рефераты скачать

МЕНЮ


Дальний Восток

движения на хабаровском участке Транссиба повысилась до 90 км в час для

грузовых и до 100 км в час для пассажирских поездов. Годовой грузооборот на

этом участке составляет 14577,4 (нетто) млн. т/км.

Это еще одна благоприятная предпосылка для возрождения транзита

международных контейнеров по Транссибу, который в 80-е годы принимал до 150

тыс. контейнеров ежегодно. Для стран АТР, и, прежде всего Японии, это самый

короткий путь доставки контейнерных грузов в Центральную и Западную Европу.

Транссиб сокращает время доставки контейнеров на 15-17 дней и при

согласовании тарифов с железнодорожниками Польши и Германии может стать

более выгодным в финансовом отношении.

Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного

состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока

традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным

дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России.

Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском

крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от

общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток

внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей -

топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной

промышленности.

Возможности существующей железнодорожной сети сегодня полностью

удовлетворяют потребности регионов. Однако в будущем, при росте экономики и

внешней торговли России со странами АТР возникнет необходимость дальнейшего

развития этой сети.

В перспективе наиболее масштабное железнодорожное строительство

будет вестись в северных регионах Дальнего Востока, где железные дороги

практически отсутствуют. В настоящее время продолжается строительство

железнодорожной линии Тында-Беркакит-Томмот-Якутск (830 км на участке

Беркакит-Якутск). До Алдана железнодорожное полотно уже уложено. Эта ветка

будет иметь продолжение до Магадана.

На Сахалине масштабное освоение нефтегазовых месторождений

потребует продолжения строительства железнодорожной линии Корсаков-Ноглики

до Охи, чтобы, объединив ее с уже действующим участком Москальво-Оха,

создать транссахалинскую железную дорогу, пересекающую весь остров с юга на

север.

Автомобильный транспорт

Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке,

включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной

сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский

край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне

Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные

дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомагистраль "Уссури" протяженностью 800 км, построенная в 1935

г., соединяет два самых густонаселенных региона - Владивосток и Хабаровск.

Шоссе проходит по наиболее развитым в экономическом отношении территориям и

связывает с краевыми и районными центрами около 200 населенных пунктов

Приморского и Хабаровского краев. В последние годы на трассе проведены

большие реконструкционные работы: дорожное полотно на многих участках

обновлено и расширено, построены новые мосты и путепроводы. Благодаря

техническим усовершенствованиям дорога стала более комфортабельной и

безопасной.

Автомобильная дорога "Колыма" проходит по маршруту "Якутск-Хандыга-

Магадан" и на юге имеет соединение с сетью дорог Амурской области. Часть

этой трассы проложена по зимнику.

Автомагистраль "Амур" - это недавно построенная дорога, соединившая

Амурскую область и Хабаровский край с регионами Восточной Сибири. На

участке "Чита-Хабаровск" она имеет протяженность 1200 км. Строительство

автотрассы будет продолжено до Находки (протяженность в пределах

Приморского края 628 км). Пролегая восточнее существующей автомобильной

дороги "Владивосток-Хабаровск", эта дорога даст слабо освоенным в

транспортном отношении северным районам прямой выход к крупным портам

Приморья. При этом конфигурация автодорожной сети в регионах, где пройдет

трасса "Чита-Хабаровск-Находка" примет более завершенный вид - появятся

новые закольцованные дороги, которые улучшат транспортную связь между

городами.

По автомобильным трассам на Дальнем Востоке в силу их очагового

размещения и преобладания дорог низких технических категорий осуществляются

в основном внутрирегиональные перевозки на короткие расстояния.

Доля автомобильного транспорта во всех видах перевозок довольно

существенна. На Сахалине более 40% грузов перевозится автомашинами. Еще

выше удельный вес этого вида транспорта в Якутии, в Магаданской и

Камчатской областях, где нет железных дорог. В южных регионах Дальнего

Востока эта доля составляет 25-30%. Однако, при улучшении технического

состояния дорог роль автомобильного транспорта здесь, безусловно,

возрастет.

Наиболее напряженными звеньями автомобильной сети являются участки,

обеспечивающие интенсивные грузопотоки в порты и обратно.

На Сахалине география автотранспортной связи с портами практически

дублирует железнодорожную сеть, за исключением дорог Ильинск-Углегорск-

Бошняково, Тымовское-Александров-Сахалинский, которые не имеют

железнодорожных параллелей.

В Хабаровском крае автодорог, ведущих к главным портам - Ванино и

Николаевску-на-Амуре, до недавнего времени не было. Лишь в прошлом году

введена в эксплуатацию трасса Лидога-Ванино протяженностью 346 км, по

которой планируется осуществлять регулярные контейнерные перевозки, а

немного раньше открыто автомобильное движение на всем протяжении от

Комсомольска до Николаевска. Круглогодичная автомобильная связь с

побережьем налажена и на севере региона: здесь в экстремальных природных

условиях проложена дорога от порта Аян до Нелькана, которая решает проблему

доставки грузов в самые северные районы края.

В Приморском крае исключительно большое значение имеет дорога

Владивосток-Находка (142 км), соединяющая краевой центр с портами Находки и

Восточным портом. В настоящее время на этом участке ведутся

реконструкционные работы, чтобы повысить классность магистрали. В

перспективе планируется построить альтернативный высокоскоростной автобан

из Владивостока в Находку, который на 28 км будет короче существующей

дороги. В ближайшие годы в соответствии с краевой программой развития

транспортной инфраструктуры планируется перестроить дороги и мосты на

трассе Осиновка-Дальнегорск-Рудная Пристань-Терней, которая является

единственной транспортной магистралью в горнодобывающих районах края.

Интенсивная модернизация ведется на линии Раздольное-Хасан, соединяющей

Владивосток с самыми южными портами края, с КНДР и Китаем. Это один из

приоритетных объектов инвестирования администрации Приморского края,

поскольку дорога входит в зону влияния международного проекта "Туманган" и

после реконструкции поможет расширить торговлю с соседними странами.

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет

исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь

открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в

Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в

Еврейской АО.

Гражданская авиация

Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное

развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость

здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских

перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и

на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного

транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в

регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет -

единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов

гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей

это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и

осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное

покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных

самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной

поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и

областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан,

Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного

транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т

грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск,

расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким

потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров

в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40

городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44

км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с

учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров

в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими

городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-

Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров.

После открытия в 1995 г. для международных полетов новых воздушных

коридоров над территорией российского Дальнего Востока (Оха - Сахалинская

область, Рощино - Приморский край, Благовещенск-Среднебелое-Бомнак -

Амурская область, Елизово-Усть-Камчатск-Тиличики-Анадырь - Камчатская и

Магаданская области, Омолон-Тахтоямск - Якутия) существенно расширились

возможности для развития международных авиалиний. Сегодня на международных

маршрутах из дальневосточных аэропортов работают российские авиакомпании

"Владивостокавиа", "Восток" (Хабаровск), "Мавиал" ("Магаданские

авиалинии"), "Сахалинские авиатрассы", "Сахаавиа", "Аэрофлот" и др., а

также зарубежные "Alaska Airlines", "Korean Air" и национальный перевозчик

КНДР "Air Koryo". Регулярными маршрутами административные центры Дальнего

Востока связаны с Ниигатой, Хакодате (Япония), Анкориджем, Сан-Франциско

(США), Харбином (КНР), Сеулом, Пусаном (Республика Корея), Пхеньяном

(КНДР), Сингапуром. Во многие города стран АТР выполняются чартерные рейсы.

Трубопроводный транспорт

На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил

развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии.

Самый протяженные здесь трубопроводные ветки проложены для

транспортировки сахалинской нефти и газа в Хабаровский край. Пропускная

способность магистрального трубопровода Оха-Комсомольск в периоды полной

загрузки Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского нефтеперерабатывающих

заводов - потребителей сахалинской нефти - составляет 5 млн. т в год. Ныне

действующий магистральный трубопровод планируется продолжить до Хабаровска.

В 1998 г. сдан в эксплуатацию газопровод на участке Комсомольск-Солнечный

(40 км), в 1999 г. газопровод будет доведен до г.Амурск, а через три-четыре

года и до Хабаровска (около 400 км).

На территории Якутии нефте- и газопроводный транспорт находится в

самом начале своего развития. Газопроводная сеть охватывает населенные

пункты Таас-Тумус-Якутск-Покровск. Нефть подается по временному

трубопроводу Талакан-Витим (110 км), действующему лишь в теплые периоды

года.

В перспективе, с освоением новых нефтегазовых месторождений

Сахалина нитку газопровода планируется продолжить из Хабаровска в

Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистрального

нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз"

(Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в Хабаровский

и Приморский края, в КНДР и Республику Корея (до Сеула

Сельское хозяйство Дальнего Востока

По стоимости валового объема сельхозпродукции первое место в 1997

г. занимала Амурская область (23,4% продукции регионов Дальнего Востока).

На втором месте находился Приморский край (18,2%), уступивший место лидера

Амурской области (в 1991 г. доля Приморского края была 26,6%, Амурской

области - 20,2%). На третьем месте - Республика Саха (18,0%), по

стоимостным объемам уступающая Приморскому краю лишь 0,2% (в 1991 г. ее

доля составляла 13,7%).

Доля Хабаровского края в 1997 г. была 17,7% (на 1,6% выше значения

в 1991 г.). При этом до 25.03.91 г. в его состав входила Еврейская

автономная область, удельный вес которой в валовом производстве сельского

хозяйства в 1997 г. составил 2,7%.

Значительно выросла доля Камчатской области - с 6,5% в 1991 г. до

9,6% в 1997 г. В то же время несколько снизилась доля Сахалинской области -

с 10,5% до 8,2%. Наименьшую долю в 1997 г. (без учета Чукотского

автономного округа) имела Магаданская область - 2,2% (в 1991 г. вместе с

Чукотским АО она составляла 6,5%).

В структуре сельского хозяйства наблюдаются естественные

закономерности: в северных регионах (Магаданской области и Республике Саха)

доля животноводства выше (61,1 и 59,0% соответственно), чем растениеводства

(38,9% и 41%). Благодаря этому Республика Саха является лидером Дальнего

Востока по производству продукции животноводства (23,3% всей продукции

животноводства ДВ).

В остальных регионах, составляющих около четырех пятых валового

производства сельского хозяйства ДВ, доля растениеводства была выше.

Наибольший вес среди регионов ДВ растениеводство занимало в

сельхозпродукции Амурской области - 62,5%. В 1997 г. в области

производилось около 27% растениеводческой продукции ДВ. В Сахалинской

области производство в секторе растениеводства составляло 60,2% всего

объема валовой продукции сельского хозяйства. Хабаровский край и Камчатская

область имели несколько менее выраженную специализацию на растениеводстве -

58,4% и 57,5%. В Приморском крае и Еврейской АО доли растениеводства (51,3%

и 52,4% соответственно) и животноводства (48,7% и 47,6%) примерно

одинаковые.

Валовое производство сельского хозяйства включает не только

стоимость сырых продуктов растениеводства и животноводства: в нее входит

стоимость незавершенного производства в растениеводстве (затрат на посев

озимых и яровых культур, обработку почвы и другие работы, проводимые в

оцениваемом году до начала уборки под урожай следующего года), стоимость

выращивания скота, птицы и прочих сельскохозяйственных животных в отчетном

году, а также стоимость продукции пчеловодства и рыборазведения.

Поэтому важным индикатором динамики сельского хозяйства является

оценка валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и производства

важнейших продуктов животноводства в натуральном выражении.

Сравнение 1998 г. с показателями 1991 г. показывает, что

натуральные объемы сбора овощей и подсолнечника выросли. В целом объем

сбора картофеля на ДВ в 1998 г. был больше на 22,1%, чем в 1991 г.

Бесспорным лидером-производителем картофеля стал Приморский край (33,7%

валового сбора картофеля на ДВ). Сбор овощей на ДВ также значительно вырос

- на 39,4%. Основными производителями были Хабаровский и Приморский края и

Амурская область (28,6%; 22,4% и 20,1% соответственно). Причем основная

доля этих культур в 1998 г. выращивалась в хозяйствах населения (88,3%

картофеля и 77,1% других овощей). На 11% возрос сбор подсолнечника, при

этом основной прирост наблюдался в 1998 г. (темп прироста к предыдущему

году составил 54%).

Сбор зерновых и зернобобовых культур в 1998 г. на ДВ составил 49,8%

от объема 1991 г. Около 54% валового сбора этих культур принадлежало

Амурской области.

Производство животноводческой продукции в 1998 г. было значительно

ниже объемов 1991 г., производство мяса на Дальнем Востоке сократилось на

53,7% (по сравнению с 1997 г. наблюдался спад на 22%). Важнейшими

производителями мяса являлись Республика Саха (27,3% натуральных объемов

производства ДВ) и Амурская область (24,5%). Удельный вес хозяйств

населения в общем, объеме производства мяса в 1998 г. достиг 60,5%.

Производство молока на ДВ составило в 1998 г. 45,4% от объема 1991

г. Наибольший объем был произведен в Амурской области (200 тыс. тонн или

30,4% производства ДВ). В целом для ДВ удельный вес хозяйств населения в

общем, объеме производства молока на ДВ превысил 63%.

Основная доля производства яиц (77,5%) обеспечивалась в 1998 г.

сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими (крестьянскими)

хозяйствами. 33,2% всего производства яиц на ДВ было сосредоточено в

Приморском крае, 28,3% - в Хабаровском. В целом для ДВ объемы производства

в 1998 г. составили 36,1% объема 1991 г.

Заключение

Сейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-

энергетическсом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия

Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к

остановке большинства производств и их финансовому параличу.

Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод"

(Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная

война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку,

изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76

тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не

редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с

топливом конфискует Хабаровский Край.

Среди традиционных отраслей специализации - рыбная промышленность.

Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной

продукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до

75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных

производственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64%

добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспортных судов должны быть уже

списаны. Отрасль близка к катастрофе.

-----------------------

Литература

1. И. Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая Экономика и

международные отношения. – 1995. -№5.

2. В.Я. Ром, В.П. Дронов География России – 2-е изд. 1996.

3. Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производственных

сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1998г.

4. «Новая Россия» Информационно-статистический альманах. М.

Экономика, 1998.

5. Природно-экономические зоны: под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А.

Сем.

6. Транспорт: под редакцией М.С. Даниляка.

7. Аргументы и факты №42, 20 октября 1999.

8. Аргументы и факты №45, 4 ноября 1998.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.