География отраслей машиностроительного комплекса РФ
География отраслей машиностроительного комплекса РФ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра экономической и социальной географии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «ЭКОНОМИЧЕЧКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
на тему «География отраслей
машиностроительного комплекса РФ»
Руководитель Воронин В.В.
САМАРА 2003
СОДЕРЖАНИЕ
|1. |Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и| |
| |особенности его размещения. | |
| | | |
|2. |Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ. | |
| | | |
|3. |Современные проблемы и перспективы развития и размещения | |
| |машиностроительного комплекса. | |
| | | |
| |Приложение | |
| | | |
| |Использованные источники | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.
Факторы и особенности его размещения
Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного
хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что
машиностроение:
* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем
самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной
металлургии, а также целого ряда других отраслей;
* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
* выступает как районообразующий фактор;
* является отражением степени развития производительных сил в регионе;
* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от
состояния данного промышленного комплекса.
Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым
комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение
занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов
для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения
отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается производством металлических изделий,
ремонтом машин и оборудования.
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном
длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного
хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и
материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на
его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35%
всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных
промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит
недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию
машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного
производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах
значительно меньше.
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и
металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий
(средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих
около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в
целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции.
Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и
высококвалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место
по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале,
второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в
промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как
самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное
машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное
машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность;
приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество
специализированных подотраслей и производств.
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно:
в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно,
научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства
материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее
приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная
промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной
техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор
научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется
техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число
непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно
объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во
всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение,
электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в
машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в
отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и
сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с
выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования
для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом
изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить
труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей
народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную
роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями
хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри
нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает
влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на
тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы
развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов,
оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного
комплекса:
. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
. Объемы капитальных вложений, источники финансирования.
. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
. Базовый уровень развития науки и техники.
. Пути сообщения и транспортная сеть.
. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
. Формы организации производства
. Масштабы, структура и география потребления продукции.
. Транспортабельность сырья и готовой продукции.
. Экологическая обстановка в регионе.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции,
квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или
возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в
целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так
как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная
среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение
предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К
ним можно отнести:
Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без
широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее
сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной
базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий
фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством
такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-
шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с
этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции
обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы
уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого
машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс
характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.
Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим
достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам
страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть
высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно
трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная
промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург),
производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения,
таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического
оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных
металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-
за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия
многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной
продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно
вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного
комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ
государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения[1]:
|Фактор размещения |Доля отраслей, размещенных с |
| |учетом данного фактора, % |
|Тяготение к: | |
|Районам с развитой научной базой|42 |
|Районам сосредоточения трудовых |24 |
|ресурсов | |
|Районам потребления продукции |22 |
|Металлургическим базам |12 |
Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между
отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее
формирование происходит под влиянием экономических, организационных и
технических факторов:
. Уровень развития науки и техники в стране;
. Темпы развития отраслей народного хозяйства;
. Материальный и культурный уровень населения страны;
. Место страны в системе международного разделения труда;
. Уровень специализации и кооперирования.
Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения
|Отрасли |Ресурсы |Районы |
|промышлен-ности и | |потребления |
|производства | |продукции |
| |сырьевые |Топливно-энергет|трудовые | |
| | |ические | | |
|Машиностроение: | | | | |
|Тяжелое |Решающее |Отсутствует |Слабое |Слабое |
|Локомотивостроение |Сильное |Отсутствует |Слабое |Отсутствует |
|Судостроение |Отсутствует|Отсутствует |Слабое |Решающее |
|Автостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |
|Станкостроение |Отсутствует|Отсутствует |Сильное |Сильное |
|Приборостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |
|С/х машиностроение |Слабое |Отсутствует |Слабое |Решающее |
| |Отсутствует| | | |
| |Отсутствует| | | |
Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие
влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также
под воздействием принципов и факторов:
. Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;
. Использование продукции машиностроения не ограничивается одним
районом;
. Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны,
так и в отношении зарубежных стран;
. Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов
в районах развитого машиностроения (вторичное использование)
. Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия
лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;
. Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к
потребителю; механические – к комплексу факторов;
. Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;
. Широкое использование различных форм специализации;
. Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри
района.
По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий
машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие
группы:
|Группа |Принцип размещения |Характеристика |
| |группы | |
|Группа1 |Отрасли, |Подъемно-транспортное, металлургическое, |
| |размещающиеся в |энергетическое машиностроение. Производство |
| |районах |характеризуется небольшими сериями или |
| |металлургических баз|единичными экземплярами. Продукция |
| | |металлоемкая, но малотрудоемкая. |
|Группа2 |Отрасли, |Оборудование для нефтяной, химической |
| |размещающиеся в |промышленности. Строительные, дорожные, |
| |районах потребления |сельскохозяйственные машины. Производство |
| |продукции |характеризуется большими объемами. Продукция |
| | |средней металлоемкости. Транспортабельна |
|Группа3 |Отрасли, |Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, |
| |размещающиеся в |оборудование для легкой, пищевой и |
| |центрах, с наличием |полиграфической промышленности. Производство |
| |квалифицированных |продукции массовое, характеризуется высокой |
| |кадров |трудоемкостью и фондоемкостью. |
|Группа4 |Отрасли, |Радиотехническая и электронная промышленность, |
| |размещающиеся в |приборостроение, некоторые производства |
| |районах высокой |электропромышленности. Для продукции характерна|
| |технической культуры|высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |
| |(наличие НИИ, | |
| |экспериментальных | |
| |баз) | |
По формам специализации машиностроительных производств выделяют:
1. отрасли технологической специализации
. производство литья;
. производство кузнечно-прессовых изделий
2. Отрасли подетальной специализации
. Производство запасных частей
. Производство подшипников
. Производство металлических конструкций
3. Производство ремонтных работ
4. Отрасли предметной специализации
. Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
. Производство технологического оборудования для промышленности и
строительства.
Специализация в машиностроении способствует:
. Усложнению связей и развитию кооперации;
. Росту объемов производства;
. Пространственному разобщению производства отдельных машин и
оборудования, их агрегатов и узлов;
. Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий,
роботов;
. Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
. Изменению степени транспортабельности продукции.
Размещение машиностроительных производств осуществляется по
определенному типу:
- машиностроение крупных центров;
- машиностроение при металлургических базах;
- машиностроение при обслуживаемой отрасли;
- машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров;
- машиностроение транспортных узлов.
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19
самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных
подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям
относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение;
станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение;
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой
и пищевой промышленности и т.д. [7]
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий
Страницы: 1, 2, 3
|