рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая сущность и роль государственного бюджета

финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции

выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов),

перераспределительную, стабилизации.

Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом

проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом.

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и

использования централизованного фонда денежных средств государства.

Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных

размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и

методов его образования и использования, перераспределения финансовых

ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение

хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных

отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения

централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что

бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе —

основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные

процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета;

специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана

показывают источники формирования и направления использования

централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый

план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена

воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели

основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в

соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О

республиканском бюджете».

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его

трактованию в следующих составляющих:

- как относительно самостоятельная экономическая категория;

- как централизованный фонд денежных средств государства;

- как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

- как основной финансовый план государства;

- как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения

всеми участниками отношений и членами общества.

Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в

первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части)

распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% -

валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он

распределяет денежные средства между различными отраслями национального

хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,

экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как

он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль

играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в

качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для

обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и

общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота

фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств

на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов

позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на

отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным

источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть

учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов

и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение

и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку,

культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно

проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба.

Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры

отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами

функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может

формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на

территориальные пропорции в его использовании.

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и

национального дохода.

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной

стоимости ( национального дохода, распределяемого и используемого в

соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости,

закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда,

закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного

воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В условиях рыночных отношений распределение национального дохода

производится посредством образования, распределения и использования

денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде

всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных

коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого

распределения ( налогообложения государственных, частных и коммерческих

предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в

порядке перераспределения.

Распределение части национального дохода через государственный бюджет

обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных

средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных

потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями

производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а

также между экономическими районами страны: государственного регулирования

денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных

предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в

торговле и т.д.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и

фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом

необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в

соответствии с планами экономического и социального развития страны, с

программами радикальных экономических преобразований общества, для

осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем

технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений,

предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых

природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при

переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства

перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода

как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством

государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов

производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным

направлением перераспределения национального дохода является выделение

части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях

рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством

таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение,

наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части

национального дохода отводится содержанию аппарата управления,

правоохранительных органов и т.д.

Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный

бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем

развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных

этапах общественного развития.

Так, на первых этапах строительства социалистического государства

распределение национального дохода было подчинено максимальному

сосредоточению фонда накопления в руках государства для обеспечения

развития тяжелой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне

периода индустриализации через государственный бюджет перераспределялась

примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие

Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального

дохода, перераспределяемого через бюджет составляла более 60% его величины,

причем происходило его интенсивное перераспределение между подразделениями

общественного производства, между отраслями производства (главным образом

между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным

секторами экономики.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в

регулировании общественного производства и распределении национального

дохода. Основные направления этих преобразований ( сосредоточение главных

ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики,

определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и

необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких

трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция

развития экономики в условиях рыночных отношениях ( перенос центра тяжести

с централизованных на децентрализованные финансы страны.

На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов

рационального распределения и перераспределения национального дохода и

формирования бюджета.

Производство, распределение и перераспределение совокупного

общественного продукта и национального дохода является предпосылкой и

целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой

связи, рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного

продукта и национального дохода, важно отразить влияние бюджетной политики

на процесс воспроизводства личностного элемента производства ( рабочей

силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства ( производство личностного

элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на

здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную

подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и

мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства

рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же

относятся так называемые трансфертные платежи ( такие виды платежей,

которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из

бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и .т.д.

Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производства (

распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, (

в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь

идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости,

содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о

расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.

Третья фаза ( фаза потребления (использования) рабочей силы (

непосредственно связана с фазой производства общественного производства.

Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного

общественного продукта и национального дохода ( с одной стороны, и процесс

потребления рабочей силы ( с другой. Таким образом, фаза использования

рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это

выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального

производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части

необходимого продукта ( подоходных налогов с населения) поступает в

доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями,

сферами общественного производства, различными группами и слоями населения

и т.д.

Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей

силы с бюджетным процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения

бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных

средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.

1.3 Функции бюджета.

Сущность государственного бюджета как экономической категории

реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по

обеспечению существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с

бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным

объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый

доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности

перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта

(подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря

распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств

в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения

общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных

средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между

отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате

распределения и перераспределения осуществляется формирование различных

фондов денежных ресурсов ( государственного и местных бюджетов, фондов

социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости

населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства

государства в процесс общественного производства ( регулирования

хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического

роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством

бюджета государство воздействует не только на перераспределение

национального дохода, но и на его производство, накопление денежных

средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и

обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета

определяется процессами перераспределения финансовых средств между

различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет

такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и

многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.)

перераспределения денежных средств, как бюджет.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ( через

формирование и использование денежных средств государства ( отражает

экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При

формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за

правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других

источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними,

определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками

поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются

эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и

потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за

пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального

дохода.

Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей

создание материально-финансовой базы функционирования государства;

содержание аппарата управления страной, президентской власти,

законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных

органов, налоговой службы.

Глава II. Проблемы несбалансированности и сбалансированности

государственного бюджета.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема

бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина

государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной

проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов

экономистов, так и всего населения в целом.

2.1 Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета

превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в

процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих

изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный

дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и

расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень

налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном

уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если

уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система

входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше

уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет

сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым

дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического

дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в

зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики

после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же

время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются

на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за

счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных

программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек общественного производства

. массовый выпуск «пустых» денег

. излишне, неоправданно раздутые социальные программы

. возросшие затраты на финансирование ВПК

. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные

непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной

продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении

правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия

дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения.

Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий

способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым

«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса,

безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами

экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.