рефераты скачать

МЕНЮ


Общие экономико-географические характеристики Мадагаскара, Коморских и Сейшельских островов.

решать свои энергетические проблемы, а иностранные инвесторы обоснованно

полагают, что связываться со столь долговременными и дорогостоящими

проектами на Мадагаскаре смысла не имеет. Итогом является реальная слабость

энергетики страны.

На Мадагаскаре 7 небольших гидроэлектростанций, которые дают около

65 % всей энергии страны. Другие 20 % процентов электроэнергии производятся

на небольших дизелях и силовых агрегатах. Важным источником энергии на

острове, сколь бы смешным это ни казалось, являются дрова. Мадагаскар

невероятно безлесен, но лес продолжают использовать для топки: у

значительной части населения просто нет альтернатив. Другим источником

энергии является так называемый биогаз, получаемый из отходов сахарного

тростника.

Важную роль на острове играет использование различного рода

нефтепродуктов. Обеспечение острова нефтью и топливом идет через

нефтеперерабатывающий завод в Тоамасина, где производится около 310 000

тонн нефтепродуктов. Частично они используются на месте, другая часть идет

на экспорт.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ЗЕМЛИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, КВ. КМ.

|ИМПОРТ: | | | |

|- Продукты питания |19 |12 |5 |

|- Топливо |5 |28 |33 |

|- Другие первичные продукты |2 |4 |3 |

|- Транспортное оборудование и |25 |27 |37 |

|механизмы |48 |30 |22 |

|- Другие готовые продукты | | | |

|ЭКСПОРТ: | | | |

|- Топливо, минеральное сырье и |4 |5 |14 |

|металлы |90 |86 |70 |

|- Другие первичные продукты |1 |4 |3 |

|- Текстиль, ткани и готовая |1 |1 |3 |

|одежда |4 |8 |13 |

|- Транспортное оборудование и | | | |

|механизмы | | | |

|- Другие готовые продукты | | | |

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ: ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG, ИСКЛЮЧАЯ ЗОЛОТО И ТОВАРЫ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

| |1989 |1990 |1991 |

|ИМПОРТ: | | | |

|Химические продукты |81 813,1 |116 471,9 |88 345,8 |

|Минеральные продукты |71 690,3 |187 554,3 |144 312,0 |

|Сырая нефть |33 494,0 |80 453,5 |91 076,9 |

|Текстиль / ткани |11 692,2 |13 907,0 |12 743,2 |

|Металлопродукты |44 495,9 |72 674,3 |53 232,1 |

|Машины и механизмы |74 482,6 |111 921,7 |132 212,0 |

|Электрическое оборудование |39 938,4 |53 549,6 |43 995,0 |

|Автомобили и запчасти к ним |57 009,3 |106 990,9 |98 527,0 |

|ВСЕГО (включая другие товары) |548 685,6 |881 328,0 |785 689,5 |

|ЭКСПОРТ: | | | |

|Кофе (зеленые зерна) |116 030,0 |57 965,5 |51 902,0 |

|Ваниль |67 540,4 |85 012,3 |84 887,0 |

|Сахар |38 594,5 |30 400,7 |19 125,2 |

|Гвоздика и гвоздичное масло |55 008,0 |32 359,4 |46 025,6 |

|Нефтепродукты |8 661,7 |14 993,9 |20 551,5 |

|ВСЕГО (включая другие товары) |506 193,4 |460 343,2 |559 073,3 |

Структура импорта и экспорта Мадагаскара типична для стран

“третьего мира”. В ней присутствуют все черты, характерные для государства,

возобновившего связи с МВФ. В частности, несмотря на отчаянное

экономическое положение, все большую роль на острове играет импорт

автомобилей, что до неприличия типично для многих африканских стран. При

этом в страну завозятся не действительно необходимые автомобили, но самые

дорогостоящие модели.

На протяжении многих лет у Мадагаскара почти постоянный торговый

дефицит, все более возрастающий в последние годы. Среди причин обычно

называют ухудшение состояния мирового рынка кофе, ванили, а также гвоздики.

Но основное, скорее, не это, а восстановление связей с Международным

Валютным Фондом, которые не могут гарантировать ничего, кроме постоянного

дефицита и нескончаемых кредитов, только усиливающих экономическую

зависимость страны.

Значимой причиной сокращения валютных поступлений стало ограничение

доступа на рынок ЕЭС продукции текстильной промышленности Мадагаскара.

Западная Европа резко редуцировала квоты на импорт текстиля со всего мира и

стала проводить в этом отношении самую жесткую протекционистскую политику:

интересы процветания стран с развитой рыночной экономикой требуют изоляции

и защиты от мировых конкурентов.

ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG)

| |1989 |1990 |1991 |

|Всего |6,7 |10,5 |13,7 |- 9,4 |

|Франция |2,3 |1,5 |6,9 |- 12,7 |

|США |21,4 |15,3 |37,0 |13,7 |

|Саудовская Аравия |121,4 |27,7 |Нет данных|61,2 |

|Германия |25,2 |9,8 |14,4 |- 24,1 |

|Япония |17,7 |24,8 |21,8 |- 16,6 |

|СССР |0,0 |Нет данных|104,8 |- 3,3 |

|Катар |0,0 |41,4 |Нет данных|Нет данных|

Некоторый драматизм изменений связан, в основном, с небольшими

объемами внешней торговли Мадагаскара. Заключение любого сколько-нибудь

значимого контракта с компанией из новой страны приводит к драматическим

скачкам во внешнеторговых показателях. Нет оснований сомневаться, что

российские корпорации также могут существенно повысить свои “ставки”, но

другое дело - насколько это разумно ?..

ТУРИЗМ

Потенциально Мадагаскар может быть интересным и перспективным

местом для туризма. Дешевизна страны, как правило, гарантирует дешевизну

сервиса, а это очень существенно не только для российских, но и для

западных туристов. Но для интенсивного развития туризма существует масса

препятствий, связанных, в основном, с неразвитостью инфраструктуры. Много

сложностей и в том отношении, что знаменитая природа Мадагаскара

сохранилась весьма неважно и только в редких, удаленных местах. Хотя на

острове, действительно, есть все, о чем принято писать в классической

страноведческой и туристической литературе, - лемуры, знаменитое дерево

путешественников и проч., но в естественном виде все это существует в

небольших количествах и не вполне удобных для посещения местах.

Количество иностранных туристов на Мадагаскаре существенно

колеблется по годам. В 1983 году их было 15 тысяч, в 1990 году - 39 тысяч,

в 1991 году - 22 тысячи, в 1992 году - 35 тысяч.

Есть планы доведения количества туристов до 100 тысяч человек

ежегодно, но это, скорее, только планы, хотя для их реализации уже затеяли

строительство нескольких новых отелей 4-звездного уровня.

Можно отметить, что в отношении туризма Мадагаскар сильно уступает

таким островным государствам как Маврикий, который ежегодно посещают около

250 тысяч туристов, и другим островам Индийского океана. Он значительно

уступает и таким странам как ЮАР, Ботсвана, Намибия (хотя в целом они

оккупируют существенно иные ниши международного туризма, но отчасти

пересекаются с Мадагаскаром). В развитии международного туризма на

Мадагаскаре акцент делается на экзотической рыбной ловле, но это не вполне

убедительное развлечение, чтобы заставить туристов пересекать половину

земного шара исключительно ради этого странного занятия. Учитывая

постоянную политическую нестабильность острова, в обозримом будущем он вряд

ли сможет привлекать большее количество туристов.

Единственное, что может изменить положение, - это налаживание

связей Мадагаскара с ЮАР. В таком варианте количество иностранных туристов

в лице белых южноафриканцев может быть достаточно велико, но это станет

возможным только в случае широкомасштабного развития связей Мадагаскара и

ЮАР.

В то же время нельзя не отметить серьезного противоречия между

декларациями о развитии туризма на Мадагаскаре и желательности его

интенсификации и реальным положением дел. Попасть туристу на Мадагаскар

весьма сложно. Существуют реальные проблемы с получением виз, которые

обязательны для всех, независимо от гражданства. По Мадагаскару практически

нет столь уважаемых западными путешественниками и отдыхающими туристических

пакетов, которые сочетали бы отдых на побережье с турами по острову. Даже

из ЮАР, расположенной в непосредственной близости, организовать поездку на

Мадагаскар очень сложно.

Интересным противоречием туристического бизнеса Мадагаскара

является вопиющее несоответствие дешевизны страны и удручающе низкого

уровня доходов ее населения с дороговизной гарантированного качественного

сервиса. Если не ставить своей целью возвращение назад к природе, то за

туристический сервис приходится платить очень немало. По стоимости

туристических услуг Мадагаскар не уступает западным странам, но при этом

сохраняется высокая вероятность того, что, несмотря на заплаченные деньги,

сервис не будет достаточно качественным.

Все это, естественно, осложняет развитие туризма на острове. В

целом, нельзя не заметить, что Мадагаскар - достаточно закрытая страна, где

в реальности не особенно приветствуются визиты иностранных туристов. Как

это часто бывает в жизни, декларации очень сильно расходятся с реалиями.

Коморские острова

Острова известны своей сверхъестественной и уникальной живой

природой, "освоившей" эти древние земли (местные жители называют их "terra

firma") с многочисленными лавовыми полями и хаосом скал, великолепной

"местной" Луной, из-за красоты которой арабские источники даже именовали

эти острова "Лунными", морскими портами, вечно забитыми белыми "дхоу"

рыбаков и яхтами туристов и красочной историей султанов и предсказателей,

плантаторов и восточных принцесс. В природном плане острова часто называют

настоящим "подводным Парком Юрского периода". В 1938 местный хранитель

музея нашел в рыбацкой корзине местного жителя странное животное.

Впоследствии эта находка прославила архипелаг, стала его "визитной

карточкой" и изображена на почтовых марках Комор - это был знаменитый

целакант (латимерия), древнейшая известная науке рыба из надотряда

кистеперых, живших в девонском периоде (около 380 млн. лет назад) и

считавшаяся вымершей. Несмотря на все это обаяние, Коморские острова

остаются наименее часто посещаемыми и наименее развитыми в туристическом

плане из всех островов в регионе. Это связано с репутацией островов как

"туристического болота" по причине слабой инфраструктуры отдыха и имеет

некоторое отношение к постоянным политическим переворотам, гражданским

бунтам и заговорам, которые происходят здесь с сезонной точностью.

Сейшельские острова

Структура ВВП Сейшельских островов в 1993 - 1997 гг. (в млн.

сейшельских рупий).

| |

|1993 |

|1994 |

|1995 |

|1996 |

|1997 |

| |

|Сельское хозяйство |

|55,0 |

|55,8 |

|54,7 |

|55,0 |

|55,6 |

| |

|Лесоводство |

|1,7 |

|1,8 |

|1,9 |

|1,9 |

|1,9 |

| |

|Рыболовство |

|45,8 |

|44,0 |

|44,4 |

|46,4 |

|52,3 |

| |

|Промышленность |

|238,7 |

|261,7 |

|287,5 |

|300,0 |

|334,2 |

| |

|Ремесла |

|20,8 |

|17,3 |

|18,7 |

|21,7 |

|21,5 |

| |

|Энергетика |

|7,7 |

|16,7 |

|32,9 |

|34,0 |

|37,4 |

| |

|Водоснабжение |

|6,0 |

|3,7 |

|18,3 |

|18,5 |

|20,2 |

| |

|Строительство |

|188,2 |

|180,7 |

|190,9 |

|208,1 |

|218,5 |

| |

|Транспорт и связь |

|673,3 |

|690,5 |

|717,5 |

|765,9 |

|823,8 |

| |

|фрахт транспорта |

|419,3 |

|386,3 |

|389,2 |

|395,3 |

|440,4 |

| |

|водный транспорт |

|57,5 |

|64,0 |

|56,5 |

|74,4 |

|73,7 |

| |

|воздушный транспорт |

|21,4 |

|47,3 |

|53,6 |

|57,8 |

|57,2 |

| |

|пассажирский транспорт |

|41,2 |

|38,0 |

|48,2 |

|53,3 |

|53,8 |

| |

|экскурсионные перевозки |

|27,2 |

|24,6 |

|28,0 |

|30,3 |

|30,0 |

| |

|связь |

|106,7 |

|130,3 |

|142,0 |

|154,8 |

|168,7 |

| |

|Отели и рестораны |

|207,8 |

|215,1 |

|226,3 |

|250,5 |

|248,0 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.