения всеми странами. За время существования ООН было 3 стандарта.

Сегодняшний стандарт действует с 1993 года. В соотв. с ним основной

экономический показатель - ВВП. ВНП выведен за рамки международной

статистики и с1994 года он не рассчитывается в России.

ЧВП - чистый внутренний продукт = ВВП- (минус) амортизация

НД - национальный доход = Ч ВП- (минус) косвенные налоги

Косвенные налоги - НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог

на монополистскую деятельность.

Соотношение макроэкономических показателей:

|Вновь |косвенны|амортиза|материал|

|созданна|е налоги|ция |ьные |

|я | | |затраты |

|стоимост| | | |

|ь | | | |

|совокупный общественный продукт |

|ВНП | |

|ЧНП | | |

|НД | | | |

Различают номинальный и реальный ВВП

Номинальный ВВП - это величина ВВП в текущих ценах и мало что отражает в

странах с большой инфляцией.

Реальный ВВП рассчитывается двумя способами:

1. с помощью индекса потребительских цен:

реальный ВВП (рВВП) = (номинальный ВВП) / (индекс потреб. цен)

индекс потреб. цен (индекс Ласпейраса) показывает изменение цен за два

сопоставимых периода времени при сохранении структуры производимого ВВП.

Учитывается только продукция, приобретаемая домашними хозяйствами. Индекс

потреб. цен рассчитывается Госкомстатом

2. с помощью дефлятора ВВП (индекс Паше)

реальный ВВП (рВВП) = (номинальный ВВП) / (дефлятор ВВП)

учитывает не только приобретаемую домашними хозяйствами продукцию, но и

приобретаемую производителями. Дефлятор ВВП рассчитывается Минэкономики.

Динамика ВВП описывается двумя способами:

1. Темпы прироста ВВП (выражается в процентах)

(рВВП1 - рВВП0) / рВВП0

2.Темпы роста реального ВВП (в процентах)

рВВП1 / рВВП0

Совокупный спрос это спрос на общий объем товаров и услуг, который может

быть предъявлен при данном уровне цен, спрос на потребительские и

инвестионные товары и услуги. Зависит от денежных доходов населения и

уровня цен

Совокупное предложение- это общее количество товаров и услуг, которое

может быть произведено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Совокупное предложение равно ВВП Предложение и спрос формируются под

воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. График спроса и

предложения: по горизонтали - количество произведенных товаров Q, по

вертикали - уровень цен Р. Кривая предложения S растет: при росте цен

растет предложение; кривая спроса - падает: при росте цен спрос снижается.

Кривые пересекаются в точке равновесия Р: равновесная цена совпадает с

равновесным объемом производства.

№ 13. Монополия и конкуренция. Типы рыночных структур.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других

процессов и называют рыночной структурой. Она характеризуется: числом и

размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами,

условием входа в отрасль и выхода из нее . Свобода выбора, реализуемая в

форме стремления каждого получить для себя лично денежный доход, служит

основой для конкуренции или экономического состязания. Конкуренция с точки

зрения экономистов имеет 2 аспекта:

Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и

продавцов любого конкретного продукта или ресурса.

2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках

или покидать их.

Выделяют 4 типа рыночных структур (моделей рынка): 1)совершенная

конкуренция; 2)монополистическая конкуренция; 3)олигополия; 4) монополия.

2,3 и 4 - несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько

крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она

проявляется в виде монополии и монопсолии. Каждая из названных структур

отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм

воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние,

тем более конкурентный рынок.

1. Совершенная конкуренция. Это большое число продавцов, конкурирующих

между собой. Продукция стандартная, однородная. Все продавцы имеют

представление о цене. технологии производства, возможной прибыли, а также

равный доступ к информации. Любая фирма может начать производство или

покинуть рынок, т.е. свобода входа-выхода. Характеризуется интенсивными

колебаниями цен. Примером могут служить рынки с/х продуктов, услуг, т.е.

включающие большое число независимых продавцов, предлагающих

стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса

и предложения.

2. Монополистическая конкуренция. Это рынки обуви, одежды, хозтоваров и

т.д. Множество фирм конкурируют, продавая дифференцированные продукты, что

позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости

от действий конкурентов. Т.к. объем продаж каждого продавца невелик, то

каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Выход на

рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала. Дифференциация

продукта частично определяет степень монополизации рынка. Чем более

однородна продукция, чем в большей степени товары могут замещать друг

друга, тем сильнее конкуренция и наоборот.

3. Олигополия (греч. "олигос" - немногий, "полео"-продаю). Это рынок, на

котором доминирует несколько крупных фирм. Прибыль высокая, т.к. доступ на

рынок затруднителен. В числе факторов - величина капитала, для входа в

отрасль, контроль действующих производителей над новейшей техникой и

технологией производства. Разделяют на чистую олигополию (производство

однородной продукции: алюминий, цемент и.т.д. - идентичность товаров

определяет единую цену на них и дифференцированную олигополию -

разнообразная продукция одного функционального назначения (автомобили,

сигареты). Условия входа-выхода: возможны отдельные препятствия.

Доступность информации - некоторые ограничения. К олигополии как рыночной

структуре относят картель (сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов

выпуска продукции). Имела место в командной экономике СССР.

4. Монополия ("монос"- один. Монополия как вид экономической структуры

рынка -определенный тип экономических отношений, дающий одному их

участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного

товара. Монополия - право на исключительное владение какой-либо

собственностью и получение на этой основе прибыли. Монополия предполагает,

что в отрасли имеется только один производитель, который полностью

контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать

цену, которая принесет мах прибыли. Барьерами для вступления в отрасль

является: а) эффект масштаба; б) исключительные права; в) патенты и

лицензии; г) собственность на важнейшие виды сырья.

Также существуют естественные монополии, связанные с невоспроизводимыми

элементами производства (залежи ископаемых, плодородные земли и.т.д.),

использование н-т достижений. Также существует административная монополия ,

поддерживаемая государством, подчиняющая судопроизводству, охрану

правопорядка, государственную безопасность.

Со стороны спроса аналогом монополии выступает монопсония. Это такая

ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель. Монополии и

монопсонии - крайние случаи несовершенной конкуренции. При монополии-

монопсонии у продавцов и покупателей появляется возможность влиять на

процесс ценообразования. При этом монополия оказывает влияние на цену путем

изменения объема производства, а монопсония - изменения размеров закупок.

Монополия расширяет производство не бесконечно. Она это делает до тех пор,

пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший,

чем затраты на его производство. Доход и затраты на каждую дополнительную

единицу продукции называют предельными. Расширение производства монополий

ограничена кривой спроса и растущими предельными затратами.

11. Основные черты макропроизводства в Российской экономике

Макроэкономика рассматривает экономический строй общества в рамках

национальных границ. Системная его трактовка предполагает выявление главных

элементов национальной экономики: благосостояние народа,

национальное богатство, совокупный общественный продукт, национальный

доход, ранок, станы, условия реализации, пропорциональность экономики,

противоречия, кризисы, инфляция, безработица, экономический рост и т.п.

Основные экономические структуры.

Национальное богатство Национальное богатство является предпосылкой

развития экономики, как и ее главным результатом. Оно - основной фактор

благосостояния народа.

Природное богатство - исходный ресурс, достояние народа. Оно существует

без затрат труда и состоит из территории акватории, недр, флоры, фауны,

освещенности солнцем и других характеристик климата страны.

Социальное богатство - результат труда, усилий людей предшествующих

поколений. Это - духовность народа, проявляющаяся в нравственности,

эрудиции, интеллекте.

Имущество - главный элемент национального богатства. К нему относятся

материальные ресурсы, которые воплотили в себя труд людей, являются

ценностью и могут быть отчуждены от индивида.

Величина национального богатства обычно растет в нормальных мирных

условиях и падает во время войн и смут. Статистика национального богатства

требует специального анализа: структуры, динамики, элементов национального

богатства и т.д.

Проблемой следует считать учет величины иностранного капитала

действующего на территории данной страны. Значение имеет и возраст

производственных фондов, и степень их развития, сохранения и т.д. Изучают

также структуру принадлежности имущества: индивидуальную, коллективную,

государственную собственность.

Благополучие выражается в обеспеченности движимым имуществом.

Благосостояние включает в себя и недвижимость. Богатство предполагает и

уровень духовного развития субъекта.

Национальное богатство развивается на основе совокупного общественного

продукта. Совокупный общественный продукт - все созданное в стране за

определенный период времени, обычно за год. Совокупный общественный продукт

создается, прежде всего, в промышленности, строительстве, сельском

хозяйстве. В производстве совокупного общественного продукта принимают

участие не только современные формы индустрии, но и традиционные формы

природопользования, домохозяйства, промыслы, сбор вторичного сырья и др.

Совокупный общественный продукт анализируют по натуре и по стоимости.

Влияние кризиса 1998г. на экономическое положение России. Приостановились

структурные преобразования. Значительное падение инвестиций производства: в

отечественном (банки, кредитные учреждения), зарубежном, портфельном

(ценные бумаги).

Нарастание инфляции. Ежемесячный коэффициент - 5-8. Сложно обстоят дела

на предприятиях, зависящих от зарубежного производителя.

Сократился совокупный спрос. Возникла угроза спада производства.

Кризис бюджетной системы из-за низкой собираемости налогов. Следствие -

безработица, снижение жизненного уровня населения и т.д.

Во внешнеэкономической деятельности: падение цен на

энергоресурсы - монополии в сложном положении.

18. Основные направления экономической реформы в России

Основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI век

должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

Необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа

иностранных производителей на российский рынок.

Международное экономическое сотрудничество должно использоваться не для

односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной

структурной перестройки российской экономики, для технологической

модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности. Стратегическая

задача - в перспективе изменить международную специализацию России путем

развития высокотехнологичных отраслей.

Первоочередными задачами экономической политики в 1999 году являются не

только ликвидация негативных последствий кризиса, но и устранение причин,

его породивших, нормализация положения дел в финансово-бюджетной сфере и

обеспечение условий ее долгосрочной стабилизации, совершенствование

рыночных институтов, поддержка и развитие реального производства, повышение

социальной направленности реформ.

Среди важнейших приоритетов нашей политики в ближайший период остается

макроэкономическая стабилизация.

Любые действия в области экономической политики должны проверяться на

инфляционную безопасность.

Важнейшим инструментом социально-экономической политики государства

является федеральный бюджет. Необходимо решить четыре задачи в области

бюджетной политики. Главной задачей ближайшего времени является удержание

стабильной ситуации в экономике и социальной сфере. Это первая задача.

Сокращение внешнего и внутреннего долга государства - вторая задача.

Третья задача - освободить бюджет от непосильных обязательств, превратить

его в реальный.

Перенести акцент с сокращения расходов на увеличение доходов. Эту

четвертую задачу выполнить очень трудно.

Общий курс определен: снижение бремени на товаропроизводителей,

расширение на этой основе налогооблагаемой базы и улучшение

администрирования. Направления налоговой реформы предполагают, в частности:

- предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов,

максимальное использование тех налогов, которые бы не сводили на нет

мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости;

- существенное увеличение доходов государства за счет проведения

комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой

экономической деятельности;

- сведение к минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью

предприятий, сосредоточение ресурсов контролирующих органов на ключевых

сферах;

- предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых

источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное

сокращение объемов федеральных трансфертов.

Важной задачей является дальнейшая реализация программы экономии

государственных расходов.

Следует осуществить разумное сокращение количества федеральных целевых

программ и одновременно добиться практического исполнения бюджета развития.

Следует восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов

регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам

межбюджетных отношений.

Восстановление банковской системы. Более решительно двигаться в сторону

специализации банков, выделив для начала две группы: банки - расчетные

центры и инвестиционные банки.

Важное направление государственной финансово-экономической и региональной

политики - совершенствование межбюджетных отношений с регионами Российской

Федерации.

Следует приветствовать и самым внимательным образом рассматривать любые

инициативы регионов в области территориального развития, особенно в

случаях, не требующих финансовой поддержки из федерального бюджета.

Но одновременно надо жестко пресекать любые, даже самые незначительные,

проявления регионального сепаратизма, попытки введения торговых барьеров,

нарушения бюджетного законодательства.

Совершенствование методов государственного регулирования экономики.

Корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в

прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и

стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер,

обеспечение надежной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек

реформ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.