Происхождение государства
людей с принудительно установленным мирным порядком посредством
предоставления исключительного права принуждения только органам
государства»[15]. Словом, многие ученые характеризовали государство как
организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.
Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение
государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и
власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента
государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную
территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[16]. «Под именем
государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в
известных границах и подчиненных одной власти»[17].
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты
государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,
одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,
третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это
определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков
государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во
всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но
государства тут не было»[18].
Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теории
права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал
Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная
психическая связь между ними»[19]. Однако «форма общежития», форма
организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося
явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.
М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически
определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач,
выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то
там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать,
что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем
союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам
и союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[20].
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.
Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие
к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все
гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[21]. Много
лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое
конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что
иное, как машина для подавления одного класса другим»[22]. В. И. Ленин внес
в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это
есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[23].
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в
официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в
которых возникает высокая классовая напряженность и политическое
противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения
подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план
их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в
государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как
политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий
специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей
страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки
государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства
и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая
формулировка: государство – это политическая организация общества,
обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством
государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную
власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,
свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше
подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство
есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно
выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его
единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же
время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы
граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Понятие государства, его характеристика конкретизируется при
раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от
негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков
государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в
качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего
общественно-политического института»[24]. Каковы же эти признаки?
Территориальная организация населения и осуществление публичной
власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе
принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или
предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно
территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-
организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения
потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной
организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую
распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,
превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,
пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой
институт – подданство или гражданство.
С территориальной организацией населения сопряжено не только
возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А
потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
От негосударственных организаций государство отличается тем, что
олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.
Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,
создаются добровольно по тем или иным интересам.
Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает
с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было
непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и
использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни
в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит
в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном
сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и
принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть
представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная
власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое
обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в
реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным
учреждениям.
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»
появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить
государственную власть от церковной и придать ей исключительное,
монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства.
Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее
верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)
универсальность ее властной силы, которая распространяется на все
населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее
прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая
другая общественная власть не располагается.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой
другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,
монопольном праве свободно решать все свои дела.
В Советском Союзе и бывших социалистических государствах
государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни
независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в
жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей
партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин
глубокого кризиса общества и государства.
Неразрывная связь государства и права. Без прав государство
существовать не может. Право юридически оформляет государство и
государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.
Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит
функционирование государства и государственной власти в рамки законности,
подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности
государства праву и формируется демократическое правовое государство.
Суверенитет государства и суверенитет нации.
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.
Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в
сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти
церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.
Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно
становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть
неотъемлемое свойство государства.
Государственный суверенитет – «независимость государственной власти
от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее
исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои
дела»[25].
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в
себе все наиболее существенные черты государственной организации общества».
Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:
в универсальности – только решения государственной власти
распространяются на все население и общественные организации данной страны;
в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого
незаконного проявления другой общественной власти;
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает
никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее
взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решения
разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.
Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии
управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она
несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две
суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном
и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды
истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в
своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет
этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не
может, и одна из них непременно сходит со сцены.
Государственный суверенитет – это основа силы государства, его
способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет
не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,
для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего
произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых
участвует государство.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на
законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей
государственной территории;
внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах
страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне
кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,
когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.
Государство в соответствии с международным правом и своим национальным
законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным
организациям.
В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает,
что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других
государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое
государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных
групп и их негосударственных образований»[26]. В международных отношениях
государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными
нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не
ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по
всеобщему согласию.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзными
государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами
федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и
республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями
некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика
Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и
интересы всего многонационального народа республики»[27].
В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ
распространяется на всю территорию»[28].
В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом
и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне
РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного
права»[29].
В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое
выражение полновластие народа, в интересах которого государство
осуществляла руководство обществом.
Государственный суверенитет как особенность государственной власти
следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия,
право народу самому, своей волей определять свою судьбу»[30]. Аналогичное
же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и
народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право
на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным
суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в
котором нации и народности реализовали свое право на национальное
самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех
указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный
суверенитет.
Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть
до отделения и образования самостоятельного государства»[31]. В
многонациональных государствах, образованных путем добровольного
объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,
естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от
того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на
самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации
на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет,
осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать
суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается
путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих
прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций
обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих
случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является
носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета,
принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему
как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы
каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в
любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций,
входящих в его состав.
Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан.
Шесть лет, прошедших со дня принятия Декларации о государственном
суверенитете Республики Татарстан, с точки зрения истории небольшой срок,
но он достаточный, чтобы подвести определенные итоги и попытаться
проанализировать перспективы развития. За короткий отрезок времени мы
сумели продвинуться по пути демократизации общества и развития рыночных
отношений и по сути дела живем в совершенно другом обществе. Еще совсем
недавно в условиях СССР никто не считался с мнением даже союзных республик,
не говоря уже об автономиях. Сегодня голос Татарстана звучит все весомее, с
его мнением считаются.
В условиях такого унитарного государства как СССР, где все было
централизовано, мы фактически не имели реальных прав. Все делалось только
по указанию центра и через строго централизованное планирование. Это
находилось в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когда
начались процессы демократизации, все республики, в том числе и Татарстан,
заговорил о своих правах. Это был закономерный процесс.
Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономных
республик. Для этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусе
Татарстана поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когда
принималась первая Конституция СССР, и в последующем, когда принимались
другие Конституции.
Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошел
в очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств,
появление тенденций к изменение общественно-политического строя, переход к
рыночной экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не было
столь крутых поворотов. На фоне этих глобальных перемен происходит спад
промышленного производства, усиливаются экономический и финансовый кризисы,
ухудшается материальное положение людей. Не обошли все эти процессы и наш
регион.
Главная задача в этот период - позаботиться о будущем народов
Татарстана, преодолеть накопившиеся в прошлом проблемы.
Как известно, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана
единогласно провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете
Страницы: 1, 2, 3, 4
|