Развитие международного туризма в России
|Дети из многодетных |Школьные лагеря, лагеря |Школьные каникулы, |
|семей, учащиеся, молодежь|отдыха и труда, турбазы, |студенческие каникулы, |
| |дома отдыха, санатории |отпуска |
|Малоимущие слои |Турбазы, дома отдыха, |Межсезонье, |
|населения, пенсионеры |санатории |Несезон |
|Инвалиды |Турбазы, дома отдыха, |Межсезонье, |
| |санатории |Несезон |
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского
отдыха, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых
государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях
создания условий для путешествия и отдыха школьникам, работающей и учащейся
молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам,
которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.
В силу экономических и социальных проблем создание системы
"отпускников" и социального туризма представляется в России достаточно
проблематичным, также как и принятие закона "О социальном туризме",
обсуждаемого в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне
1998 года.
Религиозный и паломнический туризм.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии
туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские
объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом. Паломники религии,
истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения того или
иного района, города.
Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры
по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются
паломники и экскурсанты.
По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не
менее десяти дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.
Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за
один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для
детей.
Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением
религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.
При Московской Патриархии организована паломническая служба в Святую
Землю. Для католиков Святая Земля – Израиль. Для последователей ислама –
Мекка и Медина в Саудовской Аравии.
Время проведения государственных праздников на основных паломнических
направлениях приходится на декабрь, январь, апрель.
В туристском бизнесе весна считается межсезоньем, в религиозном же
туре она – высокий сезон. В этом промежуточном времени жители некоторых
стран становятся потенциальными туристами из-за большого количества
нерабочих праздничных дней.
В последнее время в России отмечается повышенный интерес к религиозному
туризму и паломничеству.
Таблица
6.*
Данные статистики
| |Россия|Израиль|Италия |Турция |Греция |Саудовска|Другие |
|Страна | | | | | |я Аравия |страны |
|Религия | | | | | | | |
|Православные |5200 |1700 |2500 |900 |1800 |- |200 |
|Католики | |1000 |800 |- |- |- |250 |
| |- | | | | | | |
|Иудаизм | |1300 |- |- |- |- |200 |
| |- | | | | | | |
|Ислам | |500 |- |- |- |700 |200 |
| |- | | | | | | |
Таблица 7.**
Средняя стоимость паломнических туров по религиям в 1997 году.
| |Минимальная, |Максимальная, |Средняя стоимость,|
|Религия |$ США |$ США | |
| | | |$ США |
|Православие |550 |995 |772 |
|Католизм |665 |995 |830 |
|Иудаизм |800 |1400 |1100 |
|Ислам |700 |1500 |1100 |
|Буддизм |1400 |1530 |1490 |
|Синтоизм |2000 |4000 |3000 |
|Средняя стоимость |833 |1284 |1058,4 |
|тура | | | |
Результаты статистических исследований показывают, что в
действительности религиозную поездку один раз в год совершают лишь около 1%
от общего числа верующих.
Для российских паломников лидерами среди центров паломничества
являются Россия и Израиль.
Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом "Русский
путешественник"
и страховым обществом "Жива" разработана система накопительного
страхования.
Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей
услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт
пользуется большим спросом и имеет большие перспективы.
2.3. Профессиональная подготовка персонала для выполнения определенной
работы.
Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных
туристических центров России, как Москва, Санкт-Петербург, показывает, что
за редким исключением работники либо вообще не имеют высшего специального
туристского образования, либо получили отрывочные знания на краткосрочных
платных семинарах и курсах.
В последние годы положение несколько изменилось. В ряде ВУЗов при
обучении по специальности "экономика", "менеджмент", "организация и
управление" открыты специализации "экономика международного туризма",
"менеджмент туризма и гостиничного хозяйства", "менеджмент социально-
культурной сферы и туризма".
Некоторые ВУЗы страны обращают внимание на коммерческие курсы
Американской ассоциации отелей и мотелей, которые как правило обучают за
дополнительную плату на языке оригинала.
В гостиничном и ресторанном секторах, а также индустрии туристов в
целом в России выделяется следующая характеристика:
. высокий процент работников, занятых неполный рабочий день;
. значительное количество женского персонала;
. высокий процент временных работников;
. большое количество малоквалифицированной молодежи.
Требования к курсам общего и профессионального обучения, их
продолжительность, объем специальностей, теоретических и практических
знаний зависят от уровней подготовки: элементарного, среднего и
продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма
и гостиниц является одной из целей российского туризма.
В нормативно-методических материалах определены перечни основных
профессий и должностей работников индустрии туризма. Структура российских
предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько
отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации на
международном уровне (стандарт).
Опыт практической деятельности индустрии туризма показывает, что
персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач:
1. Обеспечение нормального экономического развития фирм – туроператоров,
турагенств,
гостиниц и ресторанов (персонал – экономисты, менеджеры, специалисты по
маркетингу).
2. Управление отлаженной экономической структурой (административный
персонал,
управляющие службами, турфирмами, гостиницами, ресторанами).
3. Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне
(производственный персонал).
4. Обеспечение и поддержание необходимого качества предоставляемых
туристских и
гостиничных услуг и безопасности пребывания туристов и экскурсантов
(управленческий и производственный персонал).
ВЫВОД.
Рассматривая развитие международного туризма в России, следует
отметить, что развитие действительно есть.
В прежние времена, эпохи туризм обозначивался в формах путешествий с
целью познания, открытий, налаживания контактов с другими странами по
обмену опытом хозяйствования и носил в основном до 18-го века частный
характер.
Рассматривая международный туризм, состояние его на современном этапе,
следует обратить внимание на то, что в России наметилось государственное
регулирование туристской деятельности. Координацию в сфере деятельности,
реализацию государственной политики в области сохранения и развития туризма
осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре и туризму.
Принцип государственного регулирования туристской деятельности
заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной
из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской
деятельности.
Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности
туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг
являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.
Стандарт – это нормативный документ, содержащий правила, общие
принципы, характеристики, касающиеся туристской деятельности и доступный
широкому кругу потребителей. Стандарт, как нормативный документ, является
одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг,
позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на
продавцов и потребителей туристских услуг.
Объект стандартизации – это услуги туристской деятельности.
Предмет стандарта – качество предоставляемых услуг.
Рассмотренные выше предоставляемые услуги по международному туризму в
России на современном этапе не всегда соответствуют обозначенным
стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном
туризме. Вычленены следующие причины:
. недостаточность собственного опыта по нормативно-правовому,
научно-методическому обеспечению развития международного
туризма;
. недостаточное финансирование международного туризма;
. недостаточная компетентность (образованность) специалистов по
организации туристской деятельности.
3. Анализ развития международноготуризма
на современном этапе
3.1.Выездной туризм, рынок туризма, география туризма.
Выездной рынок в России менялся не только количественно, но и
качественно.
Происходили сдвиги в структуре, географии зарубежных путешествий. С начала
перестройки и до 1991 года выезд за границу носил в основном частный
характер (к родственникам, друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на
зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути
упрощения туристских формальностей.
В 1991 – 1992 гг. в выездном потоке обозначилось два главных
направления: в ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок отличаются
не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Основным видом
поездок россиян в страны дальнего зарубежья являются шоп-туры. На них
падает почти 60% выездного тур. потока. По существу речь идет о так
называемой "челночной торговле", которая на официальном языке означает
"импорт физическими лицами потребительских товаров для последующей
перепродажи без уплаты налогов". Беспошлинный провоз товаров, высокая
конкуренция среди продавцов привели к установлению очень низких цен на
импортную продукцию. Эта деятельность и по сей день остается
высокорентабельной даже после ужесточения ограничений на "челночный"
бизнес. Челночной торговлей занимаются сотни тысяч человек, в основном
квалифицированные специалисты, дипломированные инженеры и технические
работники – люди, уволившиеся с прежней работы и неудовлетворенные местом
продавца в коммерческом рынке.
Общий объем "челночного" импорта в России в 1995 году составил от 3
млрд. до 5 млрд. американских долларов, а в 1996 году– уже 11,4 млрд., или
22% всего импорта.
Отечественные челноки едут главным образом в Китай, Турцию, Польшу.
Эти страны, а
также Финляндия, являются основными направлениями организованного
Российского туризма. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска,
Хабаровска и Владивостока составляют основную массу российских туристов,
направляющихся в Китай. География их поездок ограничивается северными
районами страны.
В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения.
Хотя шоп-поездки по-прежнему доминируют, растет спрос, особенно на
московском рынке на экскурсионно-познавательные программы.
Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали
осваивать рынки Южной и Юго-Восточной Азии, с этой целью устремились в
Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий
выбор разнообразных недорогих товаров привлекает шоп-туристов в
Объединенные Арабские Эмираты.
Они всё чаще размещаются с комфортом и удобствами в отелях и сочетают
покупки с отдыхом, направляются на побережье, где занимаются разными видами
спорта, включая подводное плавание. Кроме того, они почувствовали вкус к
чисто светским развлечениям. Их можно встретить на верблюжьих бегах и
скачках или увидеть среди посетителей тематических парков и культурно-
исторических центров.
География выездного туризма в России начала 90-х годов в основных
чертах сохраняется и по настоящее время. Сегодня популярны одно-
двухнедельные поездки на Кипр, Мальту, Италию, Грецию, Испанию, на
Канарские острова, в Болгарию, Тунис, Египет, Францию. Таиланд.
Туристы посещают столицы европейских государств: Париж, Лондон, Вену,
Мадрид, Рим, Амстердам, Брюссель. Существует также спрос и на экзотические
туры (Кения, Танзания, острова Самоа, страны Латинской Америки).
Продолжительность путешествия составляет семь дней, а стоимость 300 тыс.
долларов. В реальной жизни наряду с дешевыми шоп-турами российские
граждане совершают очень дорогие зарубежные поездки.
Вот как описывает модель поведения состоятельных туристов из России
одно из австрийских изданий: "Их можно увидеть на Сэнт Антоне, на Венской
Кертнерштрассе с её роскошными магазинами, на самых лучших местах
Зальцбургского концертного зала. Они живут только в пятизвёздочных
гостиницах и не могут представить обед без традиционной
икры. Русские люкс-туры штурмуют Австрию. Они покупают только самое лучшее
и дорогое, мало обращая внимание на то, сколько стоит. Каждый русский
оставляет в стране за покупку
4670 шиллингов, опережая по этим показателям представителя любой нации".
После пика 1995 года общий выездной поток из России сократился почти
на 50%. Выезд российских граждан по линии организованного туризма,
напротив, продолжал расти вплоть до 1998 года.
В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за
рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число
туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис
способствовал консолидации и специализации туристического рынка России.
2. Некоторое анкетирование населения России, исследования.
В 1997 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел
выборочный
спрос населения России об участии в туризме. Результаты обследования
показали, что туристский рынок страны обладает большим потенциалом, который
слабо задействован. Подавляющая часть россиян (60%) отдыхала дома.
Основные туристские потоки формировались в крупных городах, среди которых
особенно выделялась Москва.
Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис привел к заметным
изменениям на туристском рынке. После августа 1998 года, когда реальная
стоимость зарубежной туристской поездки в рублях сразу выросла в 3 – 4
раза, а доходы населения резко упали, потенциальные путешественники стали
отдавать предпочтение дешевым турам и услугам.
С этого времени начинается возрождение внутреннего туризма.
В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за
рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число
туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис
способствовал консолидации и специализации туристического рынка России.
Наряду со сдерживающими факторами, описанными выше в главе 3, существуют
и такие, которые способствуют развитию выездного туризма в России. Это
высокая покупательная способность иностранных валют; наличие неосвоенных
рынков сбыта и широких сфер приложения капитала, привлекающих компании из-
за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории
страны, включая такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин,
Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород.
90-е годы были отмечены общей положительной динамикой – средней
устойчивой тенденцией роста туристских поездок в Российскую Федерацию. На
этом фоне год 1999-й выделяется особо: он стал рекордным по числу прибытий.
Таблица 8.*
| |СССР |СНГ |РОССИЯ |
|Показатели | | | |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Мир в целом * |266,3 |634,7 |158,9 |442,7 |
|США |22,5 |46,4 |22,7 |52,7 |
|Канада |12,9 |18,8 |12,8 |17,6 |
|Япония |1,3 |4,1 |5,2 |15,8 |
|Германия |11,1 |16,5 |22,4 |83,0 |
|Франция |30,1 |70,0 |7,9 |18,0 |
|Великобритания |14,4 |25,7 |15,5 |50,9 |
|Италия |22,1 |34,8 |24,0 |14,3 |
|Испания |22,3 |47,7 |18,0 |13,2 |
|Швейцария |8,9 |10,9 |4,5 |12,2 |
|Нидерланды |2,9 |9,3 |6,7 |12,9 |
|Мексика |11,9 |19,8 |3,3 |9,8 |
|Бразилия |1,3 |4,8 |0,4 |4,6 |
|Индия |1,2 |2,4 |1,0 |3,8 |
|Китай |3,5 |25,1 |– |8,4 |
|Южная Корея |1,0 |4,3 |0,3 |3,1 |
|Малайзия |2,1 |5,6 |1,7 |26,6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|