Правоохранительные органы России
|противники, которые выступали против независимости |которые назначаются на должность и уволняются генпрокурором и |
|прокуратуры от местных органов власти (губисполкомов) и |являются, соответственно его старшими помощниками. Генпрокурор|
|проект НКЮ не был принят. Ленин в 1922 году предложил свой |имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и |
|проект прокуратуры и он был принят. Созданная прокуратура не |отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, старшие |
|была самостоятельным органом (она находилась в составе НКЮ). |следователи по особо важным делам и следователи по особо |
|В 1933 году было принято постановление “Об учереждении |важным делам. Они, а также главный бухгалтер генпрокуратуры |
|пркуратуры СССР”. В положении были определены ф-ции |назначаются и увольняются генпрокурором. |
|прокуратуры и порядок их осуществления (общий надзор, надзор | |
|за законностью действий ОГПУ и милиции, за предварительным | |
|расследованием, за правильным применением законов и т.д.). В| |
|преиод репрессий деятельность правоохранительных органов была| |
|деформирована (на 1-й план вышли карательные учереждения). В| |
|1955 г. Было принято “Положение о прокурорском надзоре”, где | |
|были определены задачи и полномочия прокуроров, средства | |
|реагирования на нарушение законов. Были преобразованы и | |
|органы военной прокуратуры (но уже в 1966 г.) - она вошла в | |
|подчинение к Генеральному пркурору СССР. В 1979 был принят | |
|закон о прокуратуре . Он ничего особо не изменил. В 70-80 | |
|гг. На прокуроров навалили много обязанностей и их главная | |
|ф-ция (надзор за законностью) отошла на 2-й план. Последний | |
|закон о прокуратуре был принят в 1992 году. Он существенно | |
|ограничил объем и полномочия прокурорского надзора. | |
|29 ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ |30 СУДЕБНЫЙ ИСПОНИТЕЛЬ ПРИ РАЙОННОМ СУДЕ. ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ. |
|ЗАВЕДУЮЩЕГО ЮК. |Судебный исполнитель облечен властными полномочиями по |
|Юридические консультации создаются президиумами коллегий |принудительному исполнению судебных и иных актов. Его |
|адвокатов для организации работы адвокатов по оказанию |требования обязательны для всех организаций, должностных лиц, |
|юридической помощи. |и граждан на всей территории РФ. В своей деятельности судебный|
|ЮК руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии |исполнитель руководствуется гражданско-процессуальным зак-вом|
|адвокатов из числа членов коллегии. Его права и обязанности :|и соответствующими инструкциями. Судебные исполнители |
| |назначаются на должность и увольняются начальниками краевых, |
|Организация работы ЮК, заключение договоров об оказании |городских и окружных отделов юстиции по представлению |
|юридической помощи.Назначение адвокатов для осуществления |председателя народного суда. При наличии в суде нескольких |
|защиты по требованию суда.Распределяет работу между |судебных исполнителей обязанности между ними обычно |
|адвокатами .Устанавливает размер оплаты адвокату за |распределяются по зональному признаку. Это дает возможность |
|выполненную работу. Осуществляет контроль за качеством работы|каждому судебному исполнителю систематически контролировать |
|адвокатов, направляет адвокатов на стажеровку.Возбуждает |исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны , на|
|перед президиумом вопрос о поощрении адвокатов.Рассматривает |которой он закреплен. Деятельность судебных исполнителей |
|жалобы на действия адвокатов, организует ведение справочной |контролируется судьями. |
|работы по зак-ву и судебной практике.принимает на работу и | |
|увольняет технический персонал . | |
|Распоряжается средствами ЮК.Ведет статистическую и финансовую| |
|отчетность. | |
|31 ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ |32 ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ. |
|Задачи адвокатуры - содействие охране прав и законных |Разбирательство дел во всех судах открытое (ст.123 |
|интересов всех физических и юридических лиц , осуществление |Конституции). Суть етого принципа состоит в том, чтобы |
|правосудия, соблюдение и укрепление законности, воспитание |обеспечить возможность всем гражданам (не имеющим отношения к |
|граждан в духе закона. |судебному процессу) присутствовать при его разбирательстве. |
|Направления деятельности адвокатуры - дача консультаций и |Это - своеобразная форма народного контроля за правосудием. Но|
|разъяснений по юридическим вопросам, осуществление |из этого правила допускаются исключения - в зал, где проходит |
|представительства в судах по гражданским и административным |заседание по уголовному делу не допускаются лица моложе 16 |
|делам, составление заяв и телег, участие при производстве |лет, также могут не пустить из-за ограниченности полощади |
|дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным |зала. Закрытые заседания суда проводятся в целях охраны |
|делам в каччестве защитников, оказание правовой помощи всем |государственной тайны . Также могут выгнать из зала при |
|органам, ведущим борьбу с правонарушениями, участие в |слушании дел о преступлениях несовершеннолетних, о половых |
|правовой пропаганде и разьяснение зак-ва населению, |преступлениях и т.п. Принятые решения и приговоры во всех |
|консультирование по вопросам применения зак-ва, советы по |случаях оглашаются публично. |
|судебным делам, Юридическое обслуживание предприятий, | |
|учериждений, участие в уголовном судопроизводстве. | |
|33 СУДЕБНЫЕ СОСТАВЫ , РАССМАТРИВАЮЩИЕ ДЕЛА ПО 1-Й ИНСТАНЦИИ. |36 АППАРАТ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА. |
|Судом 1-й инстанции называют суд, который уполномочен |Аппарат суда под руководством председателя обеспечивает работу|
|принимать решения посуществу тех вопросов, которые являются |суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики,|
|основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы |анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде |
|виновности-невиновности, по гражданским - это вопрос о |законодательства , также выполняет другии фенкции суда. В |
|доказанности или недоказанности предъявленного иска. В |аппарат суда входят: судебный исполнитель (обеспечивает |
|качестве суда 1-й инстанции может выступать любой суд, в том |исполнение постановлений и распоряжений суда), консультант |
|числе и высшие суды. |суда (ведет справочную работу по законодательству и судебной |
|Состав народного суда - это все судьи и народные заседатели |практике), заведующий канцелярией (ведет |
|данного суда во главе с председателем. |делопроизводительство - записи о ведении дел в суде), |
|Суды среднего звена состоят из председателя, его замов, |секретари (ведут делопроизводство по судебным делам, |
|председателей судебных коллегий, членов суда и народных |подлежащим рассмотрению конкретными судьями), секретарь |
|заседателей. |судебного заседания (ведет протокол заседания). |
|Состав арбитражного суда - председатель, его замы, | |
|председатели коллегий и судьи. | |
|38 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ОРГАНАМИ |39 ПОЛОЖЕНИЕ “ОБ АДВОКАТУРЕ” , ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. |
|ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. |Данное положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 20 |
|Предметом этой отрасли надзора является установленный порядок|ноября 1980 года. |
|разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях |В главе 1 данного положения ставятся задачи адвокатуры. В |
|, выполнения оперативно-разыскных мероприятий и проведения |главе 2 отражена организация и структура коллегий адвокатов. |
|расследования, а также законность принимаемых этими органами |Глава 3 - состав коллегий адвокатов, порядок приема и |
|решений. Полномочия прокурора в данной области регламентирует|увольнения из коллегии. Глава 4 - права и обязанности членов |
|УПК - проверка уголовных дел, материалов о совершении |коллегии адвокатов. Глава 5 - юридические консультации. |
|преступления., отмена незаконных потановлений следователей, и|Глава 6 - регулирование и оплата труда адвокатов. Глава 7 - |
|лиц, производящих дознание., дача письменных указаний о |поощрение и дисциплинарная ответственность членов коллегии |
|расследовании преступлений., санкционирование производства |адвокатов. Глава 8 - средства коллегии адвокатов. Глава 9 - |
|некоторых следственных действий, возвращение уголовных дел |отношения адвокатуры с другими гос. Органами и общественными |
|для дополнительного расследования, передача дел от одного |организациями. |
|следователя к другому, возбуждение уголовных дел, их | |
|приостановление и прекращение. | |
|41 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА. |42 НАЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРОВ НА ДОЛЖНОСТЬ, ИХ ПОДОТЧЕТНОСТЬ И |
|Председатель районного суда помимо участия в судебном |УВОЛЬНЕНИЕ С ДОЛЖНОСТИ. |
|заседании в качестве председательствующего и распределения |Прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее |
|дел между судьями организует работу с народными заседателями,|юридическое образование и обладающие необходимыми |
|ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан|профессиональными и моральными качествами. Лица, впервые |
|и рассмотрению телег, заяв и предложений. |назначаемые на эту должность принимают присягу. На должность |
|В целях совершенствования деятельности суда председатель |районного(городского) прокурора назначаются лица не моложе 25 |
|руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением|лет. На должности прокуроров субъектов РФ назначаются лица, |
|судебной статистики, вносит представления в гос-органы, |имеющие стаж прокурорской и следственной работы не менее 5 |
|общественные организации и должностным лицам об устранении |лет. Генпрокурор назначается Советом Федерации на 5 |
|нарушений закона, причин и условий , способствующих |лет.Генпрокурор ежегодно докладует Президенту о состаянии |
|совершению правонарушений , организует работу по повышению |законности и правопорядка в РФ , делает отчет о проделанной |
|квалификации работников суда, а также по повышению правовых |работе. Прокуроры субъектов РФ назначаются на 5 лет |
|знаний народных заседателей. Также председатель представляет|генеральным прокурором. Прокуроры субъектов подчинены и |
|к назначению судебных исполнителей, руководит аппаратом суда,|подотчетны Генпрокурору РФ. Прокуроры городов и районов |
|организует работу по разъяснению законодательства и др. В |назначаются Генпрокурором на 5 лет и подчинены все вышестоящим|
|случае отсутствия председателя (болезнь, отпуск) его |прокурорам. |
|обязанности могут быть возложены на зама или одного из |Уволить пркурора можно - по собственному желанию, в связи с |
|народных судей. |отставкой, переход на другую работу,по состоянию здоровья, в |
| |случае совершения преступления, по результатам аттестации. |
|43 КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. |44 НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ. |
|Все коллегии судей можно разделить на 4 группы: 1. Высшая |Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к |
|квалификационная коллегия, 2 Коллегии судей верховного суда |уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом |
|РФ и судей судов субъектов РФ, 3. Коллегии судей высшего |федеральным законом (ст.122 Конституции). Этим принципом |
|арбитражного суда и арбитражных судов субъектов, 4. Коллегии |обеспечивается независимость судей. Личность судьи (а также |
|судей военных округов, флотов, групп войск и видов ВС. Срок |его дом, тачка, егшо имущество) неприкосновенны. Уголовное |
|полномочия всех коллегий - 3 года (Высшая обновляется при |дело против судьи может возбудить только генпрокурор РФ. |
|созывах съезда судей). |Заключение судьи под стражу возможно только с санкции |
|В полномочия коллегий входит: Проведение квалификационной |генпрокурора . Судья не может быть задержан за |
|аттестации судей и принятие решений о присуждении им |административные правонарушения.. Уголовное дело в отношении |
|квалификационных классов, принятие решений по вопросам, |судьи должно быть рассмотрено только Верховным судом РФ. |
|связанным с возбуждением уголовного дела против судьи, | |
|решение вопросов, связанных с приостановлением деятельности | |
|или отставкой судей, рассмотрение жалоб, касающихся | |
|неправильных действий судьи, принятие решений по вопросам о | |
|представлении судей к награде. Особые полномочия у высшей | |
|коллегии - дает заключение о возможности назначения | |
|председателей судов, их замов, проводит аттестацию и | |
|присвоение квалификационныв классов судебным должностным | |
|лицам этого уровня. | |
|46 АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА (ПРОТЕСТ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, |34 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. |
|ПОСТАНОВЛЕНИЕ). |Принцип единства и централизации состоит в том, что эти |
|Проьтест прокурора - это когшда пр. Или его зам приносят |органы представляют собой единую систему, возглавляемую |
|протест на противоречащий закону правовой акт в орган или к |генпрокурором РФ. Это - единство целей и задач, стоящих перед |
|должностному лицу, издавшему этот акт. Протест до его |прокуратурами, общность методов, способов осуществления |
|рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. |надзора . Принцип независимости от местных органов означает |
|Представление - об устранении нарушений закона вносится |осуществление надзора за правильным применением законов, |
|прокурором или его замом в орган или должностному лицу, |несмотря ни на какие местные различия . Гласность в |
|которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит |деятельности прокуратуры означает, что прокуратура |
|безотлагательному рассмотрению. |осуществляет свои ф-ции не изолированно от обшественности, от |
|Постановление - прокурор исходя из характера нарушений закона|граждан. Принцип законности - это значит, что законы и равные |
|должностным лицом выносит мотивиролванное постановление о |им акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и |
|возбуждении уголовного дела или производства об |иными организациями. Органы прокуратуры тоже действуют в |
|административном нарушении. |соответствии с законами. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|47 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ. |48 ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
|Права членов коллегии адвокатов адвокат имеет право выбирать |Целью - прокурорской деятельности является обеспечение |
|и быть избранным в органы коллегии, ставить перед коллегией |верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и |
|вопросы, касающиеся ее деятельности, вносить предложения по |свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов РФ, |
|улучшению работы коллегии, выйти из состава коллегии, Адвокат|предприятий, учереждений и организаций, общественных и |
|может представлять права и законные интересы лиц, |политических движений. |
|обратившихся к нему за юридической помощью, адвокаты обладают|Направления прокурорской деятельности подразделяются на 4 |
|широкими полномочиями при осуществлении защиты по уголовным |отрасли: |
|делам и представительства по гражданским делам. Адвокат не |Надзор за исполнением законов органами опреративно-розыскной |
|может быть допрошен в качестве свидетеля по обстаятельствам, |деятельности, дознания и предварительного следствия. |
|которые стали ему известны в связи с исполнением им |Надзор за исполнением законов в местах предварительного |
|обязанности защитника. |заключения, при исполнении наказания и иных мер |
|Обязанности членов коллегии - точное и неуклонное соблюдение |принудительного характера. |
|законодательства, адвокат обязан добросовесно оказывать |Надзор за исполнением законов органами военного управления, |
|юридическую помощь , должен быть образцом моральной чистоты и|воинскими частями и учереждениями. |
|безукоризненного поведения, постоянно повышать свою |Надзор за исполнением законов местными представительными |
|квалификацию, активно участвовать в пропаганде права. При |органами, органами исполнительной власти, юридическими лицами.|
|осуществлении защиты адвокат обязан использовать все | |
|указанные в законе средства и способы для защиты обвиняемого.| |
|Адвокату запрещено отказываться от принятой на себя защиты | |
|обвиняемого. Адвокат обязан быть объективным и | |
|беспристрастным. | |
|49 ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ (КОНФЕРЕНЦИЯ) КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ, ИХ |50 РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ В ПРОКУРАТУРЕ ЗАЯВЛЕНИЙ И |
|ПОЛНОМОЧИЯ. |ЖАЛОБ. |
|Общее собрание является высшим органом коллегии. Вместо |Прокурор в течении 3-х суток по получению жалобы обязан |
|общего собрания может созываться конференция. Собрание должно|рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах |
|созываться не реже 1 раза в год по инициативе президиума |рассмотрения. В случае отказа прокурор обязан изложить мотивы,|
|коллегии. Обязательно участие не мене 2\3 состава членов |по которым жалоба признана неосновательной. |
|коллегии. Собрание обладает оч. Широкими полномочиями и | |
|может решать любые вопросы, имеющие отношения к деятельности | |
|коллегии адвокатов. Оно избирает президиум коллегии и | |
|ревизионную комиссию. После избрания этих органов собрание | |
|имеет право осуществлять контроль за их работой. Также общее| |
|собрание решает и другие организационные и финансовые вопросы| |
|- устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и | |
|расходов, определяет порядок оплаты труда адвокатов. | |
|Общему собранию принадлежит право досрочного отзыва членов | |
|президиума и ревизионной комиссии, не оправдывающих доверия,.| |
|Решение общего собрания может быть пересмотрено только общим | |
|собранием членов коллегии. | |
51 ОПЛАТА ТРУДА АДВОКАТОВ
Труд адвоката оплачивается из средств , поступивших в ЮК от граждан и
организаций за оказанную им юридическую помощь. Заработок членов коллегии
,занимающих штатные должности в президиуме и ЮК, состоит из должностного
оклада и денежных сумм, начисленных за адвокатскую деятельность.
| |52 СИСТЕМА ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ. |
| |Военная прокуратура хотя и входит в единую систему органов |
| |прокуратуры, но является автономной системой и только в своей |
| |верхней части входит в состав Генеральной прокуратуры РФ, в |
| |которой действует Главная военная прокуратура, надзирающая за |
| |исполнением законов в Вооруженных силах. В остальной своей |
| |части построение органов военной прокуратуры соответствует |
| |построению военных судов. Нижним звеном системы являются |
| |прокуратуры гарнизонов, армий, флотилий и соединений, а |
| |средним звеном - прокуратуры видов ВС, военных округов, групп |
| |войск и флотов. Органы военной прокуратуры возглавляет |
| |заместитель генерального прокурора РФ - Главный военный |
| |прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры |
| |устанавливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы|
| |военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ , |
| |других войсках и воинских формированиях, созданных в |
| |соответствии с федеральными закономи. |
53 ПОЛНОМОЧИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.
Дознание является формой предварительного расследования. Органы дознания -
милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники
тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы
пограничной охраны, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы.
Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно
производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит
из производства неотложных следственных действий по установлению и
закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр,
обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование,
допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор
уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело
направляется следователю. По делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит
расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного
заключения. Это идет до 1 месяца.
| |57 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ |
| |Появление профессиональной адвокатуры в России связано с |
| |судебной реформой 1864г. Атвокатура стала новым юридическим|
| |учериждением России. В дореформенное время роль адвокатов |
| |выполняли частные лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их |
| |функции не регулировались законодательно и к ним не |
| |предъявлялось никаких требований. Их обязанность |
| |ограничивалась составлением нек-рых документов. |
| |По судебным уставам 1864г. Адвокаты разделились на 2 группы: |
| |присяжные поверенные и частные поверенные. Присяжные |
| |поверенные - объединялись в коорпорацию со своим внутренним |
| |самоуправлением, выборными органами (советы) и надзорами за |
| |деятельностью со стороны судебных органов. Их задачи - |
| |защита по уголовным делам, представительство по гражданским |
| |делам и юридич. Консультации. Требования - возраст 25 лет, |
| |высшее юридическое образование, 5 лет судебной практики. |
| |Существовал институт помощников присяжных поверенных (лица с |
| |высшим образованием, но без судейской практики). Советы |
| |присяжных поверенных - органы самоуправления коорпорации. |
| |Должности председателя и членов совета выборные. Совет - |
| |принимал и увольнял присяжных, осуществлял дисциплинарную |
| |практику, распределял бесплатные дела, регулировал споры между|
| |присяжными и др. Решения принимались большинством голосов. |
| |Деятельность совета контролировалась судебной палатой. В |
| |1874г. Был учережден институт частных поверенных. Им |
| |выдавались свидетельства, на основании которых частные |
| |поверенные могли принимать участие в производстве гражданских |
| |дел. |
| |В таком виде адвокатура существовала до 1917 года. |
58 ПОРЯДОК ОТБОРА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. ИХ ПРАВА.
Присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству только уголовных
дел. Их отбирают из числа граждан РФ , достигших 25 лет, путем случайной
выборки кандидатов из числа избирателей. На последующих стадиях отбор
производится аппаратом суда и судьями. Присяжные вправе принимать решение
по вопросу виновности подсудимого.
| |59 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В НАРОДНОМ СУДЕ.. |
| |Территориальный (зональный) - каждый народный судья |
| |рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на|
| |закрепленном за ним территории. Предметный (функциональный) - |
| |один судья рассматривает уголовные дела, другой - гражданские |
| |и т.д. |
| |Предметно-зональный - когда каждый судья рассматривает или |
| |уголовные или гражданские дела в пределах установленной за ним|
| |зоны. |
| |Беззональный - судьи рассматривают уголовные дела по |
| |поручению председателя суда, а гражданские лишь в тех случаях,|
| |если иск поступил к данному судье во время приема им |
| |населения. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Страницы: 1, 2, 3
|