Предмет конституционного права Российской Федерации
чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее
отдельных местностях (ст.56) ; о принятии в Российскую Федерацию и
образовании в ее составе нового субъекта (ч.2 ст.65) ; об уполномоченном по
правам человека (п."д" ст.103) ; о полномочиях , порядке образования и
деятельности Конституционного Суда РФ (ч.3 ст.128) и др. .
3. Федеральные законы.
Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50
федеральных . При этом в Конституции содержится отсылка либо к прямо
поименованному федеральному закону , либо к вопросу, требуемому
урегулирования федеральному закону . Необходимо отметить , что часть
вопросов, требующих урегулирования законодательными актами РСФСР .
4. Акт референдума.
Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу
государственной и общественной жизни . Референдумы бывают
общегосударственными , республиканскими, местными . В Российской Федерации
референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента
РФ) , 25 апреля 1993 ( по отношению к деятельности Президента РФ ,
Правительств РФ , по отношению к досрочным выборам Президента РФ , народных
депутатов РФ ) , 12 декабря 1993 года ( по принятию Конституции РФ ) .
5. Подзаконные акты президента РФ.
Президент на основе и во исполнении Конституции РФ и законов издает
указы и распоряжения . Эти акты не могут противоречить конституционным
нормам , они обязательны для исполнения на всей территории государства .
Глава государства по частым вопросам издает распоряжения , содержащие
конкретные поручения , задания , не являющиеся нормативными актами .
6. Акты представительного и законодательного органа Российской
Федерации - Федерального Собрания.
К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной
думы по вопросам , отнесенным к их ведению . Как правило , постановления
палат парламента принимаются большинством голосов то общего числа депутатов
, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ .
7. Акты Правительства РФ.
На основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов ,
нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и
распоряжения . Распоряжения издаются для решения оперативных и других
текущих вопросов и носят ненормативный характер .
8. Постановления Конституционного Суда РФ.
К источникам конституционного права они стали относиться недавно .
Постановления являются источниками , во-первых , потому , что многие
конституционные нормы , и иные законодательные нормы действуют в том
истолковании , которое дано им в результате процедуры конституционного
контроля . Во-вторых , потому что решения о недействительности правовой
нормы как противоречащей Конституции , выносимое этим рганом , есть не что
иное , как своеобразный негативный источник права : он не формулирует , а
наоборот , отменяет норму .
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры .
В Основном законе нашей страны определено , что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На
конституционном уровне запрещена общая норма , согласно которой
устанавливается приоритет международных договоров , - разумеется ,
участницей которых является Российская Федерация , - над положениями ее
внутреннего устройства . Это означает , во-первых , что если в
международном договоре содержатся иные положения , чем в законе , то
действуют положения договора . Во-вторых , общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры России имеют прямое ,
непосредственное действие на российской территории . С принятием новой
Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны
руководствоваться положениями международных договоров , участницей которых
является Россия.
10. Внутригосударственные договоры .
Служат источником конституционного права , если регулируют проблемы в
случае , когда заключившие их субъекты на это управомочены .
Источником конституционного права является Федеральный договор ,
заключенный в Москве 31 марта 1992года .
К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами
Российской Федерации , заключенные с 1990 года с целью развития "
горизонтальных связей " . Так , в 1991 году заключен Договор о дружбе и
сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан , в 1994 году
Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской
Федерации и республикой Татарстан .
11. Декларации.
Особое место среди источников права занимает декларация , принятая
высшими органами государственной власти . В ней решаются принципиальные
вопросы государственного строительства , суверенитета , свободы личности ,
дается оценка социально-политической ситуации . Источником конституционного
права является Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации , принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года ,
и Декларация прав и свобод человека и гражданина , принятие Верховным
Советом РФ 22 ноября 1991 года , Декларация о языках народов России от 25
октября 1991 года .
12. Положения.
На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Федерального
Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Фе-
дерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в декабре 1993
года .
13. Регламенты.
Регламенты содержат нормы , определяющие порядок деятельности палат
парламента и их структур . Например , регламент Государственной Думы или
Совета Федерации Федерального Собрания России .
Важнейшим источником конституционного права являются конституции
республик в составе Российской Федерации и Уставы краев , областей ,
городов федерального значения , автономных областей , автономных округов .
В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется
схема управления регионом , конкретизируется структура , функции и
положения органов государственной власти , права и обязанности человека и
гражданина , формы участия граждан в государственном управлении и другие
вопросы .
В соответствии с Конституцией РФ , субъекты Российской федерации имеют
свое законодательство . Следовательно , отдельные законы субъектов
федерации , также могут являться источниками конституционного права .
Источниками конституционного права являются акты органы государственной
власти субъектов Российской Федерации ( Указы Президента , постановления
представительных ( законодательных ) органов , постановления Правительства
, администрации и т.д. ) .
К источникам конституционного права относятся акты органов местного
самоуправления ( постановления представительного или исполнительного органа
, регламенты , положения , уставы о местном самоуправлении и т.д. ) .
Существенная особенность анализирующих факторов ( помимо подзаконности ) -
территориальная ограниченность их действия .
Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи ,
не является исключением и Российская Федерация . Правовым обычай становится
тогда , как получает официальное оформление государства .
Различно понимание правового обычая . Наиболее приемлемо его
определение как общеобязательного правила поведения , соблюдаемого в
установленных случаях гражданами , должностными лицами и государственными
органами в силу целесообразности , традиции или привычки и обеспечиваемого
мерами государственной защиты (2) . Роль обычая в каждой отрасли права
различна . В российском конституционном праве сфера его распространения
ограничена . Вот несколько примеров . В соответствии с давними традициями и
обычаями закреплены символы Российской Федерации ( ст.70 Конст. РФ ) -
Государственный флаг , Государственный герб , Государственный гимн .
С утверждающимися обычаями , традициями церемониалом неразрывно связан
институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного
Суда РФ) .
Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3
ст.99 Конституции РФ положение : " Первое заседание Государственной Думы
открывает старейший по возрасту депутат " .
Таким образом , вышеперечисленные источники конституционного права
регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и
государства . В них содержатся правовые предписания , являющиеся основой
для всех других отраслей права . Все анализируемые источники , как и
источники других отраслей права отличаются формальной определенностью и
общеобязательностью .
4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес
и споры в науке конституционного права.
Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно-
правовые отношения составляют предмет конституцион-
ного права.
В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные
отношения, которые урегулированы нормами права. Сле-
довательно, конституционно-правовые отношения - это общественные
отношения, урегулированные нормами конституционного права или
возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи
между субъектами конституционного права.
Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые
присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно
определены.
Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака,
характеризующие данные отношения показывая этим их специфику и
отличительные особенности (1).
1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения
политического характера. Они существуют незави-
симо от права, независимо от юридической конституции.
2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ,
науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и
свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые
отношения.
4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами,
рождающими фактическую власть в государстве.
5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.
В Российском обществе за последние годы произошли значительные
изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и
др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли
своей значимости. Их можно только до-
полнять.
Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой
специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений
выступают социально-экономические и социально-политические ценности,
национальные отношения, основные права и свободы человека и др.
Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный
характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их
возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их
существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль
конституционного права в правовой системе государства.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что
большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права,
эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной
всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений
провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их
группа.
Содержанием конституционных правоотношений является социальное
поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и
широк.
Субъектами российского конституционного права являются возможные
участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в
конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то
возникает необходимость объединения их в следующие группы :
1. Многонациональный народ Российской Федерации ,нации,этнические
общности(народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых
отношений обусловлена прежде всего тем,что он является носителем
суверенитета и единственным источником власти в России(ст.3 Конституции
РФ).
Права образовывать представительные органы государственной
власти,участвовать в выборах Президента РФ,выражать свою волю путём
референдума относятся к исключительному ведению народа.
Нации,этнические общности могут вступать в конституционно-правовые
отношения как между собой,так и с органом государственной власти по поводу
национальной государственности,по иным вопросам,затрагивающим их интересы.
2.Государство - Российская Федерация;субъекты в составе Российской
Федерации(республики,края,области,города федерального значения,автономная
область,автономные округа).
В общественных отношениях,регулируемых нормами конституционного
права,государству принадлежит особая роль.Оно выступает в качестве
регулятора общественных отношений,прежде всего как носитель правотворческой
власти.
Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых
отношениях непосредственно или через государственные органы,выступающие от
их имени.Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта
1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти её субъектов.Конституционные правоотношения также
возможны между республиками,между автономиями,республиками и автономной
областью и автономными округами и т.д.
3.Административно-территориальные единицы(районы,города,районы в
городах,поселки).
Административно-территориальная единица,это не только географическое,но
и политическое образование,основу которого составляет население.Именно
население,формируя органы местного самоуправления,придает административно-
территориальной единице черты политического образования,выступающего в
качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают
избирательные округа.Через них реализуется право избирателей
представительствовать в органах государственной власти.
4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской
Федерации ими являются:Федеральное Собрание,Прави-
тельство,Конституционный Суд,Верховный Суд,Высший Арбитражный Суд,Городская
Дума,местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию
между различными органами власти.Обладая правом на осуществление
государственной власти и местного самоуправления,они наделены определенной
компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами(издания
законов,контроль за деятельностью других органов,исполнения законов и
т.д.).Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители
властных полномочий либо как подчиненные субъекты,а иногда как равноправные
участники договорных отношений.
5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являются:Президент
РФ,Председа-
тели палат парламента - Федерального Собрания;Председатель Правительства
РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая
широкими представительскими,правотворческими,управленчес-
кими полномочиями,он вступает в отношения с
парламентом,правительством,республиками и др.субъектами конституционного
права.Те отношения,которые основываются на конституционных
нормах,приобретают форму конституционно-правовых.В некоторые из подобных и
иные
конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные
лица.
6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной
правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных
представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов
представителей народа в различные законодательные(представительные)органы
власти(Государственную Думу,Совет Федерации,Законодательное
Собрание,Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в
работе тех органов государственной власти,в состав которых они избраны,в
решении вопросов,рассматриваемых этими органами,в утверждении
актов,издаваемых ими и т.д.
7.Политические партии,иные общественные объединения. Политические
партии и иные общественные объединения играют все
более активную роль в жизни Российской Федерации.Они участвуют в
избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты,организуют
предвыборные мероприятия.Важно их участие в проведении референдумов,в
местном самоуправлении,в охране и защите конституционных прав и свобод
граждан.
8.Граждане Российской Федерации,иностранные граждане,лица без
гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых
отношениях,осуществляя свои конституционные права,свободы и обязанности.
Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации.При
этом следует отметить,что граждане являются субъектами данных отношений
независимо от пола,расы,национальности,языка и других признаков.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть,кроме
того,субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с
приобретением российского гражданства,получением политического убежища.
Такова система субъектов конституционного права России,которые,участвуя
в конституционно-правовых отношениях,реализуют свои права и
свободы,исполняют обязанности,закрепленные в Конституции Российской
Федерации.
Необходимо отметить,что понятия субъект конституционного права и
субъект конституционно-правового отношения - близкие,взаимообусловленные,но
не тождественные.
Субъект конституционно-правового отношения - это субъект
конституционного права,вступивший в конкретное правоотношение,а субъект
конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.
Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов
конституционных правоотношений с объектами.
В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что
направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е.
то,по поводу чего возникают правоотношения(2).
В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие
объекты конституционно-правовых отношений:
Государственная территория.
В Конституции Российской Федерации имеется норма,согласно которой
границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их
Страницы: 1, 2, 3, 4
|