География отраслей машиностроительного комплекса РФ
рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия
машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на
основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке
кооперирования с крупными заводами.
|Машиностроение |
|тяжелое |общее |среднее |приборостроение |
|Производство: |Включает: |Производство: |Производство: |
|металургического |транспортное |автомашин, |группа отраслей по|
|оборудования, |машиностроение |тракторов, |производству |
|подъемно- |(без |станков, машин и |приборов, точных |
|транспортного, |автостроения), |оборудования |машин, механизмов |
|энергоблоков, |производство |средних габаритов |и инструментов |
|других |технологического |для |Особенности: |
|крупногабаритных и|оборудования для |промышленности, |наименьшая |
|металлоемких |промышленности |сельского |металлоемкость, |
|изделий. |(без легкой и |хозяйства, |наибольшая |
|Особенности: |пищевой) и |транспорта и |трудоемкость. |
|большое |строительства, |строительства |Требует |
|потребление |сельскохозяйственн|Особенности: |квалифицированных |
|металла, |ое машиностроение |малая |кадров. |
|относительно малая|(без |металлоемкость, | |
|трудоемкость и |тракторостроения) |повышенная | |
|использование |Особенности: |трудоемкость, | |
|энергии |средние нормы |значительная | |
| |потребления |энергоемкость | |
| |металла, энергии. | | |
| |Невысокая | | |
| |трудоемкость | | |
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий
рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия
машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на
основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
- Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке
кооперирования с крупными заводами.
Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России,
хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).
Таблица 2.
| Экономический район |Доля производимой продукции |
| |(%) |
|Северный |1.5 |
|Северо-западный |5 |
|Центральный |23 |
|Волго-Вятский |10 |
|Центрально-Черноземный |4 |
|Поволжский |18 |
|Уральский |20 |
|Северокавказский |6 |
|Западно-Сибирский |7 |
|Восточно-Сибирский |3 |
|Дальневосточный |2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная
экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В
Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на
Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из
европейских районов поступает 67% продукции).[7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно
выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18 % продукции).
3. Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).
2. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в
одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его
функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей
в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных
комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов,
например, в Восточной Сибири.
Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для
металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и
речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции
тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и
сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для
этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного
цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку
деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом
привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов
и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.
Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты
на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-
15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.
Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на
металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства
отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на
Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения
относятся:
- Центральный (Электросталь).
- Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
- Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в
городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
- Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр
тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий
турбогенераторы)
- новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод
"Автоммаш" в г. Волгодонске.
Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных
районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого
профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для
добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного,
прокатного оборудования или отдельных узлов.
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи
руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических
печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в
Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет
Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)
и т.д.[7]
Производство крупного энергетического оборудования возникло и
развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах
развитого машиностроения, которые специализируются на производстве
отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.
Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-
Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск)
районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или
индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах
сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти
все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них,
но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое
развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного
оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные
дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,
Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе,
Коломне.[17]
Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,
производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном
(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).
Преимущественно вне металлургических баз размещается производство
тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими
сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных
заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском
(Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном
(Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.
Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных
районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский
(Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск).
Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного
оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и
других полезных ископаемых.[7]
Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий
судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого
количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные
заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с
разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов
обусловливает установку на них разнообразного типового и специального
оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты
кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками,
поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции
судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на
плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек
(Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского
судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр
- Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных
пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов,
речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.
Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске,
Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске,
Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших
речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень,
Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание
глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших
важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству
судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и
верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и
небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких
речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах
делает сооружение судов на них весьма эффективным.
Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей
машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и
реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в
послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных
паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами,
повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для
перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные
тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не
только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные
конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы,
древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями,
электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева
специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих
материалов.[7]
Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном
районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.
Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи
поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром,
Людиново, Брянск).
Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане.
Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал);
для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]
Общее машиностроение
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами
потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего
машиностроения производят технологическое оборудование для
нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной
промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.
Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением
заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в
порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей
промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах
сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -
одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах
страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.
Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,
затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,
затраты на электроэнергию 3 - 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и
крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного
инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая.
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления,
учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-
Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе
(Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).
Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят
заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске,
Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья
(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе,
Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но
повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими
процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка
деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта
отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных
металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения
наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие
кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она
включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов,
двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и
кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного
технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической
промышленности.[7]
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в
промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей,
занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники,
повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в
продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым
автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения
составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате
доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и
Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по
объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.
Рисунок 2
Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве[2]:
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей
по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и
оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема
всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно
играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы
услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие
страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и
Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности
легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же
достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000
жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]
В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1
млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,
что является достаточно высоким показателем экономического положения
отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды
автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для
бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из
наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны
массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0
тыс. долл. США.
Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными
объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой
состав помимо выпуска машин также производство моторов,
электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на
самостоятельных предприятиях.
Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»
помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на
выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в
Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,
Страницы: 1, 2, 3
|