Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов
ГДН - Национальной дирекцией налоговых расследований, Дирекцией внутренних
и международных налоговых проверок, а также Национальной дирекцией контроля
персональных доходов.
В тех случаях, когда происходит умышленное уклонение от налогов
законодательством Франции предусматриваются санкции в виде лишения свободы
на срок до 5 лет и налагается штраф до 500 000 франков[28].
В ходе налоговой проверки при выявлении фактов уклонения дело
налогоплательщика передается на рассмотрение специальной комиссии по
нарушениям налогового законодательства при Генеральной дирекции налогов.
Именно она оценивает характер нарушения и обращается в Генеральную
прокуратуру республики с предложением о возбуждении уголовного дела. В
среднем за год возбуждается около 500 таких дел [29].
Социальная защищенность и высокий уровень благосостояния граждан
Германии объясняется во многом разумной и рациональной политикой, которая
проводится министерством финансов Германии и министерствами финансов ее
земель. Руководство ведомствами по финансам, налогам, розыскам и т.д.
сосредоточенно в федеральном министерстве. В Германии имеются
межрегиональные организационные подразделения: налоговый уголовный розыск и
налоговый отдел прокуратуры.
Ещё в 1922 году начала функционировать налоговая проверочная полиция
Германии. Наименование “налоговый розыск” (“Штойфа”) официально введено в
1934 году приказом имперского министерства. Единой организации налогового
сыска в Германии на данный момент не существует. Немецкие земли, каждая в
соответствии со своими законодательствами создали собственные структуры.
Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная
полиция: сотрудники “Штойфы” имеют право на проведение обысков, личный
осмотр, на работу с документами, на задержание подозреваемых лиц. Однако,
сотрудники налогового розыска не имеют права носить оружие.
Из всех европейских стран Германия выделяется особой строгостью
наказания за нарушение налогового законодательства: штрафы, повторные
штрафы, лишение свободы на срок до 10 лет[30].
Есть налоговая полиция и в Италии. В конституции Италии заложены
важнейшие принципы налогообложения страны, в которой говорится, что
исполнительные органы не имеют право устанавливать налоги, вносить
изменения в порядок их установления и взимания. Как высшему органу
законодательной власти, парламенту Итальянской республики, целиком
принадлежит это право.
Контроль за налогообложением физических и юридических лиц в Италии,
осуществляет финансовая гвардия. Финансовая гвардия - это
правоохранительная структура, начинающая свою историю с восемнадцатого
века. Создавалась финансовая гвардия в 1881 году. Шестую часть Финансовой
гвардии составляет налоговая полиция. Объектом внимания являются
правонарушения и преступления, подрывающие экономику страны. К таким
относятся: контрабанда, и торговля наркотиками, и финансовые махинации, и
уклонение от уплаты налогов.
В состав Финансовой гвардии входит Главное командование, которое в
свою очередь состоит из центрального и регионального командовании.
Центральному командованию, расположенному в Риме, подчиняются три
специализированных подразделения: центральное управление налоговой полиции;
специальное управление валютной полиции; центральное следственное
управление по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики.
Финансовая гвардия выполняет одновременно функции налоговой полиции,
налоговой инспекции, таможенных и пограничных органов.
Основные полномочия финансовой гвардии сформулированы в двух
документах от 1929 и 1937 годов. Нынешняя структура определена законом,
принятым в 1959 году[31].
Итальянская финансовая гвардия сама какие-либо меры по наказанию
применять не уполномочена. В случае обнаружении криминала проводится
расследование и его материалы передаются в прокуратуру. Налоговые
нарушения, не попадающие под разряд преступлений, передаются налоговой
службе, а она соответственно применяет административные взыскания,
например, штрафы, которые в 2-4 раза превышают сумму неуплаченного налога.
В Японии обложением и взиманием национальных налогов и сборов
занимается Национальное налоговое управление. Совещательная группа
Национального налогового управления Японии, отвечающая за проведение
налоговых консультаций и рассмотрения жалоб налогоплательщиков, в 1970 году
преобразована в Национальный налоговый суд. С 1986 года в районных
налоговых управлениях Японии введены должности особых следователей,
расследующих правонарушения связанные с уклонением от уплаты налогов.
Швеция не имеет своей отдельной службы налоговой полиции. Ее основные
функции выполняют подразделения Главного полицейского управления. По словам
шведских специалистов, в будущем возможно формирование самостоятельной
налоговой полиции, а также полагают, в частности, необходимым создание
особого учебного заведения для подготовки кадров, аналогичного Академии
налоговой полиции ФСНП России. Исходя из того, что в стране традиционно
высок уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины, законопослушности
граждан, для устранения мелких правонарушений зачастую достаточно бывает
провести профилактическую беседу с нарушителем. На специальных курсах
полицейские ведущие подобную работу получают необходимую экономическую и
правовую подготовку.
В компетенцию Службы финансовой разведки (СФР) в составе Главного
полицейского управления Швеции входит расследование серьезных налоговых
правонарушений и преступлений. Речь идет, прежде всего, о разного рода
финансовых аферах, в которых замешаны фирмы, концерны, иностранный капитал.
Первоначально полицейские осуществляют лишь оперативные мероприятия. После
сбора необходимых доказательных материалов, СФР предоставляет их прокурору,
после чего, в случае признания их убедительными, получают право провести
предварительное следствие в полном правовом и оперативном объеме. В число
используемых при этом мер входят изучение корреспонденции подозреваемого,
прослушивание телефонных переговоров, получение исчерпывающей банковской
информации о “клиенте”. К слову говоря, в 1993 году Служба финансовой
разведки была создана именно по инициативе шведских банков, которые кровно
заинтересованы в предотвращении проникновения организованной преступности в
финансовую жизнь страны[32].
Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых.
Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер – министры, и кумиры
нации.
4.2. Взаимодействие Федеральных органов налоговой полиции РФ с
правоохранительными органами иностранных государств
Развитие экономических, политических, культурных связей государств и
наряду с этим разрастающаяся и не признающая границ преступность объективно
ведут к установлению межгосударственных конфликтов в сфере правовых
отношений, включая борьбу с преступностью, в том числе с налоговыми
преступлениями.
Экономическая преступность за рубежом, уже давно стала организованной.
Следует признать, что таковой она фактически является и в России. Наиболее
криминализованы те виды хозяйственной деятельности, где себестоимость
продукции низкая, а уровень налогообложения высокий, и в случае ухода от
налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким
областям деятельности можно отнести производство и реализацию этилового
спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт
автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в
кредитно-финансовой сфере и некоторые другие.
Значительны масштабы налоговой преступности и во внешнеторговой сфере.
По словам первого заместителя директора ФСНП РФ Владимира Авдийского “По
оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей
находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого
числа доля “грязных” денег составляет, 30-40 процентов. Сегодня для нас
вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но
и не признает границ”[33].
Существующие сегодня методики взаимодействия с правоохранительными
органами ряда иностранных государств, позволяют успешно проводить
мероприятия, выходящие за рамки информационного обмена (контролируемые
поставки, совместные расследования, проведение одновременных проверок,
присутствие при исполнении международных следственных поручений и т.д.).
Более 40 тыс. российских предприятий и организаций сейчас имеют выход
на внешний рынок, из них более 25 тыс. осуществляют совместную
хозяйственную деятельность с иностранными фирмами, как на территории
Российской Федерации, так и за рубежом. По преступлениям носящий
международный характер, возбуждено 87 уголовных дела, 65 дел - в отношении
иностранных граждан и лиц без гражданства. Привлечено к административной
ответственности более 300 иностранцев и лиц без гражданства”[34].
Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации заключен 21
договор с правоохранительными органами зарубежных стран, в соответствии, с
которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудничество. Ведется
подготовка к заключению договоров с правоохранительными органами Италии,
Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре 1999 года создан
Координационный совет руководителей органов налоговых расследований
государств-участников СНГ.
Одним из важнейших этапов развития международного сотрудничества стало
участие ФСНП России в конференции “Россия-ЕС”, которая состоялась в
Хельсинки в декабре 1999г. В процессе работы этой конференции проведены
консультации о совместной работе с представителями ЕВРОПОЛА - новой
европейской организации, подобной Интерполу. С ней достигнута
предварительная договоренность о подписании меморандума о взаимопонимании.
Также были полезные консультации с координационной службой Комиссии
европейских сообществ по противодействию мошенничествам и подделкам,
которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной
службой налоговой полиции России меморандум о широкомасштабном
взаимодействии. Проведены переговоры с таможенной службой Финляндии о
проведении ряда совместных действий[35].
Хорошие рабочие контакты складываются с ФБР и Службой внутренних
доходов Министерства финансов США, Королевской конной полицией и Службой
внутренних доходов Канады, криминальной полицией Германии,
правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля,
Словакии, Польши и других стран.
В результате сотрудничества с правоохранительными органами США сейчас
ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на
американской территории более миллиона незаконных, долларов. В активной
разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7
тысяч подставных фирм для российских граждан. Расследуется деятельность
одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного
российского закона, готовится его арест американскими властями.
Взаимное сотрудничество Управления федеральной службы налоговой
полиции по Новгородской области с правоохранительными органами зарубежных
стран было заложено в Санкт-Петербурге в 1995 году на встрече-семинаре с
представителями Службы внутренних доходов США. В ходе этого семинара были
разработаны планы совместной работы, осуществлен обмен опытом. После чего,
в Москве было создано специальное управление по организации взаимодействия
с зарубежными правоохранительными органами и вся работа в региональных
отделениях налоговой полиции проводится через это управление.
В Управлении федеральной службы налоговой полиции по Новгородской
области существуют хорошо налаженные контакты с правоохранительными
органами стран Скандинавии и Прибалтики. В 2001 году направлено 27 запросов
и получено 25 ответов по этим запросам, было возбуждено 4 уголовных дела.
Доначислено в бюджет 1734329 рублей из них возмещено 724525 руб., выявлено
нарушений валютного законодательства на сумму 5205621 руб.
Федеральные органы налоговой полиции при посредничестве с НЦБ
Интерпола в России организуют реализацию решений и рекомендаций руководящих
органов Интерпола – Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета,
касающихся борьбы с уголовной преступностью и распространения
положительного опыта. При посредничестве НЦБ Интерпола они могут получать
информацию Интерпола и НЦБ Интерпола стран – участниц относительно способов
совершения преступлений и наиболее эффективных методов борьбы с
организованной в международных масштабах преступностью, преступлениями
против собственности, экономико - финансовыми преступлениями,
мошенничеством, подделками, подлогами, фальшивомонетничеством, общими
экономическими преступлениями. Практическое значение могут иметь
рекомендации Интерпола по вопросам правового регулирования борьбы с
отдельными видами преступлений в национальном и международном праве.
Глава 5. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской
Федерации и Новгородской области в настоящее время
5.1. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской
Федерации
Как известно налоговая полиция это, прежде всего правоохранительный
орган, ответственный за организацию борьбы с экономическими преступлениями
налоговой направленности. Основная задача налоговой полиции - активизация
борьбы с налоговыми правонарушениями и, как результат, - увеличение
возбужденных уголовных дел на основе выявленных налоговых нарушений[36].
Сегодня можно смело сказать, что общая сумма возмещенного ущерба по
сравнению с прошлым годом увеличилась в 3 раза и составила свыше 107 млрд.
рублей. Из них 27 млрд. рублей – по оконченным уголовным делам, что в 2
раза больше, чем в 2000г. В минувшем году возбуждено свыше 36 тыс.
уголовных дел. Окончено производством около 33 тыс. уголовных дел. Сумма
установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила
около 33 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше уровня 2000 года.[37]
(Приложение 3)
В прошедшем году была значительно укреплена правовая база деятельности
налоговой полиции, что способствует росту основных показателей в раскрытии
преступлений.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
утверждено новое Положение о ФСНП России. Приняты поправки к Налоговому
кодексу, которые закрепляют за налоговой полицией право проведения в ходе
осуществления правоохранительной деятельности проверок соблюдения
налогового законодательства. Расширены полномочия федеральных органов
налоговой полиции в части проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Большое внимание уделяется регулярному поступлению дополнительных
средств в государственные и внебюджетные фонды. Например, сумма
задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, погашенной в
результате деятельности органов налоговой полиции, составила 4,54 млрд.
рублей.
Федеральными органами налоговой полиции раскрыто более 35 % от общего
по стране количества совершенных преступлений экономической направленности
в крупных и особо крупных размерах, следствие по которым обязательно. При
этом темпы роста эффективности этой работы превысили средне - российские
почти в 8 раз.
Тесное взаимодействие налоговой полиции с другими правоохранительными
органами (прежде всего МВД, ФСБ и ГТК) дает свои результаты. Совместно
проведено 240,2 тыс. мероприятий, по результатам которых органами налоговой
полиции зарегистрировано 12 тыс. материалов налоговых преступлений,
возбуждено 2963 уголовных дела.
В 2000 году федеральные органы налоговой полиции провели комплексную
проверку юридических и физических лиц, подозревавшихся в причастности к
деятельности преступных сообществ, экстремистских и террористических
формирований. Проведено более 900 проверок юридических и физических лиц,
возбуждено и принято к производству свыше 620 уголовных дел, большая часть
которых - по “налоговым” статьям Уголовного кодекса.
Рост активности налоговых органов и органов налоговой полиции по
защите экономических интересов государства продолжает вызывать
противодействие представителей недобросовестных коммерческих структур и
связанных с ними организованных преступных групп. Наряду с открытым
противодействием (умышленное причинение вреда здоровью, прямые угрозы в
адрес сотрудников, шантаж и т.п., всего около 550 фактов) не прекращаются
попытки подкупа сотрудников налоговых органов и органов налоговой полиции,
как в прямой, так и завуалированной форме.
В условиях, когда страну захлестнула волна экономической преступности,
Президент и Правительство Российской Федерации требуют от налоговой полиции
решительных действий.
В настоящее время налоговая полиция держит курс на принципиальное
изменение подхода к своей деятельности, т.е. постепенное превращение ее в
финансовую полицию - мощную структуру, способную осуществлять
правоохранительный контроль за реализацией бюджетной политики государства,
отслеживать движение финансовых потоков, эффективно бороться со всем
спектром экономических преступлений.
Оценивая работу ФСНП РФ в 2001 году, соотнося результаты работы с
основными характеристиками оперативной обстановки, напрашивается вывод, что
решение правоохранительных и правоприменительных задач необходимо поднять
на качественно новый уровень. Прочная правовая база позволит реально
повысить действенность борьбы с налоговой преступностью.
5.2. Статистические данные по результатам работы Управления ФСНП РФ по
Новгородской области за 2001 год
Ежегодно, начиная с 1992года, сотрудники Управления ФСНП РФ по
Новгородской области выявляют десятки налоговых преступлений и
правонарушений, принимая участие в разработке и проведении региональных и
межрегиональных операций, таких как (Лес – Северо - Запад(, (Алкоголь -
2001(, (Табак(, (Феррум( и многих других, в результате которых региональный
бюджет получает недостающие средства. (Приложение 4) Основные направления
работы Управления – выявление преступлений в отраслях: лесной комплекс,
сфера оборота лома и отходов металлов, химическая промышленность,
неправомерное возмещение из бюджета НДС, анонимные структуры, фирмы –
“однодневки”, внешнеэкономическая деятельность. Розыск юридических и
физических лиц, совершивших налоговые преступления и правонарушения.
Социально-экономическая обстановка в Новгородской области в 2001
году, как и в прошедшем году, характеризовалась незначительным увеличением
производства в отдельных отраслях промышленности, ростом взаимных
неплатежей и задолженностей, финансовой нестабильностью, почти незаметным
повышением, по сравнению с 2000 годом покупательской способности населения,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|