Дальний Восток
движения на хабаровском участке Транссиба повысилась до 90 км в час для
грузовых и до 100 км в час для пассажирских поездов. Годовой грузооборот на
этом участке составляет 14577,4 (нетто) млн. т/км.
Это еще одна благоприятная предпосылка для возрождения транзита
международных контейнеров по Транссибу, который в 80-е годы принимал до 150
тыс. контейнеров ежегодно. Для стран АТР, и, прежде всего Японии, это самый
короткий путь доставки контейнерных грузов в Центральную и Западную Европу.
Транссиб сокращает время доставки контейнеров на 15-17 дней и при
согласовании тарифов с железнодорожниками Польши и Германии может стать
более выгодным в финансовом отношении.
Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного
состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока
традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным
дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России.
Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском
крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от
общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток
внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей -
топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной
промышленности.
Возможности существующей железнодорожной сети сегодня полностью
удовлетворяют потребности регионов. Однако в будущем, при росте экономики и
внешней торговли России со странами АТР возникнет необходимость дальнейшего
развития этой сети.
В перспективе наиболее масштабное железнодорожное строительство
будет вестись в северных регионах Дальнего Востока, где железные дороги
практически отсутствуют. В настоящее время продолжается строительство
железнодорожной линии Тында-Беркакит-Томмот-Якутск (830 км на участке
Беркакит-Якутск). До Алдана железнодорожное полотно уже уложено. Эта ветка
будет иметь продолжение до Магадана.
На Сахалине масштабное освоение нефтегазовых месторождений
потребует продолжения строительства железнодорожной линии Корсаков-Ноглики
до Охи, чтобы, объединив ее с уже действующим участком Москальво-Оха,
создать транссахалинскую железную дорогу, пересекающую весь остров с юга на
север.
Автомобильный транспорт
Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке,
включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной
сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский
край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.
Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне
Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные
дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".
Автомагистраль "Уссури" протяженностью 800 км, построенная в 1935
г., соединяет два самых густонаселенных региона - Владивосток и Хабаровск.
Шоссе проходит по наиболее развитым в экономическом отношении территориям и
связывает с краевыми и районными центрами около 200 населенных пунктов
Приморского и Хабаровского краев. В последние годы на трассе проведены
большие реконструкционные работы: дорожное полотно на многих участках
обновлено и расширено, построены новые мосты и путепроводы. Благодаря
техническим усовершенствованиям дорога стала более комфортабельной и
безопасной.
Автомобильная дорога "Колыма" проходит по маршруту "Якутск-Хандыга-
Магадан" и на юге имеет соединение с сетью дорог Амурской области. Часть
этой трассы проложена по зимнику.
Автомагистраль "Амур" - это недавно построенная дорога, соединившая
Амурскую область и Хабаровский край с регионами Восточной Сибири. На
участке "Чита-Хабаровск" она имеет протяженность 1200 км. Строительство
автотрассы будет продолжено до Находки (протяженность в пределах
Приморского края 628 км). Пролегая восточнее существующей автомобильной
дороги "Владивосток-Хабаровск", эта дорога даст слабо освоенным в
транспортном отношении северным районам прямой выход к крупным портам
Приморья. При этом конфигурация автодорожной сети в регионах, где пройдет
трасса "Чита-Хабаровск-Находка" примет более завершенный вид - появятся
новые закольцованные дороги, которые улучшат транспортную связь между
городами.
По автомобильным трассам на Дальнем Востоке в силу их очагового
размещения и преобладания дорог низких технических категорий осуществляются
в основном внутрирегиональные перевозки на короткие расстояния.
Доля автомобильного транспорта во всех видах перевозок довольно
существенна. На Сахалине более 40% грузов перевозится автомашинами. Еще
выше удельный вес этого вида транспорта в Якутии, в Магаданской и
Камчатской областях, где нет железных дорог. В южных регионах Дальнего
Востока эта доля составляет 25-30%. Однако, при улучшении технического
состояния дорог роль автомобильного транспорта здесь, безусловно,
возрастет.
Наиболее напряженными звеньями автомобильной сети являются участки,
обеспечивающие интенсивные грузопотоки в порты и обратно.
На Сахалине география автотранспортной связи с портами практически
дублирует железнодорожную сеть, за исключением дорог Ильинск-Углегорск-
Бошняково, Тымовское-Александров-Сахалинский, которые не имеют
железнодорожных параллелей.
В Хабаровском крае автодорог, ведущих к главным портам - Ванино и
Николаевску-на-Амуре, до недавнего времени не было. Лишь в прошлом году
введена в эксплуатацию трасса Лидога-Ванино протяженностью 346 км, по
которой планируется осуществлять регулярные контейнерные перевозки, а
немного раньше открыто автомобильное движение на всем протяжении от
Комсомольска до Николаевска. Круглогодичная автомобильная связь с
побережьем налажена и на севере региона: здесь в экстремальных природных
условиях проложена дорога от порта Аян до Нелькана, которая решает проблему
доставки грузов в самые северные районы края.
В Приморском крае исключительно большое значение имеет дорога
Владивосток-Находка (142 км), соединяющая краевой центр с портами Находки и
Восточным портом. В настоящее время на этом участке ведутся
реконструкционные работы, чтобы повысить классность магистрали. В
перспективе планируется построить альтернативный высокоскоростной автобан
из Владивостока в Находку, который на 28 км будет короче существующей
дороги. В ближайшие годы в соответствии с краевой программой развития
транспортной инфраструктуры планируется перестроить дороги и мосты на
трассе Осиновка-Дальнегорск-Рудная Пристань-Терней, которая является
единственной транспортной магистралью в горнодобывающих районах края.
Интенсивная модернизация ведется на линии Раздольное-Хасан, соединяющей
Владивосток с самыми южными портами края, с КНДР и Китаем. Это один из
приоритетных объектов инвестирования администрации Приморского края,
поскольку дорога входит в зону влияния международного проекта "Туманган" и
после реконструкции поможет расширить торговлю с соседними странами.
Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет
исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь
открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в
Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в
Еврейской АО.
Гражданская авиация
Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное
развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость
здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских
перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и
на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного
транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в
регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет -
единственное средство связи с "большой землей".
На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов
гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей
это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и
осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное
покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных
самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной
поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и
областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан,
Петропавловск-Камчатский, Якутск.
Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного
транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т
грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск,
расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким
потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров
в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40
городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44
км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с
учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров
в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими
городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-
Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров.
После открытия в 1995 г. для международных полетов новых воздушных
коридоров над территорией российского Дальнего Востока (Оха - Сахалинская
область, Рощино - Приморский край, Благовещенск-Среднебелое-Бомнак -
Амурская область, Елизово-Усть-Камчатск-Тиличики-Анадырь - Камчатская и
Магаданская области, Омолон-Тахтоямск - Якутия) существенно расширились
возможности для развития международных авиалиний. Сегодня на международных
маршрутах из дальневосточных аэропортов работают российские авиакомпании
"Владивостокавиа", "Восток" (Хабаровск), "Мавиал" ("Магаданские
авиалинии"), "Сахалинские авиатрассы", "Сахаавиа", "Аэрофлот" и др., а
также зарубежные "Alaska Airlines", "Korean Air" и национальный перевозчик
КНДР "Air Koryo". Регулярными маршрутами административные центры Дальнего
Востока связаны с Ниигатой, Хакодате (Япония), Анкориджем, Сан-Франциско
(США), Харбином (КНР), Сеулом, Пусаном (Республика Корея), Пхеньяном
(КНДР), Сингапуром. Во многие города стран АТР выполняются чартерные рейсы.
Трубопроводный транспорт
На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил
развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии.
Самый протяженные здесь трубопроводные ветки проложены для
транспортировки сахалинской нефти и газа в Хабаровский край. Пропускная
способность магистрального трубопровода Оха-Комсомольск в периоды полной
загрузки Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского нефтеперерабатывающих
заводов - потребителей сахалинской нефти - составляет 5 млн. т в год. Ныне
действующий магистральный трубопровод планируется продолжить до Хабаровска.
В 1998 г. сдан в эксплуатацию газопровод на участке Комсомольск-Солнечный
(40 км), в 1999 г. газопровод будет доведен до г.Амурск, а через три-четыре
года и до Хабаровска (около 400 км).
На территории Якутии нефте- и газопроводный транспорт находится в
самом начале своего развития. Газопроводная сеть охватывает населенные
пункты Таас-Тумус-Якутск-Покровск. Нефть подается по временному
трубопроводу Талакан-Витим (110 км), действующему лишь в теплые периоды
года.
В перспективе, с освоением новых нефтегазовых месторождений
Сахалина нитку газопровода планируется продолжить из Хабаровска в
Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистрального
нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз"
(Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в Хабаровский
и Приморский края, в КНДР и Республику Корея (до Сеула
Сельское хозяйство Дальнего Востока
По стоимости валового объема сельхозпродукции первое место в 1997
г. занимала Амурская область (23,4% продукции регионов Дальнего Востока).
На втором месте находился Приморский край (18,2%), уступивший место лидера
Амурской области (в 1991 г. доля Приморского края была 26,6%, Амурской
области - 20,2%). На третьем месте - Республика Саха (18,0%), по
стоимостным объемам уступающая Приморскому краю лишь 0,2% (в 1991 г. ее
доля составляла 13,7%).
Доля Хабаровского края в 1997 г. была 17,7% (на 1,6% выше значения
в 1991 г.). При этом до 25.03.91 г. в его состав входила Еврейская
автономная область, удельный вес которой в валовом производстве сельского
хозяйства в 1997 г. составил 2,7%.
Значительно выросла доля Камчатской области - с 6,5% в 1991 г. до
9,6% в 1997 г. В то же время несколько снизилась доля Сахалинской области -
с 10,5% до 8,2%. Наименьшую долю в 1997 г. (без учета Чукотского
автономного округа) имела Магаданская область - 2,2% (в 1991 г. вместе с
Чукотским АО она составляла 6,5%).
В структуре сельского хозяйства наблюдаются естественные
закономерности: в северных регионах (Магаданской области и Республике Саха)
доля животноводства выше (61,1 и 59,0% соответственно), чем растениеводства
(38,9% и 41%). Благодаря этому Республика Саха является лидером Дальнего
Востока по производству продукции животноводства (23,3% всей продукции
животноводства ДВ).
В остальных регионах, составляющих около четырех пятых валового
производства сельского хозяйства ДВ, доля растениеводства была выше.
Наибольший вес среди регионов ДВ растениеводство занимало в
сельхозпродукции Амурской области - 62,5%. В 1997 г. в области
производилось около 27% растениеводческой продукции ДВ. В Сахалинской
области производство в секторе растениеводства составляло 60,2% всего
объема валовой продукции сельского хозяйства. Хабаровский край и Камчатская
область имели несколько менее выраженную специализацию на растениеводстве -
58,4% и 57,5%. В Приморском крае и Еврейской АО доли растениеводства (51,3%
и 52,4% соответственно) и животноводства (48,7% и 47,6%) примерно
одинаковые.
Валовое производство сельского хозяйства включает не только
стоимость сырых продуктов растениеводства и животноводства: в нее входит
стоимость незавершенного производства в растениеводстве (затрат на посев
озимых и яровых культур, обработку почвы и другие работы, проводимые в
оцениваемом году до начала уборки под урожай следующего года), стоимость
выращивания скота, птицы и прочих сельскохозяйственных животных в отчетном
году, а также стоимость продукции пчеловодства и рыборазведения.
Поэтому важным индикатором динамики сельского хозяйства является
оценка валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и производства
важнейших продуктов животноводства в натуральном выражении.
Сравнение 1998 г. с показателями 1991 г. показывает, что
натуральные объемы сбора овощей и подсолнечника выросли. В целом объем
сбора картофеля на ДВ в 1998 г. был больше на 22,1%, чем в 1991 г.
Бесспорным лидером-производителем картофеля стал Приморский край (33,7%
валового сбора картофеля на ДВ). Сбор овощей на ДВ также значительно вырос
- на 39,4%. Основными производителями были Хабаровский и Приморский края и
Амурская область (28,6%; 22,4% и 20,1% соответственно). Причем основная
доля этих культур в 1998 г. выращивалась в хозяйствах населения (88,3%
картофеля и 77,1% других овощей). На 11% возрос сбор подсолнечника, при
этом основной прирост наблюдался в 1998 г. (темп прироста к предыдущему
году составил 54%).
Сбор зерновых и зернобобовых культур в 1998 г. на ДВ составил 49,8%
от объема 1991 г. Около 54% валового сбора этих культур принадлежало
Амурской области.
Производство животноводческой продукции в 1998 г. было значительно
ниже объемов 1991 г., производство мяса на Дальнем Востоке сократилось на
53,7% (по сравнению с 1997 г. наблюдался спад на 22%). Важнейшими
производителями мяса являлись Республика Саха (27,3% натуральных объемов
производства ДВ) и Амурская область (24,5%). Удельный вес хозяйств
населения в общем, объеме производства мяса в 1998 г. достиг 60,5%.
Производство молока на ДВ составило в 1998 г. 45,4% от объема 1991
г. Наибольший объем был произведен в Амурской области (200 тыс. тонн или
30,4% производства ДВ). В целом для ДВ удельный вес хозяйств населения в
общем, объеме производства молока на ДВ превысил 63%.
Основная доля производства яиц (77,5%) обеспечивалась в 1998 г.
сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими (крестьянскими)
хозяйствами. 33,2% всего производства яиц на ДВ было сосредоточено в
Приморском крае, 28,3% - в Хабаровском. В целом для ДВ объемы производства
в 1998 г. составили 36,1% объема 1991 г.
Заключение
Сейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-
энергетическсом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия
Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к
остановке большинства производств и их финансовому параличу.
Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод"
(Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная
война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку,
изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76
тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не
редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с
топливом конфискует Хабаровский Край.
Среди традиционных отраслей специализации - рыбная промышленность.
Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной
продукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до
75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных
производственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64%
добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспортных судов должны быть уже
списаны. Отрасль близка к катастрофе.
-----------------------
Литература
1. И. Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая Экономика и
международные отношения. – 1995. -№5.
2. В.Я. Ром, В.П. Дронов География России – 2-е изд. 1996.
3. Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производственных
сил Сибири и Дальнего Востока. – М. Финансы, 1998г.
4. «Новая Россия» Информационно-статистический альманах. М.
Экономика, 1998.
5. Природно-экономические зоны: под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А.
Сем.
6. Транспорт: под редакцией М.С. Даниляка.
7. Аргументы и факты №42, 20 октября 1999.
8. Аргументы и факты №45, 4 ноября 1998.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|