рефераты скачать

МЕНЮ


Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

показывает, что эти виды добровольных объединений предприятий могут

выполнять следующие функции:

- координация деятельности входящих в их состав предприятий-участников;

- защита и представление интересов участников в органах государственного

управления, арбитраже и суде, международных органах и организациях;

- исследование рынка потребительских товаров региона деятельности и

представление предприятиям конъюнктурных образов и прогнозов;

- анализ, обобщение, распространение и внедрение в практику торговли

передового опыта, достижений научно-технического прогресса в области

организации, транспортировки, хранения и реализации товаров народного

потребления;

- поиск контрагентов и оказание помощи в заключении договоров, юридическая

экспертиза заключаемых сделок и соглашений;

- подготовка кадров в области менеджмента, маркетинга, стратегического

планирования и управления, а также других направлений;

- решение вопросов социального развития коллективов предприятий, входящих в

ассоциацию;

- содействие во внешнеэкономической деятельности предприятий, осуществление

бартерных и других внешнеторговых сделок;

- создание производственной инфраструктуры и другие функции.

Необходимо отметить, что торговые ассоциации, по моему мнению, могли

бы создаваться по самым различным из нижеследующих признаков:

- региональный (районный, городской) и межрегиональный;

- товарный (наиболее присущ оптовым предприятиям определенной товарной

специализации) или потребительский (предприятия по обслуживанию

определенных потребностей покупателя - в товарах и услугах определенного

комплекса);

- межотраслевой или межподотраслевой (оптовая и розничная торговля);

- зависящий от типа предприятий - участников (ассоциация универмагов,

универсамов и т.п.);

- зависящих от формы собственности предприятий (ассоциация частных,

коллективных и других предприятий);

- зависящих от размеров деятельности предприятий (ассоциация малых

предприятий);

- другие признаки, в том числе смешанный, функциональный и т.п.

По указанным признакам, очевидно, могут формироваться также и концерны

как один из видов договорных объединений предприятий.

Под концерном понимается объединение предприятий, добровольно

централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-

технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и

иной деятельности. Анализ мировой практики функционирования концернов

показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как

правило, кооперационными, технологическими и другими хозяйственными

связями.

Концерн характеризуется единством управления и контроля (как правило,

финансового). По сравнению с ассоциацией, концерн характеризуется наиболее

высокой степенью централизации функций управления, а также широким кругом

централизованно решаемых задач. Поэтому предприятия, вошедшие в состав

концерна, как показывает практика, в большей степени теряют свою

экономическую самостоятельность.

В числе функций, выполняемых концерном и отличающих его от ассоциаций,

выделяются такие как: финансовый контроль деятельности участников;

разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого

участника в отдельности; координация деятельности участников с целью

повышения эффективности объединения в целом; проведение единой

ассортиментной, торговой, закупочной, инвестиционной, научно-технической

политики; маневрирование товарными и финансовыми ресурсами, создание для

этого соответствующих фондов и резервов; установление особых принципов

внутренних взаимоотношений между участниками.

В розничной торговле базовой структурой предприятия для образования

концерна становятся крупные розничные торговые предприятия, имеющие

устойчивые прямые связи с производителями товаров, а также реализующие

широкий товарный ассортимент.

Концерн в оптовом звене целесообразно создавать в тех случаях, когда

для повышения эффективности работы оптовых предприятий требуется обеспечить

жесткую централизацию выполнения отдельных функций. Такая ситуация

возникает при создании в оптовом звене крупных складских комплексов с

централизованными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания.

Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспечение

эффективного использования складских емкостей, интенсификация использования

автотранспорта, подъемно-транспортного оборудования, рационализация

использования производственного и обслуживающего персонала,

рассредоточенного по различным оптовым предприятиям.

Относительно меньшее развитие в торговле может получить консорциум -

временное объединение на договорной основе нескольких предприятий,

осуществляемое в целях координации их деятельности при решении конкретной

затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При выполнении

поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое существование

либо преобразуется в другой вид договорного объединения.

По признаку взаимоотношений со сторонними организациями могут

образоваться консорциумы закрытого и открытого типа. В первом случае в

договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из предприятий,

выбранное остальными участниками лидером консорциума и несущие полную

ответственность за выполнение всего комплекса обязательств. Отношения

остальных участников консорциума строятся на договорной основе, где

предусматривается, в том числе, доля участника в обязательствах, принятых

на себя лидером. Лидером консорциума становятся обычно предприятия, имеющие

наибольший удельный вес в выполнении поставленных перед консорциумом задач,

знающие особенности избранной сферы деятельности или рынка сбыта

предполагаемой продукции, принявшие на себя обязанности генерального

подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с третьими лицами

вступает каждый участник консорциума и несет полную ответственность по

своим обязательствам.

По признаку членства, как показывает практика, консорциумы могут

носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем

случае член консорциума оставляет за собой право участвовать в работе

других консорциумов.

Образовавшие консорциум предприятия обычно сохраняют свою

хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиняются консорциуму в

части решения поставленной перед ним задачи.

Образование консорциумов во внутренней торговле нашей страны может

быть оправдано при выполнении комплексных программ с целевым

централизованным финансированием. В розничной торговле такой консорциум

может быть образован, скажем, при выполнении программы развития

обслуживания населения. В этом случае в консорциальном соглашении должны,

видимо, оговариваться размеры средств, размещаемых между участниками, виды

и порядок осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения

программы и т.д. Оптовыми предприятиями консорциум может быть создан для

выполнения государственного заказа по закладке и хранению этими

предприятиями конкретного резерва товарной массы, необходимой для

удовлетворения государственных нужд либо нужд конкретного заказчика. Вполне

реальное развитие в оптовом звене могут получить консорциумы при решении

таких задач как развитие материально-технической базы, а также особых видов

торговой деятельности, например, посылочной торговли.

Опыт функционирования отечественных и зарубежных объединений

показывает, что принципиальная схема построения их внутренней структуры

может предусматривать выделение следующих основных звеньев:

высший орган управления, в котором представлены все участники;

исполнительный орган, формируемый высшим и осуществляющий оперативно-

хозяйственное руководство текущей деятельностью объединения;

исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых

решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность,

осуществляемую исполнительным органом и аппаратом.

Высшим органом управления объединением должно являться общее собрание

(конференция) его участников. Оно определяет стратегию развития

объединения, утверждает его планы и отчеты, принимает и изменяет устав,

решает вопросы вступления в объединение и выхода из него, утверждает состав

и порядок целевых фондов объединения, формирует исполнительный и

контрольный органы объединения, принимает решение о прекращении его

деятельности.

Исполнительный орган (правление, совет директоров) в этом случае

осуществляет координацию деятельности участников, реализует основные

направления хозяйственного развития, выработанные высшим органом, созывает

общие собрания, осуществляет управление объединением. В период между

созывами высшего органа решает вопросы текущей работы структурных единиц,

ведет необходимую договорную работу, рассматривает кадровые,

производственные, коммерческие, научно-технические, финансовые и другие

вопросы.

Для реализации текущих общехозяйственных и управленческих функций

исполнительный орган может создавать исполнительный аппарат, который

непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного

органа.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа

осуществляет ревизионная комиссия. Комиссия докладывает высшему органу

результаты проведенных проверок, составляет заключение по годовым отчетам и

балансам.

Экономические взаимоотношения между участниками объединения должны

строиться, по-видимому, на договорной основе. Разногласия между ними

решаются органами суда или государственного арбитража в установленном

порядке. Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли от

совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения.

Получение части прибыли, думается, может производиться пропорционально доле

вклада предприятия в уставный фонд объединения.

С углублением рыночных преобразований в России первоначальное

стремление во что бы то ни стало разъединиться сменилось, таким образом,

пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и

межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных, торгово-

финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность

оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг.

В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в

состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной

торговли и общественного питания.

Необходимо, однако, отметить, что на втором этапе приватизации, когда

активизировались процессы вторичной смены собственников и перераспределения

собственности, неконтролируемый процесс образования объединений может

привести к возникновению мощных частных торговых монополий взамен бывших

государственных монополистов. Последствиями такого монополизма могут стать

необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация только

выгодной и дорогостоящей продукции. Поэтому задача органов управления

торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких

тенденций. Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой

инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и

антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ

приватизации и демонополизации.

Кооперация и самоорганизация торговых предприятий - это, по сути дела,

самоорганизация среднего класса - опоры государственности в демократическом

обществе. Следовательно, государство должно стимулировать и поддерживать

кооперацию предпринимателей, ибо тем самым оно укрепляет свои собственные

основы.

Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы муниципальных структур:

3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

В условиях становления рыночных отношений программному методу

регулирования экономики принадлежит важное место. Он предполагает

разработку и реализацию системы мер целевого назначения как эффективного

способа направленного воздействия государства (либо органов местного

самоуправления) на процессы экономического и социального развития,

формирования межрегиональных пропорций и связей.

Основой программно-целевого регулирования народного хозяйства являются

теории общественного воспроизводства, системного анализа, управления

экономикой, методологии комплексного регионального развития и размещения

производительных сил. Они создают условия для научного понимания и

обоснования сущности, принципов и механизма реализации целевых комплексных

муниципальных программ. Целенаправленное планирование экономических, научно-

технических, социальных и других мероприятий в комплексных программах

согласуется с использованием в ходе реализации этих мероприятий рыночных

регуляторов. Программный метод управления хозяйством в условиях высокого

уровня его обобществления обладает дополнительными возможностями эффективно

сочетать начала планомерности и саморегулирования.

Целевые комплексные муниципальные программы как наиболее активный

метод регулирования рыночной экономики в современных условиях призваны

выполнять функции интеграции государственных, общественных и индивидуальных

интересов и отношений, концентрации ресурсов на осуществлении местных

народно-хозяйственных проектов. Это важнейший инструмент социально-

экономической политики местных органов власти, предусматривающий

использование разнообразных административных и, главным образом,

экономических методов, среди которых - индикативное регулирование и местное

самоуправление. Следовательно, под муниципальной программой в новых

условиях хозяйствования следует понимать обоснованный и принятый в

установленном порядке планово-прогнозный документ, раскрывающий цели и

принципы развития муниципальных структур, содержащий механизмы их

реализации.

Реализация муниципальных программ создает условия для значительных

преобразований многих сторон жизни населения муниципальных структур, при

этом привлекаются многосторонние ресурсы капиталовложений, труда,

материально-технических средств, что определяет необходимость тщательного

научного и проектного обоснования такой программы. Это обязательное

требование связано и с новыми задачами развития местного самоуправления в

России, вызванными изменением ее геополитического и социально-

экономического положения. Поэтому высокий научный уровень подготовки

программ — одно из важнейших условий муниципально - программного

регулирования.

Одним из основных направлений реализации местной социально-

экономической политики выступает политика развития потребительского рынка

муниципальных структур и, в частности, их сферы торговли. Данная сфера

создает предпосылки как для развития местной промышленности и экономики в

целом, так и для осуществления местной социальной (повышение уровня

качества жизни населения через удовлетворение его насущных потребностей) и

экологической политики (потребление качественной, экологически чистой

продукции).

В качестве основного механизма реализации политики развития

потребительского рынка муниципальных структур выступает программный метод.

Конкретные меры регулирования потребительского рынка в рамках данной

программы, по моему мнению, должны включать следующие мероприятия.

В первую очередь, мероприятия по регулированию потребительского рынка

должны быть направлены на оздоровление финансового положения местных

предприятий, и, следовательно, стабилизацию доходной части бюджетов, без

наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем данных

муниципальных структур. Так, в части осуществления мер протекционизма по

отношению к местным товаропроизводителям должно быть запланировано:

- принятие на уровне администрации области, администраций городов и районов

решений о предоставлении льгот по налогам, тарифам на коммунальные услуги

предприятиям торговли, у которых в объеме реализации удельный вес местных

товаров превышает определенный уровень;

- реализация проекта «местные продукты», предусматривающего организацию

продажи на комиссионных началах на крупных предприятиях торговли с

большой пропускной способностью товаров высокого качества и в самом

широком ассортименте, производимых ведущими местными предприятиями

пищевой и перерабатывающей промышленности;

- приоритетное выделение инвестиций из местного бюджета (инвестиционного

фонда) для осуществления проектов, обеспечивающих повышение

конкурентоспособности продукции местных предприятий (улучшение товарного

вида, фасовки, упаковки, качества);

- открытие специализированных торговых предприятий по реализации

промышленных товаров, выпускаемых местными предприятиями, предусмотрев

возможность организации оптовой и мелкооптовой продажи товаров;

- предоставление налоговых льгот предприятиям промышленности, увеличивающим

объем реализации продукции (при условии сохранения объема платежей в

бюджет на уровне предшествующего периода);

- разработка и утверждение мероприятий по ограничению ввоза на территорию

муниципальных структур алкогольной продукции (при условии ее местного

производства).

В части создания нормальной конкурентной среды, защиты от

недобросовестной конкуренции, борьбы с теневым оборотом программа должна

акцентировать внимание на следующих направлениях:

- ужесточение контроля за качеством товаров, вытеснением с потребительского

рынка товаров сомнительного происхождения (без сертификатов соответствия,

фальсифицированных и т.п.);

- разработка и принятие комплекса мер по упорядочению торговли на вещевых и

продовольственных рынках;

- разработка предложений по применению дифференцированных ставок местных

налогов, лицензионных сборов, тарифов к мелким предприятиям торговли,

общественного питания, которые по сравнению с крупными предприятиями

объективно имеют более высокий уровень издержек обращения, но выполняют

важную социальную функцию по обеспечению населения товарами первой

необходимости;

- координация деятельности на территории муниципальных структур

Государственной налоговой инспекции, Управления федеральной налоговой

полиции, управлений внутренних дел, Госторгинспекции по борьбе с теневым

оборотом, обеспечению исполнения законодательства об обязательном

применении контрольно-кассовых машин;

- осуществление комплекса мер по наведению порядка на рынке алкогольной

продукции.

В части регулирования цен на основные продукты питания целесообразно

предусмотреть в программе следующие мероприятия:

- создание муниципального продовольственного фонда с финансированием

закупок из бюджета, что дает возможность устанавливать минимальные цены

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.