Полномочия России как суверенного федеративного государства
федеральных законов осуществляют суды общей юрисдикции, органы прокуратуры,
исполнительной власти, другие институты государства.
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации. Этот
предмет ведения органично вытекает из ст. 1, 5, 65 и др. и служит
подтверждением одной из главных характеристик Российского государства – его
федеративной природы. Федерализм выступает как форма государственной
организации, обеспечивающая равноправие всех ее составных частей.
Федеративное устройство изначально предполагает децентрализацию
осуществления единой государственной власти посредством распределения
полномочий между центром и регионами. В условиях подлинно федеративного
устройства федерация в целом не обладает монополией на власть, благодаря
чему открываются возможности для ее субъектов действовать более
самостоятельно, в своих интересах, с учетом особенностей своей территории,
населения и т.д.
Обозначение в п. «б» данной статьи территории России как предмета
ведения, призвано подчеркнуть ее значение как материальной базы
государства, без которой оно не может существовать, определить
пространственные пределы государственного суверенитета. Полномочия
федерации в отношении территории связаны с осуществлением суверенной власти
на ней. Отнесение территории к исключительным предметам ведения федерации
означает, в частности, что федерация в лице своих органов исполнительной
власти охраняет свою территорию, не допускает посягательств на нее,
осуществляет свое верховенство над ней путем установления надлежащего
правового режима государственной границы, а также путем территориального
разделения населения и регулирования организации осуществления власти по
территориальному принципу.
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав
национальных меньшинств. Указанные в этом пункте предметы ведения связаны с
одной из основ конституционного строя – «человек, его права и свободы
являются высшей ценностью»[7]. Здесь записано исключительное полномочие
федерации регулировать права и свободы человека и гражданина, а также права
национальных меньшинств. Защита же этих прав, согласно п. «б» ст.72
Конституция РФ, является одновременно и сферой совместного ведения. Понятие
«регулирование» в данном случае означает, что делом федерации является
определения прав и свобод, их конституционно-правовое закрепление,
установление конституционных и иных гарантий, механизмов и процедур их
реализации и защиты, ответственности за их нарушение. Все эти и другие
элементы регулирования (конституционного, законодательного) прав и свобод
человека приобретают основополагающее значение для всей правовой системы,
всех отраслей и субъектов права. Конституции, уставы и другие правовые акты
субъектов федерации не могут сужать установленный на федеральном уровне
круг прав и свобод человека.
В ведении федерации находится и гражданство Российской Федерации.
Гражданство определяет правовое состояние лица, обусловленное его
принадлежностью к Российскому государству. Способы и содержание
регулирования гражданства непосредственно затрагивают суверенитет
Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, охватывают
широкую сферу интересов личности и общества, гражданина и государства.
Конституция РФ определяет российское гражданство как единое и равное. Оно
приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Республики – субъекты РФ тоже имеют свое гражданство. Законодательство о
гражданстве республик не должно противоречить федеральному, исходящего из
принципа, что граждане республик являются одновременно гражданами
Российской Федерации.
Регулирование и защита прав национальных меньшинств – особый предмет
ведения федерации, наличие которого обусловлено многонациональным составом
населения России, необходимостью гарантировать равноправие и
самоопределение всех населяющих ее народов и этнических групп.
г) установление системы федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
формирование федеральных органов государственной власти. К ведению
федерации относится установление системы, порядка организации и
формирования федеральных органов всех трех ветвей власти. В Конституции
содержится их перечень (Президент, Федеральное Собрание, Правительство,
Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд),
устанавливаются основы компетенции каждого из них, определяются их
взаимоотношения друг с другом, виды издаваемых ими актов, порядок их
избрания, назначения и т.п., а также наиболее значимые процедуры их
деятельности.
Конституция регламентирует данный предмет ведения либо
непосредственно в своем тексте, либо отсылая к федеральному закону: так,
порядок выборов Президента определяется федеральным законом (ч.4
ст.81), полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов
определяется федеральным конституционным законом (ч.3 ст.128). Что касается
палат федерального собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, то
детальная регламентация порядка их организации и деятельности содержится
прежде всего в регламентах палат, разрабатываемых и принимаемых каждой из
палат самостоятельно. Система федеральных органов исполнительной власти
возглавляется Правительством. Конституция определяет его структуру
(ст.110), порядок назначения Председателя, полномочия правительства,
издаваемые им акты, порядок отставки (ст.111-117). Что касается иных
федеральных органов исполнительной власти, то согласно Указу Президента от
17 августа 1999г. №1062 «О структуре федеральных органов исполнительной
власти» они, как правило, находятся в ведении Правительства, за исключением
случаев обеспечения конституционных полномочий Президента либо отнесения к
его полномочиям соответствующего предмета ведения (например, ФСБ, ФАПСИ).
17.12.1997 года принят Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве
РФ».
д) федеральная государственная собственность и управление ею.
Лаконичная формулировка п. «д» «федеральная государственная собственность и
управление ею» содержит в себе указание как на субъект права собственности
(федеральная), так и на публично правовой ее характер (государственная) как
объекта управления. В роли субъекта государственной собственности выступают
Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную
собственность) и ее субъекты – республики, края, области, города
федерального значения, автономная область и автономные округа. Критерии
отнесения государственной собственности к федеральной или к собственности
субъектов федерации устанавливается законом.
Субъектом права федеральной государственной собственности является
Российская Федерация в целом как публично-правовое образование. Федеральные
органы государственной власти выступают в имущественном обороте от имени
государства и в соответствии со своей компетенцией осуществляют возложенные
на них правомочия публичного собственника (п. 3 ст.214 и ст.125 ГКРФ).
Управление федеральной государственной собственностью не сводится
только к вещным правам хозяйственного ведения или оперативного управления.
Оно связано с созданием различных гражданско-правовых режимов входящего в
эту собственность имущества, часть которого составляет исключительную
собственность федерального государства, изымается из оборота и в силу
специальных законов не подлежит приватизации. Федерация в лице
уполномоченных на то органов закрепляет за собой правомочие собственника
федерального имущества и устанавливает его правовые режимы, в том числе
порядок и систему органов управления федеральной собственностью. Споры
имущественного характера, в том числе связанные с принадлежностью тех или
иных объектов конкретным собственникам, относятся к компетенции арбитражных
судов.
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в
области государственного, экономического, экологического, социального,
культурного и национального развития Российской Федерации. Перечисленные в
пункте «е» предметы ведения – установление основ федеральной политики и
федеральные программы по ряду важнейших направления развития государства –
закрепляют право федерации самостоятельно определять магистральные
направления внутренней политики, стратегию и тактику реформ. Федеральные
программы отражают политику федерации, наполняют ее конкретным содержанием.
В них фиксируются органы и организации, ответственные за выполнение
программ, предмет, задачи и цели программ, источники их финансирования и
т.д. Указание на то, что федерация относит к своему ведению основы политики
в области государственного, экономического, экологического, социального,
культурного и национального развития, имеет целью достижение единства
политики федерации и ее субъектов в указанных областях, установление
определенных общефедеральных стандартов при условии сочетания интересов
федерации и регионов.
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное,
кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой
политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Отнесение п. «ж» ст.71 установления правовых основ единого рынка к ведению
федерации производно от положений ст. 8 Конституции РФ, согласно которой
одной из основ конституционного строя являются гарантируемые Российской
Федерацией единство экономического пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности. Обеспечение этой основы невозможно без
установления правовых основ единого рынка, единого финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования, централизации денежной эмиссии,
определения основ ценовой политики и создания необходимых управленческих
экономических служб, в том числе федеральных государственных банков. Эта
группа полномочий федерации в совокупности с ее правами по принятию
гражданского законодательства, правовым регулированием интеллектуальной
собственности составляет огромный массив федерального законодательства,
предмет деятельности и законодательной, и исполнительной власти. Понятием
«установление правовых основ единого рынка» охвачено как его регулирование,
так и защита рыночных отношений, например через антимонопольное
законодательство. Поскольку финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование в равной мере относится к атрибутам рынка, федерация
заинтересована в обеспечении единства в правовом пространстве, унификации
условий финансирования и кредитования, валютного контроля и т.д. Все это
достигается прежде всего посредством принятия соответствующих федеральных
законов.
Финансовое регулирование охватывает как правоотношения,
складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, так и
организационно-финансовую деятельность по аккумуляции, распределению и
использованию государством денежных средств. Эта сфера – одна из наиболее
централизованных: в ней господствуют федеральные нормы, создана единая
финансовая система и т.п. Для финансового регулирования характерны
проявление принципа верховенства закона, жесткая финансовая дисциплина и
финансовый контроль. Финансовые отношения, вытекающие из договоров
отдельных субъектов права, регулируются гражданским правом.
Валютное регулирование распространяется на валюту Российской
Федерации. Оно включает в себя жесткую систему валютного контроля, которая
не основана, как это было раньше, на валютной монополии,
сверхцентрализованном механизме руководства валютным хозяйством страны.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный
банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с федеральными законами.
Кредитное регулирование состоит как в установлении государством порядка
осуществления банковских операций и сделок, определения статуса кредитных
организаций, их видов в рамках банковской деятельности, так и в решении
вопросов государственных внешних заимствований и государственных кредитов,
предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам. Кредитное
регулирование осуществляется федеральными законами, указами Президента РФ,
актами Правительства РФ в соответствии с их компетенцией.
Таможенное регулирование основано на единой таможенной политике,
являющейся частью внутренней и внешней политики России, и направлено на
создание правовых, экономических и организационных основ таможенного дела,
защиту экономического суверенитета и экономической безопасности
государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством,
обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных
органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное
дело относится к исключительной компетенции федеральных органов
государственной власти.
Отнесению к ведению федерации денежной эмиссии вытекает из
юридического статуса национальной валюты – рубля как основного платежного
средства на территории страны. Денежная эмиссия тесно связана с условиями и
сферой обращения национальной валюты, содержанием и платежеспособностью
рубля, определением его официального курса по отношению к валютам других
стран. Эмиссия российских денежных знаков является исключительной
компетенцией Центрального банка РФ.
Государственное регулирование тарифов обусловлено существованием
естественных монополий на товары, услуги, продукцию, работы и
осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от
монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов
производителей и потребителей товаров, формирования конкурентной среды в
экономике и минимизации тарифов и т.д.
Федеральные экономические службы, включая федеральные банки как
предмет ведения федерации, отражают ее потребности в обеспечении управления
и контроля в сфере экономики. Это достигается путем формирования
федеральных органов, осуществляющих управление различными отраслями
экономики, а также федеральных банков.
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды
регионального развития. Бюджетная, финансовая, налоговая, денежно-
кредитная, ценовая и валютная политика Российской Федерации представляют
собой взаимосвязанный комплекс отношений, которые регулируются и проводятся
согласовано друг с другом, требуют взаимодействия всех их участников.
Ключевую роль в этом комплексе ведения занимает федеральный бюджет,
включающий свободный финансовый баланс по территории страны, основные
направления и приоритеты бюджетной политики, сведения о доходах государства
и классификацию его расходов и другие данные. Исключительным предметом
ведения является как принятие, так и установление порядка рассмотрения и
утверждения федерального бюджета, контроль за финансированием расходов и
поступлением доходов.
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация
и связь; деятельность в космосе. Отнесение перечисленных в п. «и» систем и
видов деятельности к предметам ведения федерации обусловлено их особым
характером и важностью для государства, необходимостью централизованного
управления и финансирования, осуществления монополии государства в этих
сферах. Регулирование и управление этими предметами не под силу каждому из
субъектов Российской Федерации.
Ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы также находятся в
исключительном ведении Российской Федерации не случайно. Основными
задачами, связанными с этими сферами, являются создание правовых основ и
принципов регулирования отношений, возникающих при разработке, эксплуатации
и утилизации ядерных материалов при использовании прежде всего атомной
энергии, обеспечение радиационной безопасности населения, защита окружающей
среды, собственности, развитие атомной науки и техники, содействие
укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии,
недопущение распространения ядерных материалов и т.д.
Федеральный транспорт играет важнейшую роль в экономике и социальной
сфере Российской Федерации. Государство осуществляет регулирование и
контроль за деятельностью всех видов транспорта, регламентирует их
отношения между собой, а также с пассажирами, отправителями и получателями
грузов и багажа. При этом осуществляемые, например, железнодорожным
транспортом перевозки отнесены к естественной государственной монополии[8],
а имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта
относятся исключительно к федеральной собственности. Все иные виды
транспорта подверглись в последние годы акционированию.
Федерация регулирует отношения, связанные с информацией,
информатизацией и защитой информации, которые возникают при формировании и
использовании информационных ресурсов. Государственная политика в сфере
информатизации направлена на обеспечение единого информационного
пространства страны и создание условий для развития и защиты всех форм
собственности на информационные ресурсы, формирование и защиту
государственных информационных ресурсов, создание и развитие федеральных и
региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и
взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации.
Федерация создает условия для качественного и эффективного информационного
обеспечения граждан, органов государственной власти и местного
самоуправления, организаций и общественных объединений на основе
государственных информационных ресурсов, заботится о национальной
безопасности в сфере информатизации, а также обеспечении реализации прав и
свобод граждан, организаций в условиях информатизации.
Связь отнесена к ведению Российской Федерации в тех ее частях,
которые осуществляются под ее юрисдикцией и являются неотъемлемой частью
производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации.
Деятельность в космосе – исключительная сфера ведения, целиком
осуществляемая только федерацией. Российская Федерация определяет задачи,
устанавливает принципы, организует, обеспечивает экономические условия
космической деятельности, регулирует вопросы и финансирует создание
космической инфраструктуры, систем обеспечения безопасности космической
деятельности и международного сотрудничества.
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира.
Отнесение к ведению Российской Федерации вопросов внешней политики и
участия в международных отношениях вполне естественно, и это вытекает из ее
Страницы: 1, 2, 3, 4
|