рефераты скачать

МЕНЮ


Транснациональные корпорации

проведению факультативных занятий.

Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы

использовали следующие методы и методологии:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и географической

литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование, наблюдение,

педагогический эксперимент.

3. Количественная и качественная обработка и обобщение экспериментальных

данных.

3.1. Теоретическое обоснование преимуществ использования факультативных

занятий в практике общеобразовательной школы.

Проблемой изучения методов и форм организации факультативных занятий

занимались такие педагоги, как Панчешникова, Грюнберг Г.Ю., Голова В.П.,

Лисовский Л.Я., Стрезикозин В.П.

Разработкой целей и содержания факультативных курсов занималась

Алферьева И.Н.

Определением путей внедрения факультативных занятий – Волков Н.П. и

многие другие.

Разработкой факультативных курсов по экономической и социальной

географии – Паламарчук Л., Половчина И.П., Ильин С.И. Они показали, что

формирование знаний и умений неразрывно связано с всесторонним и глубоким

развитием школьника как личности, с обработкой таких логических операций

как синтез, анализ, сравнение, установление межпредметных связей и т.д.

Одна из целей внедрения факультатива – удовлетворение интересов

учащихся или - его формирование – к изучению темы дипломного исследования и

в обеспечении дифференциации в обучении..

Существует несколько определений понятия факультатив, вот некоторые их

них [26.C.419]:

Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс,

необязательный для посещения.

Факультативный курс – необязательный учебный предмет, изучаемый

учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения

общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной

специальности.

Факультативное занятие в школе – необязательные занятия, организуемые

для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам.

В соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Факультативные занятия введены с 1967 – 68 гг. в соответствии с

Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения

средней общеобразовательной школы».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что факультативный курс –

это совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это

более широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и

учебного времени.

Классификация факультативов [25.C.278]:

1. По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования):

- по углубленному изучению учебных предметов,

- по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных

дисциплин с приобретением специальности,

- межпредметные факультативы.

2. Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей

на:

- теоретические

- практические

- комбинированные

3. факультативы по развивающей цели делятся на:

- те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее проблемы,

место и значение человечества в мире,

- те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой

деятельности в сфере материальной и духовной культуры,

- те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного вида

деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности,

- те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее

психических функций, значения и способы самопознания и

самосовершенствования,

- те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения,

определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что

факультативные занятия способствуют формированию устойчивости

профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации

межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию

разнообразных форм и методов учебной работы.

Более глубокое, чем в обычных предметах, содержание факультативных

курсов требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере

приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки

вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться

только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные

интересы и обнаружившими определенные способности в изучении избранных

наук. Общеизвестно, что такие ученики обладают и большими познавательными

возможностями.

Для организации факультативных занятий исходя из указанных выше их

особенностей, характерно сочетание лекционного изложения материала с

семинарами, лабораторно-практическими занятиями и лабораторными

практикумами. Поэтому, не только по содержанию, но и по своим методам и

организации факультативные занятия благоприятствуют подготовке старших

школьников к обучению в высшей сколе по избранной ими специальности.

. На факультативных занятиях несколько иное место, чем на обычных уроках,

отводится лекции. При изучении факультативных курсов, лекция в большей

мере выступает как способ передачи научной информации. Эта функция лекции

будет особенно важной на первых порах, когда еще не изданы пособия для

факультативных занятий. Правомерно поэтому значительную часть учебного

времени факультативных занятий отводить лекционному изложению новых

знаний. Лекция позволяет глубже раскрыть основные вопросы каждой темы, с

меньшей затратой времени сообщить ученикам больший объем научных знаний.

Но, как известно, высокий теоретический уровень обучения достигается не

описательным сообщением фактов, а выявлением отношений изучаемых явлений,

причинно-следственных связей и закономерностей. в ходе лекции учитель

может сопоставлять, анализировать научные факты, ставить проблемы и

направлять мысль учеников на их решение, рассуждать, доказывать,

опровергать и т.д.; и все это способствует не только глубокому усвоению

материала, но и развитию теоретического мышления старшеклассников.

Лекционный метод на факультативных занятиях применим в 10 – 11 классах.

Углубленное изучение программного материала факультативных курсов требует

работы учащихся не с учебником, а с несколькими источниками. Здесь нужно

и умение отбирать материал в соответствии с предложенным заданием, и

выделять наиболее существенное, и конспектировать.

В одних случаях она будет предшествовать лекции, вооружая учащихся

знанием фактического материала по теме лекции и готовя их к усвоению

излагаемых учителем теоретических выводов и обобщений, а в других

-–знания, полученные школьниками на лекции, будут углубляться в процессе

их самостоятельной работы над литературой.

. Одной из форм организации факультативных занятий могут быть семинары.

Семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной

работы школьников по заданиям учителя. В докладах и выступлениях учащихся

обобщаются результаты их работы над учебной и дополнительной литературой

и самостоятельных наблюдений. Большое обобщающее и развивающее значение

семинарских занятий состоит в том, что они приучают старшеклассников

свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их

докладах и выступлениях положения, полемизировать с их товарищами,

теоретически объяснять жизненные явления.

По своему содержанию семинарские занятия можно разделить на три основные

группы. В одном случае, их целью является углубленное изучение отдельных

наиболее важных вопросов той или иной темы, в другой – всей темы, если

материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение

всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной

программы. [34.C.91] Семинарские занятия следует чаще проводить для

обобщения результатов самостоятельного изучения отдельных тем программы

факультативных курсов.

. Трудно переоценить роль в системе факультативных занятий лабораторно-

практических занятий и практикумов. Задача их при этом не может сводиться

к иллюстрированию усвоенных иными методами научных понятий, они

становятся одним из самостоятельных источников новых знаний, добываемых

учащимися экспериментальным путем. Целесообразно, чтобы практикумы

завершали изучение больших тем и разделов программы факультативного

курса.

Теоретический уровень позволяет последовательное сочетание лабораторных

работ и практикумов с лекционным изложением знаний и семинарскими

занятиями.[34.C.117 – 120]

«Гибкой формой отражения в школьном образовании современных достижений

науки и техники является введение в школьную практику факультативных

занятий. Поэтому развитие факультативных занятий во много определяет

углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных

интересов школьников, выполняет роль начального звена в подготовке

подрастающего поколения к общественно полезному труду».[1.C.100 – 119]

В литературе указывают, что факультативы способствуют развитию

творческой деятельности и основательной активности обучения. Основу

творческой деятельности составляет самостоятельный перенос ранее усвоенных

знаний, готовность искать альтернативу способа решения, способность

комбинировать ранее усвоенные и известные способы деятельности в новый

способ. Занятия позволяют шире использовать индивидуальный подход в

обучении, тем самым повышать уровень успеваемости, заинтересованности в

изучении географии и всесторонне развивать подрастающее поколение для

профессиональной деятельности.

3.2. Использование факультативов в курсе экономической и социальной

географии мира в целях формирования профессиональных интересов

старшеклассников.

Для изучения состояния проблемы, в практике современной школы был

проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился на базе СШ № 36 Жовтневого

района г.Кривого Рога. В нем принимали участие учащиеся 10-х классов (32

человека).

Цель констатирующего эксперимента – определение эффективности и

целесообразности использования факультативных занятий в становлении

профессиональных интересов старшеклассников.

На уроках учитель не имеет возможности способствовать формированию

профессиональных интересов в силу действия разных причин: ограниченностью

во времени, нежеланием, спецификой программы, методики подачи материала и

других.

Учащихся в географии привлекает новизна изучаемых фактов и явлений и

изучение регионов и стран мира. Это позволило сделать вывод о том, что у

старшеклассников есть определенный интерес к изучению географии.

Факультативы по географии учащиеся не посещают, так как они не проводятся.

Анкетирование дает возможность предположить, что профессиональные интересы

старшеклассников не сформированы или же неустойчивы, поскольку уроки

географии не позволяют эффективно и целенаправленно использовать

необходимые методы и подходы, способствующие формированию профессиональных

интересов старшеклассников, в отличие от возможностей факультативного

курса.

Чтобы выявить начальный уровень знаний старшеклассников, по теме

дипломного исследования, была проведена самостоятельная работа по следующим

вопросам:

1. Что такое ТНК?

2. Чем ТНК отличается от фирмы в нашем городе?

3. Приведите примеры ТНК

4. Определите значение ТНК и их развития для мирового хозяйства в целом.

Ответы были рассмотрены в ракурсе 3 уровней знаний, которые

предполагают:

. Высокий уровень – полное и точное знание специфики деятельности ТНК, с

конкретными примерами. Реализация творческого подхода к заданиям, умение

сравнивать, давать анализ, делать выводы.

. Средний уровень – довольно глубокое знание основных понятий и процессов,

с подтверждением и подкрепления их фактами, но без конкретизации.

. Низкий уровень – поверхностная ориентация в основных понятиях,

непоследовательность ответов, связанная со слабой теоретической базой

знаний.

Результаты изложены в таблице № 2.

Таблица 2. Начальный уровень знаний учащихся по теме дипломного

исследования

|Уровни |Кол-во учеников |% соотношение |

|Высокий уровень |6 |20% |

|Средний уровень |8 |25% |

|Низкий уровень |18 |55% |

Анализируя результаты таблицы № 2, можно сказать, что начальная база

учащихся по теме дипломного исследования слабая, так как преобладают ответы

низкого уровня – 55%, а высоким и средним уровнем знаний не владеет даже

половина класса – 45%.

Следовательно, знания требуют улучшения результатов путем внедрения

факультативного курса по теме: «Историко-географические особенности

становления и развития транснационального капитала».

3.3. Программа и ход опытно-экспериментальной проверки результативности

факультативных занятий в становлении профессиональных интересов учащихся.

В основу экспериментальной работы были положены результаты

констатирующего эксперимента, то есть анализ причин, которые объясняют

низкий уровень мотивации и отсутствие интереса у большей части к географии,

низкий уровень знаний по теме дипломного исследования у старшеклассников, а

в связи с этим – практической необходимостью углубленного изучения данной

темы.

По ходу формирующего эксперимента были поставлены такие задачи:

1) разработка курса факультативных занятий по данной теме,

2) углубленное изучение темы с целью формирования профессиональных

интересов и географического мировоззрения,

3) стимулирование профессионального интереса путем привлечения разных

методов обучения.

Суть формирующего эксперимента состояла в том, что были проведены

факультативные занятия по теме дипломного исследования среди учеников,

интересующихся изучением географии.

Работая над экспериментальной программой, мы исходили из положения о

развивающем характере обучения, направленного на саморазвитие личности,

сотрудничество учителя и ученика и индивидуализацию обучения, чтобы

обеспечить творческое развитие каждого ребенка.

Для повышения эффективности изучения этой темы факультативы подходят

благодаря своим организационным возможностям:

1) добровольный выбор учеником,

2) маленькая группа,

3) психолого-педагогические особенности учеников,

4) возможности использования индивидуального подхода,

5) высокая активность деятельности,

6) возможность реализации межпредметных связей.

В дидактике установлена следующая закономерность: «способствование

факультативных занятий формированию у учащихся знаний, умений и навыков, а

также овладению приемами учебной работы необходимых для дальнейшего

образования и самообразования, позволяют учеников почувствовать себя

мастерами выбранного дела…».

При разработке экспериментальной программы были учтены такие принципы,

как: научность, перспективность, последовательность, наглядность,

доступность, индивидуальность.

При выборе и сочетании методов обучения мы руководствовались

следующими критериями:

1. Соответствие целям и задачам обучения.

2. использование и привлечение методов, позволяющих формировать

профессиональные интересы старшеклассников.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим,

психологическим), уровню подготовленности (образованности,

воспитанности, развития), особенностям возрастных интересов.

5. Реализация дифференциации обучения и повышение познавательной

активности.

Все это дало возможность преодолеть традиционные подходы в обучении и

разработать программу занятий факультативного курса по теме «Историко-

географические особенности становления и развития транснационального

капитала» (для учащихся 10 класса из 8 занятий, 1 час в неделю). Они

представлены в таблице 3. Данная программа может быть расширена с целью

более глубокого изучения, что связано со спецификой данной темы, - может

быть использована во всех темах курса социальной и экономической географии.

Таблица 3. Программа факультативных занятий.

|№ |Тема факультативного занятия |Форма занятия |Кол-во |

|занятия | | |часов |

|1 |Вводное: «Определение ТНК. |Мини-лекция |1 |

| |Модели поведения. Причины | | |

| |возникновения». | | |

|2 |«Типология ТНК и ее |Практическая работа |1 |

| |усовершенствование». | | |

|3 |«Этапы исторического развития и |Комбинированный урок |1 |

| |формирования транснационального | | |

| |капитала» | | |

|4 |«Влияние ТНК на экономику |Комбинированный урок |1 |

| |развитых и развивающихся стран. |с элементами | |

| |Формы деятельности ТНК». |нестандартного | |

|5 |«Корпоративные гиганты XXI |Пресс-конференция |1 |

| |века». | | |

|6 |«Взаимосвязь деятельности ТНК с |Беседа за круглым |1 |

| |проблемами безработицы и |столом | |

| |занятости». | | |

|7 |«Страны базирования ТНК. |«Лекция с ошибками» |1 |

| |Региональный аспект». | | |

|8 |«Тэньэшка» |Игра |1 |

Разработки факультативных занятий приведены в Приложении 2.

3.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы.

О результатах проведенной работы свидетельствуют такие показатели:

1. повышение интереса к изучению географии,

2. активная работа на уроках,

3. умение выражать свое мнение и привести аргументы в защиту своего

решения,

4. позитивное отношение к изучению ТНК и тем курса, тесно с ними связанных,

5. проявление профессиональной заинтересованности в географии,

После проведения формирующего эксперимента была проведена

диагностическая контрольная работа по следующим вопросам:

1. Что такое ТНК? Этапы становления транснационализации.

2. Функции, которые выполняют ТНК для мирового хозяйства (положительные,

отрицательные, нейтральные).

3. Влияние ТНК на общество.

4. Связь ТНК и рыночных отношений.

5. Назовите примеры ТНК и сферы влияния, отрасли базирования.

6. В какой сфере вы бы предпочли занять место? Ответ обоснуйте.

Проследим результаты из таблицы 4.

Таблица 4. Уровни знаний старшеклассников после эксперимента.

|Уровни |Контрольная группа |Экспериментальная группа |

| |Кол-во учеников |% |Кол-во учеников |% |

|Высокий |3 |20 |9 |56 |

|Средний |4 |25 |6 |38 |

|Низкий |9 |55 |1 |6 |

Таблица показывает возросшее количество верных ответов на вопросы

контрольной работы у старшеклассников экспериментально группы, что

свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной

мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности

старшеклассников.

Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.