Развитие международного туризма в России
|Таиланд |1,9 |7,8 |0,5 |1,4 |
|Тунис |1,6 |4,7 |0,5 |1,5 |
|Россия |– |15,8 |– |11,7 |
Источник "The World Bank World Development Indicators", 2000.
Таблица 10.
Распределение въезжающих и выезжающих туристов по группам стран
( в % к итогу)
|СТРАНЫ |Въезжающие туристы |Выезжающие туристы |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |
|ВСЕГО: |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|Страны с низким уровнем |3,1 |7,2 |1,3 |3,4 |
|доходов | | | | |
|Страны со средним уровнем |23,6 |31,3 |20,9 |36,4 |
|доходов | | | | |
|Страны с высоким уровнем |73,3 |61,5 |77,8 |60,2 |
|доходов | | | | |
Источник: The World Bank. World Development Indicators". 2000
Таблица 11.
Структура экспорта услуг
| |Экспорт услуг |Услуги |Поездки |Прочие |
|СТРАНЫ |(млрд. долл.) |транспорта |(в % к итогу) |(в % к итогу) |
| | |(в % к итогу) | | |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Мир в целом |363,5 |1316,7|39,2 |25,3 |27,0 |30,3 |33,9 |44,7 |
|США |38,1 |239,9 |37,4 |19,0 |27,8 |34,7 |34,8 |46,3 |
|Канада |7,1 |30,3 |35,7 |19,6 |35,8 |30,9 |28,5 |49,5 |
|Япония |18,8 |61,8 |67,9 |34,4 |3,4 |6,1 |28,7 |59,5 |
|Германия |25,8 |78,9 |34,2 |25,7 |19,4 |20,8 |46,4 |53,4 |
|Франция |42,2 |84,6 |25,0 |24,1 |19,6 |35,4 |55,4 |40,5 |
|Великобритания|34,3 |97,6 |41.3 |19,5 |20,2 |24,6 |38,5 |55,9 |
|Италия |18,8 |66,6 |24,4 |16,0 |47,6 |44,7 |28,0 |39,3 |
|Нидерланды |16,7 |51,6 |52.9 |39,9 |13,5 |13,2 |33,6 |47,0 |
|Норвегия |8,5 |14,0 |75,3 |61,2 |8,9 |15,0 |15,8 |23,9 |
|Мексика |4,4 |11,9 |10,2 |12,0 |73,1 |66,2 |16,8 |21,8 |
|Бразилия |1,7 |7,1 |48,6 |26,3 |7,5 |18,6 |43,8 |55,1 |
|Венесуэла |0,7 |1,3 |43,0 |21,4 |36,7 |74,1 |20,4 |4,5 |
|Индия |2,9 |11,1 |15,6 |16,0 |54,2 |26,6 |30,2 |57,3 |
|Китай |– |24,0 |– |10,2 |– |52,4 |– |37,3 |
|Южная Корея |2,4 |23,8 |64,3 |42,8 |15,4 |24,9 |20,3 |32,3 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Индонезия |– |4,3 |– |0 |– |98,0 |– |2,0 |
|Малайзия |1,0 |10,7 |45,1 |22,0 |30,3 |22,3 |24,6 |55,8 |
|Таиланд |1,4 |13,1 |21,9 |20,4 |63,5 |47,2 |14,6 |32,3 |
|Россия |– |12,9 |– |24,5 |– |50,3 |– |25,2 |
Источник: "The World Bank World Development Indicators". 2000.
Таблица 12.
Динамика поступлений и расходов по международному туризму
(млрд. долл.)
|СТРАНЫ |Поступления |Расходы |Сальдо |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |
|Мир в целом |101,4 |440,0 |102,1 |365,2 |-0,7 |+74,8 |
|США |10,1 |71,3 |10,4 |56,1 |-0,3 |+15.2 |
|Канада |2,3 |9,4 |3,1 |10,8 |-0,8 |-1,4 |
|Япония |0,6 |3,7 |4,6 |28,8 |-4.0 |-25,1 |
|Германия |6,6 |16,4 |20,6 |46.9 |-14,0 |-30,5 |
|Франция |8,2 |29,9 |6,0 |17,8 |+2,2 |+12,1 |
|Великобритания |6.9 |21,0 |6,9 |32,3 |0 |-11,3 |
|Италия |8,2 |29,8 |1,9 |17.6 |+6,3 |+12.2 |
|Нидерланды |1,7 |6,8 |4.7 |11,2 |-3,0 |-4,4 |
|Испания |7.0 |29,7 |1,2 |5,0 |+5,8 |+24,7 |
|Швейцария |3,1 |7,8 |2,4 |7,1 |+0,7 |+0,7 |
|Мексика |5,4 |7,9 |4,2 |4,3 |+1,2 |+3.6 |
|Бразилия |1,8 |3,7 |1,2 |5,7 |+0,6 |-2,0 |
|Китай |0,6 |12,6 |0,06 |9.2 |+0,5 |+3,4 |
|Республика Корея |0,4 |5,9 |0,4 |2,1 |0 |+3,8 |
|Малайзия |0.3 |2.5 |0,5 |2.5 |-0,2 |0 |
|Таиланд |0.9 |5,9 |0,2 |1,5 |+0,7 |+4,4 |
|Тунис |0,6 |1,6 |0,06 |0,2 |+0,5 |+1,4 |
|Филиппины |0,3 |2,4 |0,1 |2,0 |+0,2 |+0,4 |
|Россия |– |6,5 |– |8,3 |– |-1,8 |
Источник "The World Bank World Development Indicators", 2000
Ниже приведены данные по странам- лидерам в области иностранного туризма в
2000 году, с указанием места, занятого в 1990 году ( 1 ), 1995 (2 ) и 2000
(3 ), по числу прибытий иностранных туристов (4, 2000 год, тыс.) и прироста
этого показателя за год ( 5,% ).[1]
|Страна |1 |2 |3 |5 |
|Франция |1 |1 |1 |2,0 |
|Испания |3 |3 |2 |3,7 |
| США |2 |2 |3 |8,7 |
|Италия |4 |4 |4 |12,8|
|Китай |12 |8 |5 |15,5|
| Великобритания |7 |5 |6 |-1,9|
|Россия |17 |18 |7 |23,2|
| Канада |10 |11 |8 |4,9 |
|Мексика |8 |7 |9 |5,0 |
|Германия |9 |13 |10 |10,5|
|Польша |27 |9 |11 |1,3 |
| Австрия |6 |10 |12 |2,0 |
|Венгрия |5 |6 |13 |8,1 |
|Греция |13 |16 |14 |2,8 |
ВЫВОД.
Несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты прогнозируют
поступательный рост её значения на мировом рынке туризма. Ожидается, что к
2020 году она войдет в первую десятку наиболее популярных туристских
направлений.
3.3. Факторы, способствующие развитию международного туризма в
России.
Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы:
политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной
обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья,
формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые
прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой
материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная
информация об общественном и политическом положении России и многие другие,
Россия обладает потенциалом развития международного туризма.
Этому могут способствовать:
1. Освоение рынков сбыта и широких сфер приложения
капитала, привлекающих
компании из-за рубежа;
2. Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны;
3. Развитие индустрии туризма.
В освоении рынков сбыта большое значение имеют следующие факторы:
1. Повышение достоверности информации о международном туризме, т. е. сбор
информации, обследование, исследование международного туризма, аналитико-
диагностическая деятельность на основе полученной информации. Проблема
статистической информации о туризме в России ещё остается.
2. Сегментирование туристского рынка, т. е. предоставление услуг по вкусам,
интересам, привычкам, возможностям и т. д. С обострением конкуренции
следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса.
Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий:
- по географическому принципу;
- по геодемографическому принципу ( запросы городского и сельского
населения);
- по демографическому принципу (заключается в делении рынка на группы по
возрасту, полу потребителей);
- по социально-экономическому признаку, учету уровня доходов.
Главным поставщиком туристов являются страны с высоким уровнем жизни,
но в них выделяется дифференциация доходов. В середине 80-х годов в СССР
основную массу туристов из США составляли лица с годовым семейным бюджетом
от 20 до 75 тыс. американских долларов; в середине 90-х годов вследствие
резкого увеличения цен на услуги в России такие поездки могли позволить
себе главным образом семьи, чей годовой доход превышал 50 тыс. американских
долларов.
- сегментирование по психографическому признаку (образ жизни
людей).
В мировой практике этот туризм получил широкое
распространение. Наука
"Психология" помогает сегодня туризму в определении, в выделении типов
туристов.
- сегментирование по поведенческому признаку (однородные группы людей, по
характеру, реакции, поведению);
- многомерное сегментирование, по нескольким переменным (семейное
положение, холостые, уровень доходов, село, город и др.).
Анализируя спрос рынка с этой точки зрения, следует сказать, что
сегментация рынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов.
3. Изучение туристского спроса. Спрос меняется вместе с развитием общества.
Некоторые
спросы видоизменяются, другие отмирают, следует учитывать эластичность
спроса, т. е. зависимость от дохода потребителя, временные рамки,
сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса. Так с
середины 80-х годов в мировом туризме обозначились две тенденции:
увеличение средней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости
привели к более высокой доле в туризме лиц старших возрастов, и вторая
тенденция происходит под влиянием социально-экономических факторов. Сильное
воздействие оказал мировой экономический кризис. Он сопровождается резким
падением покупательских способностей. Это вызвало дробление отпускного
периода и рост непродолжительных поездок.
4. Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны
зависит от
развития в следующих направлениях:
- Россия может предоставить туристские услуги с целью отдыха и
развлечений на такой огромной, богатой природными красотами территории;
- В начальном этапе развития находится и деловой туризм. Страны Европы:
Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия занимают сегодня особое
место в деловом туризме. Стремительно развивается бизнес-туризм на
американском континенте. Слабо меняется в России и география инсентив-
туризма: поездки в виде поощрения, за успехи в работе, делах. США по-
прежнему являются основным "поставщиком" премированных туристов.
ВЫВОД.
1. Экономическая деятельность, связанная с туризмом, традиционно
определяется с точки зрения спроса, потребления товаров и услуг
посетителями и производимых ими туристских расходов. При таком подходе
туризм выступает в качестве собирательной сферы, охватывает виды
деятельности разных отраслей, поскольку посетители несут расходы во всех
секторах экономики
2.Развитие индустрии туризма. Изменения в отношениях собственности
нашли отражение в системе индустрии туризма. Сегодня получила широкое
распространение на Западе система "Таймшер". Это совместное владение, или,
точнее, долгосрочная аренда клубных средств с правом пользования ими в
течение определенного времени (например, одной недели, на протяжении 30 –
50 и более лет, ежегодно). Особенность классической Таймшери состоит в
наличии сертификата собственности на определенный период отдыха. В ряде
стран Таймшер может быть передан по наследству, являться предметом залога,
уступки и обеспечения кредита. Система "владения отдыхом" первоначально
возникла в Европе, была усовершенствована в Северной Америке. Сам же рынок
Таймшеров сформировался позднее и существует 15-20 лет.
К сожалению, эти перспективы не касаются России, в которой идея
Таймшери, не успев
возникнуть, была дискредитирована. Таймшерские компании продавали
"собственность на каникулы" по завышенным ценам, а главное – не
обеспечивали последующего комплексного обслуживания клиентов. В результате
многие их владельцы почувствовали себя обманутыми и безуспешно пытаются
продать приобретенные аппартаменты.
Возможности в обеспечении рынка спроса очень велики. Сегодня следует
России обратить внимание на всевозможные средства размещения туристов:
коллективные, индивидуальные (в собственном загородном доме, аренда у
частного лица, у родственников, знакомых), улучшение гостиничной базы,
улучшение питания в системе обслуживания (питание, как правило, связывается
с размещением), развитие сектора развлечений (это не только забавы и
удовольствия, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из
года в год. Сегодня кроме экскурсий возможны иные познавательные
возможности: посещение магазинов, игорных заведений и др.). Прежняя система
организации досуга оказалась очень жесткой. Большую популярность у
американцев, например, имеют тематические парки: развлекательные программы
и аттракционы (Дисней Уолт, Диснейленд и др.).
Развитие сети поставщиков туристических услуг: транспортные компании,
средства размещения, предприятия питания следует вывести на более высокий
уровень.
Особый интерес сегодня представляет и для России проблема
глобализации международного туризма. Это процессы концентрации процесса
производства и концентрации капитала, что приводит к образованию
транснациональных компаний.
В туризме выход компании за национальные границы во многом
предопределен своеобразием туристского продукта. Как уже объяснялось в
работе, он представляет собой набор услуг и некоторых товаров,
приобретаемых туристом. Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются
взаимодополняющими. Их следует использовать, чтобы достичь необходимого
результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на
остальные туристические услуги. Поэтому каждый производитель стремится
распространить свою деятельность на другие сферы туризма.
Например, авиакомпании могут увеличить свою долю в туристических
расходах путем интеграции производства.
Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов,
прежде всего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные
выгоды.
В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских
потоков, получают преимущества благодаря хорошим знаниям туристического
спроса.
Инициатива интернационализации производства в туризме исходит в
значительной степени от стран-поставщиков туристов, которым она приносит
наибольшие выгоды. Пример.
Схема 2.
Структура расходов международного туриста на ближнюю поездку в %
( по А. Буллу, 1998)
Предположим, что существуют только туристические компании А, В и С.
Они являются национальными производителями туристических продуктов в
одноименных странах и не имеют зарубежных филиалов. Компания А размещается
в стране генерирующей туристский поток, и предоставляет весь комплекс
услуг, связанных с выездом граждан за границу. Компания С базируется в
стране назначения. Она организует прием интуристов и обслуживание. Компания
В принадлежит третьей стране, по территории которой туристы следуют
транзитом. Эта фирма обеспечивает перевозку пассажиров из страны А в страну
С через В. Если бы каждая компания имела возможность приобрести две другие,
то компания А получила бы доход 11 + 35 + 47 = 93 % вместо прежних 119 %.
Большинство транснациональных компаний в туризме базируются сегодня в
странах Западной Европы (Франция, Великобритания) и Японии, а с недавнего
времени в Сянгане (Гонконге). География штаб-квартир транснациональных
компаний подтверждает тот факт, что интернационализация туристского бизнеса
берет начало в странах, генерирующих туристические потоки и осуществляющих
зарубежное инвестирование.
Сегодня большая перспектива развития транснациональных компаний:
. интеграция гостиничных цепей, превращающихся в
заметное явление
международной жизни.
Гостиничная цепь представляет собой группу отелей, имеющих общее
руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. В Америке
получила развитие система франчайзинга, т.е. прокат торговой марки.
В Европе большое распространение получила практика подписания
контрактов на управление между владельцем отеля и компанией,
специализирующейся в гостиничном менеджменте, – оператором.
. В условиях острой конкуренции со стороны интегрированных
гостиничных цепей
независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы. Путем членства в
таких организациях они получают доступ к услугам, ранее считавшимися
привилегией интегрированных гостиничных цепей.
Отели часто вступают в консорциумы, чтобы стать абонентами глобальных
компьютерных систем резервирования. Кроме того, независимые отели проводят
совместно маркетинговые исследования, рекламные компании, централизованные
закупки оборудования, осуществляют другие виды деятельности, которые
требуют больших затрат и не всегда под силу каждому предприятию в
отдельности.
Список крупнейших консорциумов возглавляет "Ютел Интернейшнл".
По оценкам международных экспертов, в ближайшие годы гостиничная
индустрия будет развиваться высокими темпами.
ВЫВОД.
Предлагаемые некоторые пути решения проблемы развития международного
туризма свидетельствует о влиянии его развития на подъем экономики
страны. Кроме того развитие таким образом международного туризма,
совокупность интернациональных туристских связей представляет собой крупное
общественное явление в системе современных отношений между народами.
Развитие международного туризма с присущими ему законами и традициями
является мощным средством развития сотрудничества народов планеты,
укрепления взаимных контактов, взаимосвязей наций и народностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев историю туризма делаем вывод, что вплоть до ХХ века
международный туризм в России носил познавательный характер. Самые ранние
сведения об отдельных зародышевых формах туризма и его социальной базе
относятся к эпохе античности.
Славяне, вероятно, были первыми, кто начал совершать морские и
сухопутные путешествия.
В эпоху средневековья зародилось новое веяние путешествий с целью
познания и налаживания торговых отношений между городами других стран и
Россией. Путешествия, предпринимаемые с целью посещения и познания носили
ещё и характер приобщения к подлинно великим творениям искусства того
времени. Они уже тогда являлись дорогим удовольствием.
Со второй половины ХVII века, со вступлением стран в пору Нового
времени, меняется и расширяется база путешествий и в последней трети ХVIII
века экономически окрепшая Россия совершает путешествия более длительного
периода, чтобы научно и подробно изучить жизнь за пределами страны,
наладить торговые отношения. Но и этот период не исключает приобщение к
европейской культуре, культуре стран других континентов.
Позднее в ХIX веке законодателями путешествий становятся не отдельные
путешественники, а зарождается групповой туризм. Особое внимание в ХХ веке
наряду с познанием, отдыхом, приобщению к культуре уделяется образованию,
развитию школьного туризма.
Туризм становится возможным не только "высшим слоям" населения.
Советский Союз развивает организованный выездной и въездной туризм.
Получает важность посещение предприятий, обмен мнениями, озвучивание
увиденного и услышанного среди населения.
В конце ХХ века, начиная с 1985 года, получает развитие туризм по познанию
хозяйствования, налаживанию контактов совместной деятельности с
иностранными деловыми людьми, специалистами по улучшению управления
развития производством в стране, особенно промышленного хозяйства. Получает
распространение деловой туризм. Но наряду с этим сильное развитие получает
аристократический туризм. За пределы страны могут выехать люди только
богатые, имеющие валютные накопления с целью отдыха, развлечения и
оздоровления, туризм за приобретением товаров.
Международный туризм в России находится в развитии постоянно. Сегодня, на
современном этапе он вступает в новый этап развития, который потребовал от
Российской Федерации пересмотреть международный туризм с позиции развития
мирового туризма, развития времени. В этом есть некоторые результаты, но
это ещё начало пути. И рассматривая международный туризм по его
классификации, которую предлагает автор А. Ю. Александрова, следует
отметить следующее развитие международного туризма в стране:
Таблица 13.
|Классификация |Вид туризма |Развитие |
|туризма | | |
|1 |2 |3 |
|По виду используемых |купально-пляжный |частично для богатых |
|ресурсов | |жителей страны и для |
| | |иностранных гостей |
| |лечебный |для знатных жителей, |
| | |имеющих доход |
| |экологический |слабо развит |
| | | |
| |горный |использован не в полную |
| |водный |меру и возможности |
|По источникам |коммерческий |развивается |
|финансирования | | |
| |социальный |слабо развит |
|По возрастному составу |туризм пожилых людей |слабо развит |
|участников путешествий | | |
| |туризм лиц среднего |развивается |
| |возраста | |
| | |слабо развит |
| |молодежный туризм | |
|По числу участников |индивидуальный | |
|путешествий | |слабо развиты |
| |групповой | |
|По способу организаций |организованный |развивается |
|путешествий | | |
| |неорганизованный |развивается |
|По способу размещения |гостиничного типа |идет развитие |
|туристов | | |
| |не гостиничного типа |слабое развитие |
|По видам используемых |автобус, авиация, водный,|каждый вид использован не|
|транспортных средств |автомобильный, |на полную возможность |
| |железнодорожный транспорт| |
| | | |
|1 |2 |3 |
|По дальности поездки |ближний |есть большие возможности,|
| | |резерв |
| |дальний | |
|по продолжительности |краткосрочный |развивается |
|путешествия |среднесрочный |развивается |
| |долгосрочный |не развит |
|По ритмичности туристских|сезонный |развивается |
|потоков |круглогодичный |слабо развит |
Для достижения положительных результатов от международного туризма
необходимо поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги
тратились внутри страны, а не за её пределами.
Если развитие туризма планируется непрофессионально, может случиться
так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.
Чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуется профессионально основанная
на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и
реализации турпродукта, хорошие знания международных правовых норм и
правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, коньюнктуры
туристского рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. СМ. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации",
11 ноября 1996 г.
2. Указ Президента Российской Федерации "О реорганизации и развитии
туризма в Российской Федерации" от 22.12.1995.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
4. Аксютина Ю. В. Туристический бизнес: развитие и совершенствование
управления. Автореферат.
5. Шаповал Г. Ф. История туризма. Мн., 1999.
6. Власов Л. Пешком вокруг света // Вокруг света. 1976 № 10.
7. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР. М., 1989.
8. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1990.
9. Чмель Радим. Международный туризм – настоящее и будущее // Тур-пресс –
Новости.
1995 № 2.
10. Квартальнов В. А. Туризм. Киев, 1989.
11. Зорин, Каверина, Квартальнов. Международный туризм. Туризм как вид
деятельности. Мн., 1990.
12. Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня,
завтра. М., 1985.
13. Сенин В. С. Введение в туризм. М., 1998.
14. Шпилько С.Н., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в
Российской Федерации // Труды академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995.
15. Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997.
16. Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 1999.
17. Мальков Э. Д. Экономические аспекты международного туризма //
Внешнеэкономический бюллетень № 7, 2001.
18. Туризм № 01,02' 2002.
19. БИКИ, 10 апреля,2001
20. Деньги №5,2001
-----------------------
*Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Чмель Радим. Международный туризм–настоящее и будущее //Тур-пресс –
Новости. 1995, № 2
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
** Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
. Чмель Радим. Международный туризм- настоящее и будущее//Тур-пресс –
Новости.
1995. № 2.
* Число въезжающих туристов значительно превышает число выезжающих в
связи с посещениями последними более, чем одной страны.
[1] БИКИ,10 апреля,2001.
-----------------------
ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ
Конфесно-выставочный
Бизнес-поездки
Инсентив- туризм
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ
Побудительный Поощряющий
ПОЗНАНИЕ
ПРИБЫЛЬ
Награждение фирмы
За высокие показатели
Результат
Сильный мотив
к работе
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Страна происхождения туриста
[pic]
Страна назначения дистанции
Международное связующее звено
22
Размещение
30
Авиаперевозка
8
Услуги трансагенства
13
Путешествие по стране
5
Покупка товаров (в т.ч. в магазинах беспошлинной торговли)
3
Другие услуги,
в т. ч. информационные
12
Покупки
5
Налоги
2
Налоги
Всего
11
Всего
(без налогов)
47
Всего
(без налогов)
35
Страницы: 1, 2, 3, 4
|