рефераты скачать

МЕНЮ


Взяточничество и коррупция в деятельности преступных структур (сообществ)

коррумпированными официальными лицами развивающихся стран через банковскую

систему и экономики развитых стран. Нити коррупции ведут часто за океан,

особенно в оффшорные зоны, где бывает невозможно вычислить украденные

деньги. Официальные власти многих стран предпринимали ограниченные усилия

вскрыть эти коррумпированные потоки. Предпринятые действия дорого обошлись

их инициаторам, так как на них было оказано давление на высоком уровне, в

том числе с применением угроз физического воздействия.

В результате недавних исследований в Италии получены данные,

позволяющие осуществить анализ коррупции путями, ранее невозможными. Они

показывают структурное сходство проблемы коррупции и проблемы

организованной преступности. Итальянская юстиция использовала сходные

методы в первой половине 90-х гг. для борьбы как с организованной

преступностью, так и с коррупцией.[22] В рамках предпринятых в 90-х гг.

международных усилий по повышению эффективности института государства

многие страны начали амбициозные программы приватизации госимущества. В

странах с высоким уровнем коррупции и неадекватным контролем за процессом

приватизации возникли гигантские возможности не только для коррупции, но и

для проникновения организованной преступности в легальную экономику.

В целях обеспечения выполнения Межгосударственной программы совместных

мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных

преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых

Государств на период до 2000 г. было издано Постановление Правительства

Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. « О национальном плане Российской

Федерации по реализации совместных мер борьбы с организованной

преступностью..»

2. Различие между коррупцией и организованной преступностью стирается в

результате перевода огромных сумм, полученных в результате коррупционной

деятельности, в ведущие банковские центры оффшорных зон[23]. Разделение

между организованной преступностью и коррупцией исчезает и по другим

направлениям. По мере повышения финансовых ставок коррупция зачастую

сопровождается насилием или угрозой насилия, т.е. явлением обычно

характерным для организованной преступности.

В Японии, где члены организованных преступных группировок взяли под

свой контроль и скрыли от ведущих финансовых институтов страны с целью

невозвращения крупные банковские кредиты. Руководящие органы банков также

оказались инфильтрованы организованной преступностью, так что многие

финансовые институты были не в состоянии собрать долги из-за наличия

криминала в своих рядах или угроз с его стороны.[24] Аналитические

исследования различных экспертов показали, что не менее 40% невыплаченных

долгов можно связать с организованной преступностью. Это объясняет, почему

банки не могут сократить свои реестры невозвращенных кредитов. Если

воздействие организованной преступности на вторую по величине мировую

экономику столь значительно, ее влияние на развивающиеся и страны

переходного периода, где экономика не так сильна, еще более велико.

3. Коррупция ослабляет структуры государственных институтов и их

иммунитет против организованной преступности. В основном организованная

преступность процветает в обществах с распространенной коррупцией.

Коррумпированные правоохранительные органы и политические институты из-за

отсутствия чистоты в своих рядах могут избавить граждан от угрозы

организованной преступности. Таким образом, журналисты и все желающие не в

состоянии эффективно разоблачать коррупционеров, сталкиваясь с угрозой

насилия против них самих или близких и отсутствием защиты со стороны

государственных силовых структур. Подвергается опасности само гражданское

общество, призванное вставать на пути коррупции.

В связи с ростом преступных проявлений Генеральная Прокуратура

Российской Федерации издает Указание от 29 сентября 1997 г. № 59/1 «О

принятии дополнительных неотложных мер по пресечению организованной

преступности и проявлений коррупции».

4. Международная преступность и коррупция все более приобретают

неразделимый и международный характер:

а) Доходы организованной преступности от торговли наркотиками или

людьми могут перемещаться в законный бизнес, например строительную

индустрию. Международные строительные фирмы могут получать ссуды от

международных финансовых организаций на проекты в развивающихся странах.

Для получения соответствующих контрактов возможен подкуп местных

официальных лиц и запугивание осуществляющих надзор представителей

международных кредитных организаций.

б) Существует возможность присваивания предоставляемых международными

кредитными организациями средств в рамках институционной коррупции. Неудачи

с введением необходимых контрольных мер и пробелы в законодательстве

относительно занятия госслужащими постов в частном секторе будут значить,

что деньги с готовностью разворуют. Потом они покинут страну через каналы

специальных компаний или будут легализированы через казино и другие

заведения, зачастую содержащиеся организованной преступностью.

Специальная литература слишком часто исследует симптомы коррупции и

организованной преступности по сравнению со случаями, выражающими

структурную суть данного явления. Таким образом, слишком мало внимания

уделяется более глубоким подходам к решению проблемы. Однако появляется

растущее взаимопонимание относительно необходимости в более согласованном

изучении проблемы. Например, интернационализация как коррупции, так и

организованной преступности подтолкнула правительственные органы, такие как

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и

неправительственные организации (НО), такие как «Трэнспаренси Интернэшнл»,

а также академические круги к тому, чтобы выступить за прекращение практики

вывода из-под налогового обложения сумм, выплачиваемых в качестве взяток,

зарубежным официальным лицам[25]. Такая практика уже поставлена вне закона

в США. Легализация заграничных взяток оказывает разрушающее воздействие на

мораль в соответствующих странах.

Ряд недавних документов Евросоюза, ОЭСР, Организации американских

государств (ОАГ) и Совета Европы ставят своей целью развитие международных

усилий по борьбе со взяточничеством. Многие атикоррупционные меры

поразительно совпадают с мерами, предложенными и порой уже используемыми в

борьбе с организованной преступностью. Они включают как распорядительные,

так и нераспорядительные подходы:

1) Особые законы против коррупции и злоупотребления служебным

положением иллюстрируют усилия международных органов, таких как Совет

Европы и Организация американских государств по достижению консенсуса в

законодательной деятельности. Так, Конвенция ОЭСР против коррупции является

свидетельством скорее международных, чем региональных усилий в борьбе с

этим явлением. «Конвенция о гражданско-правовой ответственности за

коррупцию» (Страсбург, 4 ноября 1999, Россия не участвует).

2) Необходимы системные регулирующие решения, действующие вне границ,

для глубокого проникновения в вышеуказанные проблемы. Данные решения не

могут ограничиваться исключительно уголовным правом и правоприменением.

Скорее они требуют скоординированного подхода, включающего гражданские,

уголовные, административные и распорядительные механизмы, а также

реалистичную налоговую политику и регламентирование. Совет Европы, ЕС и

ОЭСР встали во главе разработки такого скоординированного аналитического

подхода. Претворение в жизнь данной стратегии обещает быть более сложным,

чем простая раскрутка коррупционных скандалов в различных европейских

странах.

3) Международное сотрудничество во вскрытии фондов, вывезенных

коррупционерами в заграничные банки, является необходимым шагом в рамках

международной антикоррупционной стратегии. В соответствии с Венской

конвенцией страны, в которые поступают денежные трансферты из других

государств, могут наложить на них арест, если существуют подозрения, что

деньги связаны с наркобизнесом. Новый подход должен предполагать

репатриацию таких вкладов на нужды развития страны и препятствование их

возвращению в руки коррумпированных чиновников.

4) Необходимой предпосылкой установления контроля над коррупцией и

деятельностью организованной преступности является мобилизация гражданского

общества для обеспечения наблюдения и отчетности чиновников, а также

эффективного управления с их стороны. Так в 1997 году было издано

Постановление ГД ФС РФ от 10.10.97 № 1787-II ГД О Заявлении Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации « О фактах коррупции

должностных лиц органов государственной власти города Санкт-Петербурга».

Опора на местные инициативы должна помочь в анализе специфических

проблем данного сообщества или региона и развитии стратегии, пригодной для

данной среды. С большим эффектом ученые могут взять на себя роль

активистов. Зачастую они являются главными советниками высших

правительственных чиновников и могут помочь в продвижении соответствующих

идей и направлений.

5) В борьбе против организованной преступности и коррупции необходимы

СМИ, которые дают возможность журналистам расследовать и разоблачать

коррупцию, а также окружающая среда, позволяющая СМИ обличать

злоупотребления. В отсутствие этого журналисты превращаются в объекты для

шантажа и даже убийств со стороны обличаемых ими сил коррупции и

организованной преступности. В случае если у журналистов нет возможности

обратиться к проблеме на территории своей собственной страны, сейчас им

могут помочь в этом Интернет и международная система вещания.

6) Международная экспертиза в поддержку стран особо пораженных

коррупцией имеет важное значение, но она должна осуществляться в

партнерстве с заинтересованными сторонами в самих этих странах.

Международные организации должны работать с коллегами, представляющими

широкий спектр политических взглядов. Это требуется для поддержки

деятельности по мобилизации населения и его воли взяться по настоящему за

коррупцию и организованную преступность.

7) Особого контроля требует приватизация государственного сектора.

Несправедливый переход государственной собственности в частные руки

увековечивает неравенство в обществе и существенно осложняет проблему

борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Комбинированная проблема коррупции и организованной преступности должна

стать центральным пунктом повестки дня как правительственных, так и

неправительственных организаций. Требуются широкие институционные и

культурные изменения.

3.2. Некоторые аспекты борьбы с организованной преступностью и

коррупцией в свете защиты прав человека

В целях более эффективного раскрытия преступлений и защиты прав

граждан участников процессуальных действий существует Распоряжение Премьера

Правительства Москвы от 28 августа 1996 г. № 791-РП «Об утверждении

положения о мерах социальной защиты и материального стимулирования граждан,

способствовавших раскрытию преступлений, совершенных организованными

преступными группами».

Наиболее социально опасными в сфере соблюдения прав и свобод человека и

гражданина является правонарушения со стороны должностных лиц органов

власти и местного самоуправления. Степень общественной опасности этих

правонарушений подчеркивается и уголовно-процессуальным законодательством

России уголовные дела о преступлениях против государственной власти и

правосудия расследуются, в основном органами прокуратуры, которые отнесены

Конституцией РФ к органам судебной власти.

К условиям столь бурного развития в нашей стране организованной

преступности и коррупции, помимо причин экономического характера, относятся

и некоторые государственные просчеты при внедрении рыночной экономики:

1. Чрезмерная идеализация рыночной экономики и практическое отсутствие

ее государственного регулирования.

2. Сокращение государственного аппарата силовых, оперативно-розыскных

структур привело к тому, что эти специалисты ушли работать в сферу

экономики, которая не регулировалась и не контролировалась государством.

Почти во всех уголовных делах по организованной преступной деятельности

фигурируют в качестве исполнителей или соучастников бывшие и действующие

работники правоохранительных органов и силовых структур.

Специалисты, выброшенные из силовых правоохранительных структур,

пользуясь сложившейся безответственностью, помогли создать теневую

экономику и способствовали сращиванию теневой экономики с государственной

властью, где у них остались значительные корни и связи. Таким образом, они

перешли в разряд криминальной деятельности и способствовали криминализации

общества.

3. Перекосы в идеологизации общества по пути чрезмерного

виктимизирования - страха, боязни, подчинения силе и т. д., а также

возвеличивания, возвышения преступной субкультуры, криминального образа

жизни, насилия и безответственности за преступления способствуют развитию

организованной преступности как системы, пополнению ее за счет

несовершеннолетних правонарушителей и молодежи. Существует Указ Генеральной

прокуратуры РФ от 25.08.97. № 53/21, МВД РФ 21.08.97. № 1/12597 «О

дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной

преступности несовершеннолетних».

4. Неправильная позиция судебных органов, требовавших

неприкосновенности частной собственности. (ст. 35 Конституции РФ)

5. Организованная преступность проявляется, в основном, в виде

деятельности различных юридических лиц, создаваемых группами преступников

для отмывания преступно нажитых средств, перевода за рубеж валюты,

незаконного оборота оружия, наркотиков, алкоголя и др. Эти лица, как

правило, находятся в тени, скрываются за подставными «руководителями» и

представителями подобных компаний. Выявление их для привлечения к уголовной

ответственности крайне затруднительно. Первоначально отсутствовала даже

правовая ответственность юридических лиц за их правонарушения в сфере

экономики. А ведь основными субъектами производственных отношений стали

юридические лица, а не государство и физические лица, как при социализме.

Все правонарушения и преступления в сфере рыночной экономики совершаются

под прикрытием юридических лиц и индивидуального предпринимательства.

Поэтому должна развиваться система административной и уголовной

ответственности юридических лиц за организованную преступную деятельность в

Российской Федерации и за ее пределами.[26]

Без достоверной всеобъемлющей юридической статистики невозможно

планировать и прогнозировать работу государственного аппарата. Чтобы иметь

представление о коррупции как социальном явлении в обществе и преступном

социуме, необходимо иметь достоверную единую статистику этого явления, что

также вытекает из Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224, которым

вводится единая статистическая отчетность всех административных

правонарушений и преступлений в сфере экономики, это значит, что должна

быть и единая система органов государственной исполнительной власти,

основная функция которых на современном этапе — государственное

регулирование экономики.

Координация деятельности всех органов государственной власти в борьбе с

коррупцией — одна из основных функций российской прокуратуры, что

закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»

(ст. 8) и вытекает из вышеназванного Указа Президента РФ — контролирующие

органы обязаны о всех выявленных в сфере экономики правонарушениях

информировать органы прокуратуры.

Развитие правовой базы по борьбе с организованной преступностью,

организованной преступной деятельностью и коррупцией должно исходить прежде

всего из защиты прав и свобод человека и гражданина, принятых и

провозглашенных 10 января 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН во Всеобщей

декларации прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации

как неотчуждаемые и принадлежащие от рождения каждому человеку. То есть это

естественные права, определяющие социальную сущность человека как частицы

материального мира.

Правоохранительные органы, сращиваясь с преступными формированиями,

создают среду, которая является существенным препятствием для борьбы с

коррупцией. Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на

развале уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных

органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются

для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных

органов на службу (« по совместительству») в коммерческие структуры и

создания таковых под патронажем органов правопорядка. Коррупция проникает в

суды. В этих условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом

защиты своих клиентов. (Россия и коррупция: кто кого? Российская газета.

1998. 19 февраля).

Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской

Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением,

которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических

принципов построения правового государства, но и экономической и

национальной безопасности страны.

Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства,

выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных

актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О

лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной

преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов

судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и

общественных формирований;

в) создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности любого

факта проявления коррупции.

З а к л ю ч е н и е

Подводя итоги дипломной работы можно сделать выводы, что коррупция

становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической,

правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти

пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой

реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Конгломерат (коррумпированная бюрократия - криминальный бизнес -

организованная преступность), получивший название «железный треугольник»,

живет только по своим законам. В преступных группах есть лидеры, которые

организуют преступления, дают взятки чиновникам. Они сами не совершают

преступлений, поэтому и остаются безнаказанными. В настоящее время без

взятки нельзя решить ни одного вопроса.

Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.