Транснациональные корпорации
знаний учащихся, формированию устойчивых профессиональных интересов,
задействованию резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о
результативности данного вида работы:
Диаграмма 2. Сравнительные результаты педагогического эксперимента.
Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеют высокий и
средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими
и полными, учащиеся проявляли творческий подход при написании.
Тогда как старшеклассники контрольной группы имеют ответы с
преобладанием среднего и низкого уровня знаний. При этом ответы были
поверхностными и не конкретными.
Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать
самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось
эмоциональное настроение на уроках. У ребят развились такие черты как
любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность,
самокритичность, - именно эти качества составляют профессиональную
наклонность учеников к географии.
Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивых
интересов к изучению географии, положительного отношения к факультативным
занятиям, и становлению устойчивых профессиональных интересов
старшеклассников. Следовательно, факультатив дает возможность для
реализации воспитательных функций, что и требовалось подтвердить в ходе
педагогического эксперимента.
Выводы по 3 разделу.
В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к
следующим выводам:
1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее
теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-
урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты
географической науки и сформировать профессиональную направленность
старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии
невелико,
2. факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью
его углубления и расширения, что повышает уровень географического
мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и
исследовательские способности учеников, что мы экспериментально
подтвердили,
3. нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного
исследования из 8 занятий.
Следовательно, программа факультативных занятий может быть приемлемой
для использования в практике общеобразовательной школы.
Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена
поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий
представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.
Выводы
Исходя из теоретического и экспериментального анализа можно сделать
следующие выводы:
Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:
1. этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)
2. этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)
3. этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала
4. этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь
мир)
Второе - Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная
форма ТНК:
- ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей,
синдикатов и первых трестов;
- ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;
- ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов
и конгломератов;
- ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.
Существуют следующие модели поведения ТНК:
- либеральная,
- империалистическая,
- модель прямого господства ТНК,
- неомеркантильная,
- модель многонациональной ассоциации.
Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана типология
ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже
I. По количеству «стран-хозяев»
1) разделенные:
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл»,
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
2) собственные:
Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.
II. По количеству отраслей специализации
1) односпециализированные:
США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность;
2) ТНК смежной специализации (комплексные):
Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство
напитков;
США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа);
3) универсальные ТНК
США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность;
Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение;
III. По процентному соотношению занятых за рубежом
1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом
(червертичные ТНК),
2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%),
3) от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял-
Датч-Шелл» (61%),
4) от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания
«Диагео» (82%),
IV. По месту продажи выпускаемой продукции
1) внешнеориентированные:
США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом,
Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом,
2) ориентированные на внутренние потребности:
Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования,
Перчень крупнейших ТНК представлен в таблице 1.
Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по
основным регионам:
Среди крупнейших компаний мира США первые позиции в производстве
вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и
нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера
доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и
металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в
области химической промышленности и автомобилестроения.
В целом на экономически развитые страны приходится большее число
крупнейших ТНК мира (95%), среди которых особо выделяются компании США,
Японии, Франции, Германии, Великобритании (и по числу в списке крупнейших и
по объемам продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран
(Республики Корея, Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте-
схеме 1, см. приложение 1)
Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое
общество:
1. экономическая,
2. финансовая,
3. социальная,
4. политическая,
5. географическая.
(см. приложение 1, таблица 3)
Шестое – Нами были рассмотрены моменты развития транснациональных
корпораций на Украине. Было выявлено, что наилучшим образом украинский
рынок осваивают ТНК индустриально развитых стран – США, Германии,
Великобритании и Франции, а также в условиях кризиса платежеспособности
украинского рынка именно отечественная промышленность и
нефтегазотранспотрная инфраструктура становится объектом влияния российских
компаний(«Газпром», «ЛукОйл», «Группа «Альфа», «Сибирский алюминий» и лр.)
Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики,
поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала,
«приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой –
корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в
целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов
украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход
угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть,
транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику
в целом.
В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к
следующим выводам:
1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее
теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-
урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты
географической науки и сформировать профессиональную направленность
старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии
невелико,
2. Факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью
его углубления и расширения, что повышает уровень географического
мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и
исследовательские способности учеников, что мы экспериментально
подтвердили,
3. Нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного
исследования из 8 занятий,
4. Программа факультативных занятий может быть приемлемой для
использования в практике общеобразовательной школы.
Литература
1. Баринова Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по
географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с.
2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на
функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. –
1997. - № 7. – с.25-29
3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних
закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с.
4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. – 1984. –
785с.
5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. – с.60
6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. - № 3. –
с.19-20
7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8. –с.8 -
10
8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9. –
с.14 – 16
9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75
10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь,
Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. –
(Пед. б-ка). – 351с.
11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» //
География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27
12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник
«География». – 2002. - № 7. – с.4
13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - № 9.
– с.89-90
14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного
обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .-
с.24-31
15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія.
Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8
16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по географической специальности /
под. Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с.
17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. – 1998.
- № 2. –с.32-38.
18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные
государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21
19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3-
11
20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая
несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10
21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию
средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35
22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические
отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-
Дону.: Феникс, - 200. – 416с.
23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и
неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22
24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами
демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. –
с.10-14
25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с.
26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров,
Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.
27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-х
кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания.
– 256с.
28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по
географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы
экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13
29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский
лицей. – 2000. – 239с.
30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари»… //Капитал.–1997.-№ 9 –с.56-57
31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998. -
№ 7-8. – с.110-113
32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67-
69
33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, –
1961. – 590с.
34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия, -
1978. –277с.
35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред.
Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл.
36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр
«Академия», – 1992. – 260с.
37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с.
38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.:
Освіта, 1992. – 160с.
39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как
административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная
концентрация и специализация производства превратили большинство наших
предприятий в монополистов // Наука и жизнь. – 1990. - № 11. – с.2-10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. стр. 1 50 лидирующих транснациональных
корпораций (ТНК) мира,
ранжированных по величине зарубежных
активов, 1997 г.
|Ранг |Название |Страна |Отрасли специализации |Активы, |Продажи, |Число |Инде|
| |корпорации |базирования | |млрд. |млрд. долл.|занятых |кс |
| | | | |долл. | |,сел. |тран|
| | | | | | | |снац|
| | | | | | | |иоан|
| | | | | | | |льно|
| | | | | | | |сти*|
| | | | | | | |,, %|
|По |По | | | |зар|всег|Заруб|Всего|зару|Всего | |
|зар-у|кодек| | | |убе|о |ежные| |бежн| | |
|бежны|су | | | |жны| | | |ые | | |
|м |транс| | | |е | | | | | | |
|ак-ти|-наци| | | | | | | | | | |
|вам |о-нал| | | | | | | | | | |
| |ь-нос| | | | | | | | | | |
| |ти | | | | | | | | | | |
|1 |84 |Дженерал |США |Электротехника, |97,|304,|24,5 |90,8 |1110|276000|31,1|
| | |Электрик | |электроника |4 |0 | | |00 | | |
|2 |80 |Форд Мотор |США |Автомобильная |72,|275,|48,0 |153,6|1741|363892|35,2|
| | | | |промышленность |5 |4 | | |05 | | |
|3 |44 |Ройал-Датч-Шел|Нидерл./Велик|Нефть: добыча, |70,|115,|69,0 |128,0|6500|105000|58,9|
| | |л |обр. |переработка, продажа |0 |0 | | |0 | | |
|4 |91 |Дженерал |США |Автомобильная |70,|228,|51,0 |178,2|6500|608000|29,3|
| | |Моторс | |промышленность |0 |9 | | |0 | | |
|5 |29 |Эксон |США |Нефть: добыча, |54,|96,1|104,8|120,3|6500|60000 |65,9|
| | | | |переработка, продажа |6 | | | |0 | | |
|6 |75 |Тойота |Япония |Автомобильная |41,|105,|50,4 |88,5 |6500|159035|40,0|
| | | | |промышленность |8 |0 | | |0 | | |
|7 |54 |АйБиЭм |США |Производство компьютеров |39,|81,5|48,9 |78,5 |1348|869465|53,7|
| | | | | |9 | | | |15 | | |
|8 |50 |Фольксваген |Германия |Автомобильная |39,|57,0|42,7 |65,0 |1339|279892|56,8|
| | | | |промышленность |9 | | | |06 | | |
|9 |4 |Нестле |Швейцария |Пищевая пром-сть, пр-во |31,|37,7|47,6 |48,3 |2194|225808|93,2|
| | | | |напитков |6 | | | |42 | | |
|10 |71 |Даймлер-Бенц |Германия |Автомобильная |30,|76,2|46,1 |69,0 |7480|300068|44,1|
| | | | |промышленность |9 | | | |2 | | |
|11 |39 |Мобил |США |Нефть: добыча, |30,|43,6|36,8 |64,3 |2220|42700 |59,7|
| | | | |переработка, продажа |4 | | | |0 | | |
|12 |74 |Фиат |Италия |Автомобильная |30,|69,1|20,2 |50,6 |9487|242322|40,8|
| | | | |промышленность |0 | | | |7 | | |
|13 |16 |Хехст |Германия |Химическая промышленность |29,|34,0|24,3 |30,0 |9487|137374|76,5|
| | | | | |0 | | | |7 | | |
|14 |2 |Асеа Браун |Швейцария |Электротехника |29,|29,8|30,4 |31,3 |2005|213057|95,7|
| | |Бовери | | |0 | | | |74 | | |
|15 |9 |Байер |Германия |Химическая промышленность |29,|30,3|30,4 |32,0 |2005|144600|82,7|
| | | | | |0 | | | |74 | | |
|16 |48 |Эльф-Акитэн |Франция |Нефть: добыча, |26,|42,0|25,6 |42,3 |4050|83700 |57,6|
| | | | |переработка, продажа |7 | | | |0 | | |
|17 |60 |Ниссан |Япония |Автомобильная |26,|57,6|27,8 |49,7 |4050|137201|51,1|
| | | | |промышленность |5 | | | |0 | | |
|18 |5 |Юнилевер |Нидерл./Велик|Пищевая пром-сть, пр-во |25,|30,8|44,8 |46,4 |2628|269315|92,4|
| | | |обр. |апитков |6 | | | |40 | | |
|19 |56 |Сименс |Германия |Электроника |25,|67,1|40,0 |60,6 |2011|386000|52,1|
| | | | | |6 | | | |41 | | |
|20 |10 |Рош Холдинг |Швейцария |Факрмацевтика |25,|37,6|12,7 |12,9 |4183|61643 |82,2|
| | | | | |6 | | | |2 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|