рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика

Современный этап развития предпринимательской функции можно отнести к

“четвертой волне”, появление которой связывается с переносом акцента на

управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно -

с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем

предпринимательства.

Предпринимательство представляет собой особую форму экономической

активности, основанную на инновационном, самостоятельном подходе к

производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход

и осознание своей значимости как личности.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает

предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса -

потребителем, государством, партнерами, наемными работниками, объектом

предпринимательской деятельности является товар.

Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от

зарождения предпринимательской идеи до принятия предпринимательского

решения.

В содержании предпринимательства можно рассматривать:

1.личностный момент - способность предпр-ля к инновационно-рисковой

деятельности:

а).способен принимать нестандартные решения в стандартных и

нестандартных ситуациях;

б).способен создавать новые идеи и оценивать их с точки зрения

конечного результата;

в).способен к новым комбинациям в процессе самого производств;

г).способность к риску - во-первых, аналитическая способность и во-

вторых, интуиция.

Способности можно иметь, но не реализовать.

2.экономический момент

Как получить предпринимательский доход? Определяя спрос,

предприниматель освобождается от лишних затрат. При выборе оборудования -

или как у всех, но дешевле, или по той же цене, но лучшего качества.

Уменьшаем цену, но увеличиваем оборот.

3.орган управления

Формы предпринимательства

1.организационно-правовая;

2.по масштабам предпринимательской деятельности - малые, средние,

крупные;

3.по статусу: частно-индивидуальные, ассоциативные, государственные,

смешанные;

4.по области применения: промышленность, финансы, торговля.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления

экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а).

государственными органами управления, которые уполномочены управлять

государственным имуществом (государственное предприятие) или б). органами

местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого

рода предприятий есть форма обособления части государственного или

муниципального имущества, части бюджетных средств. Важно, что такие

предприятия отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся

в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они

сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической

активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве

такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без

найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Государственное регулирование предпринимательства это система

правового, экономического, организационного, социального и политического

обеспечения государством благоприятной среды для развития

предпринимательства.

Функции государственного регулирования:

1.содействие формирования подлинного предпринимателя;

2.создание конкурентной среды;

3.создание условий для спроса (государственный заказ) на

инновационную продукцию;

4.Кредитование;

5.Оказание содействия во внешнеэкономической деятельности.

16. Экономические функции гос-ва в условиях смешной экономики

1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики:

— Соц-эк. Развитие постоянно усложняется за счёт роста многообразия

интересов, увеличения числа видов ресурсов для их обеспечения: усложнение

взаимодействия субъектов хозяйствования

— Рост значимости национальных, региональных условий хозяйствования,

усиление разделения труда, интеграции в масштабах гос-ва и на межгос.

Уровне

— необходимость социализации экономики

— неидеальность рыночного механизма, имеющего элемент стихийности,

цикличность и кризисность её.

В соотношении рыночных и государственных регуляторов д/б сочетание и

взаимодополнение, ибо их противопоставление м/привести к разрушению

экономической системы.

2. В самом общем виде экономическая ф-ция государства включает

обеспечение сохранности и умножение общенационального и региональных

экономических потенциалов, безопасности развития общества, нормативно-

правовое обеспечение предпринимательской деятельности и регулирование

внешнеэкономической деятельности, т.е. выработка и осуществление

экономической стратегии, а именно — решение проблемы формирования целей

хозяйствования, выделение необходимых средств для её реализации в

долгосрочном аспекте.

3. Конкретно:

— правовое обеспечение экономической деятельности во всех её видах,

создание условий для развития рынка и рыночной инфраструктуры

— определение места государства в хозяйственной системе и проведение

политики макроэкономической стабилизации

— организация денежного обращения

— производство общественных товаров и услуг (оборона, инфраструктура,

наука, культура)

— минимизация трансакционных издержек (издержек эксплуатации

экономической системы)

— минимизация негативных внешних эффектов (экология, катастрофы)

— рациональное перераспределение ресурсов и доходов в обществе

(стабилизация социальных проблем)

— поддержка оптимального уровня занятости (вплоть до общественных

работ)

— реализация национальных интересов в мировой экономике

(конкурентоспособность национальной экономики)

— обеспечение функционирования социальной сферы, региональная

социально-экономическая политика в интересах страны и регионов

— охрана экологии

4. Формы и методы государственного регулирования экономики:

— стимулирование рыночных сил и предпринимательства

— антиинфляционная политика

— конъюнктурное регулирование (воздействие на инвестиции)

— налоговое регулирование.

Формы — прямые и косвенные;

административные: закон, госсобственность, госзаказ, инвестиции,

кредиты, лицензирование и т.д.

экономические: госбюджет и налоги, банковские нормы и ставки,

денежная политика, антиинфляционные меры, валютная политика,

внешнеэкономическая политика, таможенная политика, регулирование

иностранных инвестиций (СП, займы и т.д)

социальные: социальная политика (решение проблем занятости и

стимулирование социально значимых работ), финансирование образования,

культуры, здравоохранения, страхования и т.д., а также стимулирование и

поддержка негосударственных структур с аналогичными задачами.

Собственность в системе отношений смешанной экономики. Вопрос №3

В тот или иной период развития любой страны происходит изменение

структуры собственности на средства производства. Так, в СССР к началу 90-х

годов государственная собственность составляла 89 %, колхозная-9%,

кооперативная-1,5%. Такое распределение собственности позволяло

обеспечивать с одной стороны централизованное управление экономикой, а с

другой государственные предприятия были лишены самостоятельности.

Отсутствие конкуренции лишало их экономических стимулов к повышению

качества продукции (за любую продукцию все равно заплатят) и снижению

издержек производства.

Нужен был переход от административно-командной системы к рыночной

системе экономики. Прежде всего необходимо было создать равноправные

условия для развития различных форм хозяйствования ,равноправия и

многообразия форм собственности на средства производства и природные

ресурсы.

Когда собственность может быстро и гарантированно передаваться от

одного лица к другому, ресурсы будут быстро переливаться туда, где они

используются наиболее эффективно.

Рыночное хозяйство базируется на экономической свободе производителей и

потребителей, то есть производственно-хозяйственная сфера не входит в

компетенцию государства. В тоже время социально-политическая сфера общества

, осуществление государственных функций и местного самоуправления является

задачей государства, так как обеспечивает баланс интересов производителей,

потребителей, малого и крупного бизнеса, работодателей и работников,

развитие инфраструктуры, науки , культуры, внешней и внутренней

безопасности, законности, правопорядка и т.д.

Естественно, необходимо создать условия для равноправного развития

всевозможных организационно-правовых форм предприятий , простых и сложных

звеньев отраслевой и территориальной организации народного хозяйства, а в

ряде отраслей сохранить преимущественно государственный сектор экономики.

Опыт многих стран показал, что для создания рыночной экономики

необходимо введение 3 объектов собственности (недвижимость, движимость и

интеллектуальная собственность).

Собственником является тот, кто держит в руках рычаги контроля за

правом владения, пользования, распоряжения, управления, имеет право на

доход, право на иммунитет от экспроприации объектов собственности.

Конституция РФ установила следующие формы собственности:

. федеральная собственность;

. государственная собственность субъектов РФ;

. муниципальная собственность;

. частная собственность граждан и их объединений.

В процессе формирования рыночных отношений различные авторы

рекомендуют сократить долю государственной собственности до 50-30% основных

фондов.

Вопрос 1. Смешанная экономика и механизм ее функционирования

Смешанная экономика (СЭ) представляет собой экономику, основанную на

многообразии форм собственности и хозяйствования, их сочетании и

взаимодействии. Это важнейшая черта любого общества, построенного на

демократических началах или идущего к демократии. Формы собственности могут

быть самые разные: частная, кооперативная, акционерная, муниципальная,

государственная. Они являются основой соответствующих форм предприятий с

присущим им механизмом хозяйствования.

Многообразие форм собственности - основа конкуренции, без которой немыслима

рыночная предприимчивость. Именно конкуренция развивает инициативу,

заинтересованность, ответственность. Альтернативой СЭ является -экономика,

основанная на господстве одной (государственной) форме собственности.

Монополия собственности порождает монополию управления, авторитарность, а

следовательно, стабильную тенденцию к застою. Монополизм в экономике

порождает и соответствующую систему общественного устройства: отсутствие

демократических начал функционирования общества, многопартийности и т.д.

Смешанная же экономика - основа демократического устройства.

Многообразие форм собственности и хозяйствования представляет не

механическое их сосуществование, а тесную взаимосвязь, взаимодействие и

взаимообогащение. Каждая из экономических форм имеет свою объективную нишу.

В демократическом обществе главной ценностью, основой его построения

является человек и его интересы. Соответственно и в экономике исходной

является индивидуальная, частная собственность. Однако не везде и не всегда

экономика может развиваться на основе лишь частной собственности. Есть

сферы, где экономика по своей природе в принципе не может развиваться

только в рамках частной собственности. В некоторых отраслях техника и

технология привели к такому росту масштабов производства, который выходит

за рамки частной собственности, требует больших капиталов.

Основными чертами СЭ являются:

а) ориентация хозяйства на удовлетворение реального рыночного спроса

общества, а не мнимый централизованный план;

б) широкая предпринимательская свобода, а не командная регламентация

сверху (конечно, при государственном регулировании ряда позиций);

в) цены регулируются на основе спроса и предложения. Рынок через цены

и другие рычаги определяет структуру производства, ориентирует его на

удовлетворение спроса и повышение эффективности;

г) развитие за счет своих ресурсов и возвратных кредитов, а не

выбивание средств из общего бюджета;

д) поэтому СЭ основана на широкой предпринимательской инициативе,

заинтересованности, ответственности.

СЭ объективно присуща всем странам. Но ее формы на каждом конкретном этапе

развития существенно различаются. Это зависит от этапа исторического

развития страны, природно-географических особенностей развития экономики,

национальных традиций, обычаев.

6. Особый тип СЭ переживают бывшие социалистические страны.

Формируемую в них СЭ нельзя отождествлять с состоянием экономики в

развивающихся странах, где становление форм собственности, присущих СЭ,

происходит на основе естественно-исторического развития. В

постсоциалистических странах деформированы естественные формы экономики,

поэтому они, решая сложные проблемы, идут по пути становления СЭ.

Прослеживается создание тех же форм собственности и хозяйствования, которые

оправдали себя в цивилизованном мире. Этот процесс очень сложный и

болезненный, его нельзя ускорять, важно учитывать реальные условия.

СЭ основана на свободе предпринимательства. Главным регулятором является

рынок. Однако рыночная экономика не отвергает государственное

регулирование, а органически предполагает его. Оно имеет объективные

основы:

а) есть такие сферы экономики, где собственность может быть только в

руках государства, и где недопустима приватизация;

б) в экономике есть важные для общества сферы, которые могут

развиваться не на рыночной основе, а в основном (или полностью) за счет

бюджетных средств (пенсионное и социальное обеспечение, наука, образование,

здравоохранение и т.п.);

в) есть аспекты экономики, которые должны регулироваться государством

на единых принципах, для всех предприятий независимо от форм собственности

(продолжительность рабочего дня, размер минимальной зарплаты);

г) государство призвано регулировать условия для развития

предпринимательства, определять правила игры в условиях рынка: принципы

налоговой и кредитной политики, границы импорта и пошлинной политики в

целях защиты собственных потребностей, общие условия деятельности

коммерческих банков и т.д.)

Современное кейнсианство и особенности его методов регулирования экономики

(1)

Кейнс создал концепцию рыночной экономики в целом как системы,

разработал принципы макроанализа: предложил основы антикризисной политики

государства. Он опирался на такие категории, как национальный доход,

занятость, предложение, спрос, сбережение, инвестирование. Цель его

исследований заключалась в том, чтобы установить, как определяются

различные переменные величины, влияющие на экономическое развитие страны.

Это и есть макроэкономический подход, исследующий экономику как целое, в

отличие от микроэкономического, которого всегда придерживались неоклассики

(микроэкон-й подход изучает отдельные части экономики, уделяя осн.внимание

поведению и выбору экономических единиц - фирмы, хозяйства, а также анализу

рыночных процессов). Он отмечал, что не убежден, что условия процветания

отдельного «экономического человека» или фирмы идентичны условиям

процветания экономики в целом. Напротив между ними могут возникнуть

противоречия, решение которых следует искать не в максимизации прибыли

отдельных фирм, а в восстановлении общенациональных экономических пропорций

и совершенствовании общих условий воспроизводства. Божественное правление

миром, по словам Кейнса, вовсе не приводит к совпадению частных и

общественных интересов. Постепенно макроанализ сформировался в новый раздел

экон-й науки-макроэкономику.

После II мировой войны последователи Кейнса создали концепцию

государственного регулирования экономики, которая включает следующие

основные положения: оценку стихийного рыночного механизма (как модели, так

и реально действующего), причин государственного вмешательства в экономику,

определение целей такого вмешательства, направления, формы и методы гос.

регулирования экономики. Кейнсианцы считают, что такие явления, как

кризисы, неустойчивость экономического роста, безработица, неравенство в

распределении богатства и дохода являются неизбежными в стихийной рыночной

экономике. Их преодоление связывается с восстановлением общенациональных

экономических пропорций и совершенствованием общих условий воспроизводства.

Гос-во должно стать «встроенным стабилизатором», активно воздействуя на

сферу реализации-поскольку в стихийной экономике «эффективный спрос»

(накопление+потребеление) на товары как личного, так и производственного

назначения недостаточен. Именно на этой основе были сформулированы

концепции антициклического (конъюнктурного) регулирования экономики и

теории экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование экономики предполагает

прежде всего воздействие государства на инвестиции. Основные методы его:

финансово-кредитные (гос.бюджет, налоговая политика, регулирование нормы

%). В условиях экономического спада предполагается компенсировать

недостаточный частный спрос увеличением государственных расходов на закупки

товаров и услуг: обеспечить снижение нормы% (для стимулирования частных

инвестиций), регулирование ставок налогообложения, чтобы повысить как

производственный, так и личный спрос. В периоды надвигающегося

экономического бума-ограничение роста инвестиций и, следовательно,

производства.

Теория экономического роста предусматривает стимулирование путем

направления государственных расходов на научные исследования, в

производственную и социальную инфраструктуру.

Кейнсианская экономическая политика-в большей или в меньшей степени-

осуществлялась во второй половине нашего столетия во всех развитых странах.

Нередко она становилась составной частью политики стабилизации, включающей

следующие 4 цели: стабильность цен, высокий уровень занятости,

внешнеэкономическое равновесие, непрерывный и разумный экономический рост.

12. Экономический рост: содержание, показатели, факторы

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития

в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь

один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития.

Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном

объеме, так и на душу населения.

быстрый, или наоборот, нулевой и даже отрицательный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.