Организационные основы местного самоуправления в РФ
определенных задач в области обслуживания общественных потребностей
граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их
прав и интересов”. Это определение наиболее отражает суть вопроса.
Система территориального общественного самоуправления ( далее ТОС)
включает в себя : общие собрания ( сходы), конференции жителей, опросы
населения, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС ( советы или
комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских
населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы
местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления
населения по месту жительства ( советы или комитеты улиц, кварталов, домов
и т.п.) Территории, на которых действуют органы общественного
самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей
администрацией и утверждаются представительным органам местного
самоуправления.
Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного
волеизъявления.
В статье 27 Федерального закона “ Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” закреплено, что в
соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут являться
юридическими лицами. Порядок организации и осуществления их определяются
уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и
нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством органы местного
самоуправления могут передавать органам ТОС отдельные полномочия по решению
вопросов местного значения либо принимать решения с учетом мнения органов
ТОС. Таким образом органы ТОС следует рассматривать, являющихся одной из
форм участия населения в местном самоуправлении, неотъемлемым элементом
системы местного самоуправления.
Собрания, сходы - формы участия населения
в местном самоуправлении
Изучая внешние проявления реализации населением права на местное
самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном
самоуправлении : [57]
1. направление обращений граждан в органы местного самоуправления;
2. реализация нормотворческой инициативы;
3. участие в местных выборах ( речь идет об осуществлении как активного,
так и пассивного избирательного права);
4. участие в местном референдуме, опросе, плебисците;
5. деятельность в представительных органах местного самоуправления;
6. участие в публичных слушаниях, открытых сессиях представительного органа
местного самоуправления;
7. осуществление муниципальной службы;
8. организация или участие в митингах, шествиях, демонстрациях,
пикетирование;
9. участие в органах территориального общественного самоуправления;
10. участие в собраниях, сходах, граждан.
Собрания ( сходы) граждан являются одной из форм непосредственной
демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в
небольших муниципальных образований или на части территории муниципальных
образований. В последнем случае являются частью системы территориального
общественного самоуправления. Право граждан участвовать в местном
самоуправлении путем проведения собраний ( сходов) закреплено в статье 34
Федерального закона “ Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ”. Подробно регламентировать порядок созыва и проведения
собраний ( сходов) граждан должны уставы муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов РФ.
Собрания ( сходы) созываются представительными органами местного
самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по
мере необходимости. В их компетенции относятся : избрание органов
территориального общественного самоуправления населения и принятие
положений ( уставов) о них. Утверждение программ деятельности органов ТОС
по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов
об их выполнении, решения других вопросов, относящихся к компетенции
органов ТОС, затрагивающих интересы населения.
Общие собрания ( сходы) граждан по выборам органов ТОС правомочны, если
в них принимает не менее половины жителей соответствующей территории, а
конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей
жителей соответствующей территории. В общем собрании ( сходе), конференции
принимают участие граждане, достигшие 16 лет.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона
“ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” на общие
собрания (сходы) граждан могут быть возложены функции представительного
органа местного самоуправления. Таким образом, можно выделить несколько
разновидностей собраний ( сходов) граждан:
1. собрания ( сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов
местного самоуправления;
2. собрания ( сходы) граждан, проводимые на всей территории муниципального
образования для решения наиболее важных вопросов;
3. Собрания ( сходы) граждан, проводимые на части территории муниципального
образования; в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы
ТОС.
По сути эти нормы восприняты почти без изменений законами субъектов РФ
о местном самоуправлении. [58]
Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право
на обращение и право на нормотворческую инициативу.
Право на нормотворческую инициативу населения надо понимать как право
определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по
вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного
муниципального образования.
По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них
правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования.
Такой подход регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя
учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных
муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к
предъявлению правотворческой инициативы и т.д. Законы о местном
самоуправлении большинства субъектов России [59] тоже воспроизводят именно
эту форму наделения членов местных сообществ правом нормотворческой
инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем.
Например, в Законе Ярославской области безоговорочно устанавливается право
жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то
же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое - либо
упоминание о ней ( Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская
области и др.).
В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов
субъектов Федерации Федеральному Закону: он действует непосредственно, и
поскольку в нем предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу
на уровне субъектов Федерации. муниципальные образования полностью свободны
в выборе целесообразного, по их мнению, решения. Однако предпочтительнее
все же участие в правовой регламентации нового института прямого
волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. И как считают
государствоведы. это является существенной помощью органам местного
самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих
уставах.
2. Органы местного самоуправления и их акты
После принятия Конституции России 1993 года впервые на конституционном
уровне был закреплен принцип разделения властей. Но в статье 10 Конституции
РФ закрепляется принцип разделения властей только по отношению к органам
государственной власти. Ни в Конституции России, ни в Федеральном законе “
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, ни в иных
нормативных актах не говорится о необходимости или обязательности
использования принципа разделения властей на уровне местного
самоуправления.
Наоборот, в соответствии с 12 статьей Конституции РФ местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Эта
конституционная норма получила свое развитие в Федеральном законе. В части
2 статьи 14 указанного закона закрепляется обязательность наличия только
выборных органов. Тем самым допускается возможность наделения выборного
органа исполнительно - распорядительными функциями. Далее в части 3 статьи
16 Федерального закона предусматривается возможность вхождения главы
муниципального образования, избранного непосредственно населением, в состав
представительного органа местного самоуправления с правом
председательствовать на заседаниях представительного органа местного
самоуправления. Все это означает возможность совмещения представительных,
контрольных, исполнительно - распорядительных и иных функций в одном
органе. В соответствии с частью 6 статьи 14 названного закона структура
органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Таким образом, целесообразность применения принципа разделения властей на
уровне муниципального образования определяется самим местным сообществом и
закрепляется в уставе муниципального образования.
Принцип разделения властей в первую очередь означает ограничение
сосредоточения власти в одних руках, применение механизмов сдержек и
противовесов. Такие механизмы, необходимые на федеральном уровне, только
усложнили бы работу органов местного самоуправления, затруднили оперативное
принятие решений. Далее, в чистом виде выделить три ветви власти на местном
уровне невозможно. Разделение властей представлено только исполнительным и
представительным началом в лице соответствующих органов. Взаимоотношения с
судебными органами основаны на иных подходах. При этом надо учитывать, что
разделение властей не означает, что между ними создаются непроницаемые
перегородки: власти взаимо проникают взаимо дополняют друг друга.
“ Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся
территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они
несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам
местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе
управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего
тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую систему
децентрализации управления, которая делает эту систему управления более
пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических
и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не
только способ децентрализации управления, но и способ организации и
осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное
решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление
управления местными делами в системе управления обществом и государством”.
[60]
Система органов местного самоуправления включает в себя следующие
элементы: главу муниципального образования, представительный и
исполнительный органы местного самоуправления.
В целом система органов местного самоуправления определяется наличием
определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с
федеральным Законом “ Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных
органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14
названного закона является наличие выборного органа местного
самоуправления. А какими функциями будет этот орган - население определяет
самостоятельно.
Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного
самоуправления по различным основаниям: [61]
1. По способу образования органов:
. Глава избирается всем населением; избирается представительным органом
местного самоуправления из числа депутатов; назначается представительным
органом по результатам конкурса.
. Представительный орган местного самоуправления: избирается на основе
мажоритарной системы; избирается на основе пропорциональной системы, в
том числе по единому многомандатному округу; избирается на основе
смешанной системы.
. Избирательный орган формируется главой местного самоуправления
самостоятельно; формируется главой с согласия представительного органа; в
части назначения главных должностных лиц формируется с согласия
представительного органа, в остальной части - главой местного
самоуправления самостоятельно.
5. По месту главы в структуре органов местного самоуправления: глава
возглавляет местную администрацию; глава возглавляет представительный
орган местного самоуправления; глава возглавляет и представительный и
исполнительный орган.
6. По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и
представительным органом :
. участие главы местного самоуправления в работе представительного органа
местного самоуправления: глава организует работу представительного органа
местного самоуправления без права решающего голоса; глава участвует в
работе представительного органа местного самоуправления с правом
решающего голоса ( возможно не по всему кругу вопросов, отнесенному к
компетенции представительного органа).
. право отлагательного вето: глава имеет право отлагательного вето на
решения представительного органа местного самоуправления; глава не имеет
право отлагательного вето на решения представительного органа местного
самоуправления.
9. По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и
исполнительным органом : глава лично руководит деятельностью
исполнительного органа; глава осуществляет общее руководство, а
оперативное управление осуществляет назначенный (нанятый на контрактной
основе) руководитель (управляющий) администрации; глава не участвует в
деятельности исполнительного органа, а местная администрация
возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем
(управляющим) администрации.
В связи с фактическим ростом числа жителей поселений и невозможностью
осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями,
возникла потребность в ведении представительства. Появилось понятие
представительного органа. Представительный орган местного самоуправления -
это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы
населения соответствующей территории. В действующем законодательстве
закрепляется два критерия представительного органа : избрание
непосредственно населением на основании всеобщего, равного прямого
избирательного права при тайном голосовании; представление интересов
жителей соответствующей территории.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ” численный состав
представительного органа местного самоуправления определяется уставом
муниципального образования. Численность представительного органа зависит от
размеров муниципального образования, исторических, региональных,
национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов. Как правило,
численность представительного органа колеблется в пределах 15 - 30
депутатов.
Наименования представительного органа местного самоуправления также
различные. Встречаются думы, муниципальные советы, советы, собрания,
собрания представителей, представительные органы, земские собрания и др.
[62]
В исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находятся (ст. 15 Федерального закона):
. принятие общеобязательных правил по предметам ведение муниципального
образования, предусмотренных уставом;
. утверждение местного бюджета и отчета и его исполнения;
. принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
. установление местных налогов и сборов;
. установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных
образований.
Как мы выше отмечали, полномочия представительных органов определяется
уставами муниципальных образований. И в них дополнительно закрепляются
следующие полномочия представительного органа : назначение даты выборов
главы муниципального образования; принятие устава, внесение в него
изменений и дополнений; передача отдельных полномочий местного
самоуправления органам государственной власти и территориального
общественного самоуправления; утверждение структуры местной администрации;
Выражение недоверия главе; досрочное прекращение полномочий депутатов;
назначение местного референдума; учреждение средств массовой информации;
учреждение почетных званий, наград; принятие решений о наименовании и
переименование площадей, улиц, переулков, парков, расположенных на
территории муниципального образования; другие полномочия.
Способы формирования представительных органов местного самоуправления,
их связь с населением может быть различная. Политологи выделяют ряд
концепций, характеризующих роль депутата, его связь с представительным
органом и избирателями: [63]
1. Депутат представляет в представительном органе свою партию; он защищает
ее политическую программу, на основе которой был избран и разъясняет ее.
2. Депутат защищает наказ (мандат), полученный от избирателей; он
представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и
его программу, сформулированные ими наказы.
3. Депутат представляет в представительном органе и тех избирателей своего
округа, которые голосовали против него или воздержались; он защищает
общие экономические, социальные, политические интересы округа.
4. Депутат в своей деятельности руководствуется только Законами и Совестью;
после избрания связь с избирателями отсутствует
Поэтому, характеризуя выборный орган местного самоуправления,
необходимо рассмотреть вопрос о разновидности мандата, получаемого
депутатом, т.к. роль и место депутат зависит от того, какой мандат он
получит - свободный или императивный. [64] Сущность императивного
заключается в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный
же мандат представляет возможность депутату действовать по своему
усмотрению.
В настоящее время на федеральном уровне депутаты получают свободный
мандат. На наш взгляд на местном уровне целесообразно введение некоторых
элементов императивного мандата, например, института отзыва. В целом
вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, так как:
1. Императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей,
но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых
участвует их депутат.
2. Выражая свою волю, давая назад, избиратели могут не располагать
сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на
формирование общественного мнения ( например, о наличии денежных или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|