Правоохранительные органы России (Шпаргалка)
|уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и |может признать человека виновным и назначить ему уголовное |
|установленного им порядка, обеспечивающих законность, |наказание (ст.49 Конституции РФ). Круг органов, |
|обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных |уполномоченных вершить правосудие четко ограничен названными |
|решений. |выше законами. Это - Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд |
|Это вид государственной деятельности может осуществляться |РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, |
|только конкретными способами, а не произвольно, по умотрению |краевые, городские, областные суды и арбитражные суды, суды и |
|каких-то должностных лиц или органов. |арбитражные суды автономной области и автономных округов, |
|Этот вид государственной деятельности может осуществляться с |районные народные суды, военные суды. И все!!! Государство |
|соблюдением особого порядка (процедуры), который детально |доверяет оправление правосудия только компетентным органам. |
|регламентируется законом. |Акты правосудия (приговоры и др.) требуют немедленного и |
|Правосудие может осуществляться только особым органом - судом|обязательного исполнения. Отменять или изменять их могут |
|(судьей). Никакой другой орган или должностное лицо не вправе|только вышестоящие судебные органы. Впервые этот принцип |
|осуществлять эту деятельность. |(осуществление правосудия только судом) был применен в ходе |
| |судебной реформы 50-х 60-х годов, когда были оглашены факты |
| |репрессий (уголовных наказаний) ни в чем не повинных граждан. |
|14 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА “ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ”. |15 НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ, НАРОДНЫХ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. |
|Правоохранка - это такая дисциплина, в рамках которой |ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ. |
|изучаются основы организации и наиболее существенные |Суть этого принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить|
|направления и задачи деятельности правоохранительных органов,|такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную |
|их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.|возможность принимать ответственные решения без постороннего |
| |вмешательства, без давления. Есть много способов оказания |
|Предметом дисциплины являются сведения о государственных |влияния на судей (подкупы, угрозы физической расправы и др.). |
|органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о|В связи с этим существенное внимание уделяется гарантиям |
|некоторых негосударственных образованиях, призванных |независимости судей, народных и присяжных заседателей. Важный |
|содействовать в такого рода деятельности. Среди этих |шаг в этом направлении - принятие закона “О статусе судей”. |
|сведений центральное место занимают те, которые дают |Т.о. независимость судей обеспечивается: |
|представление не только о правоохранительной деятельности в |Предусмотренная законом процедура правосудия, запрет под |
|целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно |угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в эту |
|о построении соответствующих органов, их структуре, |деятельность. |
|взаимосвязи, полномочиях и задачах. |Установленный порядок приостановления и прекращения |
|Система охватывае темы: общие вопросы , связанные с понятием|поолномочий судьи. |
|и содержанием правоохранительной деятельности, круга |Право судьи на отставку, неприкосноавенность судьи. |
|организации, создаваемых для выполнения этой деятельности, |Система органов судейского сообщества. |
|некоторых идей, которые лежат в основе построения |Предоставление судье особого социального и материального |
|правоохранительных органов. Также есть темы, посвященные |обеспечения. |
|деятельности судов, прокурорскому надзору, выявлению и |Любая попытка помешать осуществлению правосудия расценивается |
|расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и др.|как административное (неуважение к суду) либо уголовное |
| |(взятка, угроза) преступление. |
|16 ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА. ЕГО СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ. |17 РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СУДЕБНОЙ |
|Пленум действует в составе Председателя Верховного суда РФ, |СИСТЕМЫ. |
|его замов, и всех членов этого суда. В его заседаниях |В системе общих судов районный суд ( он же городской, |
|участвуют Генеральный прокурор РФ, председательб Высшего |народный, окружной, межмуниципальный) является основным |
|арбитражного суда и министр юстиции. Участие генерального |звеном. Это обусловлено его широкой компетенцией и очень |
|прокурора обязательно. |большим объемом работы. В его компетенции находятся дела об |
|Пленум Верховного суда имеет следующие полномочия: |административных правонарушениях, дела по жалобам на |
|Рассматривает материалы изучения и обобщение судебной |законность и обоснованность ареста или продления срока |
|практики и статистики, дает разъяснения по законодательству.|содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные |
| |и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов. |
|Утверждает (по представлению председателя Верховного суда) |В связи с этим и определяется его наименование - народный, |
|составы судебных коллегий и секретаря пленума Верховного |т.к. население обращается со своими проблемами как правило, |
|Суда. |именно в этот суд. |
|Утверждает (по представлению его же) научно-консультативный |Организация - народный суд действует в каждом районе или |
|совет при Верховном Суде РФ. |городе, не имеющем районного деления. В районе создается 1 |
|Решает вопросы о внесении представлений в порядке |народный суд , но возможно создание 1 народного суда на район |
|осуществления законодатедльной инициативы, о толковании |и город. Возможна организация межрайонных судов с учетом |
|законов. |объема работы и других факторов. Право образовывания районных |
|Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты |судов принадлежит местной администрации по представлению |
|председателей коллегий о их (коллегий) деятельности. |министра юстиции. Надзор за деятельностью районных судов |
|Созывается не реже 1 раза в 4 месяца. Заседание пленума |осцществляют суды субьектов РФ. Организационное обеспечение |
|правомочно при наличии не менее 2\3 его состава. |деятельности районных судов возложено на министерства юстиции |
|Постановления принимаются открытым голосованием большинством |республик, отделы юстиции краевых, областных и городских |
|голосов. Иногда для подготовки проекта постановления Пленум |администраций. |
|образует редакционную комиссию из числа членов пленума. | |
|Секретарь пленума осуществляет организационную работу по | |
|подготовке заседаний, ведет протоколы. Пленум не обладает | |
|судебными полномочиями. | |
|18 ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ. ИХ СИСТЕМА. |19 ЗАКОН “О ПРОКУРАТУРЕ”. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. |
|Принципы правосудия - это общие, руководящие, исходные |Этот закон был принят Президентом РФ, Борисом Ельциным 17 |
|положения, определяющие наиболее существенные стороны данного|ноября 1995 года.№ 168-ФЗ. |
|вида государственной деятельности. В совокупности эти |В главе 1 разъясняются общие положения об органах прокуратуры.|
|принципы составляют тот каркас, который служит опорой для |Дается определение органов прокуратуры, их место в системе |
|всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих |государственных органов, правовые основы деятельности |
|правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить |пркуратуры, основные направления прокурорской деятельности. Во|
|принципам, т.к. принципы закреплены в законах, имеющих высшую|2 разделе рассматривается система и организация прокуратуры |
|юридическую силу. Законность - все обязаны соблюдать |РФ. В главе 3 рассматривается тема надзора за исполнением |
|конституцию РФ и законы. Осуществление правосудия только |законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную |
|судом - никто не может быть признан виновным в совершении |деятельность, дознание и предварительное следствие. Также есть|
|преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе |тема кадров органов прокуратуры (кого и как принимать на |
|как по приговору суда и в соответствии с законом. |должности прокуроров, следователей, как производить оплату |
|Независимость судей - надо обеспечить судьям такие условия, |труда работнииков прокуратуры, Раздел 6 посвящен особенностям |
|в которых суд имел бы возможность принимать решения без |организации и обеспечения деятельности органов военной |
|постороннего вмешательства. Равенство всех перед законом и |прокуратуры. |
|судом - все равны между собой перед законом, перед судом, | |
|мужчина и женщина тоже равны и т.д. | |
|Также есть “Обеспечение права граждан на судебную защиту”, | |
|“Состязательность и равноправие сторон”, “Презумпция | |
|невиновности”, “Гласность”, | |
|“Национальный язык судопроизводства”, “Участие представителей| |
|народа в оправлении правосудия”. | |
|20 СУДЫ. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА. |21 ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРАВОСУДИЯ. |
|Надзорная инстанция - это подразделения судов, наделенные |Публичность - это участие представителей народа в оправлении |
|правом проверять законность и обоснованность приговоров и |правосудия. Этот принцип закреплен в конституции. Участие |
|иных судебных решений , вступивших в законную силу. В системе|народа выражается в привлечении представителей народа к |
|общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов|разбирательству гражданских и уголовных дел , принятию решений|
|среднего звена (суды субъектов РФ), а также коллегии и |по ним и к выполнению иных функций. |
|президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой |Народные заседатели - избираются или назначаются из числа |
|инстанцией будут суды среднего звена ( в их составе |граждан, достигших 25 летнего возраста и отвечающих |
|президиумов нет), Военная коллегия Верховного суда РФ , а для|нравственным требованиям, предъявляемым судьям. Гражданство |
|арбитражных судов - пленумы (президиумы) Высших арбитражных |Росии обязательно . Избрание происходит на собрании |
|судов республик, надзорная коллегия и Пленум Высшего |коллективов по месту жительства (работы). Срок полномочий - |
|арбитражного суда РФ. |до 5 лет. Народные заседатели пользуются почти равными с |
| |судьями правами. |
| |Присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству только |
| |уголовных дел. Их отбирают из числа граждан РФ , достигших 25 |
| |лет, путем случайной выборки кандидатов из числа избирателей.|
| |На последующих стадиях отбор производится аппаратом суда и |
| |судьями. Присяжные вправе принимать решение по вопросу |
| |виновности подсудимого. Общественные обвинители и |
| |общественные защитники - это тоже привлечение народа . |
|22 ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА |23 ЗАКОН “ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ РФ” ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.|
|Судейское сообщество - это тот же судейский корпус, но | |
|обладающий определенными организационными началами. В него |Закон был пдписан Б.Ельцыным 23 апреля 1995 года и вступил в |
|входят как активные судьи, так и судьи в отставке. Они не |силу 1 июля 1995 года. |
|просто числятся в сообществе, но и обязаны выполнять |В главе 1 отражены общие положения, в которых сформулированы |
|некоторые требования. Через свои органы судейское сообщество |система арбитражных судов, их основные задачи, основные |
|активно влияет на процессы, непосредственно связанные с |принципы деятельности. |
|организацией судов и их функционированием. |Глава 2 объясняет полномочия, порядок образования и |
|Всероссийский съезд судей - вершина органов судейского |деятельности Высшего арбитражного суда РФ. В главе 3 то же |
|сообщества. В 1991 году этот съезд избрал Совет судей. |самое, но только про федеральные арбитражные суды округов. В |
|Совет судей является высшим органом самоуправления сообщества|главе 4 то же самое, но только про арбитражные суды субъектов |
|в перерывах между съездами. |РФ. Глава 5 - заключительные положения.. Организационное |
|Собрания судей Верховного и Высшего арбитражного суда РФ. |обеспечение деятельности судов, финансирование,символы и |
|Конференции судей субъектов РФ. |местопребывание судов. Глава 6 - переходные положения. В главе|
|Все органы ссообщества обязаны действовать, неукоснительно |7 говорится об условиях вступления в силу данного закона. |
|соблюдая требование принципа невмешательства в судебную | |
|деятельность. К ведению органов судейского сообщества | |
|относится: Обсуждение вопросов судебной практики и | |
|совершенствования законодательства, экспертиза проэктов | |
|законов и иных нормативных актов, касающихся судов и судей, | |
|рассмотрение актуальных проблем работы судов, представление | |
|интересов судей в гос. Органах и общ. Объединениях, избрание | |
|квалификационных коллегий судей. | |
|24 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ. |25 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ (ДО РЕВОЛЮЦИИ). |
|Судебная система - это совокупность судов, построенная в |Петр - 1 создал институт прокуроров для надзора за соблюдением|
|соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними |законности в Сенате. Сначала генерал-прокурор должен был |
|задачами и целями. Судебная система РФ устанавливается |присматривать за законностью в Сенате, потом еще и в других |
|конституцией РФ и федеральным конституционным законом. |гос-органах. При обнаружении противозаконности |
|Создание черезвычайных судов не допускается. |генерал-прокурор обязан был предложить исправить ошибку, а при|
|Судебная система делит все существующие суды на 3 блока: |неподчинении он мог применить свою власть. Постепенно роль |
|Конституционный суд РФ. Ему напрямую не подчиняются никакие |прокуроров становилась все важнее и начал складываться |
|суды, хотя его решения могут иметь существенное значение для |прокурорский корпус. Они осуществляли контроль за |
|всех судебных органов страны и этот суд т.о. влияет на |деятельностью центральных и местных учереждений и, если что, |
|судебную практику. |приносили сначала устный, а при неподчинении письменный |
|Верховный суд и те суды общей юрисдикции, в отношении которых|протест и применение власти. В 1864 году прокуратура получает |
|он осуществляет свой надзор. К ведению этих судов относится |функцию по надзору за судами. В это же время начинается |
|рассмотрение подавляющего большинства дел. В этот блок |организация прокуратуры как единоначального и независимого не |
|входят военные суды. |от каких гос. Органов института. Полномочия прокуроров |
|Арбитражные суды. |регламентировались уставами уголовного и гражданского |
|Каждый из этих блоков судов делится в свою очередь на звенья.|судопроизводства. Так, по этому уставу прокуроры могли |
|Это 3-х звенная структура (у общих и военных судов) и 2-х |надзирать за судебными следователями , давать следователям |
|звенная (у арбитражных). |указания, после предварительного следствия прокурор отправлял |
|Также суды делятся на инстанции (1-я инстанция, 2-я |в суд обвинительный акт, а сам выступал на суде в роли |
|кассационная и надзорная). |обвинителя. Но судебные уставы регламентировали лишь |
| |деятельность прокуроров в суде, остальные их функции по общему|
| |надзору были забыты. В таком виде прокуратура просуществовала|
| |до революции 1917 года, когда декретом о суде №1 она была |
| |ликвидирована. |
|26 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА. |28 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ. ЕЕ СТРУКТУРА. |
|20 декабря 1917 года прокуратура была упразднена декретом №1 |Генеральную прокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, |
|о суде. Ее не было 4 года. Но вскоре Сов. Власть увидела |который имеет 1-го зама и замов, назначаемых по его |
|необходжимость в создании органа, который наблюдал бы за |представлению. Распределение обязанностей между замами |
|соблюдением законов. НарКом юстиции начал подготавливать |осуществляется Генеральным прокурором. В генпрокуратуре |
|проект возрождения российской прокуратуры. Но нашлись |имеются управления и отделы, начальники и замы начальников, |
Страницы: 1, 2, 3
|