рефераты скачать

МЕНЮ


Статус Президента РФ

навести порядок в законотворческой деятельности.3

Кроме этого, статья 90 Конституции Российской Федерации устанавливает

полномочия Президента на издание правовых актов. Президент Российской

Федерации издает указы и распоряжения. Анализ указов и распоряжений

Президента за последние три года показывает, что в форме указов оформляются

решения Президента по значительному большему кругу проблем политического и

общественного характера, исходя из их значимости. В форме распоряжений

Президента принимаются решения по оперативным организационным и кадровым

вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента.

Распоряжения в отличие от указов, не должны содержать предписаний носящих

нормативный характер.4

Принципиально важно отметить, что правовые акты Президента не подлежат

утверждению законодательными органами. Лишь указы Президента Российской

Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения

требуют утверждения Совета Федерации (Ст.102 Конституции Российской

Федерации).

Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить

Конституции Российской Федерации и Федеральным законам.

Заслуживает, однако, внимания тот факт, что в России был период, когда

Верховный Совет представлял Президенту Российской Федерации право издавать

указы, не соответствующие действующему законодательству. Данное право было

предоставлено Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1.11.91г.

«О правовом обеспечении экономической реформы».1 Согласно Постановлению

Президент наделялся правом приостанавливать законодательные акты СССР, а

также издавать указы, находящиеся в противоречии с действующим

законодательством, в целях оперативного урегулирования хода экономической

реформы. В последнем случае, проекты этих актов должны представляться в

Верховный Совет и если он их не отклонит, то указы вступают в силу.

Подобным способом Президент с 1991 г. по конец 1998г. пользовался

довольно часто. В качестве примеров можно назвать указы от 16 апреля 1993

года «Об усилении государственного контроля за использованием и охранной

земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 года «О

приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие

с Конституцией Российской Федерации», которые вносили значительные

изменения в земельные отношения в стране.2

Акты Президента, носящие нормативно-правовой характер вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

В соответствии со Ст.125 Конституции и Ст.3 Федерального

конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции лишь нормативных

актов Президента.

Также в Конституции Российской Федерации установлено, что Президент

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в

стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства

(Ст.84 п. «е»). Эти послания не имеют силу закона, они носят характер

установочных документов.

По сложившейся практике и с учётом положений Ст.100 Конституции

заслушивание Посланий Президента – одно из немногих случаев, когда палаты

Федерального Собрания могут собраться совместно.1

Хотя Послания не являются нормативным решением, обязательным для

исполнения конституционно самостоятельными органами государственной власти,

они служат не только целям ориентации законодательной деятельности

парламента.

Несмотря на то, что Послания Президента адресуются Федеральному

Собранию, основная тяжесть и ответственность за их выполнение ложится на

федеральное Правительство. Такое положение обусловлено тем обстоятельством,

что основные направления внутренней и внешней политики, которые определяет

Президент (Ст.80), реализуются в основном через деятельность Правительства

и подведомственных ему органов управления.

Темпы и структуры ежегодных Посланий определяются Президентом исходя

из актуальности задач текущего периода, политической ситуации в государстве

и стратегического видения будущего. Вместе с тем некоторые исходные

позиции обозначены в законе и в президентской практике.

Как правило, в первой части ежегодного Послания Президента содержится

оценка положения дел в стране. Согласно Ст.5 Закона «О государственном

прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской

Федерации» от 25 июня 1995 года ежегодное Послание Президента, с которым он

обращается к Федеральному Собранию, должно содержать специальный раздел,

посвящённый анализу выполнения программы социально-экономического развития

России на среднесрочную перспективу и уточнения. Упомянутой программы с

выделением задач на предстоящий год.

На законодательном уровне определены ряд специальных требований и

установок, которые должны содержаться в первом Послании Президента после

вступления его в должность в результате всенародных выборов. В него должен

включаться специальный раздел, посвящённый концепции социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Обратим внимание, что речь идёт о прогнозе на среднесрочную

перспективу, т.е. на период от трёх до пяти лет с ежегодной корректировкой,

что в известной мере связано с периодичностью выборов Президента (раз в 4

года).

В специальном разделе ежегодного Послания Президента характеризуется

состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические

цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации

указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению их на федеральном

уровне, приходятся важнейшие целевые макроэкономические показатели развития

нашей экономики на среднесрочную перспективу.

Таким образом, в области законодательной, Президент Российской

Федерации не только отвечает и решает «судьбу» Государственной Думы

(назначает выборы распускает в случаях и порядке, предусмотренных в

Конституции РФ), но и наделен правом законодательной инициативы,

подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного «вето» в

отношении Федеральных законов, издает нормативно-правовые акты и обращается

к Федеральному Собранию с Посланиями о положении в стране.

3.3. Полномочия, связанные с исполнительными органами власти.

Президент наиболее тесно связан с исполнительной властью. Конституция

Российской Федерации создает образ президента как главы государства,

стоящего над «всеми властями», гаранта всех конституционных институтов

(глава IV) , что означает: Президент Российской Федерации юридически не

является главой исполнительной власти и не в ходит каким-либо образом в её

систему. Президент Российской Федерации осуществляет мощное воздействие на

Правительство Российской Федерации путем персональных назначений его членов

и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Согласно пункта «а» Ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент

назначает Председателя Правительства Российской Федерации. До акта

назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

Государственная Дума выражает согласие на назначение определённого лица

Председателем Правительства путём голосования.1

Президент принимает решение об отставке Правительства Российской

Федерации, такое решение может быть принято в трёх случаях:

По собственному усмотрению;2

В случае подачи Правительством заявления об отставке;

В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на

заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя

Правительства (пункт «б»). Такая практика существовала в Российской

Федерации, есть она и в зарубежных странах (например, во Франции). На этих

заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.

Следует отметить, что право Президента председательствовать на

заседаниях Правительства характерно для президентских республик, в которых

глава государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также

для полупрезидентских республик.

Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства,

призванного обеспечить единство государства и государственной власти в

целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов

государственной власти, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто

исполнительские. Поэтому обосновано говорить, что президент обладает

полномочиями исполнительной власти, но не входит в неё. Здесь уместна

спортивная аналогия: судья не игрок на поле, но он и не за лицевой линией.1

Во второй части Ст.85 Конституции Российской Федерации Президент

Российской Федерации наделяется правом приостановить действия актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречий

этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам,

международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и

свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим

судом. Следовательно, это право ограничивается во времени и контролируется

по содержанию.

Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку

оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшим их

органами еще до рассмотрения дела в суде.

Следует отметить, что Президент вправе приостанавливать только

действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, но он не может приостанавливать действие актов их органов

законодательной власти.

Как известно, в соответствии со Ст.77 Конституции федеральные органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую

систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство

осуществляется в пределах ведения Российской Федерации и полномочий

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

и её субъектов. При рассмотрении вопроса оп полномочиях федеральных органов

исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации. Следует учитывать, что в соответствии со Ст.78 Конституции они

могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (Ст.77,

78).

Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президентом Российской Федерации, как было отмечено, приостанавливались

неоднократно. В частности, в марте 1994 года Президент Российской Федерации

приостановил своим Указом действие постановления администрации

Красноярского края от 22 февраля 1994 года, которым назначался референдум

по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и

организации государственной власти в Красноярском крае», как

противоречащего Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации осуществляет

непосредственное воздействие на Правительство Российской Федерации,

назначая его членов и принимая важные решения в сфере исполнительной

власти.

3.4. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с судебными

органами власти.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида

государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10

Конституции Российской Федерации).

Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным

органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской

Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства (п.2 Ст.118 Конституции

Российской Федерации). В тоже время Ст.127 Конституции выделяет ещё и такой

вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и

реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций,

возникающих в обществе и требующих вмешательство суда.

В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением

установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить

беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и честно

рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного

надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть

посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати

судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по

представлению Президента Российской Федерации.1

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Конституционном Суде Российской Федерации способствует осуществлению

деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав

и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента

Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от

должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя

Администрации Президента Российской Федерации и является по должности

заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.1

Также кандидатуры на должность судей Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, Генерального Прокурора Российской Федерации, согласно

пункта «е» Ст.83 Конституции Российской Федерации, представляет Совету

Федерации Президент Российской Федерации. А назначение этих должностных лиц

осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может

освободить Генерального Прокурора от должности. Что же касается судей

названных выше судов, то порядок их смещения Конституция Российской

Федерации не предусматривает. В соответствии со статьей 111 Конституции

порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным

законом.

Кроме этого Президент Российской Федерации также назначает на

должность судей других федеральных судов.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

судьи высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего

Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания

РФ по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других

федеральных судов – непосредственно Президентом РФ.

3.5. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения

безопасности государства.

Согласно Ст.83 и 87 Конституции Российской Федерации Президент

назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской

Федерации, что совершенно оправдано, так как Президент по должности

считается Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской

Федерации. Согласно Федеральному закону «Об обороне» (Ст.4), он утверждает

концепцию и планы строительства Вооружённых Сил, мобилизационные планы

подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного

оборудования.

Оборона страны, её безопасность – одна из главных функций главы

государства, здесь Президент принимает не только конкретные, оперативные

меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. «Его

прямая обязанность, - об этом произнося присягу, Президент клянётся

народу, - защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность

государства» (Ст.82).

Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и

обеспечении её безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция

определяет их, как правило, в общем, виде, а дальнейшая конкретизация

осуществляется федеральными законами и указами Президента. Обратим внимание

также на то, что управленческие полномочия в обеспечении обороны разделено

между Президентом и Правительством.1

В некоторых комментариях к Конституции высказывается мнение, что в

мирное время Президент осуществляет «лишь самое общее политическое

руководство Вооружёнными Силами», а более конкретным руководством и

строительством Вооружённых Сил занимается Правительство России. Такая точка

зрения не соответствует действующему законодательству, так как в

соответствии с Законом об обороне на Правительство возложена, главным

образом, организация материально-технического (в широком значении)

оснащения Вооружённых Сил, а также социального обеспечения военнослужащих,

уволенных со службы, и т.д.

Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняются Президенту, и

решающее слово всегда остаётся за главой государства. Принцип единоначалия

в руководстве Вооружёнными силами и высокая степень централизации

управления в области обороны, безусловно, требует от главы государства не

общего, а конкретного руководства это сферой.

К полномочиям Президента также относится назначение и освобождение от

должности лиц высшего командования Вооружённых Сил, присвоение высших

воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу,

утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооружённых Сил.1

Президент определяет основные направления реформы в области обороны и

безопасности, концепцию военного строительства, ставит задачи перед

Правительством и другими структурами исполнительной власти по созданию

эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением

военной безопасности. Масштабы этого направления деятельности Президента и

его полномочия утверждают доминирующую роль главы государства в этой сфере

и налагают на него огромную ответственность за положение дел в военной

области, в правильном выборе стратегических приоритетов.

Нынешнее положение Вооружённых Сил, связанное с реформой армии,

характеризуется отсутствием целостного механизма принятия решений в области

обеспечения военной безопасности. Одной из важнейших целей военной реформы

Б.Ельцин считает создание гибкой и справедливой системы прохождения службы,

усиление роли как государственного, так и гражданского контроля за

деятельностью Вооружённых Сил.

Реорганизация Вооружённых Сил и оборонно-промышленного комплекса

осуществляется без должного законодательного, ресурсного и финансового

обеспечения. В этом вопросе, безусловно, нужны совместные действия

Президента, законодательной и исполнительной властей. От Президента в

решающей мере зависит организация этой совместной работы по выполнению

общегосударственной задачи.

В соответствии со Ст.83 и 87 Конституции Президент формирует и

возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в

случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а

для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение (Ст.88). В то

же время Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.