рефераты скачать

МЕНЮ


Правоохранительная деятельность таможенных органов

их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

Среди должностных лиц таможенных органов имеет место ошибочное мнение,

что предусмотренное санкциями некоторых статей ТК РФ взыскание в виде

штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты

труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по

этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.

Например, за нарушение сроков представления таможенному органу

Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных

сведений (ст.263 ТК РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть

именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру

минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в

подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и

транспортные средства, а специфические требования таможенных органов. Штраф

применяется в качестве основного наказания.

3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться

к:

- владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли,

свободных складов, складов временного хранения;

- таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;

- специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или

квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного

взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими

нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности,

предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу Российской

Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и

транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в

федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того,

являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных

правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Данный вид взыскания может применяться как в качестве основного, так и

в качестве дополнительного.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу Российской

Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной

суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных

средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения

правонарушения. Он может применяться в качестве основного или

дополнительного взыскания.

Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров и транспортных

средств является самостоятельным видом административного воздействия.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный

вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости

товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности

конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения

постановления таможенного органа в части конфискации (ч.3 ст. 380 ТК РФ). В

последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров

и транспортных средств, однако если по каким-либо причинам исполнить

постановление таможни в этой части не представляется возможным, - оно

реализуется через взыскание их стоимости.

6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ

"Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации помимо таможенного контроля".

На практике применение санкции названной выше статьи, предусматривающей

и вид взыскания, о котором идет речь, вызывает затруднения, т.к., с одной

стороны, статья сформулирована очень сложно, а санкция недостаточно четко,

а с другой -конфискация транспортных средств, на которых перевозились

помимо таможенного контроля товары, предусмотрена лишь в одном из четырех

вариантов возможной санкции. Однако, исходя из того, что при перемещении

помимо таможенного контроля нарушается один из основных принципов

перемещения не только товаров, но и транспортных средств, закрепленный в

ст.27 ТК РФ, можно сделать вывод, что по ситуации, оговоренной в ст.276 ТК

РФ, непосредственными объектами нарушения таможенных правил выступают не

только перемещаемые помимо таможенного контроля товары, но и транспортные

средства, на которых перемещаются такие товары. Следовательно, все четыре

варианта санкции ст.276 ТК РФ фактически в качестве непосредственного

объекта нарушения таможенных правил включают и транспортные средства, на

которых перевозились товары.

После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми правоведами

был высказан тезис о якобы имеющем место несоответствии Основному закону

России правоприменительной практики таможенных органов в части наложения

взыскания в виде конфискации, так как согласно п.3 ст.35 Конституции РФ

"Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

Представляется, что закрепленное в Таможенном кодексе право таможенных

органов рассматривать дела о нарушениях таможенных правил с наложением

взыскания в виде конфискации не противоречит закону.

Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение

экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ, как указано

в его преамбуле, направлены на защиту экономического суверенитета и

экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав

граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими

обязанностей в области таможенного дела. Пункт 3 ст.55 Конституции РФ

устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть

ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства.

Кроме того, принимаемые таможенными органами решения о наложении

взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского кодекса Российской

Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г. (ст.235, 243), а также

положениям ст.4 Федерального закона РФ о введении в действие части первой

ГК РФ.

В этом контексте представляется безусловным, что при применении мер

взыскания за нарушения таможенных правил следует по-прежнему

руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Наложение взысканий за нарушение таможенных правил ограничено сроками,

установленными ст.247 ТК РФ. Согласно данной статье взыскания могут быть

наложены: - предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного

аттестата - на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со

дня обнаружения нарушения таможенных правил; на предприятия, учреждения и

организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня

обнаружения правонарушения (ч.1 ст.247 ТК РФ);

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками; взыскание

стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со

специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных

средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, -на всех субъектов нарушений

таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения

нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или

дополнительным взысканием (ч.2 ст.247 ТК РФ).

Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла ст.294

ТК РФ, следует считать день непосредственного обнаружения должностными

лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличие на

определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные

данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалы

проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и

т.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о

нарушении таможенных правил.

Если протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня

фактического обнаружения нарушения таможенных правил, срок наложения

взыскания должен исчисляться с даты обнаружения нарушения таможенных

правил.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его по

основаниям, не освобождающим от административной ответственности, срок

наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом

решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (имеются

в виду сроки для наложения взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва

лицензии или квалификационного аттестата).

Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, предупреждения,

отзыва лицензии или квалификационного аттестата может прерываться, если до

истечения сроков их наложения лицо совершит новое нарушение таможенных

правил. Исчисление срока в этом случае начинается с момента обнаружения

нового нарушения таможенных правил.

Наконец, к общим положениям, регламентирующим производство и

рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы

обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения

таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований

законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях

таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов

о наложении взысканий.

Соблюдение требований законодательства обеспечивается:

-систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и

их должностных лиц;

-прокурорским надзором;

-судебным надзором;

-правом обжалования постановлений таможенных органов, а также действий

или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.

( 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской

Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности

таможенных органов.

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним

из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный

ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда.

Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно

организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный

ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья,

энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и

опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков,

которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя

криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж

радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз

валютных ценностей, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов Российской Федерации. Большой

экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из

Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр

иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа

некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление

которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями

в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям

таможенных органов, которые в соответствии со статьями 224, 225 и 226

Таможенного кодекса РФ и с пунктом бет. 13 Федерального закона РФ "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. имеют право

осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями,

отнесенными к компетенции таможенных органов.

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной

деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то

государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их

компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и

использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты

жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства от преступных посягательств.

Из данного определения следует, что оперативно-розыскной деятельностью

может заниматься только узкий круг государственных органов, специально

уполномоченных законом. Негосударственные организации, в том числе

общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют.

Не обладают правом на эту деятельность и лица, имеющие лицензию на

осуществление детективной и охранной деятельности. В ч.3 ст.1 Закона "О

частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

сказано: "Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не

вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные

законом к исключительной компетенции органов дознания" (Ведомости Съезда

народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17. С. 888.) .

Данный вид государственной деятельности регулируется в своей основе

законом. Нормативные акты в этой области, издаваемые руководителями

ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью,

не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам,

регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Как сказано в законе, оперативно-розыскная деятельность осуществляется

гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен

негласный характер.

К гласной форме оперативно-розыскной деятельности прибегают в тех

случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет

необходимости в применении специальных сил и средств.

Оперативно-розыскная деятельность близко примыкает к уголовному

процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в

МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-

розыскные подразделения.

Однако это не дает основания, отождествлять указанные виды

деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие отдельных общих задач, они

существенно отличаются друг от друга. Различны правовая природа

деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные

формы, виды, методы деятельности и источники правового регулирования.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной

правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности "от 12 августа 1995

года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения,

обязательные для всех государственных и негосударственных органов,

организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" является

основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность,

задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод

личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия,

называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия

проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и

правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь

указанным органам на конфиденциальной основе.

К другим законам относятся: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О

милиции" ( Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1991. № 16 ), Закон от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской

Федерации" ( См. там же 1992 № 8 ), УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5

марта 1992 года "О безопасности" ( См. там же 1992. № 15 ), Закон РФ от 1

апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" ( См. там

же 1993. №17 ), Закон РФ от 28 апреля 1993 года "О государственной охране

высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных

лиц" ( См. там же. № 21 ), Закон РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных

органах налоговой полиции" ( См. там же № 29 ), Федеральный закон от 3

апреля 1995 года "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (

Собрание законодательства РФ. 1995. № 15 ), Федеральный закон от 20 апреля

1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов " ( Собрание законодательства

РФ. 1995. № 17 ).

Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в

оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам,

осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательны к исполнению.

Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной

службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной

службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об

организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности

органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не

входят.

В общей части УК РСФСР даются понятия преступления, необходимой обороны

и крайней необходимости, а также перечислены другие уголовно-правовые

институты и нормы, которыми нужно руководствоваться при проведении

оперативно-розыскных мероприятий.

В особенной части УК содержится перечень преступлений, определяющий

предмет и границы оперативно-розыскной деятельности.

В УПК РСФСР, в частности, в общей части и в разделе 2 о стадиях

возбуждения уголовного дела и предварительного расследования имеется ряд

институтов и норм, имеющих для указанной деятельности большую значимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.