Дальневосточный экономический район
и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно
развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине.
Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-
черных лисиц, кабарги и изюбра.
Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке
сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области,
Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия
маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной
(Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще
далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть
продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России.
Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в
Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района.
Расширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше
всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее
поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских
молочных заводов.
2.3 Транспорт и экономические связи
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от
ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует
активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном
взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды
транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится
до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с
прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую
транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского
побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская
магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками
к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное
значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и
Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с
Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия
получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения
различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной
магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду,
Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа привело к
созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего
Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов
Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному
морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между
железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные
и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами
в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные
материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих
морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),
Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.
Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с
юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет
дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на
севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более
развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для
связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок
(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера
Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт.
Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры,
предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального
развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание
строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию
участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина,
строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных
мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том
числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и
обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание
северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа
будет перенесен в Якутск.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами
станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит.
Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных
расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других
районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В
вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы,
концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень
комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия,
развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что
сказалось на структуре грузооборота.
Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза
составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это
относится к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов
(22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний
рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по
России этот показатель составляет 7,2 %.
Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах
Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной
степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной
продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной
направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн.
американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий
период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский
край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7
млн.долл., рост на 25 %).
В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем
Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных
соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных
ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы
и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству,
расширению портового хозяйства.
Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в
хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые
экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров
регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских
кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри),
построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены
специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение
предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу,
якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и
газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм
"Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с
1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина.
Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных
месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом
экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть
проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например,
для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в
Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть
создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями
в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского
золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы.
По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи Дальнего
Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются
сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов
региона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНР
составляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100
млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные
удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары
народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между
властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и
воспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее
время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям
железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по
качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе
потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате
собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в
разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и
Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали
ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.
Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов
России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и
важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в
целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной
степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных
промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,
расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и
бесперебойно снабжать население продуктами питания.
В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону
сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность
выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал
внешнеэкономической специализации в условиях Дальнего Востока не
реализуется. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для
страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных
коррективах, основанных на отечественной оценке прогрессивности
внешнеэкономических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и
с учетом конкретных форм осуществления такой деятельности.
2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы
развития свободных экономических зон Дальнего Востока
В районе Дальнего Востока обострены экологические проблемы. В связи с
очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается
ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи
с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, особенно в
Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная деятельность, транспорт
ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что
влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую
обстановку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и
хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное
отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны
природы и рационального использования природных ресурсов.
Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока
можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений,
наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и
других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в
атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее
и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения
безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и
газа.
Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для
активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона,
в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия,
Китай. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей
территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических
зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".
Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-
экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами
для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока,
комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных
возможностей района и страны в целом, а также для развития
трансконтинентального транзита.
Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г.
Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет
выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен
вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона.
Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный
внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток
внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского
региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее
время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют
льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления
экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой
защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в
банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют
право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне
товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых
ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка",
предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать
заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган
административного управления — административный комитет.
СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности,
судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для
морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной,
приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-
фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов
океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также
развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного
комплекса.
Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение
мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального
хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей
энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности
грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо
решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для
гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной
биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда.
Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду
иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи
страны.
Свободной экономической зоной "Сахалин "является территория в
административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее
районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание
субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в
административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и
Курильского районов.
В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый
таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных
операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ
"Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных
ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по
освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке
лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для
расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного
предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также
крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий
банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением
иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и
газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются
администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться
предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые
виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными
инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность,
связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и
минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе
лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с
действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными
инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых
угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.
Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на
рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном
и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.
В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|