рефераты скачать

МЕНЮ


Правоохранительную деятельность и основные задачи адвокатуры

Правоохранительную деятельность и основные задачи адвокатуры

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

1. Введение: …………………………………………………………………………………... стр. 2

Отразить в контрольной работе правоохранительную деятельность и основные

задачи адвокатуры.

1.1 Роль адвокатуры в осуществлении правоохранительной

деятельности……………..стр.2

1.2 Основные задачи адвокатуры……………………………………………………………..стр.2

2. Основная часть:…………………………………………………………………………….стр.3

Отобразить историю образования, развития, структуру, деятельность и статус

адвокатуры.

2.1 История образования и развития

адвокатуры..................................................................

стр.3

2.2 Организация адвокатуры на современном этапе………………………………………..стр.6

2.3 Статус адвоката…………………………………………………………………………стр.10

2.4 Не процессуальная деятельность защитника…………………………………………..стр.11

3. Заключение:………………………………………………………………………………..стр.11

Сделать вывод о роле адвокатуры в осуществлении правоохранительной

деятельности.

3.1. Взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и ее роль в

осуществлении правоохранительной деятельности……………………………………стр.11-13

4. Список используемой литературы……………………………………………………...стр.14

1. Введение:

1.1 Роль адвокатуры в осуществлении правоохранительной деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в демократическом

правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей

ценностью.1 Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан входят в

обязанность государства. На страже законности и правопорядка стоят суд,

правоохранительные органы государства и различные общественные организации.

В числе их в Конституции РФ названа и адвокатура.2 В Конституции РФ

закреплено положение том, что каждому гарантируется право на получение

квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом

помощь оказывается бесплатно.3

Адвокатура - это профессиональное добровольное объединение граждан,

осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном

следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее

представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной

на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь

путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода

документов и деловых бумаг.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов

и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у

адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он

действует на принципиально иной основе: он - защитник4, т.е. защищает.

Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок

особого рода:

- привлечения к уголовной ответственности,

- предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону,

предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в

действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового

наказания,

- а также в других случаях.

Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и

органов, ответственных за производство по уголовному делу либо

осуществляющих надзорные полномочия.

1.2 Основные задачи адвокатуры.

Задача защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами,

возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц

на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности,

допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не

только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы

правоохранительных органов.

Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от

профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать

материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В

распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он

спорит с обвинением. Он может, в частности:

- обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных

в основу обвинения;

- указывать на не исследованность версии, опровергающей или ставящей

под сомнение версию обвинения;

- опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе

доказательств;

- доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано

обвинение.

Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать

доказательственную ситуацию по делу.

Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого, ни при каких

обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не

может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты,

несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно

исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или

постановка им наводящих вопросов.

В соответствии со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства (ст.

51 УПК РФ)[1] адвокат не может отказаться от защиты. Он не только не вправе

использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу

односторонности выполняемой им функции максимально использовать

предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что

оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность. Адвокат всегда

субъективен по отношению к своему клиенту.

2. Основная часть:

2.1 История образования и развития адвокатуры.

В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее

альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в

различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к

рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю

зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления

российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших

форм и способов организации адвокатуры.

При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось

нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских

объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно

против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В

течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной

группой без соответствующего профессионального обучения, организации и

названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные

служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и

самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская

профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных -

корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных

поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные

поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее

образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся

законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в

судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных

организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание

являлись органами самоуправления.

В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом

суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах,

выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность

частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы,

касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и

дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий

контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в

ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по

уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная

форма работы в виде юридических консультаций.

Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за

которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась

по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило

размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях

разногласий между адвокатом и клиентом.

3 марта 1890 года был принят закон, ограничивающий допуск в

адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким

случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом

против введенного сверху ограничения их полномочий.

Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на

прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон,

позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

Смена политической власти в России привела к изменению направления

развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией,

согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения.

Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые

институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так,

как он считал нужным.

Каково же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся

революционеры досконально знали тонкости адвокатской профессии, т.к.

практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н.

Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин, были до революции

членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в

1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение

полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под

началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о

незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда,

оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может

быть использована и против нового режима.

22 ноября 1917 года был принят Декрет «О суде» №11, который упразднял

адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю

судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было

быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации

законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было

разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не

опороченному гражданину.

Издание Декрета «О суде» №1 не привело к немедленной замене старой

адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет «О суде» №1 предписывал

создание при местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал

того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его

положения.

На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле

1917 года было принято решение об установлении для правозащитников

государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального

свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о

том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус

будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из

адвокатской корпорации.

30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое

заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии

правозащитников заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым названием

- коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском

процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на

окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался

к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за

услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось

выплачивать зарплату.

Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату

лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны

были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции

назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность

влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий

в законе не упоминалось.

С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали

допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету «О суде»

№1 присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в

народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели

право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента,

за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал

государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6

заседателей.

29 июня 1920 года третий всероссийский съезд работников юстиции

утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии

обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой

юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически

привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это

означало ликвидацию адвокатской корпорации.

Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции,

не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению

подпольной адвокатской практики.

Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года,

предусматривал возрождения института защитника в каждой губернии. Но об

организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось.

Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления

должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до

революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум,

избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская

практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами

закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми

буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации,

получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год

свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили

высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь

установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но

многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и

вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы.

Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было

восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но

адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления

правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов

для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И

предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали

вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру,

проходили подготовку в других, менее престижных институтах.

Юридическая пресса стала не только менее обстоятельной в освещении

правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие

такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться

ежегодные отчеты коллегии защитников.

22 декабря 1938 года, через 9 месяцев после того, как в результате

начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР

выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало

кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое

советское учреждение.

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех

последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов

теперь считалась "вредной" для общества и их предполагалось распустить.

Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические

консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов.

Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав

консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся

непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации,

контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также

распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока

не были определены твердые тарифы.

Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях

между адвокатурой и юрисконсульту рой. Было запрещено сочетать работу в

госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило

адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов

были переданы Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматоам юстиции и

региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций

и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной

дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению

коллегиями адвокатов директивы.

В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В

начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было

заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удавалось сохранить

определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком

бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности

засилью партии в корпорации, они остались, по крайней мере, формально,

самоуправляемой корпорацией. Однако современная корпорация адвокатов

продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия

советской власти. Ограничения организационной независимости корпораций и

право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно

господствующей государственной власти остались нетронутыми.

2.2 Организация адвокатуры на современном этапе.

Согласно статьи 20 «Формы адвокатских образований», главы 4 «Организация

адвокатской деятельности и адвокатуры»1, в настоящее время формами

адвокатских образований являются:

- адвокатский кабинет;

- коллегия адвокатов;

- адвокатское бюро;

- юридическая консультация;

Рассмотрим подробнее принципиальное различие между форм адвокатских

образований.

Адвокатский кабинет.1

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.