рефераты скачать

МЕНЮ


Эколого-правовой режим недропользования

Государственное управление отношениями недропользования осуще-

ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ,

Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик

в составе Российской Федерации, органами государственной власти и

управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным

фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные

подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается

Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и

отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции

составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие

законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав

Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые

органы местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ,

устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования

полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных

ископаемых и т.д.

На систему специальных органов возложены функции регулирования

(управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации.

Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994

г.[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов

РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию

по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а

также функции управления государственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществление

государственного регулирования работ по геологическому изучению и

использованию недр территории суши и континентального шельфа;

организационное обеспечение функционирования государственной системы

лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного

заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;

установление порядка государственного учета и регистрации работ по

геологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасов

полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных отношений,

относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное

регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории

РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом

Президента РФ от 18 февраля 1993 г.[6] Основными задачами этого органа

являются: организация и осуществление на территории РФ промышленной

безопасности и государственного надзора за всеми недропользователями и

соблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности;

осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер по

профилактике производственного травматизма и др.

В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся в

меньших размерах, создаются территориальные геологические управления и

тресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границами

административных районов и областей. Порядок организации поисковых и

разведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета по

геологии и использованию недр РФ.

Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомства

добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о

недрах основной задачей государственного регулирования отношений

недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой

базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и

будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи

входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва

участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального

шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых

цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использования

недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр,

предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных

месторождений подлежат государственной экспертизе.[7]

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых

разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для

постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии

геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на

экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку

количества и качества запасов полезных ископаемых

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об

участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных

сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после

проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической,

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование

участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр

или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр,

разработки федеральных и региональных программ геологического

изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности,

рационального, комплексного использования месторождений полезных

ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется

государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются

государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

включает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных

и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в

них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических п

других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую

оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологических

работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд

и территориальные геологические фонды, расположенные на территории

республик и других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государственные

балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве,

качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по

месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени

промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности

разведанными запасами полезных ископаемых.

Количество и качество, условия залегания, степень изученности,

народнохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения

запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов

полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки

месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией

Российской Федерации по запасам полезных ископаемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых,

утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не

подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при разработке

месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных

ископаемых в установленном порядке по согласованию с органами

государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых п

государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся

Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической

информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое

изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в

соответствии с Законом о недрах,

а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих

разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в

указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской

Федерации.

V Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов

и месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных

в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых Проекты планов

использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими

минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и

предприятиям — правительствами республик, входящих в состав РФ, и

соответствующими органами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны

недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации

Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с

потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также

другими нуждами народного хозяйства

V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных

ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при

предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти

участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами

Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании

разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственными

органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в

целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке,

устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик,

входящих в ее состав, других субъектов РФ.;

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде

лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для

строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей

полезных ископаемых Для образования особо охраняемых геологических объектов

недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода —

геометризованного блока недр

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организации

или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей

полезных ископаемых

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и

эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов

участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные

контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства

и эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных и

взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны

сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными

объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и

другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с

процессом геологического изучения и использования недр

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении

лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта,

получения на него положительного заключения государственной экспертизы,

согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора

и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие

уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью

координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой

составной части

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право

осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с

предоставленной лицензией

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для

геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без

проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных

ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с

добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления

государственным фондом недр или его территориального подразделения

придается статус геологического отвода В границах геологического отвода

могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр Их

взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено

в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон,

объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или

полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу

жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей

среде

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых

(кроме общераспространенных) предоставляются органами государственного

горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), для

разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых —

соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в

органах государственного горного надзора

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода

запрещается

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промышленная

разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах

предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих

хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых,

торфа и пресных подземных вол

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного

отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности

для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении

Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но

является основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок и

условия которого регулируются ЗК РФ.

Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у

предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют

обязательств, предусмотренных в горноотводном акте

V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и

охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями

установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных

в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического

изучения, использования и охраны недр. правил ведения государственного

учета и отчетности Он осуществляется органами государственного

геологического контроля во взаимодействии с органами государственного

горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

осуществляется органами государственного геологического контроля во

взаимодействии с органами государственного горного надзора,

природоохранительными и иными контрольными органами

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных

с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми

пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке

стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и

устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду,

здания и сооружения, а также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного

надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с

органами государственного геологического контроля, природоохранными и

иными контрольными органами, профессиональными союзами

Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности

и порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и

охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися

недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов

Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируется

маркшейдерской, геологической и иными службами.

Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации

недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами,

является государственный горный надзор.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных

ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях

недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах,

является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате

которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на

пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах

охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других

объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения

работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности,

если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика,

обусловленные договором.

Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных

средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и

соответствующий территориальный фонды геологической информации,

осуществляющие ее хранение и систематизацию.

Порядок и условия использования указанной информации определяются органом

управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством

РФ.

Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и

иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту

информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий

территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее

использования

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.