рефераты скачать

МЕНЮ


Виды договоров

Виды договоров

Содержание

Введение

7

Глава I. Виды договоров

10

1. Публичные договоры

10

1.2 Договоры присоединения

28

1.3 Разноотраслевые договоры

38

Глава II. Некоторые вопросы классификации договоров

49

2.1 Односторонние и двусторонние договоры.

51

2. Возмездные и безвозмездные договоры.

57

3. Реальные и консенсуальные договоры

60

4. Меновые и рисковые договоры

63

Заключение

66

Библиография

68

Сокращения

69

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ.

Договор - одна из наиболее древних правовых конструкций. Ранее его в

истории складывавшегося обязательственного права возникли только деликты.

Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в

предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать

предложенные законодателем или самим создать правовые модели. Такими

моделями и стали договоры (контракты).

В течение определенного времени деликты и договоры были единственными

признаваемыми государством основаниями возникновения обязательств.

В нашей стране вплоть до недавнего времени основная масса договоров - те,

которые связывали между собой главных участников тогдашнего экономического

оборота - государственные, а также кооперативные и иные общественные

организации, - заключалась во исполнение или для исполнения плановых актов.

Воля контрагентов в таких договорах складывалась под прямым или косвенным

влиянием исходящих от государственных органов заданий. Тем самым договор

утрачивал свой основной, конституирующий признак: он лишь с большой долей

условности мог считаться результатом достигнутого контрагентами согласия.

Иного и быть не могло,

если учесть, что плановый акт предопределял в виде общего правила, какие

именно организации, о чем, когда и в каком объеме должны были заключать

договоры на передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Наглядным примером служили, в частности, договоры, непосредственно

опосредствовавшие движение товаров в обороте. В последовательно

изменявшиеся Положение о поставках продукции производственно-технического

назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, а равно в

предшествовавшие им основные условия поставки отдельных видов продукции

включались указания на запрещение предприятиям заключать договоры поставки

при отсутствии планового акта распределения продукции и товаров или сверх

указанных в нем объемов, а также отказа от заключения договоров на поставку

выделенных им товаров (продукции). В установленных Положениями о поставках

случаях стороны признавались состоящими в договорных отношениях при

условии, если на протяжении определенного срока (10 дней) ни одна из них не

требовала согласования не охваченных плановым актом условий. К этому

следует добавить жесткую регламентацию основных компонентов того, что

именовалось договором поставки. Последнее отличало и законодательство,

действовавшее применительно к договорам подряда на капитальное

строительство, перевозкам грузов и другим договорам между организациями,

охваченным понятием «хозяйственные договоры»..

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного

гражданского права, стала проявляться в последние годы во все возрастающем

объеме и в современной России. Эта тенденция в первую очередь связана с

коренной перестройкой экономической системы страны. Ключевое значение для

такой перестройки имело признание частной собственности и постепенное

занятие ею командных высот в экономике, сужение до необходимых пределов

государственного регулирования хозяйственной сферы, установление свободы

выбора контрагентов и реализация других основ нового гражданского

законодательства, о которых идет речь в п. I ст. 1 Гражданского кодекса

1994-1995 гг. (в дальнейшем - ГК).

Новый ГК не только провозгласил «свободу договоров», но и создал

необходимые гарантии для ее осуществления. Признание со стороны ГК

возросшей значимости договоров нашло свое формальное выражение в том, что

только во второй его части из общего числа 656 статей, регулирующих

отдельные виды обязательств, около 600 посвящено отдельным видам договоров.

Ключевую роль в договорном регулировании по ГК играют прежде всего нормы,

помещенные в его разделы I «Общие положения», а также III «Общая часть

обязательственного права». Оба указанных раздела содержат немало норм,

которые целиком или по крайней мере преимущественно рассчитаны на

применение их к договорам, а нередко именно им непосредственно адресованы.

Наряду с этим такие же нормы, имеющие в виду договоры или по крайней мере

рассчитанные главным образом на применение к соответствующим договорам,

находятся в разделе II ГК «Право собственности и другие вещные права»; они,

несомненно, составят костяк будущей третьей части ГК (имеется в виду прежде

всего его раздел, посвященный интеллектуальной собственности).

ГК прямо называет около 30 законов, из которых примерно 20 приходится на

долю актов, посвященных договорам (законы об ипотеке, поставках товаров для

государственных нужд, энергоснабжении, подряде для государственных нужд,

страховании, а также транспортные уставы и кодексы и др.). Наряду с ними

предстоит принять с целью развития правового регулирования договоров

большое число и других законов, а также указов Президента Российской

Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов

министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

I. Виды договоров

1.1 публичные договоры.

Статья 426 ГК называет публичным договор, заключенный коммерческой

организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров,

выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру

своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней

обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования,

услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и

т.п.).

Приведенная статья объединяет пять норм. Первая запрещает коммерческой

организации при наличии соответствующих обстоятельств отказываться от

заключения договора. Вторая исключает возможность в случае отсутствия

прямых указаний в законе и иных правовых актах оказывать какое-либо

предпочтение кому-либо при заключении договора, в том числе и при

определении цены и других условий заключенного договора. Третья норма

предоставляет потребителю возможность обязать контрагента заключить с ним

договор с помощью суда. Четвертая признает договорные условия,

противоречащие требованиям ст. 426 ГК, ничтожными. Наконец, пятая содержит

специальные правила о возможности издания Правительством Российской

Федерации в случаях, предусмотренных законом, норм, обязательных для сторон

публичного договора.

Режим публичных договоров является исключением из того общего, который

опирается на принцип «свободы договоров». Указанное исключение представляет

собой один из случаев действия публичного начала в гражданском праве. Режим

«публичных договоров» прямо противоположен режиму «свободы договоров»,

наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу

гражданского права.

Публичный интерес отражается во многих гражданско-правовых нормах и за

пределами ст. 426 ГК. Именно этот интерес подталкивает государство ко

«вмешательству в частные дела». В ряде случаев цель вмешательства

однозначна. Примером может служить п. 4 ст. 401 ГК, в силу которого

ничтожным признается заключенное заранее соглашение об устранении или

ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства.

Указанная цель связана с более общей - обеспечением нормального

правопорядка в стране.

Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой

преследует различные цели публичного характера. Так, например, п. 1 ст. 349

ГК предусмотрел, что соглашение участников ипотечного обязательства,

устанавливающее возможность реализации залогодержателем своих прав, не

обращаясь в суд, недействительно, если оно заключено до возникновения

оснований для обращения взыскания на предмет залога. Запрещая подобные

соглашения, законодатель, на что уже в свое время обращалось внимание,

исходил из необходимости защитить интересы залогодателя, который в момент

получения займа и до наступления предусмотренного договором срока его

погашения является более слабым, нуждающимся в защите контрагентом. Однако

с момента наступления срока погашения долга взаимное положение сторон

меняется, и оснований считать более слабой стороной залогодателя уже нет. А

потому с указанного момента открываются возможности для подписания

соответствующего соглашения.

Вместе с тем та же норма ст. 349 ГК одновременно обеспечивает и другую

цель: она охраняет интересы третьих лиц - всех других, помимо

залогодержателя, кредиторов залогодателя. Имеется в виду, что их интересы

могут пострадать от того, что обращение взыскания на имущество залогодателя

будет произведено без судебной проверки оснований и порядка обращения

взыскания на находящееся в залоге имущество должника и тем самым к моменту,

когда наступит их очередь, подлежащая выплате доля окажется меньшей.

Таким же многоцелевым является вмешательство государства и при публичном

договоре. В данном случае на первый план выступает все та же цель - защиты

слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все

участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле

позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных

моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции

не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента -

покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда

потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах,

работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо

экономически более сильные позиции на рынке, -к коммерческой организации.

Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем:

создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426

ГК.

В подтверждение именно этой цели указанной статьи можно обратиться к ее

происхождению. Принято относить ст. 426 ГК к числу новелл Кодекса. И это

верно в том смысле, что ни ГК 22, ни ГК 64 соответствующей статьи не знали,

как не знали и самого термина «публичный договор». Однако ряд норм, о

которых идет речь, к моменту принятия ГК уже действовали, при этом в актах,

посвященных правам потребителей[1].

Прежде всего имеется в виду Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав

потребителей»[2]. Объявленная Законом цель его введения состояла в

регулировании отношений с потребителями, установлении их прав на

приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность

их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и

их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также на определение

механизма реализации этих прав. Аналогичную направленность имели, например,

и Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Постановлением

Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г.[3] В этом акте, в

частности, было впервые установлено, что условия договора или иного

документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по

сравнению с предусмотренными Законом РФ «О защите прав потребителей» и

Правилами, признаются недействительными, а также и то, что, если в

результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у

последнего возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном

объеме, включая и убытки, причиненные нарушением прав потребителя на

свободный выбор видов услуг (работ).

Еще одним предшественником норм о публичном договоре были Правила продажи

отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров,

утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8

октября 1993 г.1 Среди норм Правил, которые были полностью или частично

воспроизведены или по крайней мере отражены впоследствии в ст. 426 ГК,

можно указать на такие: товары должны продаваться всем гражданам на общих

основаниях; предоставление льгот допустимо лишь отдельным категориям

населения при наличии на этот счет указаний в законодательстве; запрещено

обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других и др.

Применительно к вопросам о форме и порядке ответственности, порядке обмена

непродовольственных товаров

и ряду иных содержались отсылки к Закону РФ «О защите прав потребителей». В

Правилах особо выделялся порядок продажи конкретных групп товаров (ткани,

одежды и обуви, радиотоваров и электробытовых товаров и т.п.). Правда, ряд

норм Правил на аналогичный товар (ограничение продажи товаров в одни руки,

обязанность иметь на видном месте жалобную книгу и др.) уже к моменту их

принятия могли рассматриваться как явный анахронизм.

Менее откровенной, чем особая защита прав потребителей, но вместе с тем

весьма значимой является другая направленность все той же ст. 426 ГК. Речь

идет о создании гарантий функционирования свободного рынка и, что особенно

важно, о борьбе с монопольными тенденциями, а равно о развитии на рынке

свободной конкуренции. Подтверждением наличия этого второго направления в

рассматриваемой статье ГК может служить воспроизведение в ней наряду с

нормами, посвященными защите потребителей, правил, содержащих положения

антимонопольного законодательства или по крайней мере близких к ним по

целям. В подтверждение можно сослаться на ст. 5 Закона «О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В этой

статье в числе действий, которые могут иметь результатом ограничение

конкуренции и/или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, либо

физических лиц, либо определенной группы лиц, выделены такие, как

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не

относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи

финансовых средств, иного имущества, имущественных прав), включение в

договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное

положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие

заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся

товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован, нарушение

предусмотренного нормативными актами порядка ценообразования, установление

монопольно высоких (низких) цен, сокращение или прекращение производства

товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии

безубыточной возможности их производства1.

Акты, посвященные охране прав потребителей, предупреждению, ограничению и

пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции,

сохраняющие свою юридическую силу, действуют параллельно со ст. 426 ГК. Эта

последняя содержит определенные гарантии соблюдения соответствующих правил

- такие, как возможность возбуждения спора, направленного на связывание

другой стороны заключить договор, признание ничтожными условий договоров,

отступающих от положений ст. 426 ГК, и др. Соответствующие гарантии имеют

юридическую силу лишь применительно к отношениям, которые укладываются в

рамки действия данной статьи. Это обстоятельство весьма важно иметь в виду

потому, что границы указанных актов, с одной стороны, и ст. 426 ГК - с

другой, не совпадают. Статья 426 ГК имеет более узкую сферу действия в то

время,, как по отношению к законодательству об охране прав потребителей

пределы действия норм об охране потребителей оказываются более широкими

или, наоборот, более узкими. А это означает, что по отношению к нормам

специального антимонопольного законодательства, которые не укладываются в

сферу действия рассматриваемой статьи, гарантии, содержащиеся в этой

последней, не действуют. Возможна и прямо противоположная ситуация.

Вынесенный за скобки общий правовой режим публичных договоров в том виде, в

каком он регламентируется в ст. 426 ГК, охватывает право потребителя

требовать от своего будущего контрагента заключения с ним договора, условия

которого, и в частности цена товаров, работ и услуг, должны быть

одинаковыми для всех потребителей, кроме случаев, когда в установленном

порядке им предоставлены определенные льготы. При этом имеется в виду, что

такие льготы, во-первых, должны предоставляться не отдельным лицам, а

отдельным категориям лиц (инвалидам, участникам войны, многодетным семьям и

т.п.) и, во-вторых, должны быть предусмотрены нормативными актами в форме

закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ.

Перечисленным правам потребителей корреспондирует обязанность

соответствующих организаций не проводить какой-либо дискриминации среди

потребителей ни при решении вопроса о заключении договора, ни при

определении его условий, ни в ходе исполнения договора.

Смысл ст. 426 ГК состоит исключительно в предоставлении льгот потребителю,

заведомо не распространяя их на его контрагента. По этой причине при

рассмотрении дела по иску предприятия связи общего пользования о понуждении

Всероссийской телерадиокомпании заключить договор Президиум Высшего

Арбитражного Суда РФ, подчеркнув, что данный договор действительно является

публичным, вместе с тем отметил, что применительно к такому договору

соответствующим правом (требовать его заключения) обладает только сторона-

потребитель услуг, но не та, которая их оказывает1.

Статья 426 ГК предусмотрела Эффективный механизм действия указанных в ней

мер. В частности, речь идет о том, что возможности для суда отказаться

удовлетворитьсоответсвующий иск ограничены только одной ситуацией:

Организация не имела возможности предоставить потребителю товары, оказывать

услуги или выполнить работы, по поводу которых он предлагал заключить

договор. При этом Постановление Пленумов №6/8 предусматривает, что на

коммерческой организации лежит бремя доказывания отсутствия соответствующих

возможностей2. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК при необоснованности

уклонения стороны от заключения договора с нее должны быть взысканы также

причиненные потребителю убытки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.