Ответственность в международном праве
государства. Цель сатисфакции -–восстановление нематериального ущерба,
прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. В
случаях, когда международное правонарушение не причинило материальный
ущерб, ответственность государства-правонарушителя осуществляется только с
помощью сатисфакции. Наиболее характерные формы – принесение извинений;
выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий
официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения
на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их
уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные
неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов,
направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.
Зачастую в международной практике одновременно применяется несколько
форм сатисфакции. Извинение и другие формы сатисфакции осуществляются
органами государства. В особых случаях для принесения извинения
направляются специальные миссии, а сами принесение извинения сопровождается
церемониями отдания почестей флагу потерпевшего государства, исполнением
его гимна и т. п. Иногда в качестве особой формы производится символическая
выплата. Из ряда судебных решений вытекает, что особой формой
удовлетворения потерпевшего государства служит признание международным
судом самого факта правонарушения.
В международной практике характерными чертами сатисфакции являются ее
строго официальный характер, торжественность и гласность.1
Ординарные сатисфакции в основном представляют собой символические
обременения. Здесь справедливо утверждение, что можно требовать только
таких, которые "не являются унизительными и чрезмерными". 2
Ординарная репарация представляет собой возмещение государством-
правонарушителем материального ущерба путем выплаты денежных сумм, поставки
товаров, предоставления услуг, эквивалентных сумме, подлежащей возмещению
потерпевшим субъектам. Особая форма ординарной репарации – субституция,
состоящая в замене неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества
(например произведений искусства) сходными или равноценными предметами.
К репарациям прибегают обычно наряду с реституцией, а также в тех
случаях, когда материальное возмещение в натуре невозможно. Некоторые
авторы используют для обозначения форм материальной ответственности
государства термин "компенсация". Этим термином часто обозначают также
денежные выплаты потерпевшим физическим и юридическим лицам. Государство-
правонарушитель, будучи обязанным произвести репарации, самостоятельно
изыскивает и определяет источники средств для выплаты материальной
компенсации потерпевшим субъектам.
Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различног вида временные
ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего
международное преступление. Ее целью является искоренение причин,
породивших международное преступление, и создание гарантий от его
повторения.
В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: временное
приостановление или ограничение прерогатив законодательных, исполнительных
и судебных органов государства-правонарушителя; реорганизация отдельных
элементов политической системы и упразднение общественных институтов,
наличие которых способствовало совершению государством международного
преступления; временная оккупация части или всей территории; международный
контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по
демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил;
обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не
производить таковые.
Такие международные преступления, как агрессия, геноцид, апартеид и
др., с одной стороны, планируются, санкционируются и осуществляются
государством как таковым, а с другой – их активными исполнителями и
соучастниками являются отдельные должностные лица, которые умышленно
используют механизм государства для достижения преступных, международно-
противоправных целей. Соучастниками международных преступлений государства
могут быть также отдельные граждане и юридические лица. Согласно
международному праву, они подлежат строгой уголовной ответственности.
Уголовная ответственность физических лиц сопутствует международно-правовой
ответственности государства, совершившего международное преступление. При
этом государство не освобождается от всей полноты международной
ответственности за совершенное преступление.
Чрезвычайные репарации – это особые обременения, состоящие во временном
ограничении правомочий государства, совершившего международное
преступление, распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель состоит
не только в обеспечении максимально возможного материального ущерба,
понесенного потерпевшими субъектами, но и в исключении факторов,
способствующих совершению международного преступления. Соответственно они
могут ограничивать самостоятельность государства-правонарушителя в выборе
источников репараций.
В качестве чрезвычайных репараций могут выступать такие лишения, как
обязанность государства-правонарушителя осуществить поставки таких
материальных ценностей, изъятие которых будет служить приданию его
экономике мирной направленности.
Особой формой ответственности государства за международное преступление
является передача части его территории потерпевшим субъектам с целью
гарантии их безопасности. Вместе с тем это может служить компенсации
ущерба, который не может быть возмещен иным путем.
В случае агрессии чрезвычайные сатисфакции и репарации могут
применяться комулятивно. Таким способом решался вопрос о формах
ответственности Германии и Японии после второй мировой войны. Согласно
Декларации от 5 июня 1945 года о поражении Германии и в соответствии с
решениями Берлинской конференции от 1 августа 1945 года ответственность
Германии была выражена в ее обязанности: 1) признать верховную власть
Контрольного Совета, который должен был временно действовать вместо
центрального правительства Германии; 2) подчиниться режиму послевоеной
оккупации, устанавливаемому Контрольным Советом.
Согласно решениям Берлинской конференции, основными целями режима
оккупации Германии были: а) полное разоружение и демилитаризация и
ликвидация всей германской промыщленности, которая может быть использована
для военного производства, или контроль над ней; б) уничтожение национал-
социалисткой партии и ее филиалов и подконтрольных организаций, роспуск
всех нацистких учреждений и искоренение всякой нацисткой и милитаристкой
пропаганды; в) реконструкции германской политической жизни на
демократической основе посредством упразднения нацистких законов, создавших
основу для гитлеровского режима или установивших дискриминацию по признакам
расы, религии или политических убеждений; реорганизация судебной системы;
удаление с общественных должностей и с ответственных постов членов
нацисткой партии, которые были больше чем номинальными участниками ее
деятельности.
Также предусматривались ограничения и контроль за производством
металлов, химических продуктов, за машиностроением и производством иных
предметов, необходимых непосредственно для военной экономики, а также
изъятие в счет репараций производственных мощностей и промышленного
капитального оборудования, в первую очередь металлургической, химической и
машиностроительной отраслей промышленности, которые не являлись
необходимыми для германского мирного хозяйства.1
В аналогичной форме осущствлялась ответственность Японии. В определении
Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года предусматривалось, что
власть императора и японского правительства в управлении государством будет
подчинена верховному командующему союзных держав, который будет
предпринимать такие шаги, которые сочтет нужными для осуществления этих
условий капитуляции. Мирный договор от 8 сентября 1951 года подтверждал
обязанности Японии, вытекающие из установленного режима ее послевоенной
оккупации, и определял порядок выплаты ею репараций, в частности
посредством предоставления услуг японским народом в переработке сырья,
подъеме затонувших судов и других работ для союзных держав.
Ответственность Германии, Италии, Японии выражалась, кроме того, в
лишении их части территорий или в отказе от контроля над определенными
территориями.
Перед международными и национальными судами потерпевших государств
предстали и были наказаны не только должностные, но и иные лица, активно
участвовавшие в преступных деяниях государства и способствовавшие в
совершении им международных преступлений.
В международно-правовой доктрине давно обсуждается вопрос о том,
являются ли формами ответственности международно-правовые санкции, которые,
согласно международному праву, могут применяться в отношении государства-
правонарушителя. Существует четыре основных тенденции трактовки
международно-правовых санкций.
Из первой тенденции следует, что длительное время в сфере международно-
правовых отношений отсутствовал аппарат принуждения и в международном праве
отсутствовало определение "преступление" и "наказание" в том виде, в каком
они существуют во внутригосударственном праве. Многие авторы считали, что
возмещение или удовлетворение является единственно возможной санкцией в
отношении государства-правонарушителя. 1
Вместе с наделением функцией принуждения международных организаций,
прежде всего ООН и Лиги Наций, и формированием понятия "международные
преступления государств", получила развитие вторая тенденция. Ее сторонники
отстаивали идею уголовной ответственности государства за международные
правонарушения и соответственно рассматривали принудительные меры
международных организаций как карательные в отношении государства-
правонарушителя, т. е. как особую форму его ответственности, поскольку
такие меры выходят за рамки простого возмещения и применяются в
централизованном порядке.
Третья тенденция является как бы смешением первых двух, в результате
чего понятие "международно-правовые санкции" получает со временем очень
широкую трактовку, поскольку в качестве таких санкций стали рассматривать
весь комплекс негативных для государсва-правонарушителя последствий,
включая восстановление status quo ante, т. е. ресторации и реституции, и
формы самой ответственности, т. е. сатисфакции и репарации, и
принудительные меры, которые потерпевшие субъекты в случае необходимости
могут применятьв отношении государства-правонарушителя с целью заставить
его отказаться от своего неправомерного поведения и реально понести
ответственность – репрессии, реторсии, репрессалии, разрыв дипломатических
отношений, лишение привилегий и прав членства в международных организациях,
вооруженные акции против государств-агрессоров. 1
Сущесвующая в настоящее время четвертая тенденция трактовки
международно-правовых санкций выражается в отнесении к ним только
принудительных мер, которые могут применяться как отдельными потерпевшими
государствами (реторсии, репрессалии, разрыв дипломатических и консульских
отношений, непризнание) , так и международными организациями
(приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных
организациях, отказ в членстве, исключение из международной организации,
коллективные вооруженные меры) в отношении государства-правонарушителя в
случае его отказа прекратить международное правонарушение или выполнить
обязательства, вытекающие из его ответственности.
Исходя из этого, международно-правовые санкции рассматриваются в
качестве не форм ответственности, а вынесенных за ее рамки принудительных
мер, конечной целью которых является создание условий для восстановления
международного правопорядка и реализация ответственности государства-
правонарушителя в соответствующих формах. 2
В начале ХХ века в конкретных судебных решеиях часто встречались
обозначения термином "санкция" формы ответственности государств.
Признавалось, что фактическое неисполнение государством своих обязанностей
по отношению к другому государству является серьезной санкцией и эта
санкция усиливается в определенном случае возмещение ущерба за материальные
убытки. Термин "санкция" употреблялся преимущественно для обозначения форм
ответственности, выражающихся в возмещении ущерба. Применение этого термина
в значении принудительных мер, применяемых в ответ на международные
правонарушения, утвердилось в период формирования в международном праве
принципа преступности агрессивной войны и когда появилась Лига Наций,
международная организация, наделенная функцией принуждения. Это проявилось
прежде всего в связи с регламентацией, трактовкой и применением
принудительных мер, которые были предусмотрены ст. 16 Статута Лиги Наций и
которые в докладах и резолюциях ее органов стали обозначаться как
"санкции".
Это было началом формирования современного института международно-
правовых санкций. Принудительные меры были не формами международно-правовой
ответственности, а лишь необходимыми средствами для пресечения нарушенных
обязательств и восстановления международного правопорядка.
После второй мировой войны термин "международно-правовые санкции"
широко употребляется в международной практике для обозначения
принудительных мер, применяемых в случае необходимости против государств-
правонарушителей. Наиболее общие примеры – акты органов ООН, в которых
санкциями называются исключетельно принудительные меры, предусмотренные гл.
VII Устава ООН.
Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только
на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении государств,
действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие
санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении
экономических отношений, функционирования коммуникаций – транспорта и
связи, в разрыве дипломатических отношений (ст.41 Устава ООН), а также в
применении вооруженной силы (ст.42 Устава) – действиях воздушных, морских и
сухопутных сил против государства-агрессора, необходимых для поддержания
или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации,
блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).
В соответствии с решениями Совета Безопасности международно-правовые
санкции применялись против Португалии (1963-1974), Южной Родезии (1965-
1980). Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст.41
( в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида, в отношении Ирака,
совершившего вооруженное нападение на Кувейт, и др.).
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, как было ранее
упомянуто, были применены после вторй мировой войны в отношении Германии и
Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы и
др.).
При решении вопроса о соотношении международно-правовых санкций и
международно-правовой ответственности следует, по нашему мнению, учитывать
специфику современного международного права. Его нормы, например нормы
Устава ООН, уставов некоторых других международных организаций, отдельных
двусторонних соглашений и нормы международных обычаев не содержат
конкретные указания на объем и формы ответственности, а предусматривают
именно право на принуждение, регламентируя условия и порядок применения
международно-правовых санкций государствами и международными организациями.
1
Иными словами, в международном публичном праве с понятием "санкции
правовой нормы" ассоциируются не формы ответственности, а принудительные
меры.
Различение форм ответственности и санкций исключает возможность
неоправданной подмены форм ответственности санкциями и препятствует
использованию государством-правонарушителем для обоснования отказа от
вытекающих из его ответственности обязанностей ссылки на то, что оно уже
понесло ответственность, поскольку против него уже были применены
принудительные меры. При этом имеется в виду, что лишения, вызываемые
международно-правовыми санкциями, имеют иную природу, чем лишения, в
которых выражается ответственность государства-правонарушителя. Первые не
несут выполнения им обязанностей, вытекающим из ответственности, а являются
результатом реализации правомочий потерпевших субъектов международного
права. Потерпевшие государства, осуществляя санкции, сами могут понести
значительные издержки, которые подлежат включению в объем ущерба.
Таким образом, целесообразнее считать международно-правовыми санкциями
принудительные меры, служащие средством пресечения международных
правонарушений, восстановления международного правопорядка, в конечном
счете средством принуждения государста-правонарушителя выполнить
обязанности, вытекающие из его международной ответственности.
Современное международное право устанавливает особый режим
осуществления международно-правовых санкций в ответ на акты вооруженной
агрессии ввиду чрезвычайно опасного характера их последствий для всего
международного сообщества. В таких случаях правомерно и допустимо
применение всей совокупности принудительных мер вплоть до вооруженного
принуждения по решению Совета Безопасности.
Международное право исходит из принципа коллективной ответственности за
обеспечение международного мира и безопасности – ответственности ООН в
целом, которая практически охватывает все мировое сообщество;
ответственность Совета Безопасности ООН, включающей ответственность
постоянных членов Совета Безопасности; ответственности региональных
объединений.
Индивидуальное же использование государством своих вооруженных сил
допускается лишь в случае самообороны, предусмотренной Уставом ООН.
Широкое распространение получила практика направления по решению Совета
Безопасности в районы конфликтов военных наблюдателей, контингентов сил по
прекращению огня и поддержания перемирия между конфликтующими сторонами,
причем все военные силы формируются по решению Совета Безопасности и они, в
принципе, бывают только коллективными, состоящими из подразделений
различных национальных армий.
Международное право и мировая практика определили и определяют до сих
пор порядок действий государств региона, включая Россию, по обеспечению
мира и безопасности.
Впрочем, в некоторых случаях политические деятели относятся к
установлениям международного права как к пустой формальности. Своими
последними военно-политическими действиями США реализовали свою " особую
роль " в мире, оправдывая это своей политической, экономической и военной
мощью. Однако все же по мере возможности американская дипломатия заботится
о международно-правовом обеспечении акций США по защите их интересов, в т.ч
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|