Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России
двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и
кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного
технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической
промышленности.[9]
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в
промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей,
занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники,
повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в
продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым
автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения
составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате
доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и
Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по
объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.
Рисунок 1.
Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве:
Источник: Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г.
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей
по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и
оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема
всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно
играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы
услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие
страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и
Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности
легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же
достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000
жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]
В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1
млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,
что является достаточно высоким показателем экономического положения
отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды
автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для
бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из
наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны
массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0
тыс. долл. США.
Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными
объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой
состав помимо выпуска машин также производство моторов,
электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на
самостоятельных предприятиях.
Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»
помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на
выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в
Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,
Екатеринбурге.[6]
Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но
и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне
центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке
кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность
выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе
более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах
страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных
типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.
Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,
однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных
районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными
районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный,
Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где
расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству
подшипников и комплектующих деталей.
- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-
Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск)
районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в
Серпухове.
- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального
( Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (
Миасс) районов.
- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в
Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)
Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-
Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)
районах.
В Энгельсе действует троллейбусный завод.
Специализированные предприятия по производству моторов находятся в
Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]
Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По
особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные
виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших
садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен
лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов
резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно
для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это
определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок
тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в
типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили
зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных,
резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной
продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является
производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели
кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна
"Нива" участвует 225 заводов. [1]
В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли
крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны
(Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов
пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи
металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для
сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе
выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других
отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского
хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме
пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных
почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных
районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий
межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые
тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в
других европейских районах.
Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,
Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано
производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в
Чебоксарах.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе
«Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах,
картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область).
Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке;
гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле,
Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]
Станкостроительная промышленность - техническая база всего
машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть
заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с
другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых
изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает
трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-
технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены
сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков -
полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных,
прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и,
наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении
станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла
роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах
станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая
специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое
развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией
большинство районов страны.
В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах
Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В
число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли
Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).
Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются
Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород,
Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9]
Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также
получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская
область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники
сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.
Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на
выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном
(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-
Черноземный (Воронеж) районах.[17]
Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения
весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой
самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия
практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого
машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из
черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое,
электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной
промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации
инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и
развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где
помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские
институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как
правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных
городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.
Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в
Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-
300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70;
Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани
производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,
Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные
космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и
космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие
наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой
комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из
самых передовых в мире.[14]
Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано
со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой
деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная
организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры,
используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли
потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого
ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы,
разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность
выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре
производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно
слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты
преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей
и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым
машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские
центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]
Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является
коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как
станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная
промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического
потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению
производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную
продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление
инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий,
ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.
5 Место России в мировом производстве продукции машиностроения
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль
дает 15 % экспорта России. Но если взять Японию и Германию, то экспорт их
машиностроения составляет :
Таблица 3.
Производство машиностроительной продукции в отдельных странах мира
(начало 90-х).
|Страна |Доля машиностроения в |Доля машиностроения в |
| |стоимости обрабатывающей |экспорте страны, % |
| |промышленности, % | |
|США |36 |48 |
|Япония |37 |64 |
|Германия |38 |48 |
|Франция |33 |35 |
|Великобритания |32 |36 |
|Италия |32 |34 |
|Китай |26 |16 |
|Канада |25 |42 |
|Бразилия |24 |15 |
|Испания |22 |31 |
Источник: сайт Госкомстата www.gks.ru
В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком
кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли.
Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними,
так и внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной
специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен
производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.
К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными
аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной
деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания
техники в сфере эксплуатации.
Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные
виды оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на
внешних рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной
промышленности и тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.
Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой
стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России
осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это,
потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что
торговля вооружением и военной техникой очень сильно подвержена влиянию
внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие
достоинства российского оружия.
Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего
Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия.
Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США,
Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов
Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со
стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым
могут последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для
«недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран
тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или
современные системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях
последуют незамедлительно.
У России есть возможность поставлять вооружение в Сирию, Алжир и
Египет, но потенциал импорта этих стран далек от емких рынков аравийских
импортеров.
Более благоприятные перспективы наращивания российского экспорта
вооружений в - Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них
$0,6-1 млрд.[16]
Ограничен и европейский рынок. Бывшие соцстраны ориентируются на
закупки западного вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает их
поддерживать связи с Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские
страны фигурировали в первой десятке покупателей российского вооружения-
Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350
млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В
последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами
Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае
может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн.[13]
Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет
энергетического и металлургического оборудования. Деятельность по
расширению географии и номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие
группы со многими зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией,
Венгрией, Кубой, КНР, Вьетнамом и многими другими. В тяжелом,
энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособны горная
техника, железнодорожные локомотивы, дизельные двигатели, а основное
энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций соответствует по
техническим показателям лучшим мировым образцам.[6]
В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента,
которые отвечают основным критериям конкурентоспособности и могут служить
базой для расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок на
внутреннем рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского
завода, сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки
высокой сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского
завода тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО
алмазного инструмента «Томал».[12]
Из выпускаемой строительно-дорожной техники конкурентоспособными
являются: асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на
автомобильном ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш»,
гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».
Отдельные виды продукции химического и нефтяного машиностроения имеют
высокий технический уровень, конкурентоспособны и не уступают зарубежным
аналогам. Это крупнотоннажные установки для производства жидких и
газообразных криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и
транспортировки жидких криогенных продуктов производства АО «Криогенмаш»,
а также изделия АО «Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования
экспортируется.
Конкурентоспособны и не уступают мировому уровню буровые установки АО
Страницы: 1, 2, 3, 4
|