Правоохранительную деятельность и основные задачи адвокатуры
Правоохранительную деятельность и основные задачи адвокатуры
ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Введение: …………………………………………………………………………………... стр. 2
Отразить в контрольной работе правоохранительную деятельность и основные
задачи адвокатуры.
1.1 Роль адвокатуры в осуществлении правоохранительной
деятельности……………..стр.2
1.2 Основные задачи адвокатуры……………………………………………………………..стр.2
2. Основная часть:…………………………………………………………………………….стр.3
Отобразить историю образования, развития, структуру, деятельность и статус
адвокатуры.
2.1 История образования и развития
адвокатуры..................................................................
стр.3
2.2 Организация адвокатуры на современном этапе………………………………………..стр.6
2.3 Статус адвоката…………………………………………………………………………стр.10
2.4 Не процессуальная деятельность защитника…………………………………………..стр.11
3. Заключение:………………………………………………………………………………..стр.11
Сделать вывод о роле адвокатуры в осуществлении правоохранительной
деятельности.
3.1. Взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и ее роль в
осуществлении правоохранительной деятельности……………………………………стр.11-13
4. Список используемой литературы……………………………………………………...стр.14
1. Введение:
1.1 Роль адвокатуры в осуществлении правоохранительной деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в демократическом
правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей
ценностью.1 Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан входят в
обязанность государства. На страже законности и правопорядка стоят суд,
правоохранительные органы государства и различные общественные организации.
В числе их в Конституции РФ названа и адвокатура.2 В Конституции РФ
закреплено положение том, что каждому гарантируется право на получение
квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом
помощь оказывается бесплатно.3
Адвокатура - это профессиональное добровольное объединение граждан,
осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном
следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее
представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.
Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной
на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь
путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода
документов и деловых бумаг.
Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов
и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у
адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он
действует на принципиально иной основе: он - защитник4, т.е. защищает.
Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок
особого рода:
- привлечения к уголовной ответственности,
- предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону,
предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в
действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового
наказания,
- а также в других случаях.
Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и
органов, ответственных за производство по уголовному делу либо
осуществляющих надзорные полномочия.
1.2 Основные задачи адвокатуры.
Задача защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами,
возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц
на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.
Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности,
допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не
только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы
правоохранительных органов.
Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от
профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать
материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В
распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он
спорит с обвинением. Он может, в частности:
- обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных
в основу обвинения;
- указывать на не исследованность версии, опровергающей или ставящей
под сомнение версию обвинения;
- опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе
доказательств;
- доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано
обвинение.
Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать
доказательственную ситуацию по делу.
Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого, ни при каких
обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не
может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты,
несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно
исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или
постановка им наводящих вопросов.
В соответствии со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства (ст.
51 УПК РФ)[1] адвокат не может отказаться от защиты. Он не только не вправе
использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу
односторонности выполняемой им функции максимально использовать
предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что
оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность. Адвокат всегда
субъективен по отношению к своему клиенту.
2. Основная часть:
2.1 История образования и развития адвокатуры.
В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее
альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в
различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к
рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю
зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления
российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших
форм и способов организации адвокатуры.
При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось
нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских
объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно
против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В
течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной
группой без соответствующего профессионального обучения, организации и
названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные
служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.
Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и
самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская
профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.
Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных -
корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных
поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные
поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее
образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся
законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в
судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных
организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание
являлись органами самоуправления.
В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом
суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах,
выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность
частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы,
касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и
дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий
контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в
ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по
уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная
форма работы в виде юридических консультаций.
Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за
которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась
по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило
размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях
разногласий между адвокатом и клиентом.
3 марта 1890 года был принят закон, ограничивающий допуск в
адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким
случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом
против введенного сверху ограничения их полномочий.
Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на
прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон,
позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.
Смена политической власти в России привела к изменению направления
развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией,
согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения.
Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые
институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так,
как он считал нужным.
Каково же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся
революционеры досконально знали тонкости адвокатской профессии, т.к.
практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н.
Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин, были до революции
членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в
1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение
полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под
началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о
незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.
Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда,
оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может
быть использована и против нового режима.
22 ноября 1917 года был принят Декрет «О суде» №11, который упразднял
адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю
судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было
быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации
законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было
разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не
опороченному гражданину.
Издание Декрета «О суде» №1 не привело к немедленной замене старой
адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет «О суде» №1 предписывал
создание при местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал
того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его
положения.
На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле
1917 года было принято решение об установлении для правозащитников
государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального
свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о
том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус
будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.
Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из
адвокатской корпорации.
30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое
заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии
правозащитников заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым названием
- коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском
процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на
окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался
к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за
услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось
выплачивать зарплату.
Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату
лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны
были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции
назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность
влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий
в законе не упоминалось.
С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали
допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету «О суде»
№1 присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в
народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели
право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента,
за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал
государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6
заседателей.
29 июня 1920 года третий всероссийский съезд работников юстиции
утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии
обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой
юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически
привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это
означало ликвидацию адвокатской корпорации.
Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции,
не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению
подпольной адвокатской практики.
Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года,
предусматривал возрождения института защитника в каждой губернии. Но об
организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось.
Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления
должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до
революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум,
избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская
практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами
закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.
Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми
буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации,
получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год
свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили
высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.
Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь
установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но
многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и
вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.
Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы.
Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было
восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но
адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления
правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов
для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И
предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали
вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру,
проходили подготовку в других, менее престижных институтах.
Юридическая пресса стала не только менее обстоятельной в освещении
правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие
такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться
ежегодные отчеты коллегии защитников.
22 декабря 1938 года, через 9 месяцев после того, как в результате
начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР
выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало
кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое
советское учреждение.
Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех
последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов
теперь считалась "вредной" для общества и их предполагалось распустить.
Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические
консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов.
Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав
консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся
непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации,
контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также
распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока
не были определены твердые тарифы.
Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях
между адвокатурой и юрисконсульту рой. Было запрещено сочетать работу в
госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило
адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.
Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов
были переданы Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматоам юстиции и
региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций
и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной
дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению
коллегиями адвокатов директивы.
В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В
начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было
заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удавалось сохранить
определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком
бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности
засилью партии в корпорации, они остались, по крайней мере, формально,
самоуправляемой корпорацией. Однако современная корпорация адвокатов
продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия
советской власти. Ограничения организационной независимости корпораций и
право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно
господствующей государственной власти остались нетронутыми.
2.2 Организация адвокатуры на современном этапе.
Согласно статьи 20 «Формы адвокатских образований», главы 4 «Организация
адвокатской деятельности и адвокатуры»1, в настоящее время формами
адвокатских образований являются:
- адвокатский кабинет;
- коллегия адвокатов;
- адвокатское бюро;
- юридическая консультация;
Рассмотрим подробнее принципиальное различие между форм адвокатских
образований.
Адвокатский кабинет.1
Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность
Страницы: 1, 2
|