Эколого-правовой режим недропользования
Эколого-правовой режим недропользования
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:
1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,
2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране
окружающей среды,
3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),
4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995
г ) — Закон о недрах,
5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;
6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,
7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,
8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;
9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,
10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,
11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;
12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,
13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.
Содержание:
Введение:
Недра как объект эколого-правового режима недропользования.
Основная Часть:
Особенности государственного регулирования эколого-правового режима
недропользования: понятие, органы, функции
V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и
государственный баланс запасов полезных ископаемых
V Планирование использования и охраны недр
V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных
ископаемых
V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и
охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр
V Разрешение споров по вопросам пользования недрами
Понятие права недропользования.
Заключение:
Ответственность за нарушение законодательства о недрах
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Недра как объект эколого-правового режима недропользования.
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно
связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и
водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения
и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона
от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с
изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального
шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и
связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных
специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу
соляных озер и заливов морей.
Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного
рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов
государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из
настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных
законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах
действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения
недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным
законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции
федерального закона от 8 февраля 1995 г.).
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей
отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных
отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными
законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о
недрах.
Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в
целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и
содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,
являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и
распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-
продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной
форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.
В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр
составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные
блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее
континентального шельфа[2].
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в
пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих
территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про
граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и
рационального использования недр, по представлению федерального органа
управления государственным фондом недр и под контролем государственных
органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей
среды.
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ
стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет
на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее
суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным
договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения
полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения
на основании совместных решений федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении
федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче
полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том
числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и
порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются
федеральными законами.
Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами
природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории;
запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены,
как ограничена и земная поверхность.
Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным
средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и
пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр
для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных
трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,
для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).
Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в
процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены
неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной
степени.
В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной
поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с
возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей
природной среде в целом, здоровью человека.
Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и
находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а
также могут быть памятниками природы, истории, культуры.
Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже
открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми
месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все
остальные месторождения признаются еще не открытыми.
Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и
необщераспространенные.
К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,
кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),
галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для
фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой,
кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме
дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и
битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит,
габбро, андезит, порфир.
К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные
ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).
Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой
режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на
месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного
значения.
Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными
классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального
сырья.
Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые
и забалансовые.
Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы,
использование которых в настоящее время экономически целесообразно и
которые должны удовлетворять определенным кондициям.
Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование
которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого
содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого
количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических
условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для
промышленного освоения.
Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение
месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и
включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время
забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.
Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные
особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и
местного значения.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе
продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в
силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе
продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и
иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья,
использовать положения настоящего Указа.
Особенности государственного регулирования эколого-правового режима
недропользования: понятие, органы, функции
Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет
собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное,
эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими
объектами природы
Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,
которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и
внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями
(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование
пространства недр, передача недр во вторичное пользование)
В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных
органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений
недропользования входят
разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,
определение и реализация федеральной политики недропользования,
определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего
расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем
разработки и реализации федеральных программ,
установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка
соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации
запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,
создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов
геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за
счет государственных средств,
государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных
ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,
определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных
ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков
недр федерального значения, регионального значения и местного значения,
составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.
государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных
ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и
проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по
геологическому изучению недр,
распоряжение недрами континентального шельфа РФ,
введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для
обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,
распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за
исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,
определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за
пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам
полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование
участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на
условиях раздела продукции,
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
связанных с пользованием недрами,
защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,
заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,
использованию и охране недр,
государственный контроль за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения
Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается
на федеральный орган управления государственным фондом недр и его
территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая
может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений
недропользования субъектами РФ
Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти
субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих
территориях в нее входит:
принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов
субъектов РФ о недрах;
участие в разработке и реализации государственных программ геологического
изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
разработка и реализация территориальных программ развития и использования
минерально-сырьевой базы;
создание и ведение территориальных фондов геологической информации,
распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов
соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,
участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах
полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или
опасность;
составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и
проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для
строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих
территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального,
регионального и местного значения;
определение форм и установление размеров платы за пользование участками
недр регионального и местного значения в установленных пределах;
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения,
а также строительства подземных сооружений местного значения;
защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и
интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками
недр регионального и местною значения,
заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами
хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и
местного значения;
определение условий и порядка пользования месторождениями полезных
ископаемых;
государственный контроль за геологическим изучением, охраной и
рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком,
регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за
исключением отнесенных к ведению РФ.
В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного
самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений
недропользования. Так, в их компетенцию входит:
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-
экономических и экологических интересов населения территории при
предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,
предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на
разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также
на строительство подземных сооружении местного значения,
приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных
участках в случае нарушения положений настоящего Закона,
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных
полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых,
введение ограничений на пользование участками недр на территориях
населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и
связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью
людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде
Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования
является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее
рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих
поколении народов Российской Федерации
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется
посредством управления, лицензирования, учета и контроля
В задачи государственного регулирования входят
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий
период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам,
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва
участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых,
установление квот на поставку добываемого минерального сырья,
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых
цен на отдельные виды минерального сырья,[4]
установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,
использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с
пользованием недрами
Страницы: 1, 2, 3
|