Таможенный контроль над ввозом и вывозом культурных ценностей
законодательства.
Как следует из материалов дела, при таможенном досмотре картин,
вывозимых Центром графических искусств за границу для участия в выставке-
продаже, было установлено, что одно из полотен не соответствовало
фотографии с изображением картины, подлежащей вывозу, семь работ исполнены
в технике и на материале, не соответствующих указанному в документах
возрасту произведений. По заключению эксперта, стоимость картин была
значительно занижена.
За указанные нарушения на Центр графических искусств был наложен
штраф в размере 300% стоимости картин. Все полотна конфискованы как объекты
правонарушения.
Арбитражный суд доводы Центра графических искусств о вине эксперта
отклонил, сославшись на статью 278 Таможенного кодекса, в соответствии с
которой, ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с
обманным использованием документов несет лицо, перемещающее такие товары,
то есть Центр графических искусств. Постановление таможни в части
конфискации картин, которые соответствовали предъявленным на вывоз
документам, отменил, указав в своем решении, что статья 277 Таможенного
кодекса предусматривает конфискацию товаров, являющихся непосредственным
объектом правонарушения.
3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей.
Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором
пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами
допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин,
налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном
состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при
нормальных условиях транспортировки и хранения.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями,
архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
-для организации выставок;
- для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
- в связи с театральной, концертной и иной артистической
деятельностью;
- в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза из РФ культурных ценностей,
принимается уполномоченными органами Министерства культуры РФ.
Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается
собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в
федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении
заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после
официального приема ходатайства.
Решение может быть оспорено собственником заявленных к временному
вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим
законодательством.
Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в
государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных
государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве
обеспечения кредита или служить предметом залога.
При временном вывозе культурных ценностей государственными и
муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными
хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе
прилагаются:
- договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза
культурных ценностей;
- документ, подтверждающий коммерческое страхование временно
вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых
рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех
рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и
гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности
и возврата временно вывозимых культурных ценностей.
При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также
физическими лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей
прилагаются:
- свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в
предусмотренные российским законодательством охранные списки или реестры;
- подтверждение об извещении соответствующего государственного
органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их
временном вывозе;
- договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза
культурных ценностей;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и
гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности
и возврата культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при
условии заключения между ходатайствующей стороной и Министерством культуры
РФ договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей.
Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей
обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с
оставлением предмета залога у залогодателя.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть
отказано по следующим основаниям:
- при отсутствии со стороны физического или юридического лица,
осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных
ценностей;
- если состояние культурных ценностей, заявленных к временному
вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;
- если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к
временному вывозу, а также, если культурные ценности являются предметом
спора о праве собственности;
- если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз
культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные
конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности
временно вывозимых культурных ценностей.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть
также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических
отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный
вывоз культурных ценностей.
Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных
ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению
после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.
Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их
временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе.
Временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и
регистрации в порядке, который должен быть установлен установленном
Министерством культуры совместно с Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации.
Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях
культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных
государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной
Российской Федерации; на них распространяется действие законодательства РФ
о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации.
Предоставление государственных гарантий охраны указанных ценностей
осуществляется в каждом отдельно случае в соответствии с международными
договорами или постановлениями Правительства России на условиях соблюдения
принципа взаимности.
Указанием ГТК РФ от 13 декабря 1993 г. N 01-12/1026 "Об освобождении
от обложения сборами за таможенное оформление культурных ценностей"
установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление временно
вывозимых (ввозимых) государственными и муниципальными музеями, архивами,
библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей не
взимаются в случаях:
а) временного вывоза и обратного ввоза указанными учреждениями
культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
б) временного ввоза культурных ценностей в целях экспонирования
указанными учреждениями и обратного вывоза после проведения выставок,
вернисажей и подобных мероприятий.
Что касается таможенных пошлин, то в ТК предусматривается применение
двух типов (видов) режима временного ввоза (вывоза) — с полным и частичным
освобождением от таможенных пошлин и налогов. Согласно указанию ГТК от 19
сентября 1995 года N 01-12/ 1141 "О режиме временного ввоза (вывоза)" в
основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение
дохода. Временный ввоз (вывоз) культурных ценностей для экспонирования на
выставках, вернисажах и подобных мероприятиях осуществляется с полным
освобождением от уплаты таможенных пошлин
В ТК установлен общий предельный срок временного ввоза (вывоза)
товаров — не более двух лет (ст. 71). В рамках этого срока таможенные
органы, выдавая разрешение на помещение товара под таможенный режим,
устанавливают конкретный срок, в течение которого товар, исходя из цели и
обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне)
таможенной территории. Кодексом наряду с этим предусмотрена и возможность
продления установленных сроков для временного ввоза (вывоза).
Основанием для рассмотрения вопроса о продлении предельных сроков
временного ввоза (вывоза) товаров является мотивированное заявление,
подаваемое в ГТК не позднее двух месяцев до истечения первоначально
установленных предельных сроков. Кроме заявления, заинтересованное лицо
также обязано представить документы, необходимые при рассмотрении вопроса о
продлении сроков, в частности:
-заключение таможни о целесообразности дальнейшего продления срока
временного ввоза (вывоза) товаров;
-копии ранее оформленных ГТД, по которым товары были помещены под
рассматриваемый режим (с прилагаемыми к ним документами).
В настоящее время, на основании Письма ГТК РФ от 9 октября 1997 г. N
01-15/19349 "О продлении сроков временного вывоза культурных ценностей",
таможенные органы производят таможенное оформление продления сроков
временного вывоза с таможенной территории Российской Федерации культурных
ценностей в соответствии с установленным порядком при условии представления
письменного разрешения Департамента по сохранению культурных ценностей
Минкультуры России о продлении сроков действия "Свидетельства" с
приложением к нему перечня вывезенных культурных ценностей, на которые
распространяется действие такого разрешения.
Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов
При ввозе на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов,
созданных в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств,
физическое или юридическое лицо-обладатель прав на демонстрацию и
распространение фильма на территории России (в том числе по доверенности)
представляет в таможенные органы:
1. Грузовую таможенную декларацию, заполненную в соответствии с
Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации,
утвержденной Приказом ГТК России от 25.04.94 г. N 162.
При этом к грузовой таможенной декларации прилагается составленное в
произвольной форме письменное заявление лица, перемещающего товары, в
котором указывается:
а) наименование фильма на языке оригинала и русском языке;
б) страна-производитель фильма, год выпуска, возрастные ограничения
цензорских комиссий страны-производителя;
в) продолжительность фильма (объем в частях);
г) жанр фильма;
д) цель ввоза фильма.
Заявление подписывается уполномоченным должностным лицом предприятия,
учреждения или организации либо физическим лицом, перемещающими товары и
является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
2. Документы, подтверждающие права заявителя на распространение и
демонстрацию фильма:
V договор;
V доверенность;
V банковские документы, свидетельствующие о состоявшейся сделке купли-
продажи.
3. Иные документы, необходимые для осуществления таможенного
оформления и таможенного контроля.
При ввозе на территорию Российской Федерации фильмов зарубежного
производства взимается таможенная пошлина в соответствии со ставками
ввозных таможенных пошлин, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации (код товара по ТН ВЭД 3706, ставка пошлины — 30%
таможенной стоимости).
Приложение
СХЕМА
РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОХРАНЕНИЮ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|Местонахождение |Территория обслуживания |
|территориального | |
|органа | |
|¦г. Москва |Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, |
| |Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, |
| |Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва|
| | |
|г. Санкт-Петербург | |
| |Республика Карелия, Калининградская, |
| |Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская|
| |области, г. Санкт-Петербург |
|г. Архангельск | |
| |Республика Коми, Архангельская, Вологодская |
| |области, Ненецкий автономный округ |
|г. Воронеж | |
| |Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, |
| |Орловская области |
|г. Нижний Новгород | |
| |Республика Марий Эл, Республика Мордовия, |
| |Республика Татарстан, Удмуртская Республика, |
| |Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская |
|г. Саратов |области |
| | |
| |Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, |
|г. Краснодар |Пензенская, Самарская, , Тамбовская, Ульяновская |
| |области |
| | |
| |Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика|
| |Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, |
| |Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская |
|г. Екатеринбург |Республика, Республика Северная Осетия - Алания, |
| |Чеченская Республика, Краснодарский, |
| |Ставропольский края, Ростовская область |
|г. Новосибирск | |
| |Республика Башкортостан, Курганская, Пермская, |
| |Свердловская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий |
| |автономный округ |
|г. Иркутск | |
| |Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, |
| |Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области,|
| |Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа|
|г. Красноярск | |
| | |
| |Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская, |
| |Читинская области, Агинский Бурятский, |
|г. Хабаровск |Усть-Ордынский Бурятский автономные округа |
| | |
| |Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, |
|г. Владивосток |Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), |
| |Эвенкийский автономные округа |
| | |
| |Хабаровский край, Амурская, Камчатская, |
| |Магаданская области, Еврейская автономная область,|
| |Корякский, Чукотский автономные округа |
| |Приморский край, Сахалинская область |
Нормативные источники
1. Таможенный кодекс РФ 1993 г.
2. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе
культурных ценностей».
3. Постановление Правительства от 6 июня 1997 г. N 679 Об утверждении
Положения о Министерстве культуры РФ.
4. Приказ Министерства Культуры СССР от 23 марта 1987 г. N 120 Об
утверждении инструкции «О порядке контроля за вывозом из СССР культурных
ценностей».
5. Письмо ГТК РФ от 29 июля 1997 г. N 01-15/14501 О создании
Территориальных управлений Министерства культуры РФ по сохранению
культурных ценностей.
6. Письмо ГТК РФ от 8 июля 1996 г. N 01-15/11998 «О вывозе культурных
ценностей».
7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 «Обзор
практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного
законодательства».
8. Указание ГТК РФ от 6 сентября 1994 г. N 01-12/973 «О порядке ввоза
на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов».
Использованная литература
1. Комментарии к Таможенному кодексу. Под ред. А.Н.Козырина. – М.:
МГИМО, 1996г.
2. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск II. Организация и
технология таможенного контроля. – М.: РИО РТА, 1995 г.
3. Таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Габричидзе Б.Н. –
М.: Издательство БЕК, 1995г.
Страницы: 1, 2
|