рефераты скачать

МЕНЮ


Развитие международного туризма в России

|Дети из многодетных |Школьные лагеря, лагеря |Школьные каникулы, |

|семей, учащиеся, молодежь|отдыха и труда, турбазы, |студенческие каникулы, |

| |дома отдыха, санатории |отпуска |

|Малоимущие слои |Турбазы, дома отдыха, |Межсезонье, |

|населения, пенсионеры |санатории |Несезон |

|Инвалиды |Турбазы, дома отдыха, |Межсезонье, |

| |санатории |Несезон |

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского

отдыха, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых

государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях

создания условий для путешествия и отдыха школьникам, работающей и учащейся

молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам,

которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

В силу экономических и социальных проблем создание системы

"отпускников" и социального туризма представляется в России достаточно

проблематичным, также как и принятие закона "О социальном туризме",

обсуждаемого в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне

1998 года.

Религиозный и паломнический туризм.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии

туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские

объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом. Паломники религии,

истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения того или

иного района, города.

Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры

по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются

паломники и экскурсанты.

По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не

менее десяти дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за

один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для

детей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением

религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.

При Московской Патриархии организована паломническая служба в Святую

Землю. Для католиков Святая Земля – Израиль. Для последователей ислама –

Мекка и Медина в Саудовской Аравии.

Время проведения государственных праздников на основных паломнических

направлениях приходится на декабрь, январь, апрель.

В туристском бизнесе весна считается межсезоньем, в религиозном же

туре она – высокий сезон. В этом промежуточном времени жители некоторых

стран становятся потенциальными туристами из-за большого количества

нерабочих праздничных дней.

В последнее время в России отмечается повышенный интерес к религиозному

туризму и паломничеству.

Таблица

6.*

Данные статистики

| |Россия|Израиль|Италия |Турция |Греция |Саудовска|Другие |

|Страна | | | | | |я Аравия |страны |

|Религия | | | | | | | |

|Православные |5200 |1700 |2500 |900 |1800 |- |200 |

|Католики | |1000 |800 |- |- |- |250 |

| |- | | | | | | |

|Иудаизм | |1300 |- |- |- |- |200 |

| |- | | | | | | |

|Ислам | |500 |- |- |- |700 |200 |

| |- | | | | | | |

Таблица 7.**

Средняя стоимость паломнических туров по религиям в 1997 году.

| |Минимальная, |Максимальная, |Средняя стоимость,|

|Религия |$ США |$ США | |

| | | |$ США |

|Православие |550 |995 |772 |

|Католизм |665 |995 |830 |

|Иудаизм |800 |1400 |1100 |

|Ислам |700 |1500 |1100 |

|Буддизм |1400 |1530 |1490 |

|Синтоизм |2000 |4000 |3000 |

|Средняя стоимость |833 |1284 |1058,4 |

|тура | | | |

Результаты статистических исследований показывают, что в

действительности религиозную поездку один раз в год совершают лишь около 1%

от общего числа верующих.

Для российских паломников лидерами среди центров паломничества

являются Россия и Израиль.

Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом "Русский

путешественник"

и страховым обществом "Жива" разработана система накопительного

страхования.

Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей

услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт

пользуется большим спросом и имеет большие перспективы.

2.3. Профессиональная подготовка персонала для выполнения определенной

работы.

Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных

туристических центров России, как Москва, Санкт-Петербург, показывает, что

за редким исключением работники либо вообще не имеют высшего специального

туристского образования, либо получили отрывочные знания на краткосрочных

платных семинарах и курсах.

В последние годы положение несколько изменилось. В ряде ВУЗов при

обучении по специальности "экономика", "менеджмент", "организация и

управление" открыты специализации "экономика международного туризма",

"менеджмент туризма и гостиничного хозяйства", "менеджмент социально-

культурной сферы и туризма".

Некоторые ВУЗы страны обращают внимание на коммерческие курсы

Американской ассоциации отелей и мотелей, которые как правило обучают за

дополнительную плату на языке оригинала.

В гостиничном и ресторанном секторах, а также индустрии туристов в

целом в России выделяется следующая характеристика:

. высокий процент работников, занятых неполный рабочий день;

. значительное количество женского персонала;

. высокий процент временных работников;

. большое количество малоквалифицированной молодежи.

Требования к курсам общего и профессионального обучения, их

продолжительность, объем специальностей, теоретических и практических

знаний зависят от уровней подготовки: элементарного, среднего и

продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма

и гостиниц является одной из целей российского туризма.

В нормативно-методических материалах определены перечни основных

профессий и должностей работников индустрии туризма. Структура российских

предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько

отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации на

международном уровне (стандарт).

Опыт практической деятельности индустрии туризма показывает, что

персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач:

1. Обеспечение нормального экономического развития фирм – туроператоров,

турагенств,

гостиниц и ресторанов (персонал – экономисты, менеджеры, специалисты по

маркетингу).

2. Управление отлаженной экономической структурой (административный

персонал,

управляющие службами, турфирмами, гостиницами, ресторанами).

3. Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне

(производственный персонал).

4. Обеспечение и поддержание необходимого качества предоставляемых

туристских и

гостиничных услуг и безопасности пребывания туристов и экскурсантов

(управленческий и производственный персонал).

ВЫВОД.

Рассматривая развитие международного туризма в России, следует

отметить, что развитие действительно есть.

В прежние времена, эпохи туризм обозначивался в формах путешествий с

целью познания, открытий, налаживания контактов с другими странами по

обмену опытом хозяйствования и носил в основном до 18-го века частный

характер.

Рассматривая международный туризм, состояние его на современном этапе,

следует обратить внимание на то, что в России наметилось государственное

регулирование туристской деятельности. Координацию в сфере деятельности,

реализацию государственной политики в области сохранения и развития туризма

осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической

культуре и туризму.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности

заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной

из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской

деятельности.

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности

туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг

являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

Стандарт – это нормативный документ, содержащий правила, общие

принципы, характеристики, касающиеся туристской деятельности и доступный

широкому кругу потребителей. Стандарт, как нормативный документ, является

одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг,

позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на

продавцов и потребителей туристских услуг.

Объект стандартизации – это услуги туристской деятельности.

Предмет стандарта – качество предоставляемых услуг.

Рассмотренные выше предоставляемые услуги по международному туризму в

России на современном этапе не всегда соответствуют обозначенным

стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном

туризме. Вычленены следующие причины:

. недостаточность собственного опыта по нормативно-правовому,

научно-методическому обеспечению развития международного

туризма;

. недостаточное финансирование международного туризма;

. недостаточная компетентность (образованность) специалистов по

организации туристской деятельности.

3. Анализ развития международноготуризма

на современном этапе

3.1.Выездной туризм, рынок туризма, география туризма.

Выездной рынок в России менялся не только количественно, но и

качественно.

Происходили сдвиги в структуре, географии зарубежных путешествий. С начала

перестройки и до 1991 года выезд за границу носил в основном частный

характер (к родственникам, друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на

зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути

упрощения туристских формальностей.

В 1991 – 1992 гг. в выездном потоке обозначилось два главных

направления: в ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок отличаются

не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Основным видом

поездок россиян в страны дальнего зарубежья являются шоп-туры. На них

падает почти 60% выездного тур. потока. По существу речь идет о так

называемой "челночной торговле", которая на официальном языке означает

"импорт физическими лицами потребительских товаров для последующей

перепродажи без уплаты налогов". Беспошлинный провоз товаров, высокая

конкуренция среди продавцов привели к установлению очень низких цен на

импортную продукцию. Эта деятельность и по сей день остается

высокорентабельной даже после ужесточения ограничений на "челночный"

бизнес. Челночной торговлей занимаются сотни тысяч человек, в основном

квалифицированные специалисты, дипломированные инженеры и технические

работники – люди, уволившиеся с прежней работы и неудовлетворенные местом

продавца в коммерческом рынке.

Общий объем "челночного" импорта в России в 1995 году составил от 3

млрд. до 5 млрд. американских долларов, а в 1996 году– уже 11,4 млрд., или

22% всего импорта.

Отечественные челноки едут главным образом в Китай, Турцию, Польшу.

Эти страны, а

также Финляндия, являются основными направлениями организованного

Российского туризма. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска,

Хабаровска и Владивостока составляют основную массу российских туристов,

направляющихся в Китай. География их поездок ограничивается северными

районами страны.

В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения.

Хотя шоп-поездки по-прежнему доминируют, растет спрос, особенно на

московском рынке на экскурсионно-познавательные программы.

Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали

осваивать рынки Южной и Юго-Восточной Азии, с этой целью устремились в

Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий

выбор разнообразных недорогих товаров привлекает шоп-туристов в

Объединенные Арабские Эмираты.

Они всё чаще размещаются с комфортом и удобствами в отелях и сочетают

покупки с отдыхом, направляются на побережье, где занимаются разными видами

спорта, включая подводное плавание. Кроме того, они почувствовали вкус к

чисто светским развлечениям. Их можно встретить на верблюжьих бегах и

скачках или увидеть среди посетителей тематических парков и культурно-

исторических центров.

География выездного туризма в России начала 90-х годов в основных

чертах сохраняется и по настоящее время. Сегодня популярны одно-

двухнедельные поездки на Кипр, Мальту, Италию, Грецию, Испанию, на

Канарские острова, в Болгарию, Тунис, Египет, Францию. Таиланд.

Туристы посещают столицы европейских государств: Париж, Лондон, Вену,

Мадрид, Рим, Амстердам, Брюссель. Существует также спрос и на экзотические

туры (Кения, Танзания, острова Самоа, страны Латинской Америки).

Продолжительность путешествия составляет семь дней, а стоимость 300 тыс.

долларов. В реальной жизни наряду с дешевыми шоп-турами российские

граждане совершают очень дорогие зарубежные поездки.

Вот как описывает модель поведения состоятельных туристов из России

одно из австрийских изданий: "Их можно увидеть на Сэнт Антоне, на Венской

Кертнерштрассе с её роскошными магазинами, на самых лучших местах

Зальцбургского концертного зала. Они живут только в пятизвёздочных

гостиницах и не могут представить обед без традиционной

икры. Русские люкс-туры штурмуют Австрию. Они покупают только самое лучшее

и дорогое, мало обращая внимание на то, сколько стоит. Каждый русский

оставляет в стране за покупку

4670 шиллингов, опережая по этим показателям представителя любой нации".

После пика 1995 года общий выездной поток из России сократился почти

на 50%. Выезд российских граждан по линии организованного туризма,

напротив, продолжал расти вплоть до 1998 года.

В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за

рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число

туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис

способствовал консолидации и специализации туристического рынка России.

2. Некоторое анкетирование населения России, исследования.

В 1997 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел

выборочный

спрос населения России об участии в туризме. Результаты обследования

показали, что туристский рынок страны обладает большим потенциалом, который

слабо задействован. Подавляющая часть россиян (60%) отдыхала дома.

Основные туристские потоки формировались в крупных городах, среди которых

особенно выделялась Москва.

Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис привел к заметным

изменениям на туристском рынке. После августа 1998 года, когда реальная

стоимость зарубежной туристской поездки в рублях сразу выросла в 3 – 4

раза, а доходы населения резко упали, потенциальные путешественники стали

отдавать предпочтение дешевым турам и услугам.

С этого времени начинается возрождение внутреннего туризма.

В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за

рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число

туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис

способствовал консолидации и специализации туристического рынка России.

Наряду со сдерживающими факторами, описанными выше в главе 3, существуют

и такие, которые способствуют развитию выездного туризма в России. Это

высокая покупательная способность иностранных валют; наличие неосвоенных

рынков сбыта и широких сфер приложения капитала, привлекающих компании из-

за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории

страны, включая такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин,

Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород.

90-е годы были отмечены общей положительной динамикой – средней

устойчивой тенденцией роста туристских поездок в Российскую Федерацию. На

этом фоне год 1999-й выделяется особо: он стал рекордным по числу прибытий.

Таблица 8.*

| |СССР |СНГ |РОССИЯ |

|Показатели | | | |

| |1980 |1999 |1980 |1999 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Мир в целом * |266,3 |634,7 |158,9 |442,7 |

|США |22,5 |46,4 |22,7 |52,7 |

|Канада |12,9 |18,8 |12,8 |17,6 |

|Япония |1,3 |4,1 |5,2 |15,8 |

|Германия |11,1 |16,5 |22,4 |83,0 |

|Франция |30,1 |70,0 |7,9 |18,0 |

|Великобритания |14,4 |25,7 |15,5 |50,9 |

|Италия |22,1 |34,8 |24,0 |14,3 |

|Испания |22,3 |47,7 |18,0 |13,2 |

|Швейцария |8,9 |10,9 |4,5 |12,2 |

|Нидерланды |2,9 |9,3 |6,7 |12,9 |

|Мексика |11,9 |19,8 |3,3 |9,8 |

|Бразилия |1,3 |4,8 |0,4 |4,6 |

|Индия |1,2 |2,4 |1,0 |3,8 |

|Китай |3,5 |25,1 |– |8,4 |

|Южная Корея |1,0 |4,3 |0,3 |3,1 |

|Малайзия |2,1 |5,6 |1,7 |26,6 |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.