рефераты скачать

МЕНЮ


Территориальные финансовые основы местного самоуправления

государственного имущества и об основах приватизации муниципального

имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации

муниципального имущества:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций

созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на

специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с

инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных

обществ их работниками;

7

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые

акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной

собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные

капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в

процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами

муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких

акций.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества

является местная программа приватизации. В законе Московской области «Об

общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной

собственностью в Московской области» закреплено, что местные программы

приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных

объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме

выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа); перечень объектов,

намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа

приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы

при приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые

представителям определенных социальных групп и др.

Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной

экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного

самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью

поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет

поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому

органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный

бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

Муниципальная собственность на землю

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли различного

функционального назначентя и др. природные ресурсы. Органы местного

самоуправления являются субъектами права земельной собственности местного

самоуправления. Поскольку местное самоуправление владеет землей различного

назначения на правах собственника и может вступать в различные

правоотношения по вопросам эксплуатации, мелиорации, рекультивации земель,

законодатель предусмотрел муниципальную собственность на мелиоративные

системы и отдельно расположенные гидротехнические

8

сооружения ( ст.10,12 ФЗ “О мелиорации земель” от 10.01.1996 г.”).

В Российской Федерации пока отсутствует новый Земельный кодекс,

который позволил бы комплексно решать вопросы собственности на землю и

распоряжению ею.

Муниципальные унитарные предприятия и управление ими.

Хозяйственно-экономические предприятия и учреждения муниципальных

образований субъектов Федерации являются в составе объектов муниципальной

собственности основными формами организации малого, среднего и даже

крупного бизнеса в городских, сельских и иных поселениях. ГК закрепляет

важнейшее правовое положение для предпренимательской экономики : равенство

прав всех видов собственников ( п.2 ст.212 ГК). Вместе с тем, учитывая

реалии отечественной экономики и традиции общественного сознания,

приученного к существованию хозяйственника-несобственника, ГК сохранил

названную конструкцию только для предприятий гоударственного сектора

экономики и для объектов муниципальной собственности (абз.3 п.1 ст. 113

ГК). Такого рода организации названы унитарными, что подрузамевает

неделимость их имущества ни на вклады , ни на паи или доли, в том числе его

работников, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю.

Унитарные предприятия бывают двух видов: основанные на праве оперативного

управления и казенные предприятия, основанные на праве хозяйственного

ведения.

Муниципальные предприятия основанные на праве оперативного

управления.

Основанием для передачи имущества в оперативное управление может

быть: постановление(распоряжение) главы муниципального образования об

учреждении такого предприятия или муниципального учреждения, обращение

муниципальных учреждений или отраслевых органов администрации

города(района), др. вида поселеня или комитета по управлению имуществом.

Этот комитет закрепляет имущество в оперативное управление предприятием.

Решение комитета согласовывается с отраслевым органом администрации

поселения. Поскольку юридическая природа государственных и муниципальных

предприятий аналогична, то ст. 115 и 296 ГК применима и в отношении

унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления: на

собственника-учредителя возлагается вся гражданско-правовая

ответственность.

Форма унитарного предприятия предполагает наличие у него уставного

фонда.

9

Помимо сведений о размере и источниках формирования его деятельности,

устав является единственным учредительным документом такого юридического

лица (абз.2 п.1 ст.113 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

К имуществу этого предприятия предъявляются повышенные требования,

поскольку учредитель его освобожден от большинства видов гражданско-

правовой ответственности. Весь уставной капитал этого предприятия

представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных

претензий его кредитора, поэтому не может быть менее минимума,

установленного специальным законом, а в его отсутствие – действующим

законодательством. При этом к моменту государственной регистрации

предприятия весь уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником-

учредителем, и никаких рассрочек в этом отношении закон не допускает ( п.3

и 4 ст.114 ГК).

Эти унитарные предприятия могут создавать др. унитарные предприятия

путем выделения ( дочерние предприятия) (п.7 ст.114), которые не являются

особой разновидностью коммерческих предприятий. Основная его особенность

состоит в том, что оно имеет своим учредителем предприятие-несобственника.

Передача имущества дочернему предприятию осуществляется на основе

распорядительного акта собственника-учредителя унитарного предприятия(п.2

ст.295 ГК).

Основы управленческих отношений между органами муниципального

образования - учредителя этого вида унитарных предприятий закреплены в

ст.294,295 ГК и ст.29 Закона об общих принципах организации

местногосамоуправления.

Иные формы приобретения объектов муниципальной собственности.

Источниками формирования имущества муниципальной собственности ,

кроме того, могут быть: приобретение право собственности на имущество

юридического лица при его реорганизации и ликвидации ( п.7 ст.63 и абз.3

п.2 ст. 218 ГК), обращение взыскания на имущество собственника по его

обязательствам (подп.1 п.2 ст.235 и ст.238 ГК), конфискация(ст.243 ГК).

Местный бюджет, внебюджетные средства.

Компетенции органов местного самоуправления

К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы управления

финансовыми ресурсами района (города), которое обеспечиваются

формированием и исполнением местного бюджета,

10

внебюджетных и валютных фондов, установлением порядка взимания местных

налогов и сборов, доходов от использования муниципальной собственности,

осуществлением муниципальных заимствований и управлением муниципальным

долгом, регулированием финансовых отношений с хозяйствующими субъектами

вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений.

Полномочия представительного органа местного самоуправления

К ведению представительных органов местного самоуправления, относится

установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов,

утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их

исполнением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов;

рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение местного бюджета,

осуществления контроля за их исполнением и утверждением отчетов об

исполнении местных бюджетов. Представительные органы местного

самоуправления разрабатывают положение о бюджетном процессе района (города)

в соответствии общими принципами бюджетного процесса, установленными

Бюджетным Кодексом Российской Федерации и местными законами. В компетенции

находятся также установление порядка создания, утверждения и исполнения,

осуществления контроля за их исполнением и утверждением отчетов об

исполнении внебюджетных целевых и валютных фондов; определение порядка

направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной

собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и

сборы с предприятий и населения (в том числе с филиалов и представительств,

головные предприятия которых расположены вне территории района (города),

устанавливают размеры ставок и устанавливают порядок предоставляют льгот

по их уплате в пределах прав, предоставленных им Налоговым Кодексом

Российской Федерации; предоставляют порядок предоставления налоговых

кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных

платежей в местные бюджеты в соответствии с Налоговым Кодексом Российской

Федерации; определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате

налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или

сборов, региональных налогов или сборов, поступающие в местные бюджеты.

Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных

ссуд из местных бюджетов; порядка осуществления муниципальных заимствований

также находится в полномочиях представительных органов, которые помимо

этого утверждают смету

11

расходов администраций района, сельских администраций, а также ссуд и

займов из средств районного (городского) бюджета; определяют порядок

создания за счет средств местного бюджета муниципальную налоговую службу

для сбора местных налогов и муниципальное казначейство в целях управления

средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета,

выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого

конкурса и создавать иные финансово-кредитных организаций.

Полномочия исполнительного органа местного самоуправления

Исполнительные органы местного самоуправления составляют проект местного

бюджета, организует его исполнение и предоставляет отчет об его исполнении;

организуют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета; создают

внебюджетные целевые и валютные фонды, предоставляют отчет об их

исполнении. Также, проводят сбор доходов бюджета (налоги, сборы и другие

обязательные платежи, доходы от использования муниципальной собственности)

и доходы внебюджетных, валютных фондов; предоставляют непосредственно

предприятиям льготы по уплате налогов и иных обязательных платежей,

налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов по уплате налогов

и иных обязательных платежей, в том числе в части сумм федеральных и

региональных налогов и сборов, поступающие в местные бюджеты;

распоряжается бюджетными средствами, средствами внебюджетных и валютных

фондов;

В полномочиях исполнительных органов находятся предоставление финансовой

помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; осуществление муниципальных

заимствований (эмиссия и размещение ценных бумаг, займов и лотерей),

управление муниципальным долгом.

Исполнительные органы муниципального управления обязаны проводить ревизии

использования бюджетных и внебюджетных средств сельских администраций,

организаций и предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

создавать муниципальную налоговую службу, муниципальное казначейство;

проводить открытый конкурс для выбора уполномоченного банка, создают

финансово-кредитные учреждения.

Финансовые ресурсы местного самоуправления

Финансовые ресурсы местного самоуправления района (города) составляют:

1) Местный бюджет района (города), которые в свою очередь включает:

a) Собственные доходы и поступления бюджета;

б)Регулирующие источники доходов;

12

в)Финансовая помощь;

г)Компенсация дополнительных расходов, возникающих в результате решений,

принятых органами государственной власти (федеральными и

республиканскими);

д)Средства по взаимным расчетам.

2) Целевые внебюджетное фонды;

3) Валютный фонд;

4) Финансовые средства органов общественного самоуправления;

5) Финансовые средства муниципальных объектов собственности (привлеченные

средства);

6) Заемные средства (кредитные ресурсы, ценные бумаги, лотереи).

7) Средства самообложения населения (добровольные пожертвования физических

или юридических лиц).

Для координации процесса формирования и использования финансовых ресурсов в

составе плана социально-экономического развития района (города)

разрабатывается сводный финансовый баланс.

Местные финансы

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные

муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного

самоуправления, и другие финансовые средства.( п1 ст. 29 Закона об общих

принципах организации местного самоуправления).

Формирование и использование местных финансов основывается на принципах

самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени

населения муниципального образования органами местного самоуправления или

непосредственно населением муниципального образования в соответствии с

уставом муниципального образования

Местный бюджет

Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных

средств для обеспечения местного самоуправления. Органы местного

самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполнять и

контролируют местный бюджет.

Местный бюджет района (города) самостоятелен и независим от

республиканского бюджета по доходам и расходам, функциям, порядку

формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых

ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и

экологических функций, являются органы местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

13

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их

исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части

сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся

муниципальными образованиями.

Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно

разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном

образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса,

установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных

бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ и с

бюджетной классификацией субъекта РФ.

Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года)

заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в

порядке, установленном уставом муниципального образования.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого

финансового года, расходование финансовых средств муниципального

образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим

статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере

одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса

потребительских цен.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными

органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе

привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного

бюджета за истекший финансовой год.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об

исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.

Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем

финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности

на территории муниципального образования, не может служить основанием для

снижения на следующий финансовый год органами государственной власти

субъекта РФ нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в

местные бюджеты, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных

образований.

14

Принципы формирования местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на

получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средства из

федерального бюджета и средства из бюджета субъекта Российской Федерации в

соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской

Федерации.

Формирование и использование местного бюджета осуществляется органами

местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом

муниципального образования.

Органы государственной власти гарантируют:

- право представительных органов местного самоуправления

самостоятельно определять направления использования средств местных

бюджетов;

- право представительных органов местного самоуправления

самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных

бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате

увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных

бюджетов, возникающих вследствие принятия федеральных законов и

законов субъекта РФ, а также иных решений органов государственной

власти.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой

методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных

норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.