Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России
машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония,
Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска
продукции станкостроения.
В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная
индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-
промышленная и бытовая электроника.
Первая- удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого
количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран.
Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в
развитые страны.[11]
В самом машиностроении в последние годы развивается процесс
интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном
между промышленно развитыми странами, где сосредоточенно около 9/10
мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении
внедряются гибкие автоматизированные производства и системы
автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих
систем главная роль принадлежит Японии и США.[12]
Структура транспортного машиностроения также изменилась. Интенсивно
развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем заметно
переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава
в развивающиеся страны.
Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди
производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.
Заметные изменения произошли и в автомобилестроении. На первое место
вышла Япония, обогнав США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания.
Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах
СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в
последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет
автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных
экономических зонах».
В основном роль отдельных регионов мира в размещении машиностроения
такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового
машиностроительного производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на
страны Восточной и Юго-Восточной Азии- 20%.
По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли,
стоимости продукции машиностроения среди развитых стран лидируют США,
Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам
машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.
В странах СНГ на долю машиностроительного комплекса приходится 30%
стоимости продукции промышленности. Эти страны занимает промежуточное
положение между экономически развитыми и развивающимися странами мира.[12]
В целом основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему
сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым
трудом был обусловлен энергетическим кризисом. Несмотря на это, доля
развивающихся стран (особенно стран «новой индустриализации») в
производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться
незначительной, и говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не
приходится.
Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ
1 Особенности размещения машиностроения России
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом
особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие
общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов,
собственного производства или возможности поставки конструкционных
материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к
отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает
влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых,
воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное
влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:
Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без
широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее
сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной
базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий
фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством
такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-
шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с
этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции
обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы
уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого
машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс
характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.
Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим
достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам
страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть
высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно
трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная
промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург),
производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения,
таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического
оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных
металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-
за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия
многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной
продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно
вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного
комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ
государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:
|Фактор размещения |Доля отраслей, размещенных с |
| |учетом данного фактора, % |
|Тяготение к: | |
|Районам с развитой научной базой|42 |
|Районам сосредоточения трудовых |24 |
|ресурсов | |
|Районам потребления продукции |22 |
|Металлургическим базам |12 |
Источник:
Экономическая и социальная география; справочные материалы.
Дронов В.П., Макасовский В.П.
Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных
машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для
машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому
машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль
в хозяйстве районов не одинакова.
Таблица 2.
|Экономический район |Доля производимой продукции |
| |(%) |
|Северный |1.5 |
|Северо-западный |5 |
|Центральный |23 |
|Волго-Вятский |10 |
|Центрально-Черноземный |4 |
|Поволжский |18 |
|Уральский |20 |
|Северокавказский |6 |
|Западно-Сибирский |7 |
|Восточно-Сибирский |3 |
|Дальневосточный |2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная
экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В
Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на
Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из
европейских районов поступает 67% продукции).[7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно
выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18 % продукции).
3. Среднее машиностроение (15 % продукции).
2 Тяжелое машиностроение
Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых
станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов,
локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого
машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке
крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели
отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,
самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и
узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,
поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В
составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое
машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье
и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %,
затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.
Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на
металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства
отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на
Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения
относятся:
- Центральный (Электросталь).
- Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
- Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в
городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
- Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр
тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий
турбогенераторы)
- новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод
"Автоммаш" в г. Волгодонске.
Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных
районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого
профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для
добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного,
прокатного оборудования или отдельных узлов.
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи
руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических
печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в
Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет
Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)
и т.д.[9]
Производство крупного энергетического оборудования возникло и
развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах
развитого машиностроения, которые специализируются на производстве
отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.
Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-
Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск)
районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или
индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах
сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти
все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них,
но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое
развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного
оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные
дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,
Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе,
Коломне.[17]
Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,
производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном
(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).
Преимущественно вне металлургических баз размещается производство
тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими
сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных
заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском
(Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном
(Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.
Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных
районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский
(Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск).
Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного
оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и
других полезных ископаемых.[9]
Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий
судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого
количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные
заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с
разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов
обусловливает установку на них разнообразного типового и специального
оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты
кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками,
поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции
судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на
плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек
(Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского
судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр
- Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных
пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов,
речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.
Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске,
Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске,
Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших
речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень,
Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание
глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших
важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству
судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и
верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и
небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких
речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах
делает сооружение судов на них весьма эффективным.
Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей
машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и
реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в
послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных
паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами,
повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для
перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные
тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не
только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные
конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы,
древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями,
электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева
специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих
материалов.[9]
Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном
районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.
Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи
поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром,
Людиново, Брянск).
Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане.
Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал);
для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]
3 Общее машиностроение
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами
потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего
машиностроения производят технологическое оборудование для
нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной
промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.
Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением
заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в
порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей
промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах
сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -
одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах
страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.
Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,
затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,
затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и
крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного
инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая.
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления,
учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-
Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе
(Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).
Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят
заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске,
Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья
(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе,
Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
4 Среднее машиностроение
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но
повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими
процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка
деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта
отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных
металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения
наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие
кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она
включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|