рефераты скачать

МЕНЮ


Объединенная Германия

государством.

Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её

производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-

конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут

работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение

металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте

руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут

использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из

Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным - по Рейну и

вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района –

Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район –

Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более

дешёвую и качественную привозную. Единственный крупный приморский

металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам,

подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее

металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт

рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь

же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны,

производят оборудование для химических заводов.

Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей

степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют

Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке страны, где находится

головной завод концерна «Фольксвагенверк». От гигантского завода в

Фольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов – в Ганновере, Брауншвейге и

Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод

в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – «Даймлер-Бенц» возник в 20-х

годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в

Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в

его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат

американскому капиталу. «Форд» ещё до войны обосновался в Кёльне, а

«Дженерал моторс» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в

Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не

процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание

автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же,

как на внутреннем так и на внешнем рынках усилилась конкуренция.

На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно

выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии,

и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи

расположены в Гамбурге и Киле.

Весь научно-технический прогресс в промышленности, её переоснащение

были бы немыслимы без развития электротехнической промышленности, и в

частности электроники. Но ФРГ заметно отстаёт от США по электронике, а по

радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым

крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и

доминирует на западногерманском рынке, а японские радиоприёмники и

телевизоры успешно конкурируют с германскими внутри страны. Традиционные

районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся

штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош».

Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными

центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген.

Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический концерн «Грундинг» с

основными предприятиями в крупных баварских городах вынес свои филиалы в

сельскую местность. Что связано с использованием дешевой рабочей силы,

особенно женской.

Мировую известность имеет химическая промышленность ФРГ. В ней занят

каждый десятый рабочий и служащий страны. В последние годы произошла

серьёзная перестройка этой отрасли. Она выражается в бурном развитии химии

органического синтеза, с переключения её с угольной на нефтяную и газовую

базу. Это обеспечивает быстрый рост и модернизацию всей отрасли; основой её

экспорта стали пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические изделия.

Из старых традиционных отраслей экспортное значение имеет производство

удобрений, особенно калийных, по которому ФРГ занимает первое место в мире.

«Осью» химической промышленности издавна был Рейн, где размещались основные

центры гигантского концерна «ИГ Фарбениндустри», ликвидированного после

войны. Теперь «концерны-наследники» сосредоточили в своих руках химическую

промышленность трёх основных районов по Рейну – Рейнско-Рурского, Рейнско-

Майнского и Людвигсхафена-Мангейма. Развитие химического органического

синтеза мало изменило её географию: ко всем трём главным очагам проложены

нефтепроводы от портов. Вблизи каждого из них возникли

нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка была как бы подведена под

ложившуюся ранее схему размещения основных заводов. Это усилило загрязнение

Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых в реку. Потребность химических

концернов в большом количестве импортного сырья, и прежде всего в нефти,

необходимость экспортировать свою продукцию и, наконец, загрязнение ими

Рейна вынуждает их искать новые варианты размещения. Наиболее удаленный от

моря гигантский концерн Басф построил несколько новых заводов в портах

Нидерландов и Франции.

Лёгкая промышленность ФРГ заметно уступает тяжёлой ФРГ вынуждена

ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных

районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на

юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из

реторты» – из химических. И прежде всего синтетических, волокон. Большое

влияние оказывает и конкуренция импортных тканей стран «Общего рынка».

Обувная промышленность в значительной степени перешла на искусственную

кожу; рынок ФРГ наводняет более дешёвая итальянская обувь.

Хорошо известны традиционные отрасли страны – пивоварение и виноделие.

В ФРГ производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во

многих мелких городах. ФРГ держит и мировой рекорд по потреблению пива –

150 литров на душу населения в год. Пивные погребки и залы – любимое место

встреч и бесед. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозыльские

виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со

знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».

3. Сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется

переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности

концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного

комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого

потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в

структуре расходов населения. Природные условия для сельского хозяйства

благоприятны на большей части ФРГ. Около 1/3 ее лежит на Севере-Германской

низменности, почти 1/6 занимают невысокие Среднегерманские горы с мягкими

формами рельефа. Климат ФРГ — переходный от океанического к

континентальному — позволяет везде выращивать сельскохозяйственные культуры

умеренного пояса. Почвы в основном среднего плодородия. Но на

обрабатываемых землях они гораздо лучше естественных из-за постоянного

внесения удобрений. Индустриализация аграрного производства особенно

интенсивно проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена активной

инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень

капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой

насыщенностью техникой. С начала 80-х годов в сельском хозяйстве

усиливается действие интенсивных факторов, что отражает общую тенденцию к

переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического

прогресса.

Для аграрного строя ФРГ характерно преобладание капиталистической

(денежной) аренды земли и капиталистического землевладения. Одной из

характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия

является его концентрация, вытеснения мелкого производителя.

В структуре сельского хозяйства ведущее место принадлежит

животноводству: на его долю приходится около 1/3 стоимости продукции этой

отрасли. ФРГ имеет значительное поголовье свиней и крупного рогатого скота.

Наибольшие доходы дает молочное хозяйство, затем мясное. Во всех районах

животноводство сочетается с растениеводством, которое в значительной мере

обслуживает его. Пашня занимает чуть более 1/3 земельных угодий ФРГ. Однако

благодаря высокой урожайности сельскохозяйственных культур сборы

значительны. Среди зерновых выделяются пшеница (ее собирают теперь втрое

больше, чем в начале 50-х гг.) и рожь, а также ячмень и овес, которые

используются в качестве кормов. Ячмень идет на приготовление пива, особенно

в Баварии (для этой цели там выращивают также хмель). Почти везде

выращивают картофель, во многих районах — сахарную свеклу, которая связана

в севообороте с пшеницей и ячменем. Несмотря на значительное развитие,

сельское хозяйство ФРГ не полностью удовлетворяет потребности страны.

Приходится импортировать часть пшеницы и жиров, много продовольственных

товаров, большую часть шерсти и другого сырья. Агропромышленный комплекс

занимает важное место в западногерманской экономике: в нем сосредоточено

1/5 самодеятельного населения страны, причем вплоть до 80-х годов шел

активный перелив трудовых ресурсов из сельскохозяйственной сферы в АПК.

Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной

структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию

рынков сельскохозяйственной продукции.

VIII. Транспорт

ФРГ отличается высоким развитием всех видов транспорта. Страна держит

первенство среди стран Европы по протяжённости автострад, по развитию

речного транспортного; по густоте сети железных дорог (128 км. на 1000 кв.

км.) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны

по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные

направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в

последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся

приморские порты. Страна покрылась густой сетью авиационных линий; аэропорт

во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому.

Особенно большую роль играет автомобиль в пассажирских перевозках. Сеть

автострад дополняется густой сетью хороших федеральных дорог. Транспортная

переуплотнённость в городах стала чрезвычайной. ФРГ держит печальный рекорд

в Европе по транспортным жертвам. Но расширение сети автострад требуют

новых миллиардных капиталовложений.

Центральное положение страны в западной Европе обуславливает

международное значение многих путей, проходящих через её территорию. В

последние годы сеть железных дорог внутри государства сокращается, зато

увеличивается доля электрифицированных дорог, скорости движения растут.

Железные дороги, принадлежащие государству, относятся к убыточным

предприятиям. Основная причина этого – льготы на перевозки массовых грузов

для крупных монополий. Их не может перекрыть даже большая дороговизна

пассажирских поездок.

ФРГ имеет разветвлённую сеть речных путей; она составляет 4400 км. это

Рейн с притоками Мозелем, Майном и Неккаром, Везер, нижнее течение Эльбы,

и, наконец, на юге – Дунай. Речная сеть дополнена каналами, улучшена

зарегулированием некоторых рек. «Канализирование» Неккара открыло для

речного флота Юг ФРГ, «канализирование» Мозеля – прямой путь во Францию.

Речной флот ФРГ перестроен технически: 9/10 судов самоходные или толкаемые

буксирами.

Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы)

сконцентрированы в долине Рейна – важнейшей транспортной оси страны,

которая пересекает ею с юга на север. О масштабах работы речного флота на

этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих,

располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же

грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны.

Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки,

характерно довольно быстрое развитие, а поэтому – хорошая техническая

оснащённость. Постепенно меняются и порты. Они должны стать доступными для

крупных судов, в частности для супертанкеров, имеет достаточные глубины,

хорошую систему связи с хинтерландом. Однако на всём побережье ФРГ, кроме

«нефтяного» Вильгельмхафена, нет портов, способных принимать суда

водоизмещением 100 млн. т. Главные порты страны – Гамбург, грузооборот

которого свыше 50 млн. т., и Бремен – Бремерхафен, имеющий грузооборот

около 26 млн. т., - лежат в эстуариях рек Эльбы и Везера. Они способны

принимать лишь суда малого тоннажа. Сейчас ведутся углубительные работы,

построен канал «Север-Юг», связывающий Гамбургский порт с системой

внутренних водных путей, созданы специальные причалы для контейнерных

грузов.

IX. Экологические проблемы

Из крупных европейских стран ФРГ самая плотнонаселенная, самая

урбанизированная и самая индустриальная. Поэтому ясно, что давление на

окружающую среду здесь максимально, а узел экологических проблем сложнее,

чем у других стран. Одни автострады и места парковки («бетонированная

земля») занимают большую площадь, чем вся застроенная жилыми домами (около

4 тыс. км – только в «старых землях»).

Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и

средний немец потребляет несравненно больше, чем житель развивающихся

стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца,

алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной

территории – если сравнить с нашими масштабами, то вся ФРГ равна пяти

Ленинградским областям.

На этой относительно небольшой площади сосредоточен исключительно

мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих отраслей:

угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории ФРГ 19

действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад. В города

выхлопные газы автотранспорта дают больше Ѕ всего загрязнения.

Неудивительно поэтому, что ФРГ была одной из самых загрязненных стран

мира в 60 – 70х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а кислотные

дожди сделали больными около 40% лесов страны. В ГДР положение было еще

сложнее – больше 70% энергии здесь производилось из бурого угля – самого

грязного вида топлива.

В 1994 году провели тщательное исследование 105 городов страны по

важнейшим экологическим показателям (воздух, вода, шум, риск для здоровья

людей). Последние места по сумме показателей заняли крупные города:

Штутгарт – 78-е, Берлин – 79-е, Мангейм – 80-е, Кельн – 84-е, Дюссельдорф-

97-е. Самое большое пятно загрязненных городов просматривается на карте в

Рейнско-Рурском районе. А лидировал по чистоте окружающей среды маленький

городок на юго-западе ФРГ в красивом лесистом горном массиве Шварцвальд.

Но к 90-м гг. многое изменилось к лучшему. Под давлением «зеленых»

были приняты очень серьезные меры для экологического оздоровления страны.

На охрану окружающей среды тратятся огромные средства – 40 млрд. марок

в год. По доле в ВСП это равно 1,75%, гораздо больше, чем в США (1,3%) или

в «образцовой» Японии (немногим более 1%).

В 1986г., сразу после чернобыльской катастрофы, было создано

Министерство окружающей среды.

Крупнейшие монополии индустрии («Байер» и др.) наладили массовое

производство очистного оборудования, и эта сфера стала самой динамичной во

всей индустрии ФРГ (здесь занято более 600 тыс. человек; а в 2000 году

будет примерно 1 млн. человек).

ФРГ стала крупнейшим в мире репортерам очистного оборудования – ее

доля достигла 21% (США – 16%, Япония – 13%).

Затраты принесли свои плоды: очистился Рейн – в нем можно ловить рыбу,

перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух

в других городах. По некоторым важным показателям ФРГ стала лидером – так,

по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов.

Иностранцу могут показаться чрезмерными экологические «строгости»

повседневной жизни немцев – так, стеклотару они строго сбрасывают в

несколько контейнеров: зеленые бутылки – в один особый, светлые в другой и

т.д., и к этому уже привыкли все.

ФРГ ставит перед собой задачу не удержаться на достигнутом уровне, а

улучшить дело в ближайшие годы. Так, к 2005 году предполагается уменьшить

выбросы СО2 на 20% относительно 1987 года, и в энергетике это уже

происходит. А это вклад в оздоровление всей экологической обстановки в

Центральной и Восточной Европе. Ведь «экспортное» загрязнение из ФРГ

доходит даже до Белоруссии, Украины, России.

X. ФРГ в новом столетии

В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в

центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся

Европейских государств, которое позволяет играть основную роль в

Европейском Сообществе. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается

вытеснение Германии новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии и

Японией, скорее всего и в 21 веке Германия сохранит лидирующие позиции на

мировом рынке, как признанный поставщик высококачественной продукции.

[pic]

Список использованной литературы:

«ФРГ после объединения», - С.Б. Лавров

«Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-

географические аспекты», -С.Н. Раковский

«Экономическая география», - И.А. Родионова, Т.М. Бунакова, М. 2001

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.